Статья опубликована на сайте газеты "1 сентября Информатика"




НазваниеСтатья опубликована на сайте газеты "1 сентября Информатика"
страница1/6
Дата30.08.2012
Размер0.89 Mb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6
























1









Автор: 

Сайков Б.П.

Информационная среда школы 

Статья опубликована на сайте газеты "1 сентября – Информатика"

http://inf.1september.ru/article.php?ID=200702004

 Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Наступает время обобщить и систематизировать накопленный к настоящему времени опыт по созданию информационной образовательной среды школы. Поэтому изложенный в данной главе материал, скорее, практические рекомендации тем, кто взялся за создание информационной среды своей школы. Это и преподаватели информатики, и заместители директора школы по информатизации, организаторы образования; именно им приходится в первую очередь заниматься проблемами информатизации своего учебного заведения. Для этого нужно иметь представление о структуре информационной среды школы, ее составе и об основных направлениях информатизации образования; иметь ее основные ориентиры, которые можно найти, познакомившись с данной главой.

Список статей

1. Информатизация образования

2. Информационно-коммуникационная среда

3. Цели, ресурсы и проблемы создания информационной среды школы

4. Структура информационной среды школы

5. Модульный состав информационной среды школы

6. Информационное взаимодействие субъектов образования

7. АРМ: типы, комплектация, использование

8. Информационные ресурсы школы

9. Школьный ИНТРАНЕТ

10. Школьный сайт

11. Информационный центр школы (медиацентр)

12. Школьное телевидение

13. Система “Открытый урок”

14. Школьная радиостудия

15. Проектная деятельность в условиях информационной среды

16. Подготовка кадров

17. Новые перспективы информатизации образования

 

1. Информатизация образования

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:

— повышение эффективности образования;

— повышение гибкости и доступности образования;

— развитие информационной культуры.

При этом первая цель предполагает, что информатизация образования должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного заказа.

Эта цель дифференцируется следующим образом:

— повышение эффективности формирования специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;

— повышение эффективности формирования граждан общества, имеющих базовую систему ценностей.

Вторая цель предполагает, что информатизация образования должна сделать образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения социального образовательного заказа.

Третья цель предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности.

В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования:

· информатизация как техническое оснащение образовательного учреждения;

· информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование;

· информатизация как формирование информационной культуры субъектов образования;

· информатизация как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных в данном разделе энциклопедии.

Средства информационных и коммуникационных технологий(средства ИКТ): программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

С более подробным описанием средств ИКТ можно познакомиться в “Толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования” (Роберт И.В., Лавина Т.А. и др. М.: ИИО РАО, 2006).

 

Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

— опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;

— усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

— опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

— ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

— отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

— пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

— опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:

— неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

— большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

— отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

— слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;

— отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;

— отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;

— отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

— непонимание руководством учебных заведений, да и руководителями более высокого ранга, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации; упрощение сути информационной среды учебного заведения, желание руководителей учебных заведений быстрее отчитаться о создании информационного пространства, информационной среды без анализа эффективности ее работы;

— практически полное отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

— недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

— неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

— несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

— бесплановость, случайность применения ИКТ;

— перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Внедрение информационных технологий обучения в процесс преподавания школьных дисциплин, не связанных с изучением информатики и программирования, требует от учителя-предметника постоянной работы над собой, непрерывного образования, повышения квалификации, освоения ИКТ, создания собственных информационных ресурсов, непрерывного анализа своей педагогической деятельности и деятельности своих коллег, значительных временных затрат на подготовку уроков.

Некоторые исследования выделяют наиболее существенные ограничения обучения с использованием ИКТ, как, например:

· необходимость начальных навыков у учащихся, обучение которым должно предварять изучение предмета;

· технические сложности работы с аппаратурой, программным обеспечением, невозможность получения устойчивого доступа к ним во время урока;

· отсутствие навыков скоростного набора текста и навыков коммуникативного общения у всех субъектов образования.

Известно, что наибольшим препятствием в использовании ИКТ на всех уровнях образования всех стран, независимо от их технического развития и оснащенности конкретного учебного заведения, является практически полное отсутствие методических разработок использования ИКТ в образовании и отсутствие или недостаточность подготовки преподавателей.

 

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— во время проведения урока;

— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

— при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

— в процессе создания и передачи общешкольной информации;

— в процессе научной деятельности;

— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— для более глубокого восприятия учебного материала;

— в проектной деятельности;

— при создании мультимедийных сочинений;

— в презентационной деятельности;

— в локальной и глобальной сети.

Выстраивая рейтинг мотивов, побуждающих педагога использовать ИКТ на уроке, можно, опираясь на данные анкетирования, проведенные некоторыми авторами (Алашеев С.Ю., Антипова А.В. и др.), сделать вывод о том, что ведущей движущей силой для учителей в этом направлении является повышение уровня профессиональной культуры.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

· повышение уровня профессиональной культуры;

· снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

· развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

· возможность использования чужого опыта и методических разработок;

· повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

· переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

· возможность самореализации и самоутверждения;

· возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

· повышение авторитета среди учащихся;

· повышение авторитета среди коллег;

· поощрение администрации.

Что дает информатизация образованию:

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

· повысить у учащихся интерес к предмету;

· облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

· подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

· выявлять и развивать способности;

· овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

· интеллектуально развивать учащихся;

· подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

· использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема, партнеров и т.д.;

· расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

· повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

Одной из форм использования компьютера во внеклассной работе является создание презентаций, докладов, учебных программ самими обучаемыми. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, но одновременно идет процесс освоения, изучения богатых, часто скрытых возможностей компьютера.

Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных самими учащимися, способствует:

— развитию интереса к изучаемому предмету;

— стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, при работе с литературой, внеклассной работе;

— формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем, совершенствованию этики общения и письменной речи учащихся;

— обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья опубликована в журнале "Мир пк"
Статья опубликована в журнале "Мир пк", 2003г №10, стр. 74-78, а ее вариант в трудах первой Всероссийской научной конференции "Методы...
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья была опубликована в
Статья была опубликована в: Параллели (Россия Восток Запад). Альманах философской компаративистики, Выпуск Филос общ-во ссср, М.,...
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья опубликована в газете «Новости недели»
Статья опубликована в газете «Новости недели» (Израиль), 10 августа 2006 г., стр. 16
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconОпубликовано на сайте "Российской Газеты" 30 сентября 2010 г
С первого октября начинает работу первый в России финансовый омбудсмен член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев....
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья «Экологическое воспитание младших школьников» Публикация на сайте фестиваля «Открытый урок»
Статья «Педагогическое проектирование в условиях малокомплектной сельской школы»
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья была опубликована в 2006году в сборнике "Наследие предков" (Душанбе)
Впервые статья была опубликована в 2006году в сборнике "Наследие предков" (Душанбе)
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья опубликована в журнале Вестник гуманитарного института тгу. 2010. №2 (6)
Статья опубликована в журнале Вестник гуманитарного института тгу. – 2010. №2 (6)
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья опубликована Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета. Саратов: Изд-во «Научная книга»
Статья опубликована Бюллетень Ботанического сада Саратовского государственного университета. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005....
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconРешение №934 от 23 сентября 2010 года Об утверждении главного редактора газеты «Тольяттинский университет»
Заслушав сообщение о кандидатуре на должность главного редактора газеты «Тольяттинский университет», Ученый совет решил
Статья опубликована на сайте газеты \"1 сентября Информатика\" iconСтатья опубликована в журнале риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. №4. С. 309-313
Статья опубликована в журнале риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2010. №4. – С. 309-313
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница