Методические рекомендации по организации дебатов




Скачать 337.02 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации дебатов
страница1/3
Дата02.03.2013
Размер337.02 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕБАТОВ

Свободные дебаты. Время проведения 45 минут.

Обсуждение в форме дебатов

Дискуссия в форме дебатов используется при обсуждении сложной или противоречивой проблемы, мнения участников уже четко определены и резко отличаются друг от друга.

Цель этой формы - научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере. Участники приводят аргументы за или против обсуждаемой идеи и стараются убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто набрасываются на них с нападками.

Время выступления каждого участника во время дебатов ограничено и одинаково для всех. Решившись на такую форму дискуссии, надо быть готовым к тому, что оценки многих участников будут носить субъективный характер.

Методика проведения:

  1. Ведущий делит участников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Участники или сами выбирают группу или распределяются по жребию.

  2. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах, общее время на выступление группы в дебатах. Представители групп выступают поочередно. Каждая группа имеет право на три выступления.

  3. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между собой и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другую наглядность. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.

  4. Ведущий начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.

  5. В завершении дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.

Дебаты, как интерактивный метод обучения

Цель участников дебатов - убедить других в том, что его подход к решению проблемы правилен.

Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они также развивать чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.

Методические рекомендации:

  1. Подготовительная работа. Помогите учащимся разобраться в теме дебатов. Сформулировать тему в виде резолюции. (В резолюции всегда требуется изменение существующего положения).

  2. Привлечение специалистов. Пригласите на занятие кого - нибудь из общественных деятелей.

  3. Распределение ролей. Отберите учащихся для участия в дебатах. Разделите их на две группы, в поддержку резолюции и выступающую против. Убедитесь, что участники дебатов знают порядок их проведения. Выберите представителя и его помощника, который будет следить за соблюдением регламента.

  4. Подготовка участников занятия. Предоставьте участникам достаточно времени для подготовки «конструктивных аргументов». Помогите учащимся в этом. Попросите их предсказывать, какими будут доводы противной стороны, и подготовиться опровергнуть эти доводы. Помогите учащимся понять пользу участия в дебатах.

  5. Подготовка помещения. Председатель и участники дебатов занимают места перед присутствующими, и группа участников, выступающих против резолюции, размещаются слева от председателя.

  6. Проведение дебатов. Описываемый механизм широко распространен. Но вы можете использовать менее формализованную процедуру или проводить дебаты в другой форме.

Председатель кратко, формулирует обсуждаемую проблему и предлагаемую резолюцию, устанавливает регламент выступлений.

Председатель предоставляет слово первому выступающему от группы, поддерживающей резолюцию. Порядок выступлений должен быть заранее определен.

Затем выступает представитель противной группы.

Председатель представляет слово поочередно представителям групп, пока выступят все участники дебатов.

Затем каждому участнику предоставляется возможность опровергнуть доводы противников и ответить на их критику. Здесь нельзя приводить новые аргументы. Полемику всегда начинают представители группы, выступающей против резолюции. Процедура та же, что и на предыдущем этапе.

  1. учащиеся могут на этом этапе изложить причины, по которым они занимают ту или иную позицию в отношении резолюции. Учитель может записать эти причины на доске. Учащиеся могут ответить на вопросы, касающиеся причин, но не переходить к доказательству правоты своей позиции.

  2. Все должны указать на те аргументы, которые, несмотря на то, что противоречат их взглядам, заставили задуматься или звучали особенно убедительно.

  3. В конце дебатов учащиеся должны оценить последствия реализации позиции противной стороны. При этом, возможно, потребуется оценить действующий закон или осуществляемую политику. Можно обсудить, какие последствия может иметь претворение в жизнь каждой их представленных позиций для общества в целом и отдельных его членов.



Памятка полемиста.

Спор- явление сложное, далеко не однозначное, многогранное. Понимание сущности публичного спора и его разновидностей позволит вам лучше ориентироваться в конкретной обстановке, правильнее применять свои знания, точнее использовать полемические навыки и умения.

Изучайте внимательно историю искусства спора. Читайте труды, анализируйте публичные выступления известных общественных, политических и государственных деятелей разных времён. Вы откроете для себя много нового, интересного и полезного. Вы познакомитесь с различными приёмами и техникой спора, обогатитесь сведениями о психологических и этических правилах ведения спора.

Приступая к обсуждению спорной проблемы, установите, что является предметом ваших разногласий с оппонентами, чётко определите предмет спора.

Не начинайте спорить, если вы плохо разбираетесь в предмете спора. Если о споре известно заранее, тщательно готовьтесь к нему, не жалейте времени и сил для пополнения знаний о предмете спора.

Не теряйте предмета спора в процессе его обсуждения. Не упускайте главных положений, из-за которых ведётся спор. Не позволяйте противнику увести вас в сторону от основного вопроса спора.

Займите определённую и твёрдую позицию в споре.

Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые вы предполагаете использовать в обсуждении.

В процессе спора следите за тем, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание. В противном случае это может привести к двусмысленности высказываний, к непониманию позиций оппонента.

Не забывайте о такой особенности восприятия семантики слов, как «иллюзия понятности». Научитесь прогнозировать возможную «иллюзию понятности» у оппонентов. Контролируйте своё знание и понимание употребляемых терминов.

Учитесь правильно раскрывать содержание понятий, объяснять значение терминов. Применяйте различные способы толкования слов. Активно используйте с этой целью лингвистические и энциклопедические словари.

Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Попытайтесь понять мотивы его действий и высказываний, учитывайте индивидуальные особенности его характера, манеру спорить. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника.

Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям своего оппонента. Если вы не согласны с его точкой зрения, решительно опровергайте её, приводите убедительные аргументы в защиту соей позиции, но не унижайте достоинства вашего противника, не оскорбляйте его резкими словами, не прибегайте к грубости. Говорите в спокойном и дружеском тоне.

Сохраняйте выдержку и самообладание. Не следует горячиться по пустякам. Помните, что в возбуждённом состоянии сложнее верно оценить возникшую ситуацию, подобрать веские доводы.

Постарайтесь выработать у себя готовность выслушивать оппонента и учитывать его во время обсуждения. Такая психологическая установка поможет вам во время спора

наладить контакт с оппонентом, понять его точку зрения, вникнуть в суть разногласий между вами.

Осмыслите основные принципы хорошего слушания. Руководствуйтесь ими в процессе общения со своими оппонентами. Это позволит сделать ваш диалог более плодотворным.

Запомните приёмы хорошего слушания. Активно пользуйтесь ими во время спора. Они помогут вам глубже понять поступающую информацию, извлечь из неё больше необходимых данных, принять правильные решения.

Тренируйте систематически свои навыки хорошего слушания, контролируя своё поведение во время общения. Помните, что для этого требуется время и терпение.

«Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо»,-утверждал Плутарх. Не забывайте эти слова древнегреческого историка.

Осмыслите содержание основных законов формальной логики. Попытайтесь самостоятельно найти примеры применения этих законов. Следите, чтобы в процессе спора требования логических законов не нарушались.

Вступая в спор, убедитесь сначала в том, что вы правильно понимаете позицию своего оппонента, а он - вашу, затем доказывайте или опровергайте именно выдвинутое положение, а не что-то другое.

Обратите внимание, нет ли противоречий в высказываниях вашего оппонента, не рассматриваете ли вы с ним, тот или иной вопрос в разных отношениях, относятся ли высказанные суждения и чём-либо к одному и тому же отрезку времени.

Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение противника по поводу предмета спора действительно противоречит вашему мнению.

Запомните основные правила выдвижения тезиса и аргументов. Старайтесь не нарушать их, используя в споре логическую операцию доказательства.

Следите за тем, чтобы ни в ваших рассуждениях, ни в рассуждениях противника не было логических ошибок, затрудняющих обсуждение спорной проблемы.

Начинайте спор только тогда, когда будете располагать достоверными и достаточными аргументами для доказательства своей точки зрения.

Обратите внимание на то, чтобы доводы были обязательно убедительными для вашего оппонента и других участников дискуссии.

Приступая к критике позиции оппонента, чётко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться в конкретной ситуации: опровергать тезис, критиковать доводы, показывать несостоятельность демонстрации.

Не забывайте, что, разгромив доводы противника или продемонстрировав, что из приведённых аргументов не следует данный тезис, вы только разрушите доказательство оппонента, но не опровергнете истинности самого тезиса. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.

Старайтесь применять в споре различные полемические приёмы: юмор, иронию, сарказм, «сведение к абсурду», «возвратный удар», «подхват реплики», «атаку вопросами», «довод к человеку», «аппеляцию к публике» и др. Обращайте внимание на то, как эти приёмы используются другими полемистами.

Если вы хотите получить точные и ясные ответы, подумайте о формулировке вашего вопроса. Она должна быть чёткой и краткой. Длинные, запутанные вопросы мешают правильному их пониманию. На искусственно усложнённые вопросительные конструкции трудно отвечать.


Пользуйтесь простыми вопросами. Если поставлен сложный вопрос, разбейте его сразу на несколько простых. Все вопросы должны быть корректными, правильно поставленными. В случае некорректности вопроса требуйте от оппонента новой его постановки.

Не поддавайтесь на провокационные вопросы и другие нечестные приёмы вашего противника. Покажите сопернику и другим присутствующим, что вам понятен его умысел. Дайте ему достойный отпор.

Не смешивайте обычный вопрос с риторическим. Риторический вопрос - это утверждение или отрицание в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа. Он является средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания.

Будьте психологически готовы к различного рода нападкам и уловкам со стороны оппонента. Не всегда доверяйте его словам и доводам. Сохраняйте выдержку и самообладание.

Имейте в виду, что характер используемых уловок в определённой степени зависит от личности противника, его индивидуальных особенностей. Одни люди, к примеру, предпочитают уловки, основанные на лести, другие чаще прибегают к логическим ухищрениям и т.д. Поэтому, чтобы противостоять нечестным приёмам противника, не поддаваться на его хитрости, нужно стараться предвидеть его возможные уловки.

Помните, что нечестные приёмы так или иначе связаны с отступлением от законов правильного мышления, с нарушением основных правил, которым подчиняется спор, со стремлением увести разговор от предмета обсуждения.

Помните, что каждый имеет право высказать соё мнение, как и вы.

Относитесь с уважением к своему оппоненту. Опровергать можно самым решительным образом, но не оскорбляя чужих убеждений насмешками и грубостью.

Умейте правильно выделить предмет спора и чётко его сформулировать.

Не вступайте в спор, если вы плохо знаете его предмет.

Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведётся спор.

Умейте чётко определить свою позицию в споре. Не забывайте, что спор становится более

плодотворным, если у участников полемики, дискуссии есть общность исходных позиций,

начальное взаимопонимание, единая платформа для обсуждения нерешённых вопросов.

Правильно пользуйтесь в споре понятиями. Важно, чтобы участники спора вкладывали в употребляемые термины одинаковое содержание. В противном случае это может привести к двусмысленности, к непониманию позиции оппонента.

Научитесь слушать своего оппонента, старайтесь не перебивать его. Это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий.

Стремитесь точно понять то, что утверждает противная сторона. Не приписывайте оппоненту побочных мотивов.

Не старайтесь обязательно во всём противоречить противнику. Иногда полезно согласиться с некоторыми его доводами. Но, согласившись, постарайтесь показать, что эти доводы не имеют прямого отношения к предмету спора и не доказывают правоты противника.

Не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Имейте в виду, что из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой и хладнокровием.

Следите за тем, чтобы в ваших доводах и аргументах противника не было противоречий.

Не спешите признавать себя побеждённым, даже если доводы противника покажутся вам на первый взгляд убедительными.

ПРАВИЛА ГОВОРЯЩЕГО

  1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику. Запрещается своей речью наносить адресату разного рода ущерб.

  2. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость.

  3. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику, упорно и категорично, собственных мнений и оценок.




  1. Говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли, его личность и осведомлённость в теме, в предмете речи, степени его заинтересованности.

  2. Говорящему необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнёру.

  3. Говорящий должен следовать логике развёртывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин.

  4. Говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничен.

  5. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но л на ситуацию общения в целом, на официальность или неофициальность обстановки.

  6. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, позы, мимику, манеру держаться, культуру поведения и культуру речи.

ПРАВИЛА СЛУШАЮЩЕГО

  1. Если кто - либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чём вам сообщают.

  2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему.

  3. Постарайтесь не перебивать собеседника, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.




  1. Выслушивая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Подчёркивайте заинтересованность в нём, в его словах - взглядами, мимикой, жестами и т.д.

  2. Надо уметь вовремя оценить речь собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием и словесно. Надо сочетать роль слушающего с ролью говорящего.

  3. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не тебе.

ПРИЁМЫ ХОРОШЕГО СЛУШАНИЯ

  • Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не означает, что он слушает. Он может быть погружён в собственные мысли.

  • Будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

  • Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно, как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявяться в выражении лица или жестах.

  • Давайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

  • Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно.

  • Если вам необходимо перебить кого - нибудь в серьёзной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

  • Не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

  • Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения.

  • Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопониманий.

  • Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника.



ПРАВИЛА СПОРА

  1. Поведение полемистов в значительной степени определяется целями и задачами, которые они преследуют в споре, их личными интересами.

  2. Поведение в споре зависит от того, с каким противником приходиться иметь дело.

  3. Интересно спорить с противником, который равен тебе по уму, знаниям, образованию.

  4. Полемистам не безразлично, кто наблюдает за спором, кто является свидетелем их побед или поражения.

  5. Полемисту необходимо соизмерять свои способности, возможности с объектом нападения, с силами противника. Важно, чтобы во время спора была создана такая обстановка, которая не позволяла бы отдельным спорщикам вести себя высокомерно, с апломбом, а то и нахально.

  6. Поведение полемистов во многом определяется их индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера.

  7. На поведение полемистов в определённой мере влияют национальные обычаи и культурные традиции народа, страны.

  8. Уважительное отношение оппонентов друг к другу- очень важное требование культуры спора.

  9. Каждый гражданин должен иметь право высказать свою точку зрения.

10. Во время спора важно понять взгляды и убеждения противника,
вникнуть в суть его позиции.

11 .Не рекомендуется горячиться в споре.

Умение сохранить спокойствие - важное качество полемиста


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Культура и искусство речи, -Современная риторика. -Ростов -на-Дону,1995 год

  2. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. - М: Просвещение, 1986г.

3. Калмыкова И.Р. Программы школьного курса риторики.
Планирование уроков риторики в начальной школе. - Ярославль,
Издательство Ярославского ИПК пед. и руков. работников, 1996 г.

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  2. Ладыженская Т.А. Детская риторика. Программа .-М: Просвещение, 2001.

  3. Лымарь Н.А.Риторика. 5-7 класс Программа.- Москва, Дрофа, 2000 год

  4. Павлова Л. Г. Спор. Дискуссия. Полемика. - М: Просвещение 1991г.

  5. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора.// «Вопросы философии». 1990 г. №3.

  6. //Практика административной работы в школе. 2003 г. №5

10.Примерная программа основного общего образования по русскому языку, -2005 г

  1. Сборник элективных курсов для предпрофильной подготовки. 9 класс. Филология.- Ярославль: ИРО, 2005 г.

  2. Требования к уровню подготовки выпускников.

  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку. //Сборник нормативных документов. Русский язык. / Составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев.-М: Дрофа, 2004г.

  4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения, - М: Просвещение, 1989 г.

  5. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательной области «Филология»./ Мин. Образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров.- М: Вита-Пресс, 2004 г.



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации дебатов iconПрограмма и методические рекомендации по организации
Программа и методические рекомендации по организации преддипломной практики для студентов экономического факультета специальности...
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации о порядке организации и проведения
Настоящие методические рекомендации (далее Рекомендации) определяют порядок организации и проведения служебной проверки (служебного...
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации по организации работы
«Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях» и от 18 февраля 2004г. №01-806 «Методические...
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации по организации работы
«Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях» и от 18 февраля 2004г. №01-806 «Методические...
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации по вопросам организации гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в таможенных органах и учреждениях
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по вопросам организации гражданской
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации по организации цеховых и межцеховых оздоровительных
Методические рекомендации предназначены для руководителей промышленных предприятий
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся
Методические рекомендации содержат требования к содержанию, оформлению школьного реферата, организации защиты реферата как формы...
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации органам местного самоуправления по организации и выполнению
Настоящие Методические рекомендации разработаны сотрудниками Главного управления мчс
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации по проектированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации предназначены для всех кафедр и структурных подразделений Челябинского юридического колледжа
Методические рекомендации по организации дебатов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации по проведению семинарских занятий тема по порядку
Программа предназначена для студентов отделения логопедии. Основной
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница