Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области




НазваниеМетодическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
страница1/5
Дата02.03.2013
Размер0.83 Mb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3   4   5
Составители:

Чижова Ирина Николаевна, методист,

Штерцель Татьяна Алексеевна, методист кафедры дошкольного и начального образования,

Цамуталина Елена Евгеньевна, методист кафедры педагогики и психологии,

Соколова Ольга Александровна, доцент кафедры гуманитарных дисциплин


Методическое письмо

«О преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области


В 2008-09 учебном году продолжается переход в 1,2,3 классах на преподавание по новому государственному стандарту и базисному учебному плану 2004.

Для организации обучения в начальной школе необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:

  1. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.05г. № 03-1263.О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана. Вестник образования № 2 2005г. Тематическое приложение.

  2. Письмо департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.10.03. № 13-51-237/13.О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке. Вестник образования № 21 2003 г.

  3. Письмо Департамента Общего и дошкольного образования Минобразования России от 17.02.04 №14-51-36/13.Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе. Вестник образования №12 2004 г.

  4. Письмо Минобразования России от 02.02.04 № 03-51-10 ин/14-03.О введении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Вестник образования №5 2004 г.

  5. Письмо Минобразования России от 21.03.03.№ 03-51-57 ин/13-03. Рекомендации по организации приема в первый класс. Вестник образования №12 2003

  6. Приказ Минобразования России от 09.03.04 № 1312.Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерный учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Вестник образования №10 2004 г.

  7. Приказ Минобразования России от 11.02.02. № 393.О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования №6 2002г.

  8. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2006 г. № 321.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2007-2008 учебный год.

  9. Инструктивно-методические материалы. О преподавании учебных предметов «Начальная школа» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год.

  10. .Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10. О рабочих программах учебных курсов.

11. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 31.01.2006г. №244/01-10. О переходе на новые стандарты.

12. Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 05.2006г. №01-03/318. Об утверждении регионального учебного плана.

13. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 09.2006г №01-10/2757. О реализации БУП-2004.

14. Информационное письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 19.01.2007г. №01-10/163.

15. Информационное письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 24.01.2007г. №01-10/203

16. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10. «О рабочих программах учебных курсов».

Данные материалы можно найти на сайтах www.depedu.yar.ru, www.iro.yar.ru

В 2006 и 2007 годах в помощь учителям начальной школы вышли методические письма «О преподавании учебных предметов в начальной школе в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», инструктивно – методическими материалами которых можно воспользоваться при организации учебного процесса в 1-3 классах в 2008/2009 учебном году.

В связи с переходом на Федеральный компонент образовательного стандарта начального образования необходимо особое внимание сосредоточить на корректировке целей начальной школы. Одной из важнейших целей является обеспечение развития личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; овладение учащимися общеучебными и предметными умениями и навыками, опытом осуществления различных видов деятельности, воспитание желания учиться и формирование познавательных интересов. Серьезные изменения должны произойти не только в целях и содержании обучения, но и в его технологии.

Традиционная школа ориентировалась в обучении на приоритет таких психических процессов как восприятие и память. Конечно, восприятие и память - это важные психические процессы, необходимые для обучения, но в основе сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Без высокого уровня развития этих процессов невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. Именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я - школьник» и др.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. В этом случае ученик будет не бездумно принимать готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечать за свои промахи, успехи и достижения. Обучающийся будет активно участвовать в каждом шаге обучения – принимать учебную задачу, анализировать способы ее решения, выдвигать гипотезы, определять причины ошибок и т.д.

Такое построение обучения дает возможность младшему школьнику высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных сверстниками аргументов отказаться от него – а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка.

Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества.

Именно на это нацеливает государственный стандарт общего образования второго поколения, апробация которого начинается в 2008 – 09 учебном году в пяти школах Ярославской области. В связи с этим следует уже сейчас обратить внимание учителей начальных классов на изменение целей учебных предметов, заложенных в базисный учебный план 2008 года.


Русский язык:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема, овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).


Литературное чтение:

  • формирование читателя – школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;

  • формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);

  • знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.


Иностранный язык:

  • формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.


Математика:

  • развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Окружающий мир:

  • осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.

Значение предмета состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практикоориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.


Предметы эстетического цикла:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и музыкальной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре.


Технология:

  • формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества – что создает предпосылки для более успешной социализации личности;

  • возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.


Физическая культура:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

  • развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;

  • овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

  • воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.

В настоящее время меняется и смысл понятия «Образовательные результаты». Задачу по выработке «оценочной политики» в рамках конкретного образовательного учреждения можно решить, опираясь на ст.15, п.3 Закона РФ «Об образовании», которая нацеливает: «Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников». Одним из условий формирования детской учебной самостоятельности является не предъявление ученику оценочной шкалы в готовом виде, а построение ее совместно с учеником, где основными этапами являются: формирование самооценки ученика, предшествующей учительской оценке; дифференциация самооценки ученика; приведение всех оценок к единой шкале и др. (см. «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман).

На основании приказа департамента образования Ярославской области от 26.10.2007 года № 466/ 01-03 «О проведении в 2008 году мониторинговых исследований качества подготовки обучающихся, завершающих освоение программ начального общего образования» проведена итоговая контрольная работа по русскому языку.

В 2008 – 09 учебном году подобные мониторинговые исследования будут также проведены в четвертых классах.

Одним из требований стандарта является формирование механизма самообучения с помощью различных средств учебно-методического комплекта (учебник, рабочие тетради, дидактические материалы и др.).

В условиях вариативного образованиия образовательное учреждение может начать обучение первоклассников по любой существующей системе (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, «Школа 2100», традиционная обновленная) исходя из Федерального (регионального) перечня учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2008 – 2009 учебном году.

В рамках традиционной обновленной системы возможно использование следующих УМК:

«Начальная школа XXI века»,

«Гармония»,

«Планета знаний»,

«Перспективная начальная школа»,

«Классическая начальная школа»,

«Школа России»

«Перспектива».

С целью обеспечения преемственности во 2-3 классах необходимо продолжить работу по тем же УМК, реализация которых начата в 1 классе.

На основании письма Департамента образования Администрации Ярославской области от 11.02.2004г. № 01-10/290 не рекомендуется заменять учебники, входящие в комплект и содержательные линии по системам Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, «Школа 2100».

В рамках же традиционной обновленной системы возможна замена учебников внутри комплектов учебников из других комплектов и предметных содержательных линий (Приложение № 1).

По предмету «Технология» может быть использован любой УМК из рекомендованного перечня учебников и соответствующая программа по усмотрению образовательного учреждения с учетом материально–технического и кадрового обеспечения данного курса (см. Приложение №1). Переход на другую предметную содержательную линию по технологии осуществлять не рекомендуется.


Обращаем особое внимание на то, что согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации №03-349 от 24.03.06г. «учебные издания типа «учебник-тетрадь» могут быть использованы в образовательном процессе в образовательных учреждениях без рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации», так как данные учебные издания следует относить не к учебникам, а к практикумам.

В начальной школе процесс обучения строится на основе деятельностного подхода, в том числе и на уроках технологии. Это способствует формированию у детей представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение младших школьников строится с учетом освоения ими конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Рекомендации по преподаванию предмета «Технология (Труд)» в 1-2х классах были даны в методических письмах на 2006-2007уч.г., 2007-2008уч.г.

Обучение младших школьников осуществляется только по авторским программам.

УМК по предмету «Технология» может быть использован из рекомендованного перечня учебников по усмотрению образовательного учреждения с учетом материально – технического и кадрового обеспечения преподавания данного предмета (Приложение №2).

Примерное поурочное планирование по УМК под редакцией В.Д. Симоненко в 1-3 классах прилагается (Приложение №3).

Практика применения компьютера входит в новый стандарт для 3 и 4 класса образовательной области «Технология». В 2008-09 учебном году в 3-х классах начнется обучение учащихся по модулю «Практика работы на компьютере», что будет способствовать развитию у младших школьников начальных умений использования различных информационных технологий Данный модуль включает следующие темы: знакомство с компьютером, поиск информации, работа с простыми информационными объектами и т.д. Преподавать модуль «Практика работы на компьютере» может учитель начальных классов или учитель информатики.

Особенности изучения ИКТ в начальной школе можно рассмотреть на примере образовательной системы «Школа 2100»

Модули в первой части (3 класс)

  • Знакомство с компьютером

  • Создание рисунков

  • Создание мультфильмов или живых картинок

  • Создание проектов зданий и помещений

  • Создание игр

Модули во второй части (4 класс)

  • Создание текстов

  • Создание печатных публикаций

  • Создание электронных публикаций

  • Поиск информации

  • Хранение информации


В 2008/09 учебном году учащиеся начальной школы, приступившие к изучению иностранного языка в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и Базисным учебным планом 2004 г., продолжат осваивать азы иноязычной компетенции в третьем классе. Условия обучения остаются теми же:

  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающегося – 2 часа в неделю;

  • в процессе изучения языка продолжается использование УМК, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки;

  • работу в начальных классах ведут квалифицированные учителя, прошедшие курсы повышения квалификации и способные работать с младшими школьниками, учитывать их возрастные особенности, проявлять внимательное, бережное отношение к каждому ребенку.

Следует отметить, что к третьему классу учащиеся уже успели накопить некоторый опыт учебной деятельности, который может оказать им значительную помощь в изучении иностранного языка. Например, им легче ориентироваться в книге, воспринимать формулировку заданий на изучаемом языке, пользоваться фразами учебника, самостоятельно выполнять домашние задания, работать в паре, группе и т.д. Кроме того, у учащихся третьего класса в большей степени сформированы специальные учебные умения, такие как языковая догадка, использование словаря учебника, чтение знаков транскрипции и др. Однако необходимо учитывать, что у третьеклассников все еще недостаточно развиты некоторые познавательные способности, такие как произвольное внимание, эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая память. Эти виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования разнообразной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. Поэтому важно комплексно использовать средства обучения, заставляющие работать все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации. Отличительной чертой детей данного возраста также является то, что их речевые способности находятся в стадии интенсивного развития и могут быть весьма ограничены: высказывания учащихся односложны, просты, круг тем невелик. Это объясняется нехваткой языковых средств.

Не стоит забывать о нежелательности перегрузки младших школьников избыточной лингвистической информацией. К определению объема предлагаемой детям информации и к способам ее предъявления необходимо относиться осторожно, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности учащихся, а также индивидуальные языковые способности каждого ученика. Надо помнить о том, что курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и мотивирующим, ориентированным на подготовку к обучению в основной школе.

Во втором классе учащиеся уже многому научились на уроках иностранного языка, в этом году наблюдается процесс формирования следующих умений и навыков:

  • формируется умение читать про себя с полным пониманием несложных текстов, доступных по содержанию учащимся данного возраста;

  • развивается умение читать вслух тексты, построенные на изученном материале;

  • формируется умение понимать на слух основное содержание коротких текстов описательного характера с опорой на картинку и языковую догадку;

  • увеличивается количество видов диалога, в которых могут участвовать учащиеся, к этикетным диалогам добавляется диалог-расспрос;

  • расширяется круг тем и ситуаций, в которых учащиеся могут кратко высказываться о любимом домашнем животном, друге, природе и т.д.;

  • совершенствуется техника письма: приобретаются умения восстанавливать слова и предложения; выписывать из текста слова, словосочетания и отдельные предложения;

  • развиваются произносительные навыки, в частности умение соблюдать интонацию в основных типах предложений;

  • увеличивается объем словаря;

  • возрастает количество произведений детского фольклора на изучаемом языке, которые учащиеся воспринимают на слух и воспроизводят.

Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, необходимо разумно чередовать разные виды деятельности на уроке: фронтальные, парные, групповые и индивидуальные формы работы, использовать динамические паузы, игры и др. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

Часть времени урока обязательно следует отводить на объяснение и проверку выполнения домашнего задания. Сложность домашнего задания должна определяться тем, что ученик будет выполнять его самостоятельно, без помощи родителей, а выполнение всего домашнего задания не должно превышать 10-15 минут.

Контроль уровня подготовки учащихся по иностранному языку не является обязательной в конце третьего класса. Однако учитель может провести контроль коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей детей этого возраста. Следует учесть, что контроль уровня обученности третьеклассников должен быть направлен только на выявление достижений учащихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию ученика к дальнейшему изучению иностранного языка, развивать стремление демонстрировать свои способности. Формат предлагаемых заданий для контроля и процедура их выполнения должны быть знакомы детям.


Приложение № 1
















УТВЕРЖДЕН







приказом Минобрнауки России







от 13 декабря 2007 г. № 349
















ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ и допущенных МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2008/2009 УЧЕБНЫЙ ГОД







Авторы, название учебника

класс

Издательство

 

 

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 



 

 

Планета знаний

 

 

 

 

 

Андрианова Т.М. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

АСТ, Астрель

Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык

1

АСТ, Астрель

Желтовская Л.Я. Русский язык

2

АСТ, Астрель

Желтовская Л.Я. Русский язык

3

АСТ, Астрель

Желтовская Л.Я. Русский язык

4

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

1

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

2

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

3

АСТ, Астрель

Кац Э.Э. Литературное чтение

4

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир

1

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир

2

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В. и др. Окружающий мир

3

АСТ, Астрель

Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Окружающий мир

4

АСТ, Астрель

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика

1

АСТ, Астрель

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика

2

АСТ, Астрель

Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика

3

АСТ, Астрель

 

 

 

Романовская З.И. Литературное чтение

1

АСТ, Астрель

Романовская З.И. Литературное чтение

2

АСТ, Астрель

Романовская З.И. Литературное чтение

3

АСТ, Астрель

Романовская З.И. Литературное чтение

4

АСТ, Астрель

 

 

 

Гармония

 

 

 

 

 

Соловейчик М.С. Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. и др. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

Ассоциация XXI век

Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Учебник по обучению грамоте и чтению

1

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

1

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

2

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

3

Ассоциация XXI век

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык

4

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

1

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

2

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

3

Ассоциация XXI век

Кубасова О.В. Литературное чтение

4

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

1

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

2

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

3

Ассоциация XXI век

Истомина Н.Б. Математика

4

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

1

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

2

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

3

Ассоциация XXI век

Поглазова О.Т. Окружающий мир

4

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

1

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

2

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

3

Ассоциация XXI век

Конышева Н.М. Технология

4

Ассоциация XXI век

 

 

 

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Общество

3

Ассоциация XXI век

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф., Заяц Д.В. Окружающий мир. Общество

4

Ассоциация XXI век

 

 

 

Школа 2100

 

 

 

 

 

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь

1

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

1

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

2

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

3

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык

4

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

1

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

2

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

3

Баласс

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение

4

Баласс

Петерсон Л. Г. Математика

1

Ювента

Петерсон Л. Г. Математика

2

Ювента

Петерсон Л. Г. Математика

3

Ювента

Петерсон Л. Г. Математика

4

Ювента

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

1

Баласс

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир

2

Баласс

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир

3

Баласс

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир

4

Баласс
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconО преподавании учебного предмета «История» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
Составитель: Харитонова Людмила Алексеевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconО преподавании учебного предмета «Технология» в 2008/2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2008-2009 учебном году
В 2008-2009 учебном году общеобразовательные учреждения области будут работать в 1-3х, 5-7х, 10-11х классах по базисному учебному...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Ярославской области от 10. 02. 2011 №03-105 образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году должен...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
Ярославской области от 10. 02. 2011 №03-105 образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году должен...
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconО преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году
«Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году
«Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в 2008-2009 учебном году
«Обществознание» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconО преподавании учебного предмета «Математика» в 2008-2009 учебном году
«Математика» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Методическое письмо о преподавании учебных предметов начальной школы в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч г.» Организационные аспекты обучения математике в общеобразовательных
Ярославской области от 10. 02. 2011 №03-105 [8] образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2011/2012 учебном году...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница