Как подготовиться и сдать экзамены




Скачать 105.06 Kb.
НазваниеКак подготовиться и сдать экзамены
Дата30.08.2012
Размер105.06 Kb.
ТипДокументы
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ И СДАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

(советы психолога)

Если времени осталось мало…

Важный момент - заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать всё, что угодно – лишь бы к нему не готовиться. В это время можно:

  • припомнить давно позабытые и отложенные дела;

  • вспомнить, что давно не звонил (а) кому-то;

  • проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (съездить на рынок, починить полку, подмести пол...), лишь бы отдалить момент когда, придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться.

Надо сделать над собой усилие. Это важно и нужно. Но не надо и впадать в крайность. Если вы обложитесь учебниками, отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате – вряд ли эффективность от такой подготовки будет высокая.

Совет: Установите для себя норму - скажем, один час. Или, например, один билет. Разобрали тему одного билета – сделайте передышку.

Не стоит готовиться к экзамену вместе с другом/подругой (если только он (она) не разбирается в материале лучше вас) – такая подготовка чаще всего оборачивается долгими разговорами и пустой тратой времени.

Важный вопрос: а как запомнить? На этот счёт существуют разные мнения. Один из самых удачных способов запоминания – мнемотехника. Что это за «зверь»? Мнемотехника включает в себя способы запоминания ассоциациями.

Надо запомнить дату – попробуйте вспомнить, что эта дата значит для вас лично. Может, это день рождения тёти? А может в этот день вы впервые что-то сделали или куда-нибудь съездили? Или вдруг эта дата напоминает чей-то телефон? Только не надо специально выискивать семейные праздники. А то на экзамене вам придется вспоминать ещё и их.

Надо запомнить формулу? Посмотрите на неё под другим углом. Попробуйте прочитать её как слово. Сопоставьте каждой букве в формуле какое-нибудь слово и составьте смешное предложение, которое застрянет в голове.

Очень удобно запоминать какие-либо определения, явления, события, сведя их к тому, что вы уже знаете. Заучиваете вы какое-то длинное определение – и вдруг видите: да это только!!! Попробуйте упростить определение. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редко кто из учителей принимает в штыки ваше объяснение своими словами вместо заученного варианта. Наоборот, если вы можете пересказать определение своими словами – значит, что вы его понимаете. А значит – понимаете и материал.

У разных людей развиты разные виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Людям с развитой зрительной памятью полезнее будет читать материал: потом вспоминается страница, на которой написана нужная тема. Тем, у кого развита моторная память лучше будет ещё раз прописать материал (например, заняться написанием шпаргалок). И так далее.

Можно писать шпаргалки! Во время написания шпаргалок вы ещё раз прорабатываете материал. Но пользоваться ими или даже просто приносить с собой на экзамен – не стоит. Когда в кармане лежит такая "горящая" бумага – голова работает плохо. Оставили её дома – голова включается в работу. Так что лучше написать и оставить дома.

Если чувствуете, что "процесс пошёл" - то есть Вы понимаете материал, чувствуете, что можете его объяснить и ещё не устали – продолжайте!

Перед сном желательно хотя бы пролистать пройденные материалы: попытаться, глядя на заголовок, вспомнить общее содержание вопроса (если не получается – просмотрите раздел). Помните, что лучше всего запоминается информация, полученная во время засыпания и во время пробуждения (но не в день накануне экзамена!).

Вечером накануне экзамена позвольте себе расслабиться – прогуляйтесь, поболтайте по телефону, почитайте детектив, зайдите в гости к другу (подруге)... Но вернитесь домой до 10 часов вечера. Если Вы не выспитесь за ночь – сон на экзамене чреват печальными последствиями!

Внешний вид и поведение

Какой бы спортивный стиль вы не предпочитали – на экзамен лучше приходить в строгом костюме с пиджаком ("Экзамен для меня – всегда праздник, профессор!") и стараться сохранять серьёзность.

Совсем не обязательно своим внешним видом давать понять экзаменатору, что вы являетесь страстным поклонником того или иного музыкального направления, приверженцем каких-либо экзотических воззрений и т.п.

Есть такая замечательная фраза: "Надо – и полюбил!". Надо писать восторженные отзывы о произведениях Гоголя – пожалуйста! Надо описать отрицательного персонажа – пишешь то, что просят. А перед экзаменом надо влюбиться в тот предмет, который сдаёшь. Если вам это удастся – то и без актёрских способностей можно изобразить интерес и увлечённость.  Для чего это нужно? Чтобы произвести благоприятное впечатление на учителя.

Никогда не надо прятаться от экзаменатора! Если вы уйдёте на заднюю парту, вы заранее непроизвольно дадите знать учителю, что не уверены в себе. Если у вас уже написан ответ на вопросы билета, и вы уже не можете ничего вспомнить – не сидите, дожидаясь пока вас вызовут, а лучше вызовитесь сами – такая инициатива будет зачислена в ваши "плюсы". Если попадёте в первую пятёрку отвечающих учащихся, то получите хорошую оценку (70% против 30%).

Важно сохранять спокойствие и уверенность.

Не принимайте в день экзамена успокоительные средства! Они могут затормозить вашу способность мыслить, сделать вас сонливым/ой и безразличным/ой ко всему происходящему.

Не нужно рыскать среди разложенных билетов, загадывая, какой же всё-таки окажется счастливым – берите сразу тот, который на вас смотрит. Все билеты одинаковые. Плохие билеты взяли до вас. Если вы тянете билет первым, то плохие билеты взяли ещё вчера. Если вы ищите - значит хотите найти что-то более лёгкое. А значит – показываете, что вы не знаете весь материал (разумеется, весь материал знает только Пушкин, но не надо этого показывать).

Если вдруг «всё забыл»


Всё может случиться. Представим себе безрадостную картину. Вы всю ночь учили пятый билет, а вам достался тринадцатый, который вы не учили, где находятся какие-то совершенно ужасные и бессмысленные утверждения, которые не понимает даже Петя, а он – отличник.

Не надо сдаваться. Посмотрите на вопрос. Какие ассоциации он у вас вызывает? Может вы что-то отдалённо похожее уже проходили? Даже если по другому предмету. Если это не смертельно – дерните соседа. Думайте! Информацию вы узнаете не только на уроке, но и по телевидению, радио, Интернету, разговорам, ответам других учеников, не только в научной, но и художественной литературе (там, где дело касается гуманитарных предметов, например). В конце концов, неужели вы предыдущие (по крайней мере) 14 лет совершенно ничего не узнавали, не читали, не слышали?

Вспоминается известный анекдот, когда два ученика выучили по зоологии всего один вопрос о блохах. Одному достался билет про коров, тот и начал: "Это корова, это её шерсть, а в шерсти – блохи..." И дальше про блох. А второму – вопрос о рыбах. Но и он не растерялся: "Это рыба, это её чешуя, а была бы вместо чешуи шерсть, были бы блохи...".

Попробуйте из головы составить план ответа. Напишите что-нибудь похожее.

Главное – не паниковать и сосредоточиться.


«Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены»

Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника или конспекта сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните на минуту что-либо смешное или приятное. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы абсолютно ничего не знали. Просто не бывает такого!

Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы.

Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание – трудный и сложный процесс. Если материал усвоен вами хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут всплывать части ответа. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая общими знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.

Следите за мимикой. Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю,- всё это должно читаться на вашем лице однозначно.

Если вы сильно волнуетесь в начале ответа, можно посоветовать следующее:

а) ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

б) перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

в) если вы считаете, что ваши руки выдают ваше волнение, спрячьте их под стол;

г) если вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений.

Как только вы почувствуете, что перестали волноваться, поднимите глаза. Теперь ваша задача будет заключаться в установлении личного контакта с экзаменатором. Ваш успех во многом будет зависеть от того, какую позицию вы займёте по отношению к нему.


Как лучше всего запоминать материал

Психологи раскрыли секрет магической «семёрки» (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объём нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

Поэтому, если материала, который подлежит заучиванию, очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И ещё один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объём памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: «Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами».

Ищите связи


Среди второстепенного материала нужно выявить самое главное. Поэтому не следует торопиться, во что бы то ни стало запомнить сложный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не поняв ход рассуждений автора. В материале могут быть следующие связи:

  • смысловые связи: текст, в котором одна мысль логически предопределяет следующую за ней, запоминается сравнительно легко. Поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл текста, увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами;

  • структурные связи: психологические эксперименты показали, что при запоминании логически не связанных между собой слов (терминов, иностранных слов) имеет значение их расположение на листе, объединение в группы (например, цифр в номере телефона) и даже в какие-либо фигуры. Подчёркивайте, обводите нужную информацию, используйте сокращения, группируйте слова, которые начинаются с одной буквы.


Используйте ассоциации


Приёмы произвольного запоминания можно разделить на две группы:

а) выявление внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале;

б) привнесение извне в запоминаемый материал искусственных связей.

Последние приёмы называются мнемоническими и применяются в тех случаях, когда трудно выявить внутреннюю структуру материала.

Здесь мы рассмотрим два мнемонических приёма: локальной привязки и словесных посредников. Метод локальной привязки, или «метод мест», состоит в построении для запоминаемого ряда объектов другого ряда – опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Последовательность объектов в опорном ряду организована так, что жёстко предопределён порядок их перечисления. На практике таким опорным рядом может служить последовательность комнат в своей квартире, домов на своей улице и т.д. Человек сначала заучивает опорный ряд, а затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы заучиваемого ряда.

Итак, если в заучиваемом материале мало внутренних связей - оглянитесь вокруг. Представив в памяти обстановку, в которой вы учили материал, вы припомните и его, потому что полученные одновременно впечатления имеют свойства вызывать друг друга.


Подготовка к экзамену


  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдёшь в рабочий ритм, и дело пойдёт.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.

Во время экзамена

  • В начале экзамена вам сообщат необходимую информацию (как заполнить бланки, сколько и на что отводится времени и т.д.). Будь внимателен!!!

  • Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоей работы.

  • Начни с лёгкого! Начни с ответа на вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и чётко, и ты войдёшь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

  • Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задачи "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких задачах.

  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по лёгким вопросам ("первый круг"), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными вопросами, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Не паникуй! Самое главное – успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!




Похожие:

Как подготовиться и сдать экзамены iconКак сдать экзамен?
Этот вопрос задает себе каждый студент накануне сессии. Не важно, как ты учился во время семестра – прогуливал или был зубрежкой,...
Как подготовиться и сдать экзамены iconКак успешно сдать экзамены?
Последний год детства, выпускной класс. Впереди – свобода выбора, ответственность за свои решения и первое серьезное испытание: экзамены...
Как подготовиться и сдать экзамены iconРоссийской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мало-Лызинская сош» Балтасинского района Республики Татарстан
Навыки решения математических задач необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по математике,...
Как подготовиться и сдать экзамены iconКак помочь подготовиться к экзаменам
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные...
Как подготовиться и сдать экзамены iconПодготовка к егэ-2011
Егэ (кроме отдельных категорий выпускников, которые имеют право сдать выпускные экзамены в традиционной форме). Поскольку результаты...
Как подготовиться и сдать экзамены iconМатериалы для подготовки к егэ-2010
Егэ (кроме отдельных категорий выпускников, которые имеют право сдать выпускные экзамены в традиционной форме). Поскольку результаты...
Как подготовиться и сдать экзамены iconПсихологическая подготовка к экзаменам
Сегодня мы встретились с вами для очень важного общения, вы задаёте много вопросов по тому, как вы можете помочь своим детям успешнее...
Как подготовиться и сдать экзамены iconКак помочь подготовиться к экзаменам
Слово «экзамен» переводится с ла­тинского как «испытание» и имен­но испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпуск­ные...
Как подготовиться и сдать экзамены icon"Как помочь подготовиться к экзаменам"
Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку умение не сдаваться...
Как подготовиться и сдать экзамены iconКак помочь подготовиться к экзаменам
Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку умение не сдаваться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница