Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика»




НазваниеКнига предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика»
страница1/12
Дата02.03.2013
Размер1.54 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ББК 32.973.233я7

УДК 681.3(075) С37


Рецензенты:

Кафедра САПР Московского государственного технического университета

им. Н. Э. Баумана Калин С. В., генеральный директор ЗАО «Открытые технологии '98»


С37 Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с.: ил.


ISBN 5-94723-752-0


В учебнике рассмотрены основные категории аппаратных и программных средств вы­числительной техники. Указаны базовые принципы построения архитектур вычислительных систем. Обеспечено методическое обоснование процессов взаимодействия информации, данных и методов. Приведены эффективные приемы работы с распространенными программными про­дуктами. Рассмотрены основные средства, приемы и методы программирования.

Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика», для преподавательского состава, для слуша­телей военных учебных заведений, учреждений системы повышения квалификации и для лиц, изучающих средства вычислительной техники самостоятельно.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших технических учебных заведений.


ББК 32.973.233я7

УДК 681.3(075)


Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не нее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.


© С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, В. И. Мураховский, С. И. Бобровский 2003 ISBN 5-94723-752-0 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2003


Содержание


Введение

Глава 1. Информация и информатика

1.1. Информация в материальном мире

1.2. Данные

1.3. Файлы и файловая структура

1.4. Информатика

Подведение итогов

Вопросы для самоконтроля

Глава 2. Вычислительная техника

2.1. История развития средств вычислительной техники

2.2. Методы классификации компьютеров

2.3. Состав вычислительной системы

Подведение итогов

Вопросы для самоконтроля

Глава 3. Устройство персонального компьютера

3.1. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера

3.2. Внутренние устройства системного блока

3.3. Системы, расположенные на материнской плате

3.4. Периферийные устройства персонального компьютера

Практическое занятие

Глава 4. Функции операционных систем персональных компьютеров

4.1. Обеспечение интерфейса пользователя

4.2. Обеспечение автоматического запуска

4.3. Организация файловой системы

4.4. Обслуживание файловой структуры

4.5. Управление установкой, исполнением и удалением приложений

4.6. Взаимодействие с аппаратным обеспечением

4.7. Обслуживание компьютера

4.8. Прочие функции операционных систем

Подведение итогов

Вопросы для самоконтроля

Глава 5. Основы работы с операционной системой Windows XP

5.1. Основные объекты и приемы управления Windows

5.2. Файлы и папки Windows

5.3. Операции с файловой структурой

5.4. Использование Главного меню

5.5. Установка и удаление приложений Windows

5.6. Установка оборудования

Практическое занятие

Исследовательская работа

Глава 6. Настройка операционной системы Windows XP

- 6.1. Настройка средств ввода-вывода данных

6.2. Настройка элементов оформления Windows XP

6.3. Настройка элементов управления Windows XP

6.4. Настройка средств автоматизации Windows XP

6.5. Настройка шрифтов

6.6. Прочие настройки Windows XP

6.7. Справочная система Windows XP

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Глава 7. Стандартные приложения Windows XP

7.1. Стандартные прикладные программы

7.2. Принципы внедрения и связывания объектов

7.3. Служебные приложения Windows XP

7.4. Стандартные средства мультимедиа

Практическое занятие

Глава 8. Компьютерные сети, Интернет, компьютерная безопасность

8.1. Компьютерные сети

8.2. Интернет. Основные понятия

8.3. Подключение к Интернету

8.4. Вопросы компьютерной безопасности

Практическое занятие

Глава 9. Получение информации из Интернета

9.1. Основные понятия World Wide Web

9.2. Работа с программой Internet Explorer 6.0

9.3. Поиск информации в World Wide Web

9.4. Отправка и получение сообщений

Практическое занятие

Глава 10. Создание простых текстовых документов

10.1. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word

10.2. Приемы работы с текстами в процессоре Microsoft Word

10.3. Приемы и средства автоматизации разработки документов

Практическое занятие

Глава 11. Создание комплексных текстовых документов

11.1. Приемы управления объектами Microsoft Word

11.2. Ввод формул

11.3. Работа с таблицами

11.4. Работа с диаграммами

11.5. Работа с графическими объектами

Практическое занятие

Глава 12. Обработка данных средствами электронных таблиц

12.1. Основные понятия электронных таблиц

12.2. Содержание электронной таблицы

12.3. Печать документов Excel

12.4. Применение электронных таблиц для расчетов

12.5. Построение диаграмм и графиков

Практическое занятие

Глава 13. Работа с базами данных

13.1. Основные понятия баз данных

13.2. Формирование баз данных

13.3. Работа с СУБД Microsoft Access 2002

Практическое занятие

Глава 14. Приемы и методы работы со сжатыми данными

14.1. Теоретические основы сжатия данных

14.2. Программные средства сжатия данных

14.3. Программные средства уплотнения носителей

Практическое занятие

Исследовательская работа

Глава 15. Введение в компьютерную графику

15.1. Основы представления графических данных

15.2. Представление графических данных

Практическое занятие

15.3. Средства для работы с растровой графикой

15.4. Средства для работы с векторной графикой

Практическое занятие

Исследовательская работа

Практическое занятие

Исследовательская работа

Глава 16. Векторный редактор CorelDraw

16.1. Особенности CorelDraw

16.2. Элементы управления

16.3. Рисование графики

16.4. Заполнение объектов

16.5. Операции с текстом

16.6. Изменение формы объектов

16.7. Операции с группами

Пример. Рисование топографической карты

Практическое занятие

Глава 17. Автоматизация обработки документов

17.1. Преобразование документов в электронную форму

Практическое занятие

17.2. Автоматизированный перевод документов

Практическое занятие

Глава 18. Средства автоматизации научно-исследовательских работ

18.1. Компьютер как инструмент научной работы

18.2. Приемы работы с системой Mathcad

Практическое занятие

Глава 19. Публикация Web-документов

19.1. Создание Web-документов

19.2. Применение языка HTML

19.3. Работа в редакторе FrontPage

19.4. Публикация Web-документов

Практическое занятие

Исследовательская работа

Глава 20. Основы программирования 568

20.1. Языки программирования

20.2. Системы программирования

20.3. Алгоритмическое (модульное) программирование

20.4. Структурное программирование

20.5. Объектно-ориентированное программирование

20.6. Проектирование программ

20.7. Пример на Бейсике. Разведение кроликов

20.8. Пример на Паскале. Раскрашивание круга

20.9. Пример на Си++. Рисование графиков

Рекомендуемая литература


Введение


Коренное отличие информатики от других технических дисциплин, изучаемых в высшей школе, состоит в том, что ее предмет изучения меняется ускоренными тем­пами. Сегодня количество компьютеров в мире превышает 500 миллионов единиц, при этом каждая вычислительная система по-своему уникальна. Найти две системы с одинаковыми аппаратными и программными конфигурациями весьма сложно, и потому для эффективной эксплуатации вычислительной техники от специалистов требуется достаточно широкий уровень знаний и практических навыков.

Вместе с тем, в количественном отношении темп численного роста вычислитель­ных систем заметно превышает темп подготовки специалистов, способных эффек­тивно работать с ними. При этом в среднем один раз в полтора года удваиваются основные технические параметры аппаратных средств, один раз в два-три года меняются поколения программного обеспечения и один раз в пять-семь лет меня­ется база стандартов, интерфейсов и протоколов.

Таким образом, кардинальным отличием информатики от других технических дисциплин является тот факт, что ее предметная область изменяется чрезвычайно динамично. Все, кто причастен к преподаванию информатики в высшей школе, хорошо знают, как часто приходится менять содержание учебных планов, рабочих программ, учебно-методической документации. Далеко не всегда удается обеспе­чить соответствие материально-технической базы учебного процесса текущему состоянию предметной области. И даже своевременное реагирование на научно-технические достижения не всегда позволяет обеспечить уровень знаний и навы­ков выпускника, адекватный потребностям сферы материального производства и коммерческого рынка, — настолько динамичны процессы в области информаци­онных технологий.

Ныне информатика сталкивается с парадоксальным фактом. Ее основная задача состоит в преодолении общечеловеческого кризисного явления, называемого «ин­формационным бумом», путем внедрения средств и методов, автоматизирующих операции с данными. Однако даже в собственной предметной области информатика испытывает такой информационный бум, какого не знает ни одна другая область человеческой деятельности. Например, мировой ассортимент изданий, имеющих прямое отношение к информатике (не считая периодических и электронных), соста­вляет порядка десяти тысяч томов в год и полностью обновляется не реже, чем раз в два года.

Анализируя вышеуказанные особенности информатики, авторы данного пособия приходят к выводу, что для преподавания информатики в сложившихся условиях необходимо расширенное взаимодействие между учебными программами обще­технических и специальных дисциплин и учебной программой курса информати­ки. Основные принципы, вытекающие из такого подхода, включают непрерывность и системность образования, а также раннюю профессиональную ориентацию.

Непрерывность образования. Практические приемы работы со средствами вычис­лительной техники закрепляются не только при изучении информатики, но и в течение всего периода обучения. Они используются при проведении учебных заня­тий по самым разным дисциплинам.

Системность образования. В едином методическом подходе, основанном на сис­теме задача средство методы — приемы, происходит перекрестное взаимо­действие изучаемых дисциплин. Конкретная дисциплина поставляет комплекс задача — методы, а информатика обеспечивает комплекс средства приемы.

Ранняя профессиональная ориентация. В системе высшего технического образо­вания действует многоуровневая иерархическая система, основанная на том, что знания студента по общетехническим дисциплинам, как правило, реализуются в практические навыки опосредованно, то есть через дисциплины специального цикла, базирующиеся на общетехнических. Информатика — одна из немногих общетех­нических дисциплин, развивающая такие практические навыки, которые востребуются напрямую и немедленно, сразу после включения молодого специалиста в профессиональную деятельность.

Свою работу над книгой авторы подчинили реализации указанных принципов. Этому подчинены структура и содержание пособия. В целом книга состоит из двадцати глав, содержащих достаточно полные сведения о современном состоянии аппарат­ных и программных средств вычислительной техники.

Главы 1, 2,8,15 являются теоретическими и обеспечивают единую методическую базу как для изучения информатики, так и для взаимодействия различных учеб­ных дисциплин на платформе информатики.

Главы 9-14, 16, 18 представляют единую технологическую базу для взаимодей­ствия информатики и других предметных дисциплин. Средства, рассмотренные здесь, могут быть использованы при подготовке домашних заданий, контрольных, курсовых и дипломных работ, при обработке результатов экспериментов, сборе исходной информации для самостоятельных исследований, при выполнении графических работ, математическом моделировании физических и технических про­цессов и при математическом обосновании разрабатываемых проектов.

Главы 3-7, 10, 12, 13, 16, 17, 19, 20 служат тем же задачам, но являются дополни­тельным средством ранней профессиональной ориентации. Сведения и навыки, полученные в ходе их изучения, могут быть востребованы немедленно после вклю­чения выпускника в практическую деятельность. Эти разделы позволяют обеспе­чить общую уверенность студента в востребованности его знаний по окончании учебного заведения, независимо от обстоятельств и особенностей конкретного трудоустройства.

Главы, имеющие теоретическое и методообразующее содержание, завершаются списком контрольных вопросов, которые могут обсуждаться на лекционных и се­минарских занятиях. Главы, имеющие практическое содержание, завершаются упражнениями и исследовательскими работами. Предполагается, что практические упражнения носят инструктивно-методический характер и выполняются под руко­водством преподавателя (лаборанта), а исследовательские работы имеют творче­ский характер и комплексное содержание. Они предназначены для самостоятель­ной работы и предполагают подготовку итогового отчета. Различие между этими видами занятий отражено в балансе отводимого на них времени.

Исходя из структуры и содержания книги, авторы рассчитывают на то, что она будет полезна следующим категориям читателей:

• студентам технических специальностей вузов, изучающим информатику как самостоятельную дисциплину;

• преподавательскому составу, осуществляющему теоретическую и практиче­скую подготовку студентов по дисциплине «Информатика»;

• преподавателям иных дисциплин, использующим персональные компьютеры в качестве технического средства обучения и (или) средства подготовки учебно-методических материалов (бумажных и электронных) по своей предметной области;

• лицам, самостоятельно изучающим или осваивающим аппаратные и программ­ные средства вычислительной техники.





1.1. Информация в материальном мире

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconУчебник для вузов Под редакцией С. В. Симоновича
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика», для преподавательского...
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconКнига также может быть полезна практикующим инженерам, осваивающим современные компьютерные технологии, преподавателям вузов и средних специальных учебных заведений
Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в...
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconНовый комплексный учебник по сапр
Учебник предназначен для студентов и бакалавров, магистров и аспирантов технических вузов, изучающих информационные технологии в...
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconПрограмма дисциплины «Информационные технологии в рекламе» для направления 031600. 61 «Реклама и связи с общественностью»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для специальности 032401....
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconАннотация дисциплины «Мировые информационные ресурсы и сети» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет
Дисциплина «Мировые информационные ресурсы и сети» предназначена для студентов третьего курса, обучающихся по направлению 220400...
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconАннотация дисциплины «Мировые информационные ресурсы и сети» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет
Дисциплина «Мировые информационные ресурсы и сети» предназначена для студентов третьего курса, обучающихся по направлению 220400...
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconПрограмма дисциплины «Информационные технологии в рекламе»  для специальности 032401. 65 «Реклама»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для специальности 032401....
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconИ. В. Челышева методика и технология
Книга предназначена для студентов вузов, аспирантов, преподавателей высшей школы, учителей, исследователей в области педагогики и...
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconПрограмма дисциплины Распределенные информационные системы для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Книга предназначена для студентов технических вузов, изучающих информационные технологии в рамках дисциплины «Информатика» iconПрограмма дисциплины «Проектирование информационных систем» для специальности 230201. 65 «Информационные системы и технологии»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230201. 65 «Информационные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница