Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества




Скачать 127.24 Kb.
НазваниеОтчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества
Дата02.03.2013
Размер127.24 Kb.
ТипОтчет


ОТЧЕТ


по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества


Наименование мероприятия: Совещание рабочей группы СИТЕС по мерам

принуждения в области торговли соколами


Сроки и место проведения: 21 – 23 ноября 2005 г., Абу-Даби, ОАЭ


Состав делегации: Федоткин Д.В. – начальник Управления

Росприроднадзора,

руководитель делегации


Сорокин А.Г. - заведующий лабораторией

ВНИИприроды Росприроднадзора


Москва 2005


В ходе командирования делегация приняла участие в работе Совещания Рабочей группы СИТЕС по мерам принуждения в области торговли соколами (далее СРГ), организованного под эгидой Секретариата СИТЕС Административным и Научным органами СИТЕС ОАЭ при участии Административного органа СИТЕС Канады.

В СРГ приняли участие официальные представители Секретариата СИТЕС, Великобритании, Казахстана, Канады, Катара, Киргизстана, Китая, Кувейта, Монголии, ОАЭ, Российской Федерации, а также ISPO-Интерпол и Международной таможенной организации.

Целью СРГ было выявление основных проблем и тенденций незаконной торговли соколами с практической точки зрения. Особое внимание было уделено вопросам контроля и надзора за внутренним оборотом и экспортно-импортными операциями с соколами. В этой связи детально обсуждалась ситуация с нелегальным отловом и контрабандой соколов за период с 2000 г.

В ходе совещания была подчеркнута необходимость улучшения международной координации действий, направленных на пресечение нелегальной активности в соколином бизнесе. Обсуждены и одобрены предложения Секретариата СИТЕС по созданию информационной сети для повышения оперативности правоприменительных действий по всей криминальной цепочке от мест нелегального отлова до пунктов назначения контрабандной продукции.

Первое заседание СРГ открыл Генеральный секретарь Агентства по окружающей среде (Абу-Даби, ОАЭ) г-н Маджид Аль Мансури, который разделил озабоченность международной общественности сложившейся ситуацией и проинформировал о мерах, предпринимаемых ОАЭ для ее оптимизации.

Основное направление совещанию дали установочные доклады представителей Секретариата СИТЕС Джонатана Барздо (руководитель Отделения поддержки Конвенции) и Джона Селлара (руководитель группы по борьбе с контрабандой, мошенничеством и организованной преступностью), посвященные истории Рабочих групп СИТЕС по мерам принуждения и описанию целей настоящего СРГ. В дополнение к этому Административный орган СИТЕС в ОАЭ представил доклад по истории соколиной охоты в регионе и современному состоянию торговли соколами для соколиной охоты.

Отдельное выступление представителя Административного органа СИТЕС в ОАЭ подробно освещало комплекс мер, предпринимаемых на государственном уровне в этой стране по контролю незаконного оборота соколов. В частности, был детально описан разработанный и внедренный механизм «паспортизации» соколов, находящихся в личной собственности.

Основная часть СРГ была посвящена докладам стран-участниц с информацией по незаконной торговле соколами за период 2000 – 2005 гг. и их обсуждению.

На заключительном этапе совещания был проведен анализ полученной информации и выработаны предварительные позиции по всем практическим аспектам незаконного оборота соколов, затронутым в выступлениях Сторон. Данные материалы лягут в основу документа, который будет подготовлен Секретариатом СИТЕС и распространен для использования с целью совершенствования национального законодательства, борьбы с незаконным изъятием соколов, усиления контроля на таможенной и государственной границах за перемещением соколов и снижения общего уровня незаконной торговле этими птицами в странах их происхождения, транзита и назначения.


В соответствии с Техническим заданием делегацией выполнено следующее.

  1. Получена счерпывающая информация Секретариата СИТЕС и представителей Сторон СРГ по современному состоянию и тенденциям, связанным с незаконной торговлей соколами. Наибольший интерес для практики контрольно-надзорной деятельности представляли ниже приводимые сообщения.

    1. Секретариат СИТЕС.

Джонатаном Барздо сделан обзор состояния популяций балобана, основанный на материалах, представлявшихся прежде в документах заседаний 19, 20, 21 Комитета по животным СИТЕС. Российская сторона обратила внимание на несоответствие данных Комитета по животным официальным сведениям по численности балобана в России, направленных МПР России в мае 2004 г. по запросу Секретариата СИТЕС (данные Комитета по животным существенно занижены).

Учитывая положительный опыт ОАЭ и некоторых других стран региона в «паспортизации» соколов, находящихся в личной собственности, Секретариат СИТЕС рекомендовал шире использовать этот метод регистрации и контроля перемещения соколов. При этом обращалось внимание на следующее:

- паспорта должны быть зарегистрированы в выдавшем их национальном органе;

- в паспорте должны быть четкие указания на метку данной птицы (в соответствии с рекомендациями СИТЕС);

- при пересечениях границ в паспорте должны проставляться даты выезда и въезда, заверенные подписью уполномоченного лица и печатью;

- в паспорте должна быть сделана запись о том, что будучи вывезенной за границу данная особъ не может быть продана (подарена) без оформления документов в соответствии с требованиями СИТЕС;

- паспорт выдается только на птиц с подтвержденной лигитимностью происхождения;

- в случае, если перемещение сокола осуществляется не владельцем, а его доверенным лицом (пример Джона Селлара: шейх Заед владел

множеством соколов, но на охоту их обычно вывозили его сокольники), то паспорт выписывается на то лицо, которое непосредственно осуществляет перемещение птицы через границу.

1.2. Канада.

Не смотря на достаточно высокую численность в природе таких востребованных для соколиной охоты видов, как кречет и сапсан, криминальная активность находится на низком уровне. С 2000 г. за незаконный сбор яиц (5 яиц ястреба тетеревятника и 2 яйца кречета) задержаны 2 гражданина Великобритании (2002 г., провинция Квебек). Они пользовались арендованным вертолетом, имели инкубаторы (аккумуляторный и сетевой), GPS, горное снаряжение. Яйца предназначались для нелегального вывоза за рубеж.

В задержанным предъявлено обвинение по 8 пунктам и наложен штраф в 7250 кан.дол., который был незамедлительно выплачен.

В Канаде выдаются разрешения на сбор яиц и отлов соколов для соколиной охоты, разведения и научных целей в соответствии с научно обоснованными квотами.

1.3. Китай.

Существует запрет на добывание из природы в коммерческих целях видов, занесенных в Приложения 1 и 2 СИТЕС. Вместе с тем устанавливается ежегодная квота на отлов балобанов для соколиной охоты (величина квоты не названа).

Контрабанда незаконно отловленных балобанов отмечается в течение последних 15 лет. Максимальный размах она имела в конце 1990-х – начале 2000-х гг. (в 2001 г. было задержано 3000 браконьеров с 600 балобанами). Главные районы – Северо-Западный Китай и Внутренняя Монголия. Обычно в браконьерстве и контрабанде замешаны граждане Пакистана.

В последние годы заметен спад криминальной активности вследствие принимаемых мер: за незаконный отлов, транспортировку и содержание балобана установлено уголовное наказание. Длительность срока заключения определяется количеством задержанных птиц: за 1 - 5 балобанов – менее 5 лет, 6 – 10 балобанов – от 5 до 10 лет, больше 10 балобанов – от 10 лет и выше, включая смертную казнь. Широко известен случай, когда 2 браконьера за 42 незаконно добытых соколов получили пожизненное заключение.

Характерно, что законодательство предусматривает один и тот же уровень наказания, как за незаконный отлов, так и за нелегальную транспортировку или содержание.

Для оптимизации положения с балобаном в международном плане китайская Сторона рекомендует ужесточение наказания, улучшение информационного обмена и согласование квот на научной основе (для стран, разрешающих экспорт особей из природы).

1.4. Казахстан.

Вспышка контрабанды балобана из республики произошла в начале 1990-х гг. после обретения Казахстаном самостоятельности. За несколько лет численность вида в южном и юго-восточном Казахстане упала на 80-90%.

К настоящему времени после принятия комплекса мер ситуация стабилизировалась. Отлов балобана в коммерческих целях полностью запрещен. За незаконный отлов предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 4 лет и иск 5100 дол.США. Задержания и судебные процессы широко освещаются СМИ.

В республике активно действует питомник редких соколов «Сункар», в котором разведено более 700 птенцов, 315 из которых выпущено в природу (остальные в установленном законодательством порядке экспортированы на арабский рынок). В небольших количествах балобан также разводится в Алмаатинском зоопарке.

С 2004 г. введены требования мечения разведенных в питомниках птенцов неразъемными кольцами в формате, согласованном с Административным органом СИТЕС.

К настоящему времени завершена инвентаризация всех хищных птиц, содержащихся в неволе. Их владельцам выдаются паспорта. Зарегистрированные птицы, происходящие из природы чипируются.

В 2003-2004 гг. при участии российских специалистов проведено широкомасштабное автомобильное обследование гнездового ареала балобана. По его результатам общая численность вида в республике достигает 1800 гнездовых пар. На большей части ареала она стабильна, а в районах, подвергавшихся в начале – середине 1990-х гг. сильному прессу браконьерства, имеет тенденцию к росту.

Представитель Казахстана подчеркнул, что главным приоритетом в числе мер по сохранению популяций балобана должно быть усиления контроля в аэропортах назначения браконьерских поставок (арабский регион).

1.5. Монголия.

Выступление представителя Монголии было посвящено в основном общим вопросам популяционной биологии балобана, излагавшимся и прежде на заседаниях 19, 20, 21 Комитета по животным СИТЕС.

В стране практикуется экспорт отловленных в природе балобанов, по квотам, устанавливаемым на основе численности популяции. Квота не должна превышать 5% численности. К ней прибавляется недоиспользованное количество особей квоты предыдущего года. Стоимость отлова 1 балобана с целью экспорта – 4600 дол.США.

Легальный экспорт балобана возрос с 25 особей в 1996 г. до 385 в 2004 и 360 особей в 2005 гг. При этом нелегальная составляющая экспорта по приведенным данным снизилась от 150 особей в 1990 г. до 6 в 2004 и 18 особей в 2005 гг. (речь в данном случае идет о задержанных птицах, что не может служить объективным критерием процесса).

Заслушанные материалы позволяют сделать вывод о недостаточном контроле за реализацией выданных лицензий на отлов и экспорт. Представляется вероятным повторное использование одних и тех же лицензий.

1.6. Объединенные Арабские Эмираты.

ОАЭ традиционно является ключевой страной региона Персидского залива в формировании и регулировании соколиного рынка. Это основной пункт назначения потоков легальных и нелегальных соколов. Значительная часть соколов перераспределяется отсюда в другие государства региона (преимущественно в Саудовскую Аравию).

Легальный импорт соколов в ОАЭ имеет отчетливую тенденцию к росту. В 2003 г. ввезено 1478 особей, в 2003 г. – 2714, в 2004 – 3042. В это количество входят как отловленные в природе, так и разведенные птицы. Доля последних увеличивается и превышает половину поставляемых на рынок соколов. Наблюдается постепенная переориентация общей массы сокольников на более дешевых, но постоянно улучшающихся по качеству птиц из питомников.

Административным органом СИТЕС были приведены данные по задержаниям соколов за последние 3 года. 2003 г. – 38 особей, 2004 г. – 17 и 2005 г. – 38. Причинами задержания являются отсутствие документов СИТЕС, их неверное оформление или фальсификация.

Незаконный ввоз осуществлялся из аэропортов примерно 10 стран, среди которых по количеству задержанных птиц выделяются Узбекистан, Казахстан, Монголия, Таджикистан (Российская Федерация в этом списке отсутствует).

По видовому составу в конфискате преобладает балобан (43%) и кречет (15%).

Материалы выступления не дают реального представления о масштабе нелегальной торговли соколами в ОАЭ.



  1. Российская делегация в свою очередь проинформировала участников СРГ о статусе и состоянии популяций балобана и других соколов, а также о положении дел с незаконной торговлей соколами в России и задержаниях соколов за период с 2000 г.

В выступлении отмечены особенности законодательной базы охраны видов соколов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, представлена информация по деятельности Росприроднадзора в качестве Административного органа СИТЕС и федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере охраны и регулирования использования редких видов животных.

Также были освещены вопросы контроля внутреннего оборота соколов, их разведения и выпуска в природу. Подчеркнута роль системы ООПТ федерального значения и региональных красных книг в сохранении балобана и других соколов. Особо отмечено взаимодействие с другими профильными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Предоставлена информация о деятельности питомников по разведению соколов, контроле за ними и используемой в России системе мечения птиц, которая полностью соответствует требованиям СИТЕС.

В соответствии с предварительным запросом Секретариата СИТЕС в выступление российской Стороны были включены конкретные материалы по методам нелегального отлова соколов, маршрутам контрабанды, технологии контрабанды (транспортные схемы, техника сокрытия, типы курьеров и др.), образу действий дельцов контрабанды, местам совершения сделок, пунктам назначения контрабанды и рынкам, ценам черного рынка на соколов (от браконьера до потребителя) и др.

Представлены данные Федеральной таможенной службы России по задержаниям соколов за десятилетний период.

Российская Сторона разделила озабоченность состоянием популяций балобана в ряде стран и согласилась с актуальностью совершенствования контрольно-надзорного механизма за оборотом этого вида в странах ареала. Одновременно было указано на необходимость более жесткого контроля оборота соколов на арабском рынке, спрос которого является определяющим фактором, как лигитимных, так и контрабандных поставок соколов.


  1. В целях улучшения информационного обеспечения и координации деятельности по незаконной торговле соколами российская Сторона приняла участие в выработке общей концепции и предложила использовать Административный орган СИТЕС в России в качестве национального органа для оперативного информационного обмена.



  1. Российская делегация посетила соколиный госпиталь, используемый Административным органом СИТЕС Абу-Даби для карантинирования и реабилитации соколов, поступающих для соколиной охоты и разведения. В ходе посещения участники совещания были ознакомлены с условиями содержания и методами лечения соколов. Особое внимание было обращено на применяемые системы маркировки соколов и методы различения диких и разведенных в питомниках птиц.




  1. В ходе совещания, на основе представленного фактического материала, российская Сторона подняла вопрос о целесообразности пересмотра отнесения Российской Федерации к категории стран, состояние популяций балобана в которых, в связи с международной торговлей, вызывает «особую озабоченность». Представители Секретариата СИТЕС в целом позитивно отнеслись к этой инициативе. При этом было пояснено, что позиционирование стран по категориям, представленное на 21 заседании Комитета по животным СИТЕС (Женева, май 2005) имеет предварительный характер. Процесс рассмотрения продолжается и по получению Комитетом по животных соответствующих материалов позиция России может быть пересмотрена.




  1. На заключительном заседании представители Секретариата СИТЕС сообщили, что по завершении анализа представленных Сторонами материалов Секретариат СИТЕС подготовит документ по итогам СРГ, который планируется распространить до конца текущего года. При этом был подчеркнут конфиденциальный характер документа и что он будет доступен только странам принимавшим участие в данном совещании.



7. Представители Секретариата СИТЕС обратились к российской Стороне с просьбой проинформировать отсутствовавшие на СРГ Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Украину об итогах совещания. Эти страны вовлечены в незаконную торговлю соколами и активизация там скоординированной деятельности по борьбе с соколиным браконьерством и контрабандой представляется очень важным.


ВЫВОДЫ


1. В активную торговлю соколами для соколиной охоты вовлечено около 20 государств. Ее годовой оборот в денежном выражении превышает 10 млн. дол. США. Конъюнктура рынка формируется арабскими государствами Персидского залива (в первую очередь Саудовской Аравией и ОАЭ), являющимися основными экспортерами соколов.

2. По материалам Совещания и неофициальным данным, полученным в ходе консультаций с его участниками, в течение последних лет в страны Персидского залива ежегодно ввозится до 5 000 – 5 500 соколов. Около половины из них имеют легальное происхождение (из них около 2 000 особей поступают из питомников и 500 – 600 особей отлавливаются в природе по разрешениям), остальные 2 500 – 3 000 птиц незаконно отлавливаются на местах гнездования и пролете и ввозятся контрабандным путем.

3. Основными объектами существующей торговли соколами являются балобан, кречет, и сапсан – виды, гнездящиеся на территории России и занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

Основными поставщиками балобана на черном рынке являются Монголия, Пакистан и Китай. Контрабанда из Росси и других стран СНГ имеет тенденцию к снижению и достигает нескольких сотен птиц в год.

Россия является главным (практически эксклюзивным) донором незаконно отловленных кречетов на черном рынке. Ежегодно в страны Залива поступает до 100 – 250 таких птиц. С учетом значительной смертности контрабандных соколов во время транспортировки, в среднем их изъятие из природы может достигать 10% общей численности вида, а для отдельных популяций быть значительно выше, что представляет реальную угрозу для их сохранения.

Спрос и цены на сапсана не столь велики, как на кречета и балобана, однако птицы некоторых подвидов, гнездящиеся на севере и северо-востоке России представляют повышенный интерес и их незаконное изъятие может достигать сотни особей в год.

4. Не смотря на то, что на соколином рынке предпочтение по-прежнему отдается птицам, отловленным в природе, в последние годы существенно увеличился спрос на соколов, разведенных в питомниках. Это открывает хорошие перспективы замещения диколовленных соколов на продукцию питомников, что следует рассматривать как реальный инструмент снижения пресса браконьерского отлова на популяции редких видов соколов.

5. Представленные российской Стороной материалы по состоянию популяций и контролю за легальным и незаконным оборотом балобана в России позволяют ставить вопрос перед руководством СИТЕС о пересмотре отнесения Российской Федерации к категории стран, состояние популяций балобана в которых, в связи с международной торговлей, вызывает «особую озабоченность».


Похожие:

Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества icon1. Теоретические основы международного научно-технического сотрудничества 7
Основные тенденции развития научно-технического сотрудничества ес с третьими странами 24
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconРабочая программа делегации. Включила: Представление на выставке 71 экспоната Белорусского национального технического университета, руп «Научно-технологический парк бнту «Метолит»
Участие делегации Министерства образования Республики Беларусь в работе Китайской международной промышленной ярмарки в г. Шанхай,...
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconКонцепция международного сотрудничества в области глобальных навигационных спутниковых систем и их функциональных дополнений Москва
Принципы международного сотрудничества Российской Федерации в области глобальных навигационных спутниковых
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconИнструкция по заполнению заявок на участие в конкурсе (Форма 3)
Организация и проведение экспертизы инновационных проектов малых предприятий с целью оценки потенциала для международного трансфера...
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconИнститут международного сотрудничества информационный
Польского технического факультета (pwt — Polski Wydział Techniczny) Доннту. В мероприятии приняли участие ректор А. А. Минаев, директор...
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconЗав кафедрой гражданского и хозяйственного права
...
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconНаучно-техническая и инновационная сфера. Термины и определения
Источник(автор): Ассоциация делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии...
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconПредварительная программа Понедельник, 15 августа 2011 г. Пленарное заседание Международного научно-технического симпозиума «Авиационные технологии XXI века» в "Доме ученых цаги" г. Жуковский мо 08: 30-09: 00 Регистрация
Пленарное заседание Международного научно-технического симпозиума «Авиационные технологии XXI века» в "Доме ученых цаги" г. Жуковский...
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconОтчет о научно-исследовательской деятельности международного университета природы, общества и человека «дубна»
Научно-исследовательская деятельность
Отчет по командированию российской делегации по линии международного научно-технического сотрудничества iconРешение по итогам X международного научно-технического форума
«Донской государственный технический университет» проходил X международный научно-технический форум «Инновация, экология и ресурсосберегающие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница