Тема: Авторы-разработчики




Скачать 213.08 Kb.
НазваниеТема: Авторы-разработчики
Дата01.03.2013
Размер213.08 Kb.
ТипВикторина
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики


Тема:





Авторы-разработчики:


Учитель

чувашского языка и литературы Васильева Н.М.


Учащиеся 5 класса:

Емельянова Наталья,

Краснов Александр


Ярабайкасы – 2007 год


С О Д Е Р Ж А Н И Е


  1. Методический паспорт.




  1. Исследовательский этап.




  1. Информационный банк.

Что такое культура

Народное и профессиональное искусство.

Вышивка и ткачество

Изделия из глины

Изделия из древесины.

Чувашские музыкальные инструменты.

Украшения

Обувь

Песни

4. Загадки, пословицы о труде

  1. Викторина «Знаешь ли ты культуру своего народа?»

  2. Практическая работа.




  1. Защита проекта.




  1. Литература.



МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ


Учебный предмет: технология, родная литература, музыка


Тема: «Хранители чувашской культуры»


Тип проекта: интегрированный, творческий


Класс: 5


Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая


Время работы: 4 ч.


Цель: изучить проблемы сохранности культуры чувашского народа в микрорайоне школы МОУ «Ярабайкасинская СОШ» на современном этапе


Задачи:

1) получить общее представление о том, что такое культура

2) изучить материал о чувашской народной культуре;

3) ознакомиться с мастерами, исследовать труды самодеятельных мастеров нашего микрорайона;

4) учиться бережливому, уважительному отношению к самодеятельным мастерам и их творчеству;


Планируемый

результат:

  • организовать выставку работ мастеров;

  • по мотивам чувашской вышивки изготовить салфетки



Степень

распространения: Ярабайкасинская СОШ


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП





п/п

Творческие задания

для учащихся



Вид деятельности

учащихся

1.

Узнать о традиционной культуре чувашского народа

Сбор информации в библиотеке.

2.

Узнать о современных мастерах, живущих в нашем микрорайоне

Сбор информации для проекта.

3.

Ознакомиться с работами самодеятельных мастеров

Работа вместе с родителями.

4.

Каждому ученику класса подготовить сочинение о деятельности мастера

Сочинение или мини-интервью

5.

Подготовить материал для выставки, фотовыставки

Организация выставки.

6.

Приготовить салфетки по мотивам чувашской выставки

Работа с учителем технологии.

7.

Выступление перед учащимися школы

Презентация проектной работы



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК

Что такое культура?

На этот вопрос невозможно ответить одним словом. Существует около 500 определений, объяснений понятия «культура». Например, такое: «Культура это то, что создано человеком», но ученые считают, что к культуре не нужно относить то, что приносит человеку вред. Например, современное оружие, наркотики, убийство, сигары, «грязные» слова и т. п. Именно культура выделяет человека из всего живого.

Культура помогает человеку развиваться. Культура любого народа формировалась в результате многовекового развития. Культура появилась вместе с народом. Она переживала процесс становления и развития, угрозу исчезновения, периоды возрождения и расцвета. На этом пути немало приобреталось и терялось. Чтобы получить самое общее представление о том, что такое культура, необходимо обратиться к этимологии (происхождению) слова. В переводе с латинского термин обозначал «возделывание земли» (лат. cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие). В широком смысле это понятие охватывает все стороны человеческого существования, в более узком смысле этим словом обозначают сферу духовной жизни людей.

Культура включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека. Орудия труда и средства транспорта, научные открытия и технические изобретения, язык и письменность, произведения искусства и нормы морали, философские учения и системы политической власти, правовые кодексы и религиозные верования, методы образования и воспитания, здравоохранение и спорт, традиции и ритуалы, праздники и обряды – все это есть проявление творческой инициативы и деятельности человека.

Культура - это то, что создается человеческим умом и трудом в материальном и духовном мире.

Материальная и духовная культуры взаимосвязаны. Большая роль принадлежит материальной культуре. Она создает условия для лучшего существования – предметы, орудия труда, технику. Духовная культура, прежде всего, связана с умственными и душевными потребностями человека, она не пассивна и является своего рода мерилом человеческой ценности в материальном мире.

Культура имеет национальный оттенок, национальные корни. Культура каждого народа имеет свое «лицо», облекается в ту или иную своеобразную национальную форму.

Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и общественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений (научных, эстетических, духовно – нравственных). Накопленная народом в течении многих сотен лет культура называется традиционной в отличие от культуры современной и профессиональной. Трдиционная культура – это философская, ценностная и историческая память человечества. Достижения человеческой культуры передаются от одного поколения к другому, не только человек создает культуру, но и культура формирует человека, его мировоззрение, определяет его отношение к себе и окружающему миру.

Культура многогранна и проявления его бесконечны: например, можно говорить о культуре всего Человечества, о культуре различных эпох (древняя, средневековая, современная), о культуре различных этносов и стран (культура чувашского народа или культура Чувашии), о культуре различных социальных и профессиональных групп (например: чувашская крестьянская или помещичья культура, чувашская деревенская или городская культура), о религиозных культурах, о культуре различных выдающихся личностей.

Культура любого народа развивается творчеством людей. Особо одаренные мастера, таланты и гении оставили свои имена в списках творцов профессиональной культуры. Культура развивается по ходу развития общества, нет культуры вне времени и пространства. Есть культура региона, и края, есть культура разных народов и племен. Поэтому говорим о культуре родного края.

Родной край – частица нашей огромной России. У каждого свой дом, улица, город, район, входящие в общий край, называемой Родиной. Родина начинается с дома, улицы, города, района, где мы имели счастье родиться, жить, учиться и трудиться. Чувашская Республика является частицей великой России. Государство чувашского народа – Чувашская Республика, она носит имя народа, издавна жившего здесь, и является материнской родиной для всех чуваш мира.

Самобытная культура чувашей, имеющая древнейшие корни развития, обогащает общероссийскую и мировую культуру.

Народное (самодеятельное) и профессиональное искусство.

В культуре существует понятия «народное» (самодеятельное) и «профессиональное».

Современный профессиональный работник для своего дела специально учится в каком-нибудь заведении – институте, университете, техникуме или училище. У него есть документ об окончании этого заведения – диплом, и всегда за свою работу он получает зарплату.

Слово «самодеятельный» произошло от двух слов – «сам» и «делает». Самодеятельный работник для своего дела не обучался в каком-нибудь учебном заведении, а приобретал знания и умения сам или, например, у родственников или друга. Часто самодеятельный мастер работает для своего удовольствия, не всегда за деньги.

В древности детей обучали родители, бабушки-дедушки, родственники. Поэтому старинные мастера все самодеятельные, обычно они выходцы из простого народа, и их древнее искусство так и называют – народное искусство.

И сейчас различают профессиональное и самодеятельное искусство.

Однако не следует думать, что самодеятельные работы всегда хуже, чем профессиональные. Очень многие профессиональные виды искусства выросли из самодеятельного народного искусства. Например. На основе народных европейских танцев в 16 веке возникло балетное искусство. До сих пор старинная чувашская вышивка считается непревзойденным произведением искусства.

Изобразительное искусство окружало чувашей с самого раннего детства. Вся одежда обязательно украшалось вышивкой, тесьмой, бисером, металлическими нашивками; на деревянной посуде, инструментах, наличниках окон, воротах, мебели вырезали узоры.

Все эти украшения были нужны не только для красоты, считалось, что они могли отгонять злых духов. По узорам на одежде можно было узнать, из какого рода человек, «прочитать» древние легенды.

Все предметы вокруг себя древние чуваши старались сделать такими же красивыми, какой была вокруг них сама природа.

В чувашском языке более 20 слов, которые переводятся как «красота», и каждое из них обозначает особую красоту. Например. Когда хотят сказать о красоте всего мира, применяют само по себе очень красивое слово – илем: красота мира - тẽнче илемẽ; о красиво одетой девочке говорят чечен: чечен хẽр ача – красивая, чисто, аккуратно одетая девочка.

В древности большинство нужных в хозяйстве вещей люди изготавливали своими руками. Каждый предмет старались сделать так, чтобы им удобно было пользоваться, и эти предметы обычно были всегда красивой формы.

Удобство, польза по-другому называется утилитарность, а красота – эстетичность. В народном искусстве соблюдалось единство эстетического и утилитарного, то есть красота всегда приносила пользу. Например, лезвие серпа имеет очень красивую «летящую» форму, и эта форма идеально подходит для срезания колосьев; изумительны по красоте линии ткацкого челнока – они напоминают силуэты древних кораблей, и эта красота помогает плыть им по волнам нитей ткацкого станка.


Вышивка. Ткачество.


Народная чувашская вышивка известна всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры восхищают своей красотой и тонкостью, даже не верится, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. Чувашских девочек учили вышивать, начиная с 6-7-летнего возраста. К 10-12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры. Один ученый еще 200 лет назад собрал более 500 чувашских кẽскẽ - нагрудных вышивок, и среди них не было ни одного одинакового узора. Чувашская вышивка отличается от всех видов других вышивок своей сложностью, миниатюрностью, особым колоритом. Узоры из ниток сочетались с полосками цветных тканей, бисером, а в древности и с золотыми, серебряными, бронзовыми узорами, драгоценными камнями.

Узоры на ткани можно было не только вышивать, но и ткать. Одновременно, когда на ткацком станке изготавливали ткань, мастерицы из цветных ниток ткали узоры. Так, например, украшали концы полотенец.

Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей.

Чувашская вышивка – это вышивка по счету ниток. Например, чтобы изобразить ровный треугольник, считали одинаковое количество ниток на каждую его сторону – и так со всеми узорами. Это трудная и кропотливая работа, поэтому когда среди чувашей появилась более простая вышивка «крестом», ее стали называть «вышивка ленивого человека». Используя, разные швы, чувашские мастерицы вышивали узоры, среди которых часто изображали всякие знаки: людей, животных, корабли, деревья и т.д. Некоторые чувашские узоры изображали устройство всего мира по представлениям древних чувашей.

И в наше время чувашские девушки и женщины любят вышивать. Мы ознакомились с работами мастеров. Их много. Это Филиппова Клавдия Дмитриевна, Яковлева Венера Валериановна, Смелова Зинаида Ивановна, Паргеева Фея Фадеевна, Филиппова Венера Витальевна и многие другие. Петрова Любовь Александровна каждую свободную минуту берет иголку с ниткой и занимается вышиванием. Мы с ребятами своего класса побывали у нее дома и ознакомились с работами.

Из сочинения Петровой Екатерины.

«Моя мама, Петрова Любовь Александровна, самая лучшая мама на свете. Она большая рукодельница. Очень любит вышивать. Она знает и ценит вышивки моего народа. Но вышивает крестом. К большому сожалению традиции истинно чувашских вышивок утрачены. Тяжелая жизнь, войны, послевоенная разруха, восстановление разрушенной войной хозяйства не способствовали сохранению традиций. Но не смотря на это народ тянулся к красоте. Пример тому работы моей матери. В школе мы учимся вышивать традиционные чувашские вышивки. Я очень люблю вышивки моей мамы и хочу показать их вам.»










Изделия из древесины.


В древности многие предметы, которые сейчас изготавливают из пластмассы, делали из древесины, тем более что тогда лесов было очень много.

Для посуды чаще использовали липу, березу, ветлу и другую древесину. Их украшали резьбой, на изделиях из коры узоры выдавливали специальными штампами. Еще в древности предки чувашей использовали простейший токарный станок.

Гордостью каждой чувашской семьи были резные ковши: большие алтãры и малые курка. Навершие ковшов украшалось изображением светил, священных животных и птиц.

У чувашских ковшей была своя особая форма, отличающая их от ковшей других народов.

Деревянной резьбой украшались детали транспорта и постройки. Особо красивые узоры вырезали на наличниках окон и столбах ворот.

Такие украшения в чувашских деревнях встречаем и в наши дни . С одним из них мы встретились в деревне Милюдакасы. Мастера самоучку звали Федоров Евсей Иванович. И вот что рассказал о нем его внук, наш одноклассник Федоров Станислав.Из сочинения Федорова Станислава

«Мой дед, Федоров Евсей Иванович, вырос полусиротой. У него не было отца. Жили очень бедно. В трудные послевоенные годы порою не было дома и куска хлеба. Но он вырос работящим и стал настоящим хозяином. Долгие годы работал в колхозе «Дружба» комбайнером, механизатором. С его помощью в дом пришел и достаток. Построил хороший дом, вырастил четверых сыновей и одну дочь. Сейчас он пенсионер, но без дела не сидит. Три сына построили дома в той же деревне, где живет он. Дед помогает каждому. Он мастерит оконные рамы, двери, вырезает наличники для окон. Он мастер самоучка. Ему не пришлось учиться, но он учился всю жизнь. Учился у старших, учился у мастеров, учился на своем опыте. Он – хранитель традиций моего народа, хранитель культуры моего народа».







Из сочинения Краснова Александра


«Мой дедушка, Краснов Владислав Александрович, известный плотник. Его руками построен не мало домов в нашем округе. Он мастерит и оконные рамы, двери, крыши домов, мансарды. И свой дом, и дом своему старшему сыну, моему отцу, он построил сам. В колхозе «Дружба» его бригадой построены все склады, здании ферм. Колхоза давно нет, а здания стоят. Они и сегодня служат людям. Они как памятники моему деду. Я горжусь своим дедом. От всего сердца желаю ему здоровья и долгих лет жизни. Он истинный хранитель культуры моего народа».





Мой дед, Емельянов Никит , всю свою жизнь жил и живет в деревне Ярабайкасы. Вырастил двух сыновей и дочь. Он был и остается мастером по изготовлению оконных рам, дверей, санок. Мастера знают и уважают . Я его люблю и горжусь им.












Чувашские народные музыкальные инструменты


Многие ученые отмечали, что среди народов Поволжья чуваши выделялись большим количеством народных музыкальных инструментов(их более 50). Очень часто чуваши исполняли музыку, составляя оркестр сразу из нескольких инструментов.

В 19 веке музыкальные инструменты чувашских мастеров продавали в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга наряду с изделиями знаменитых зарубежных фирм.

Для изготовления музыкальных ин6струментов мастера использовали древесину, кору, металл, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. труны делали из конского хвоста (так как это самых длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали.


Оказывается, и в наши дни сохранились мастера, которые изготавливают музыкальные инструменты. Мы ознакомились с музыкальными инструментами, изготовленные нашим учителем музыки Романовым Виталием Анатольевичем








Украшения.


В национальном женском уборе незамени­ма роль вышивальных узоров и всевозможных капарчặк (украшений) из камня, бисера, каури (раковин), металла, зерни, монет. Возникли они по-разному, претерпели мно­жество изменений, приносили практическую пользу и эс­тетическую красоту, обозначали специфику повседневной деятельности, возрастные особенности и социальную при­надлежность их носителей.

За несколько веков строжайшего запрета иметь дело с железом из чувашского быта исчезли металлические ору­дия труда и защиты, не осталось домашней металлической утвари, полностью пришло в забвение военное обмундиро­вание мужчины. Но женский костюм сохранил свой воинс­кий вид боевых амазонок - тухъя и хушпу (шлемы), ама (нагрудная кольчуга), тевет (защита от сабельно-мечевых ударов в плечо), хулçи, сарặ, яркая (наплечные украшения).

Комплексом украшений являются выполненные в тех­нике шитья бисером с серебряными монетами или çулкама, çиçтенкě и шуçтанкặ (металлическими застежками, бле­стками и бляшками) головные уборы девушки - тухъя, женщины - хушпу, нагрудные и шейные украшения и под­вески - ама, шÿлкеме, çуха, сặрка (серьги), нагрудно-на-спинная перевязь тевет, украшения к косам (ярапа, ука, шерепе), поясные и наспинные подвески - енчěк, йěнě, хайман, яркặч и др. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогаща­ла эти наряды, а при движении оживляла весь костюм.

Без украшений девичьих нарядов не бывает. Много украшений к рукам девушки (çěрě, куçлặ çěрě, тÿме, алçыххи, сулặ), ушам (хặлха çакки, алка, сапак, ункặ, шуç), шее (мặй тутри, мặай çыххи, мặя, шặрçа, çуха, çухави). К нагруд­ным украшениям прежде всего относятся шÿлкеме, сурпан çакки, сухал, тевет, ама. Девичье четырехугольное шюльгемэ, в отличие от женского «сурпан çакки», не имело треу­гольной застежки «сюльтяма»(çÿлти+ама) в верхней час­ти. Шюльгемэ верховых чувашей состояло из одинаковых частей и имело квадратную форму, а низовых и средненизовых - полуовальную и прямоугольную. Шюльгемэ и ама украшались серебряными монетами, рядами разноцветно­го бисера, бусами, раковинами. В «Словаре чувашского языка» Н.И.Ашмарина можно найти описание многих украше­ний и их частей. Например, ама, corium forma quadrata... Сặрана тват кěтеслё касаççě те, он çине мặн тенкěсем виçшер, тватшар, пилěкшер рет çакаççě, çавна ама теççě. Она хёрсем анчах çакаççě, вặлсам она шÿлкеме çомне çěлесе лартаççě... Вырезывают четырехугольный кусок кожи и на­вешивают на него крупных серебряных монет, в три,четыре и пять рядов, это называется ама. Ее носят (на груди) только девушки, пришив ее к шулкеме... На кожу нашиты в два ряда - внизу шесть серебряных рублевиков, выше -два «хěреслě тенкě» (крестовика), еще выше - два «тайлặр» (талера, доллара). Между ними нашито три серебряных гри­венника. Алма - ожерелье, сделанное из монет, которые привешены так, что края одной отчасти прикрывают дру­гую (как чешуя на рыбе)... Алма вешают (на шею) так же, как бусы; она свешивается и на спину... (1 т., с.162). Алма и ама -разные по форме и назначению украшения, их путать меж­ду собой невозможно.

Среди шитых бисером и серебром нарядов особое место занимает тевет. Надевали его через левое плечо. Женщи­ны носили теветь на свадьбах, девушки - во время весеннего обряда «хěр аки» ('«девичья пашня»), в хороводах и на осен­них праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу, уборке конопли и льна. На концах теветь вышивались изоб­ражения светил, очертания гор, деревьев, денежный талис­ман («хěреслě тенкě»). Из других аксессуаров стоит упомя­нуть хаçите, валами, пушкен, сулчặ (веер, платочек), хутаç.

Чувашский традиционный национальный праздничный наряд продолжает свое существование и развитие. Он слу­жит сценической, ритуальной, свадебной одеждой, костюмом для торжественных случаев. На базе древних образцов ныне многие мастера готовят прекрасные современные одеяния.

Мы рекомендуем вам ознакомиться с альбомами мас­терицы З.И.Вороновой и изданной в Финляндии красоч­ной книгой трех авторов - В.В.Николаева, Г.Н.Оркова и В.П.Иванова «Чувашский костюм от древности до совре­менности: Научно-художественное издание. На рус, чув. и англ. яз.» (М.-Чебоксары-Оренбург, 2002. -400 с). Она богато иллюстрирована, снабжена подробными коммента­риями и превосходно скомпанована.

Элементам бисерного украшения мы учимся в школе на уроках труда. Учит нас этому учитель технологии Силова Светлана Александровна. Это значит, что бисероплетение не уйдет из нашей жизни.










Мы встретили в деревнях мастеров по изготовлению валенок. Это Ефимова Вера Федоровна, Матюшкина Любовь, Васильева Мария Михайловна. Они нам показали технологию изготовления валенок. Эта культура хорошо сохранилась до наших дней.


Песни


Основу чувашского фольклора составляют песни. Склонность чувашей к пению ученые отмечали еще с 19 века. Исследователь музыкального творчества народов Поволжья В.А.Мышков замечал, что он не встречал еще ни одного чуваша, который не знал бы песен. У чувашей уровень знания народных песен достигал в среднем 25 песен.

Действительно, в тот период, когда фольклор был единственной формой творческого самовыражен7ия, песни сопровождали чуваша от колыбели до могилы. У разных возрастных групп были свои песни. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв (весенних хороводов), =.р. яни (новогодних гаданий на кольцах) и =ёварни чупни (масленичных катаний). Взрослые крестьяне пели главным образом во время обряда акатуй, к.р сёри или ч\клеме (осенние жертвоприношения с новым хлебом и пивом). Пели застольные или гостевые и другие лирические песни. В репертуар взрослого населения также входили обрядовые песни: свадебные и поминальные.

Исполнение обрядовых песен вне обряда категорически запрещалось. Молодежь не должна была петь песни из репертуара взрослого населения и наоборот, семейному человеку запрещалось петь молодежные песни. Каждый жанр чувашского традиционного фольклора имел своих исполнителей и слушателей, которые различались между собой по социально-возрастному признаку.

В СДК д. Ярабайкасы действует народный фольклорный ансамбль «Екрем». Они поют старинные обрядовые песни, собирают их. Ансамбль часто выезжает и в другие республики.






Скворцов Марк

В наше время наш народ учится работать с новым строительным материалом. В моей семе все любят красивые вещи. Мои родители большие мастера. Мой отец - Скворцов Олег Владимирович – мастер на все руки. Он построил дом. А как красиво он делает кладку кирпича. Не стена, а картинка. Столы и стулья в доме тоже сделаны руками папы.










Моя мама, Скворцова Александра Александровна, любит делать аппликации из соломы. Выставки ее работ часто можно увидеть на различных конкурсах.





Вывод

Родной край – частица нашей огромной России. У каждого свой дом, улица, город, район, входящие в общий край, называемой Родиной. Родина начинается с дома, улицы, города, района, где мы имели счастье родиться, жить, учиться и трудиться. Чувашская Республика является частицей великой России. Государство чувашского народа – Чувашская Республика, она носит имя народа, издавна жившего здесь, и является материнской родиной для всех чуваш мира. Самобытная культура чувашей, имеющая древнейшие корни развития, обогащает общероссийскую и мировую культуру.

Самобытная культура чувашей, имеющая древнейшие корни развития, сохранилась до наших дней. И не только сохранилась, но и обогащается новыми видами деятельности. Можно с уверенностью сказать, что наш трудолюбивый народ успешно приспосабливается к новым условиям жизни, успешно учится, творит, мечтает о хорошем будущем.




Практическая работа

1. Фотовыставка о самодеятельных мастерах

2. Выставка работ:

а) Вышивки Петровой Л.А.

б) Вышивки Филипповой К.Ф

в) Вышивки Филипповой Венеры Витальевны

г) Яковлевой Венеры Валериановны

д) Смеловой Зинаиды Ивановны


Викторина «Знаешь ли ты культуру своего народа?»


1. Первый чувашский актер, получивший звание «Народный артист СССР»

а) И.Максимов Кошкинский

б) А.Ургалкин

в) Б.Алексеев

г) В.Яковлев


2. Первая чувашская актриса, получившая звание «Народная артистка СССР»

а) О.Ырзем

б) Н.Яковлева

в) В.Кузьмина

г) Н. Григорьева


3. Когда открылся Чувашский государственный музыкальный театр – ныне театр оперы и балета.

а) 1948

б) 1959

в) 1963

г) 1969


4. Выход в свет первого номера газеты «Хыпар»

а) 1905

б) 1906

в) 1907

г) 1908


5. Осенние молодежные праздники

а) =ин=е г) к.р сёри

б) уяв д) ларма

в) пухё е) улах


6. В каком месяце древние чуваши отмечали наступление нового года

а) январь - кёрлач

б) март – пуш

в) октябрь – юпа


7. Первый спортсмен из Чувашии - победитель Олимпийской игры

а) В.Соколов

б) В.Ярды

в) А.Игнатьев

г) М.Костина


8. Назовите имя авторов чувашского гимна «Тёван =.ршыв»

а) Г.Лебедев, И Тукташ

б) Ю.Кудаков, Ю.Семендер

в) Г.Хирбю, И.Тукташ


9. Язык,историю и культуру какого народа изучал востоковед Н.Бичурин (Иакинф)

а) японского

б) индийского

в) китайского

г)монгольского


10.Назовите Верхнего божества у чувашей

а) Пирёшти

б) Кепе

в) Мён Турё

г)Пихампар


11. Мясное изделие, приготовленное в рубце ( в желудочной пленке) для долгого хранения.

а) тултармёш

б) с\рме

в) шёрттан


12. Нагрудное женское украшение с монистами

а) тевет

б) енч.к

в) ш\лкеме

г) сурпан


13. Дерево, дерево которого годится на лапотное лыко.

а) хурама

б) йёмра

в)=ёка

г) хурён


14. Название просторного верхнего зимнего одеяния

а) а=ам

б) к.р.к

в) тёлёп

г) сёхман


15. Инструмент для жатвы хлебов

а) =ава

б) к.репле

в) =урла

г)сен.к


16. Инструмент для плетения лаптей

а) пёшатан г) ёйё

б) пёра д) атпёри

в) ш.шл.


17. Название праздника завершения весенних полевых работ

а) =им.к

б) акатуй

в) =ин=е

г) мёнкун


18. Название пресной булочки-колобка

а) пашалу

б) =\хи

в) йёва

г) икерч.


19. Название верхнего летнего женского одеяния из белого холста

а) сёхман

б) халат

в) шупёр


20. Название головного убора замужних женщин

а) тухья

б) тастар

в) хушпу

г) ама

Похожие:

Тема: Авторы-разработчики icon«Образовательный менеджмент в России и за рубежом» (3 кредита, 108 часов) Авторы (разработчики)
Базовый модуль «Образовательный менеджмент в международном и межкультурном контекстах»
Тема: Авторы-разработчики iconТема номера: Телевидение миэм и его разработчики
Что ожидает пользователь Интернет от телевидения в Сети? Основные отличия идеологии
Тема: Авторы-разработчики iconАвторы-разработчики проекта
То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения...
Тема: Авторы-разработчики iconСовременная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема: Авторы-разработчики iconРство внутренних дел российской федерации
Авторы-разработчики: д-р техн наук, проф. Ю. Н. Шебеко, канд техн наук, ст науч сотр. В. Ю. Навценя, д-р техн наук, ст науч сотр....
Тема: Авторы-разработчики iconТема проекта
Авторы: Баранцева Юлия Юрьевна и Дмитриева Ирина Николаевна, студентки 251 группы факультета начального образования кгпу
Тема: Авторы-разработчики iconУрока: онз тема урока: «Перенос слов»
Предмет: русский язык (умк «Перспектива»; авторы учебника Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева)
Тема: Авторы-разработчики iconФилософия практикум
П. А. Водопьянов (тема 6); П. М. Бурак (темы 1, 10); О. А. Карканица (темы 2, 7); Н. М. Кожич (темы 2, 15); П. В. Барковский (тема...
Тема: Авторы-разработчики iconРеализуемая программа (авторы). Учебник (авторы) Методическое обеспечение (методические и дидактические материалы)
Обоснования выбора данной программы (утверждена или рекомендована морф, модифицированная и др.)
Тема: Авторы-разработчики iconУчебники (Название, авторы, кем рекомендованы, год издания)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница