Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания




НазваниеИскусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания
страница1/12
Дата01.03.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Методология.


Теория искусства в контексте гуманитарных наук.


Искусствознание родилось в недрах исторической науки.


Вопрос «зачем»? Он выходит за грань собственно области искусства – фон, среда, область жизни и духа, это вопрос о контексте, если картину расценивать как основной текст, тут нужны знания в области богословия, философии, литературоведения и т. д.

Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания.



Методология – практика теории, умение применять нужный метод к нужной теории.


1.Уровень – первичной обработки материала (археологические изыскания), произведение искусства как материальный объект, имеющий свои свойства (момент физического бытия).


2. История искусства – фактология. Само искусствознание родилось в недрах исторической науки, как своего рода источниковедение.


Археология и история (убедительная практика) соединяются в знаточество (каталог).


Знаточество – в недрах позитивизма*


Может быть 3 метода – описательно-дискурсивный, аналитический или синтетический (обобщаю, но обобщения не всегда нужны). Есть еще контекстуальный подход (Синди Кларсон – икона – часть литургии). Разные методы отвечают разной цели.


Нужен опыт переживания, толкования, интерпретации, а не только знание фактов.


Искусствознание должно отвечать на вопрос «что»? ( содержание, изучение значения – семантика, что хотел заказчик, что думал художник и т. д..)


Вопрос «как» (анализ форм).


Вопрос «зачем»? Он выходит за грань собственно области искусства – фон, среда, область жизни и духа, это вопрос о контексте, если картину расценивать как основной текст, тут нужны знания в области богословия, философии, литературоведения и т. д. Это обуславливает присутствие субъективного момента, иррационального, отрицает строгую научность, сродни творчеству, созданию новых идей, мыслей.


*30е годы 19 века – О.Конт. Идея – научному изучению поддается только мир явлений, упразднение философии как метафизики, никаких сверхчувственных субстанций, только обобщение научных знаний, философия как строгая наука, основанная на точном знании – так изучать можно общество, природу, человека. 1 стадия – упорядочивание наук, унификация познания, выявление общих для всех наук законов ( принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения , силового сопротивления – Г.Спенсер – его идея прогресса).


2. стадия – упорядочивание явлений в сознании исследователя (сближение с задачами психологии, замена философии психологией познания) 3. стадия – неопозитивизм (20е годы 20 века). Б. Рассел (Англия), Витгенштейн (Австрия), «Венский кружок» - это логический анализ науки. Критерии истинности – правильность построения высказывания (боролись с неопределенностью научного языка связанного с повседневностью, в метафизике и других гуманитарных науках - сплошная поэзия), возможность сведения высказывания к чувственным данным, к фактам, закрепленным в языке. Опыт и совокупность таких фактов – эмпирическая основа науки). Если можно сравнить предложение с чувственными данными, то оно верифицируемо (проверяемо) и значит научно. Верификация – основополагающий принцип + редукция – сведение всего знания к проверяемому на опыте. Отсюда принцип единства научного знания, развитие науки как единый поступательный процесс, в его основе непрерывно расширяющаяся эмпирическая база, последовательное приближение к истине путем усовершенствования предыдущей стадии. Выявление ненаучности традиционных философских идей не подкрепленных опытом. Не нужно высказываться о трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Радикально трансформировал позитивизм К. Поппер (Эрнст Ганс Гомбрих – критерий научного знания – опровержимость его, знание, которое в структуре своей содержит опровержение. Причина и следствие – это наше изобретение, фикция, продукт нашей логики, иллюзия. Научное знание содержит нестыковку и только тогда оно научно, тогда есть за что уцепится и идти дальше к истине. Т. е. наука это познавательный процесс, а не идеология застывшая, претендующая на научность. Идея относительности знания. Он сформулировал структурализм – дегуманизация искусства, чтобы найти строгое знание нужно отрешится от человеческого мышления, безличная структура, не взаимоотношение мира и субъекта, а отношение неосознаваемых структур, общие фундаментальные структуры на принципе взаимодополнитеьности, которые действуют во всех сферах жизни, некие бинарные оппозиции, пафос универсальности).


Один из принципов неопозитивизма – феноменология – научное исследование не самих вещей, а их феноменов, данностей человеческого опыта (Гуссерль - нет предметов – есть феномены в нашем сознании. Быть можно только в сознании. Нужно очистить сознание и посмотреть на феномены, вещи в первозданном виде. Направленность сознание на что-то – интенция. То на что направлено сознание – феномен. Надо заключить весь мир в скобки, воздержаться от интерпретаций, оценок. Суждений – эпохе (процедура «воздержания от суждений»). Надо изменится, очистится и станет ясна суть вещей. Выделение чистых феноменов и их описание – феноменология. Приложение в искусствознании – все истины просто расхожие понятия, нужен непосредственный взгляд, нужно убрать шаблонные схемы, переживание, как факт собственного сознания, а не познавание. Роман Ингарден – если искренне смотреть на вещь – она явится.


Экзистенциализм – Хайдеггер, Ясперс, Камю, Сартр. Уникальность человеческого бытия. Это наличие вещи в мире, ей противостоит пустота. Сущность человека – его забота, он смертен, заброшен в мире, подлинное бытие – «свобода к смерти» (Хайдеггер), открытость бытию. Это атеистический экзистенциализм. Человек встречается с пустотой – возникает проблема морали. Нужно открыться. Если человек все исчерпал в науке, нужно идти в сферы духовные, нравственные. Есть ли в искусстве нравственность – Дворжак. Экзистенциализм размывает границы между нравственным и наукой – понимание себя и своего места, добра и зла. Т. е. в науке может быть оправдан переход с эстетического уровня на этический.


Герменевтика. Она о интерпретации, о истолковании. Это интерпретация текста (в древности гадание). Шлейермахер, Дильтей (на него повлиял Гуссерль - феноменоолгия). Не только извлечение первоначального смысла, но и приращение нового. Как текст проникает в нас, насколько эти два смысла совпадают. Иконология – визуальная герменевтика. Это еще и наука о добавочных смыслах, переносных значениях, перенос в другой контекст. Это не только познавание но и форма бытия. Это тоже имеет выход в искусство).


Семиотика.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconВербальная и невербальная ораторика: Мимика и жесты оратора. Дресс-код оратора
«оратор» — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие[1][2]....
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconПринципы формирования системы храмовых росписей в русском искусстве
Работа выполнена в Отделе древнерусского искусства Государственного института искусствознания
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 04 -«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. В ней представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания,...
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. В ней представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания,...
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания icon«История искусства: первобытное, традиционное и этническое искусство»
Маски народов Сибири. Особенности трактовки антропоморфных образов в традиционном искусстве народов Сибири
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность 020600 (031401. 65) «культурология»
Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами...
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconПрограмма к вступительному испытанию по истории искусства для поступающих на магистерские программы «история русского искусства»
Своеобразие средневековой культуры. Искусство и действительность. Памятник искусства как исторический источник. Виды искусства и...
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconИзобразительное искусство Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры
Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных...
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconРеферат на тему :“происхождение и эволюция первобытного искусства”
Наука непрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Плодотворные вымарки… Наука – лестница. Поэзия – взмах крыльев. По...
Искусство и наука об искусстве: теория искусства методология искусствознания iconПрограмма дисциплины Теория и история искусств
Курс предполагает изучение существенных элементов теории искусства, определение базовых категорий и понятий, которые вырабатывались...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница