Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик»




НазваниеОбразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик»
страница1/7
Дата02.03.2013
Размер1.14 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
Утверждаю:______________

Заведующая МДОУ детский сад № 7

«Золотой ключик»

_____________ Н.А.Вахрушева


Образовательная программа

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 7 «Золотой ключик»


Принята на педсовете

Протокол № 2 от 07.09.2011


г. Ветлуга , 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Пояснительная записка ________________________________стр. 3-15

2.Организация режима пребывания _______________________стр.16-28

3.Содержание психолого-педагогической работы ___________ стр.29-40

4.Содержание коррекционной работы _____________________стр.41-44

5.Итоговые результаты освоения детьми общеобразовательной

Программы ___________________________________________стр.44-46

6.Система мониторинга достижений детьми планируемых

результатов____________________________________________ стр.46-47

7. Условия реализации Образовательной программы ДОУ ____стр. 47-69

8.Литература _______________________________________ стр. 70

9.Приложения_______________________________________________


1.Пояснительная записка.

Образовательная программа МДОУ детский сад №7 «Золотой ключик» является обязательным нормативным документом и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

МДОУ размещено в 2-х этажном типовом здании.

Количество групп – 6

Вторая группа раннего возраста с 1 до 2 лет – 20 детей

1 младшая группа с 2 до 3 лет – 21 ребёнок

2 младшая группа с 3 до 4 лет – 20 детей

2 младшая группа с 3 до 4 лет – 20 детей

средняя группа с 4 до 5 лет – 20 детей

старшая группа с 5 до 6 лет – 20 детей


МДОУ полностью укомплектовано штатами.

Педагогический коллектив состоит из:

- заведующей

- старшего воспитателя

- специалистов: музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, учитель- логопед

- воспитателей


1.1Возрастные особенности детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

От 1 до 2 лет


Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Продол­жается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мы­шечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полуто­ра лет составляв* 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто па­дает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несо­вершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребен­ку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через неболь­шие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая поход­ка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, мед­ленно кружатся на месте.

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малы­шей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движе­ния и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8-10).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают дейст­вия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), стро­ительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, миш­ки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу за­бор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Де­ти начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К кон-цу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении периода дошкольного детства.

Второй год жизни —период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее , чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежне­му опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и| состояний.

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения.

0т 2до 3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взросло­го; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведе­ния, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов дей­ствия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия, развивает произвольность.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает разви­ваться понимание речи. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает по­нимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются

с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине треть­его года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребе­нок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.


От 3 до 4 лет

В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «я сам». Ребёнок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3 лет.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков,

хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребёнок четвёртого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.

Дети 3—4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерётся»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребёнку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому.

Нарушивший же правило ребёнок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.

У нормально развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.

К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Если перед

ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет три-четыре цвета по названию и два-три из них самостоятельно назовёт. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может ещё

путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Возраст 3—4 лет

также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).

В этом возрасте ребёнок ещё плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10—15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается.

Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребёнок из пяти — семи специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух-

трёх). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребёнок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами,

создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух–трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят

мальчиков.

В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребёнок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием

вместе со взрослыми рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т. е. соотносит картинку и прочитанный текст.

Ребёнок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и

синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.).

Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Он может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме).

От 4 до 5 лет

Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе

убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии

наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом,

поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днём рождения, элементы группового жаргона и т. п.

Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Развивается моторика дошкольников. Так, в 4—5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее трёх-

четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе); нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником). Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве.

К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы).

Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.

Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д.

Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Воображение помогает ребёнку познавать окружающий мир, переходить от известного к неизвестному. Однако образы у ребёнка 4—5 лет разрозненны и

зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения. Детские сочинения ещё нельзя считать проявлением продуктивного воображения, так как они в основном не имеют еще определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Элементы же продуктивного воображения начинают лишь складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной

выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте)

От 5 до 6 лет

Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5—6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Несмотря на то что, как и в 4—5 лет, дети в большинстве случаев используют в речи слова-оценки хороший — плохой, добрый — злой, они значительно чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий — вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми

общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям.

Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. В 5—6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества,

особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила.

При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная).

Игровые действия становятся разнообразными.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло- красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются

геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. Если предложить

ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все ещё не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и

заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средст. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может

читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.

Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

Трудовая деятельность. В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно.

Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.

1.2.Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения являются познавательно-речевое и музыкальное развитие

Задачи: построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников педпроцесса, обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый более высокий усовершенствованный уровень работы по познавательно- речевому и музыкальному развитию детей с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей.


1.3.Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в МДОУ.


Цель: создание условий обеспечивающих всестороннее развитие личности ребенка, усовершенствование модели воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей комплексное познавательно-речевое и музыкальное развитие детей с высокоразвитой организацией методической службы, способной качественно управлять педагогическим процессом, и обеспечивать на базе ДОУ и через работу ДОУ решение вопросов улучшения качества познавательно- речевого и музыкального развития.

Задачи:


- обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учётом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду


- развитие активной речи детей через проектную деятельность


- формирование и развитие творчества детей средствами музыкальной и изобразительной деятельности


- развитие инновационного потенциала педагогов


1.4.Особенности осуществления образовательного процесса;


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Виды деятельности и области знаний

детей

Формы организации детской деятельности

Ответственные

В основном образовании

В дополнительном образовании



Физическое развитие

1.Физическое развитие и здоровье

2.Основы безопасной жизнедеятельности

-физкультурные занятия (различные типы занятий),

-утренняя гимнастика,

-физкультурные досуги,

-спортивные праздники,

-спортивные игры и упражнения,

-подвижные игры





воспитатели




Познавательное развитие

1.Речевая деятельность

2.Конструктивная деятельность

3.Развитие элементарных математических представлений

4.Развитие естественно-научных представлений

5.Экологическая культура

Занятия по:

-развитие речи;

-ознакомление с окружающим миром;

-ознакомление с художественной литературой;

-формированию элементарных математических представлений;

-опытническо-экспериментальная деятельность;

- дидактические

игры;

-экскурсии;

-экологические акции;

-участие в выставках;

-прогулки;

-наблюдения



Кружок по театрально-речевой деятельности:

-ознакомление с художественной литературой;

- дидактические игры;

-экскурсии;

Тренинги, игры-драматизации



Воспитатели,

руководитель театрально-речевого кружка




Социально-нравственное развитие

1.Игровая деятельность

2.Представление о человеке в истории и культуре

-организованная и самостоятельная игровая деятельность детей;

-беседы;

-занятия;

-труд;

-экскурсии


Кружок словесного творчества

-ознакомление с художественной литературой;

- дидактические игры;

-экскурсии;



Воспитатели,

руководитель кружка словесного творчества




Художественно-эстетическое развитие

1.Музыкальная деятельность

2.Изобразительная деятельность

3.Театрализованная деятельность

-музыкальные занятия;

-праздники;

-музыкальные развлечения;

-самостоятельная музыкально-театрализованная деятельность;

-занятия по изобразительной деятельности;


Кружок «Звонкие молоточки»,


Кружок «Художник»


Кружок «Реченька»

Музыкальный руководитель, воспитатели, руководители кружков




Познавательное развитие дошкольников






Развитие мышления, памяти и внимание

Развитие творчества

Формирование специальных способов ориентации



Различные виды

деятельности

Конструктивное творчество



Вопросы детей

Театрально-речевое творчество (развитие речевой интонационной выразительности, театрализованные игры.)

Экспериментирование с природным материалом



Развивающие игры


Использование схем, символов , знаков

1.5.Принципы и подходы к формированию Программы

Образовательная программа ДОУ соответствует определенным принципам:

1. принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2. сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)

3. критериям полноты, необходимости и достаточности

4. принципу единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5. принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6. комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса

Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении:

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ детский сад №7(проектирование воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении) , которые обеспечивают достижение запланированных результатов совместной деятельности:

- режим дня;

- сетка занятий;

-система работы по познавательно-речевому развитию

-система физкультурно-оздоровительной работы: диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, организация рационального питания, система закаливающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий, двигательный режим;

-система работы по музыкальной деятельности

- формы организации образовательного процесса по ведущим линиям развития ребенка;

-модели воспитательно-образовательного процесса на год, месяц, день

- содержание дополнительного образования

-РЕЖИМ ДНЯ

соответствует гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса и предусматривает:

*четкую ориентацию на возрастные особенности детей;

*опору на индивидуальные физиологические и психические возможности воспитанников, что проявляется в целесообразном соотношении четкого и подвижного распределения времени в режиме дня;

*выделение достаточного количества времени для сна и прогулки, строгое соблюдение интервалов между приемами пищи;

*наличие целесообразного соотношения организованной взрослыми и самостоятельной деятельности детей


Учебный план
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconПрограмма развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детского сада №5 «Золотой ключик»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №5 «Золотой ключик»
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconПаспорт программы наименование Программы Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного бюджетного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №56 «Северяночка» Основание для разработки программы
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного бюджетного образовательного учреждения детского сада компенсирующего...
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» icon1 Настоящий Устав регламентирует деятельность Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №45 далее по тексту
Настоящий Устав регламентирует деятельность Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №45...
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconПриказ №135 от 11. 05. 2012 г. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего...
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconОбразовательная программа (проект) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №16 комбинированного вида
Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных особенностей
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения
Мурманска детского сада комбинированного вида №15 разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре...
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconПрограмма дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Колосок»

Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №44 г. Липецка
Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик» iconДоклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница