Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой




Скачать 367.08 Kb.
НазваниеМуниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой
страница1/4
Дата01.03.2013
Размер367.08 Kb.
ТипКонкурс
  1   2   3   4
Администрация Угличского муниципального района Ярославской области

Управление образования


Муниципальный конкурс методических разработок,

посвящённый 1070 –летию г. Углича


Методическая разработка


Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе

в системе работы по формированию коммуникативной компетентности.


Фёдоровой

Ольги Викторовны,

учителя

физико-математического лицея.


Углич,

2007 г.


Содержание.


Введение. 3

Глава 1.

1.1. Теоретический анализ проблемы преподавания русского языка 4

с учётом формирования коммуникативной компетенции учащихся.

1.2. Принципы отбора краеведческого материала для коммуникативно- 6

ориентированных уроков русского языка в 6-ом классе.

1.3. Комлексное решение воспитательных, обучающих и развивающих 6

задач на уроках русского языка с привлечением материалов краеведения.

Глава 2.

2.1 Планирование уроков русского языка в 6-ом классе 8 на коммуникативно-деятельностной основе с учётом

использования материалов краеведения.

2.2. Организации речевой деятельности учащихся с учётом 9

краеведческого аспекта.

2.3. Дидактический материал. 10

Заключение. 18

Список литературы. 19

Приложение. 20


Введение.


В качестве одного из оснований обновления российского образования сегодня выдвигается компетентностный подход. Введение в теорию и практику обучения русскому языку понятия компетенция – закономерное осмысление целей и содержанаия обучения русскому языку в школе, критериев овладения учащимися русским языком. Главная задача обучения состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. 1

В стандартах основного общего образования подчёркивается особая роль формирования коммуникативной компетенции, т.е. способности к реальной готовности к общению, адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативная компетентность рассматривается как один из факторов, способствующих адаптации учеников к жизни, самореализации в сложных социально-экономических условиях. 2. 1

В связи с изменением концепции преподавания русского языка, изменилось и содержание работы по формированию коммуникативной компетенции: значительно усилена речевая направленность в изучении грамматических тем курса, больше внимания уделяется совершенствованию всех видов речевой деятельности.

Но по-прежнему одним из самых сложных в работе учителя – словесника остаётся выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью не только над изучаемым языковым явлением, но и над смыслом, который несёт предложенный текст.

В связи с этим трудно переоценить роль краеведения. Как показывает опыт, уроки с привлечением краеведческого материала создают положительную мотивацию учащихся и обеспечивают связь с речевой жизненной практикой. Мы решили использовать этот фактор и представить целенаправленно и системно отобранный краеведческий материал для организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка в 6-ом классе. Это и является целью данной методической разработки.

Задачи:

1) установить связи между изучаемым языковым явлением и краеведческим материалом;

2) обеспечить единство воспитательных, образовательных и развивающих целей в предъявлении требований к отбираемому материалу;

3) продумать приёмы организации речевой деятельности учащихся в аспекте краеведения с учётом совершенствования всех её четырёх видов (слушания, говорения, чтения, письма);

4) разработать коллективные, индивидуальные и групповые задания с учётом аспектов краеведения;

5) отразить аспекты краеведения в рабочих планах по русскому языку в 6-ом классе;

6) выявить новые формы работы.

Планируемым результатом обучения должно стать овладение учащимися речевой деятельностью, всеми четырьмя её видами (слушанием, говорением, чтение, письмом) и развитие речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей каждого ребёнка.

Культура слова, свободное и правильное владение речью в различных сферах речевого общения помогут в дальнейшем учащемуся почувствовать себя востребованным в родном городе, стать успешным в социуме.


Глава 1.

1.1. Теоретический анализ проблемы преподавания русского языка с учётом формирования коммуникативной компетенции учащихся.


При разработке системы уроков развития речи в 6-ом классе мы исходили из социолингвистической сути речевого акта. Мы рассматриваем речевую деятельность как вид деятельности коммуникативной. Речевое поведение каждого учащегося анализируется с точки зрения его результативности по отношению к условиям общения.

Понятие «речь» является межпредметным. Оно встречается в лингвистической, психологической и методической литературе.

Лингвисты, как правило, пишут о речи в плане сопоставления её с языком. Для них язык – «это система материальных единиц, служащих общению людей и отражаемых в сознании коллектива в отвлечении от конкретных мыслей, чувств, желаний, а речь – последовательность знаков языка, построенная по его законам и на его материале и в соответствии с требованиями выраженного конкретного содержания (мыслей, чувств, настроений, состояний воли, желаний и т. д.)… « Язык – это «средства общения в возможности (потенции)», речь – «те же самые средства в действии (реализации)».1

Это разграничение языка и речи важно для методики. Опираясь на него, методисты различают изучение системы языка и изучение функционирования языка; изучение системы языковых понятий и изучение функционирования, применения, использования языковых средств для взаимодействия с другими членами коллектива, для передачи сложного содержания, включающего помимо собственно информации, обращение (призыв, воззвание) к слушателю, побуждение его к действию (соответственно ответу). В сущности на этой основе вычленяется функционально-стилистический содержательный план работы по развитию речи.

Психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей общение. По словам А.А. Леонтьева, процесс собственно речи представляет собой процесс перехода от «речевого замысла» к его воплощению в значении того или иного языка и далее к реализации во внешней речи – устной или письменной. 2

В школьной практике область методики, объектом исследования которой

является речь, называют «развитием речи». Развитие речи – это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умениями выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.3. 2

Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной речи. В программу также включены специальные понятия стилей, типов речи, текста и его строения.

Для учителя-словесника чрезвычайно важно знать, что представляет собой речь как вид деятельности, как происходит процесс порождения и восприятия

высказывания. Особенно большое значение для методики развития речи имеет интенсивно разрабатываемая в последнее время психология словесного общения, которую интересует, как именно в психологическом смысле происходит «процесс установления и поддержания целенаправленного контакта между людьми», как именно происходит «процесс решения коммуникативной задачи», какие именно причины (мотивы) обуславливают высказывание, каковы его функции, какие психологические факторы «ведут к тому, что данный человек говорит именно то, что он говорит, и именно так, как он говорит».1

Приведём некоторые из определений, являющихся составляющими такого сложного понятия, как коммуникативная направленность в обучении.

Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую компетенции.2 Компетенция – это способность к речевому общению и усвоение совокупности знаний о русском языке. 3

Существуют различные определения термина коммуникативная компетенция.

1. Это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.4

2. Выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способностей человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации. 5

Коммуникативная цель обучения – развитие у учащихся речевой компетенции (знание социальных, ситуативных и контекстуальных правил) в различных видах речевой деятельности; включение обучаемого в обмен информацией (устной и письменной) в пределах определённого языкового коллектива. 6

Усвоение знаний о языке и речи предполагает не только усвоение правил, но и формирование мыслительных действий с изучаемым теоретическим материалом. Поэтому определяющее место в коммуникативной компетенции занимают умения и навыки. Они формируются на базе лингвистической и языковой компетенции.

Различают речевые умения и навыки, которые включают в себя умения и навыки понимания (аудирования), чтения, письма, говорения, и собственно коммуникативные – умения и навыки адекватного использования средств языка в разных сферах общения, в соответствии с мотивами, целями, социально принятыми нормами поведения. 7

Важная составляющая коммуникативной компетенции – формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:

- на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости, владеть разными видами чтения и т. д.;

- на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога. 8. 3

Эти навыки реализуются в речевой деятельности, основными видами которой являются аудирование (слушание), чтение, письмо, говорение.


1.2. Принципы отбора краеведческого материала для коммуникативно-

ориентированных уроков русского языка в 6-ом классе.


Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций определяет и требования, предъявляемые к отбору дидактического материала.

Одним из главных требований в организации учебной деятельности по усвоению языка должно быть постоянное внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений, к особенностям их использования в речи для более точной передачи. Поэтому и главный принцип, осуществляемый учителем при выборе упражнений, составленных на основе материалов краеведения, - коммуникативный принцип. 1 Он лежит в основе обучения родному языку на функциональной основе и связан прежде всего с изучением языка как средства общения.

В соответствии с этим принципом основной дидактической единицей обучения становится текст как продукт речевой деятельности человека. В качестве образцовых на уроки русского языка привлекаются тексты различных стилей из художественной литературы, научных исследований, материалов местной печати об истории, природе, искусстве и общественно-политической жизни родного края. Эти сведения даются не изолированно, а в связи с изучаемыми языковыми явлениями.

С усилением практической направленности обучения особую актуальность приобретает принцип связи теории с практикой. Используемый в качестве языкового краеведческий материал служит упражнением для усвоения грамматической теории и одновременно сам становится предметом восприятия, размышления, обсуждения. Таким образом, краеведение помогает сформировать у учащихся необходимые умения и навыки речевой деятельности школьников: аудирования (слушания), говорения, чтения, письма.

Принцип научности предполагает достоверность излагаемых фактов.

В соответствии с принципом доступности обучения отбор краеведческого материала должен осуществляться с учётом возрастных особенностей школьников, уровнем их развития.

Принцип индивидуального подхода к учащимся – это дидактический принцип, который позволяет учителю корректировать свою работу, т.е. с учётом индивидуальных особенностей останавливать выбор на той или иной теме краеведения (литературное, историческое, географическое и т.д. ), типах упражнений, формах работы.


1.3 Комплексное решение воспитательных, обучающих и развивающих задач на уроках русского языка с привлечением материалов краеведения.


При отборе краеведческого материала для использования его на уроках мы учитывали как содержание текста (смысловой аспект), так и языковую организацию (лингвистический аспект) с тем, чтобы наблюдения учащихся над грамматическими средствами связи помогали совершенствовать их собственную речь. Составленные нами упражнения на основе краеведения соответствуют разделу «Содержание, формирующее коммуникативную компетенцию» 1. 4 стандарта основного общего образования (см. таблицу № 1).

Определив объём материала, обязательного для усвоения, мы ориентировали процесс обучения на формирование необходимых коммуникативных умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 6 класса. Но, чтобы процесс обучения носил целенаправленный характер, необходимо обеспечить единство развивающих, учебных и воспитательных целей и задач. Использование на уроке материалов краеведения, как нам кажется, как раз и позволяет решить эти задачи в комплексе. Представляем эту работу в виде таблицы.

Таблица № 1.

Воспитательные задачи

Формирование коммуникативных знаний и умений

Воспитывать интерес к истории родного края, чувство патриотизма.

Овладение основными видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением, письмом.

Читать тексты разных стилей и жанров.

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым).

Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Адекватно понимать информацию устного сообщения: цель, тему (основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

Познакомить с архитектурными памятниками.

Составлять сложный план и собирать рабочие материалы.

Приобщить учащихся к общественно-политической жизни города.

Знать особенности жанров разговорной и публицистической речи.

Создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Воспитывать уважительное отношение к поэтам и писателям – угличанам, показать нерасторжимую связь жизни и литературы.

Воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение).

Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Познакомить с творчеством угличских художников, вызвать интерес к живописи и декоративно-прикладному искусству города.

Извлекать информацию из различных источников, включая СМИ

Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи. Уметь анализировать структуру и языковые особенности текста.

Создавать тексты различных стилей и жанров.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Прививать чувство любви к родной природе.

Анализировать текст-описание с точки зрения особенностей построения. Создавать текст-описание по личным впечатлениям и наблюдениям .


Методы и приёмы обучения в системе работы по развитию речи.


Таблица № 3.

слушание

говорение

чтение

письмо

работа над интонацией простого и сложного предложения

сжатый пересказ, выборочный пересказ, монологические и диалогические высказывания

выразительное чтение;

просмотровое, ознакомительное чтение;

анализ текста

изложение-миниатюра,

сочинение- миниатюра,

сочинение-описание,

творческий диктант
  1   2   3   4

Похожие:

Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconТема: Формирование коммуникативной компетентности в условиях двуязычной среды
Цель: Дессиминация опыта формированию коммуникативной компетентности в процессе преподавания русского языка и литературы в татарской...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconЛитература. Методическая тема учителя
Методическая тема учителя: «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconПлан научно-методической работы учителей гбоу гимназии №1526
Разработка методических рекомендаций по использованию икт на уроках английского языка для развития коммуникативной и лингво-страноведческой...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconМетодическая разработка III место в Областном конкурсе методических разработок 2009 года
Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconОбластной краеведческий конкурс "Юные знатоки Урала", посвященный 50-летию первого полета в космос Уважаемые участники конкурса!
Рф д. А. Медведева от 31. 07. 2008 n 1157 "О праздновании 50-летия полета в космос Ю. А. Гагарина" Отделение туризма и краеведения...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconАнализ итогов методической работы в мадоу детский сад ов №14 в 2011-2012 учебном год
Муниципальный конкурс методических разработок по организации работы с родителями детей дошкольного возраста -2место
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconМетодическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconМетодическая разработка Шевченко Ирины Анатольевны
...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070 -летию г. Углича Методическая разработка Материалы краеведения на уроках русского языка в 6-ом классе в системе работы по формированию коммуникативной компетентности. Фёдоровой iconКонкурс творческих работ, посвященный Году русского языка
Исследовательский проект «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» посвящен Году русского языка, проводимому в России...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница