Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий




Скачать 157.28 Kb.
НазваниеУчебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий
Дата03.03.2013
Размер157.28 Kb.
ТипПрограмма
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРТСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ имени В.Г. Короленко»


Метрология и качество программного обеспечения




Учебная программа


Глазов 2008


Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий

Дата ______ Протокол №______


Учебная программа

Дисциплина - Метрология и качество программного обеспечения




Специальность: 351500– «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

Составитель – к.т.н., доцент А.Г. Шкляев




© Глазовский государственный педагогический институт, 2008



  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель курса - приобретение студентами знаний, формирование умений и навыков в области метрологии и оценки качества программного обеспечения (ПО).

В результате изучения курса "Метрология и качество программного обеспечения" студент должен знать: основные принципы оценки качества программного обеспечения; уметь изложить основные положения и теории, связанные с оценкой качества программного обеспечения.

Дисциплина относится к блоку дисциплин специальности федерального компонента и изучается в седьмом семестре.

  1. В методическом отношении курс включает лекции, семинарские и лабораторные занятия, выполнение курсовой работы или дипломной работы, а так же самостоятельную работу студентов. После обучения студенты сдают экзамен по курсу.




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студент должен:

  • Изучить основные принципы оценки качества программного обеспечения;

  • Знать основные положения и теории, связанные с оценкой качества программного обеспечения иметь практические навыки работы с ними;

  • Иметь представление о метриках и моделях, применяемых для оценки качества программного обеспечения.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость


100

7

Аудиторные занятия


48




Лекции

20




Семинары

10




Лабораторные работы

18




Самостоятельная работа

52




Контроль самостоятельной

работы


-




Курсовые работы/ВКР

По выбору студента




Вид итогового контроля




зачет и экзамен



4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


№п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практ.

Лабор.

1.

Введение. Основные понятия. Основные определения. Задачи метрологии ПО.


Х


Х




2.

Критерии качества: сложность, корректность, надежность, трудоемкость.

Х

Х

Х


3.

Метрическая теория программ
Понятие программной метрики.

Х

Х

Х


4.

  1. Процедурно-ориентированные метрики, основанные на лексическом анализе, анализе потока управления, взаимодействии системных компонентов.

Х

Х

Х


5.

  1. Модели надежности программного обеспечения.

Х

Х

Х


6.

  1. Оценка сложности и корректности программ

Х

Х

Х



4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


4.2.1. Введение. Основные понятия. Основные определения. Задачи метрологии ПО

Задача количественной оценки качества программного обеспечения; критерии качества: сложность, корректность, надежность, трудоемкость;

Этапы жизненного цикла программы.

4.2.2. Критерии качества ПО

Оценки качества программного обеспечения. Критерии качества: сложность, корректность, надежность, трудоемкость…. ISO 9126.

4.2.3. Метрическая теория программ

Основные понятия метрики: интервальные, порядковые и категорийные шкалы. Способы и алгоритмы вычисления значений. Цели использования метрик: контроль процесса разработки, качества, сложности, управляемости проекта, выявление недостатков. Интервальные метрики. Порядковые и категорийные шкалы.

4.2.4. Процедурно-ориентированные метрики.

Метрики Холстеда: словарь, длина, объем и уровень сложности программы. Цикломатическая сложность МакКейба. Метрика Джилба.

4.2.5. Модели надежности программного обеспечения.

Основные модели, способы и алгоритмы вычисления значений.
Примеры оценки качества программного обеспечения при помощи различных моделей (Шумана, Нельсона, Коркорэна, Мусы и т.п.). Тестирование программ.

4.2.6. Оценка сложности и корректности программ

Инструментальные программные и аппаратные средства измерений и количественной оценки программного обеспечения.

4.3. Рекомендуемый перечень семинарских занятий





  1. 1. Оценки качества программного обеспечения. Критерии качества: сложность, корректность, надежность, трудоемкость. Этапы жизненного цикла ПО.

  2. 2. Понятие программной метрики. Цели использования метрик: контроль процесса разработки, качества, сложности, управляемости проекта, выявление недостатков дизайна. Интервальные метрики. Порядковые и категорийные шкалы. Основные модели, способы и алгоритмы вычисления значений.

  3. 3.Процедурно-ориентированные метрики. Процедурно-ориентированные метрики, основанные на лексическом анализе, анализе потока управления, взаимодействии системных компонентов. Метрики Холстеда: словарь, длина, объем и уровень программы, уравнение работы. Цикломатическая сложность МакКейба.

  4. 4. Модели оценки качества программного обеспечения. Формальные обозначения и терминология. Примеры оценки качества ПО при помощи моделей Шумана, Нельсона, Коркорэна, Мусы…

  5. 5. Оценка сложности и корректности программ. Измерения и оценка сложности программ и программных комплексов на различных этапах жизненного цикла. Корректность программ: формальная, детерминированная, стохастическая, динамическая. Эталоны. Методы измерений и проверки корректности. Надежность программ.



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Основная литература

  1. Благодатских В.А., Волнин В.А., Поскакалов К.Ф. Стандартизация разработки программных продуктов: Учебное пособие для вузов. М.: Финансы. 2005.

  2. Орлов С.А. Технологии разработки программного обеспечения. Разработка сложных программных систем. М., С-Птб. Питер. 2002 (электронный вариант)



дополнительная литература

  1. Тамре Л. Введение в тестирование программного обеспечения. М.: Вильямс. 2003

  2. Карло Гецци, Мехди Джазайери, Дино Мандриоли. Основы инженерии программного обеспечения. С-Птб. БХВ-Петербург. 2005.

  3. Назаров Метрология. Основные понятия и математические модели. Учебное пособие для Вузов. М.: Высшая школа.2002.

  4. Дастин Э. Автоматизированное тестирование программного обеспечения: внедрение, управление и эксплуатация. М.: Лори. 2003.

  5. Липаев.В.В. Анализ и сокращение рисков проектов сложных программных средств. (Управление качеством). М.: Синтез. 2005.

  6. М.Х. Холстед. Начала науки о программах - 1981.

  7. ИСО 9000-3: ИСО 9001 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества, часть 3: Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживанию программного обеспечения. Международная организация стандартов Женева - 1991.

  8. ИСО/МЭК 9126 Информационные технологии. Оценка продукции программного обеспечения. Характеристики качества и инструкции по их применению. Международная организация стандартов Женева - 1991.



Ресурсы интернет

Вопросы к экзамену





  1. Введение. Основные понятия. Задачи метрологии ПО.

  2. Специфические особенности программных средств ВТ. ПС - новый вид товарной продукции.

  3. Модели жизненного цикла программ, каскадная и спиральная. Содержание основных этапов жизненного цикла ПС.

  4. ГОСТ Р ISO МЭК 9126 1993. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению.

  5. Оценки качества программного обеспечения. Критерии качества.

  6. Понятие метрики. Основные направления применения метрик. Обзор наборов метрик.

  7. Понятие шкала метрики. Уровни ранжирования шкалы метрики.

  8. Метрика Джилба.

  9. Метрики Холстеда.

  10. Метрика МакКейба. Цикломатическое число МакКейба.

  11. Оценка надежности и стоимости программного обеспечения по Майерсу.

  12. Общая характеристика методов тестирования. Принципы и методы тестирования ПС.

  13. Ошибки ПС. Причины ошибок в ПС.

  14. Классификация программных ошибок.

  15. Общая характеристика моделей надежности ПС.

  16. Модель Коркорэна.

  17. Модель Миллса.

  18. Модель простая интуитивная.

  19. Модель Муса.

  20. Модель Шумана.

  21. Модель Нельсона.

  22. Факторы влияющие на сбой или отказ ПО. Причины отказов программ.

  23. Методы тестирования программного обеспечения. Основные этапы тестирования.

  24. Метрика уровеня комментированности программ.

  25. Метрика уровня комментированности программ.

  26. Определение уровней ранжирования метрики качества по ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93
  1. Тематика курсовых работ





  1. 1. Основы метрологии программных средств. Роль метрологии в повышении качества программных средств

  2. 2. История русской метрологии XI-XXв.

  3. 3. Метрология и научно-технический прогресс.

  4. 4. Применение метрик в управлении качеством программных средств.

  5. 5. Характеристика показателей качества программных средств.

  6. 6. Методы определения численных значений показателей качества программных средств.

  7. 7. Сложность проектирования и функционирования программных средств.

  8. 8. Оценка структурной сложности программных средств.

  9. 9. Корректность программных средств и методы ее измерения.

  10. 10. Ошибки в программных средствах.

  11. 11. Применение метрики программных средств для обнаружения и устранения ошибок.

  12. 12. Верификация и синтез программ.

  13. 13. Методы испытаний программ на надежность.

  14. 14. Технико-экономические показатели разработки программных средств и их оценка.

  15. 15. Эмпирические модели надежности программных средств.

  16. 16. Динамические модели надежности программных средств.

  17. 17. Статические модели надежности программных средств.

  18. 18. Моделирование и обеспечение надежности в процессе создания программных средств.

  19. 19. Роль сертификации программных средств в повышении их качества и конкурентоспособности.

  20. 20. Нормативное обеспечение сертификации программных средств.

  21. 21. Стандартизация программных средств и ее место в управлении качеством программных средств.

  22. 22. Органы и службы стандартизации в РФ.

  23. 23. Международная стандартизация,ее роль в мировой экономике.




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    • Аудитории и компьютерные классы;

    • Технические и аудиовизуальные средства обучения;

    • Комплекты программных продуктов приобретенных институтом;




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины



7.1. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиториях, компьютерных классах и библиотеке с основной и дополнительной литературой, а также по методическим указаниям и инструкциям. В процессе самостоятельной работы по изучению дисциплины студенты могут выполнять курсовые работы и выпускные квалификационные работы, а также по отдельным темам по поручению преподавателя могут разрабатывать доклады и рефераты. При этом желательно использование компьютера и Интернет ресурсов. Для самостоятельных занятий студентов по темам на лекциях записываются вопросы с указанием литературы.



    1. Организация контроля самостоятельной работы студентов




  1. Материал для проведения контрольного среза в соответствии с содержанием государственного стандарта включает наиболее важные и основополагающие понятия и положения дисциплины и состоит из контрольных вопросов и задач. Причем в задачах отражены наиболее известные модели для вычисления надежности ПО.

  2. При выполнении контрольно-измерительных материалов по данной дисциплине студенты могут пользоваться справочной литературой для поиска и использования в расчетах некоторых табличных и статистических данных, коэффициентов и эмпирических математических выражений.

Для контроля усвояемости материала и контроля самостоятельных занятий ниже представлены конторольно-измерительные материалы. При этом для проведения письменного контрольного среза в течение двух академических часов необходимо выбрать два вопроса и одну задачу.


Вопросы:

  1. Задача количественной оценки качества программного обеспечения.

  2. Понятие программной метрики. Цели использования метрик. Метрики Холстеда.

  3. Аналитические модели определения качества программных средств. Модель Миллса.

  4. Этапы жизненного цикла программных продуктов.

  5. Метрики МакКейба и Джилба.

  6. Критерии оценки качества ПО: сложность, корректность, надежность, трудоемкость.

  7. Оценка качества программного обеспечения по ГОСТ Р ISO 9126.

  8. Факторы влияющие на надежность ПО. Причины отказов программ.

  9. Метрика уровня комментированности программ.

  10. Методы и этапы тестирования программ.


Задачи:

Задача 1.

В процессе тестирования программы 1-я группа нашла 5 ошибок, 2-я группа нашла 2 ошибки, общих ошибок было 2. Определить надёжность по простой интуитивной модели.

Задача 2.

В процессе тестирования программы 1-я группа нашла 35 ошибок, 2-я группа нашла 25 ошибки, общих ошибок было 20. Определить надёжность по простой интуитивной модели.

Задача 3.

В процессе тестирования программы 1-я группа нашла 5 ошибок, 2-я группа нашла 40 ошибок, общих ошибок было 5. Определить надёжность по простой интуитивной модели.

Задача 4

Оттестировать и оценить надёжность по модели Коркорэна. Было проведено 100 испытаний программы. 20 из 100 испытаний прошли безуспешно, а в остальных случаях получились следующие данные:

Тип ошибки

Вероятность появления

Вероятность появления ош. При исп. Ni

1. Ошибки вычисления

0,09

8

2. Логические ошибки

0,26

--

3. Ошибки ввода/вывода

0,17

4

4. Ошибки манипулирования данными

0,2

25

5. Ошибки сопряжения

0,8

25

6. Ошибки определения данных

0,08

3

7. Ошибки в БД

0,16

5

Задача 5


Оттестировать и оценить надёжность по модели Коркорэна. Было проведено 100 испытаний программы. 20 из 100 испытаний прошли безуспешно, а в остальных случаях получились следующие данные:

Тип ошибки

Вероятность появления

Вероятность появления ош. При исп. Ni

1. Ошибки вычисления

0,2

4

2. Логические ошибки

0,26

3

3. Ошибки ввода/вывода

0,17

11

4. Ошибки манипулирования данными

0,9

--

5. Ошибки сопряжения

0,08

3

6. Ошибки определения данных

0,8

5

7. Ошибки в БД

0,16

25



Задача 6.

Оценить надёжность по модели Шумана.

Дано:

Общее число операторов:19000

Оценка осуществляется после 8 прогонов.

Данные:

Tчас 0.5 0.3 0.75 0.1 0.3 0.4 0.3 0.4

Кол-во

ошибок 1 4 2 2 1 2 2 1

Задача 7.

Программа находится в процессе испытаний 15 часов. При этом было выявлено 40 ошибок. Коэффициент сжатия тестов = 6. Первоначальное число ошибок в программе – 90. Заданная наработка на отказ – 4. Количество операторов в программе – 1300.

V = 108; K = 3*10-7;

Найти надёжность по модели Муса?


Задача 8.

Программа находится в процессе испытаний 15 часов. При этом было выявлено 35 ошибок. Коэффициент сжатия тестов = 4. Первоначальное число ошибок в программе – 120. Заданная наработка на отказ – 6. Количество операторов в программе – 1800.

V=1000; К= 0,0000005;

Найти надёжность по модели Муса?


  1. Критерии оценки



При определении требований к оценке среза знаний предлагается руководствоваться следующим:

  • Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные КИМами и выполнивший все три задания.

  • Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплине решивший задачу и давший полный ответ на один из вопросов и сделав небольшие погрешности в ответе на другой вопрос.

  • Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент ответивший на два вопроса или один вопрос и задачу.

  • Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий.

К погрешностям принципиального характера следует отнести:

  • отсутствие фрагментов знаний по содержанию вопросов;

  • слабость навыков анализа по оценке качества ПО;

  • отсутствие четкого понимания содержания и условий применения методов оценки качества ПО;

  • отсутствие системности приобретенных знаний.



  1. Технология обучения по дисциплине «Метрология и качество ПО»


Технология обучения:

1) лекционный курс; 2) семинарские занятия; 3) лабораторные работы; 4) самостоятельная деятельность студентов; 5) диагностика качества знаний.

  1. Изложение лекционного курса традиционное.

  2. Семинарские занятия ведутся по разработанному плану, который предусматривает обсуждение теоретических и практических аспектов работы с метриками и моделями качества ПО.

  3. Лабораторные занятия проходят в компьютерных классах. Студенты выполняются лабораторные работы на компьютере и оформляют отчеты в рабочей тетради.

  4. Самостоятельная деятельность студентов включает изучение теоретического материала, решение практических задач, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ.

  5. Диагностика качества знаний осуществляется в форме зачета и экзамена, а также тестирования остаточных знаний.


Новые формы и методы обучения:

1) средства организации познавательной деятельности; 2) организация самостоятельной работы; 3) ориентация на практическую деятельность; 4) организация научно-исследовательской деятельности студентов; 5) использование новых информационных технологий и вычислительной техники.

  1. Лабораторные занятия проводятся на базе компьютерного класса стандартной конфигурации, оснащенного IBM-совместимыми компьютерами с процессорами типа Celeron.

  2. Студенты изучают материал лекций. Они должны знать термины и положения, уметь самостоятельно решать типовые задачи, изучить литературу, рекомендованную в плане семинарских занятий. После изучения дисциплины студент должен знать основные метрики и модели, применяемые для оценки качества программного обеспечения. Основную нормативную документацию по оценке качества ПО.

  3. На лабораторных занятиях студенты работают с компьютером под руководством преподавателя. После выполнения лабораторных работ у каждого студента остается отчет и электронный носитель информации, в которых приведены результаты выполнения лабораторных работ. Учебный материал курса играет важную роль в формировании научного мировоззрения в области определения качества ПО будущего математика-программиста.

4. Студенты выполняют домашние индивидуальные работы (курсовые и выпускные квалификационные работы), представляя их в последующем преподавателю для проверки в соответствии с графиком выполнения.

5. При изучении курса используются электронные версии методических материалов, выставленные на сайте института по адресу «Мой компьютер»\ houm на «белка» (U:\).

Похожие:

Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Биология» по профилю «биотехнология» Утверждена на заседании ученого совета биолого-почвенного факультета кфу
Биотехнология как наука. Краткая история биотехнологии. Роль и место биотехнологии в системе естественных наук. Биотехнология – перспективы...
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению
Выписка из протокола заседания Ученого совета факультета информационных технологий №9 от 22. 05. 08
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconПрограмма вступительного экзамена по специальности научных работников 13. 00. 02 «Теория и методика обучения (по областям и уровням образования)»
Утверждена на заседании Ученого совета математико-механического факультета спбГУ, протокол №5 от 10. 05. 2012 г
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий icon2007 Программа утверждена на заседании Учёного Совета факультета социологии, экономики и права 18 декабря 2006 г протокол №6
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений российской федерации по педагогическому образованию
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconГосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города москвы «московский городской педагогический университет» Гуманитарный факультет Кафедра английской филологии
Учебная программа обсуждена и утверждена на заседании Ученого совета сф гоу впо мгпу, протокол №01 от 30. 08. 07
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconФизический факультет Программа утверждена на заседании Учёного совета физического факультета
Химическая связь и валентность. Типы сил связи в конденсированном состоянии: ван-дер-ваальсова связь, ионная связь, ковалентная связь,...
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconКлюев А. С., Кочетов Е. А., Кочетков А. Е. Под ред. А. С. Клюева. 2-е изд
Программа утверждена на заседании кафедры управления и информатики в технических системах факультета информационных систем и технологий...
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconФинансово-экономический институт рабочая учебная
Рабочая учебная программа утверждена на заседании Научно-методического совета взфэи
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconОбразовательная программа по курсу: «Основы квантовой теории информации» магистерская программа
Программа утверждена Решением Ученого Совета (Факультет инноваций и высоких технологий)
Учебная программа Глазов 2008 Утверждена на заседании Ученого Совета факультета социальных и информационных технологий iconОбразовательная программа по курсу: «Вероятностный анализ безопасности и рисков» магистерская программа
Программа утверждена Решением Ученого Совета (Факультет инноваций и высоких технологий)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница