Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.)




НазваниеСоциальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.)
страница1/4
Дата28.02.2013
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
Московский государственный областной университет


На правах рукописи


Бокарев Владимир Валентинович


СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖ. ЛЕННОНА

В ПЕРИОД «МОЛОДЁЖНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» НА ЗАПАДЕ

(1966-1973 гг.)


Специальность: 07.00.03 – Всеобщая история


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук


Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре новой, новейшей истории
и методологии Московского государственного областного университета.



Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Смоленский Николай Иванович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Пасхальный Пётр Иванович,

кандидат исторических наук, доцент

Комаров Андрей Николаевич


Ведущая организация – Московский государственный
гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.


Защита диссертации состоится « 1 » апреля 2009 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.212.155.05. Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21а, ауд. № 305.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу:

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 а.


Автореферат разослан «___ » ___________ 2009 г.


Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Е.Б. Никитаева


Общая характеристика работы

Актуальность исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, масштабным влиянием творческого и общественно-политического наследия Дж. Леннона на развитие современного мира.

Во-вторых, уникальный исторический опыт деятельности Дж. Леннона приобрёл особую значимость в связи с постоянным обращением к нему современных молодёжных протестных и альтернативных движений, общественных организаций («Международная амнистия»1), видных политических деятелей, представляющих широкий политический спектр, – Ф. Кастро,
Р. Аларкон, Д. Ортега, Т. Али, Т. Хейден, Дж. Джексон, П. Дж. Бьюкенен2.

В-третьих, деятельность Дж. Леннона вызвала интерес выдающихся учёных современности при жизни музыканта (Б. Рассел, М. Маклюэн, Д. Моррис3), привлекает внимание и в настоящее время (Р. Докинз4).

В-четвёртых, необходимостью аргументировано противостоять современным фальсификациям деятельности Дж. Леннона, попыткам использовать его творческое и общественно-политическое наследие в спекулятивных политических целях.

В-пятых, с учебно-воспитательной точки зрения преодоление предвзятых оценок деятельности Дж. Леннона будет способствовать формированию и утверждению научных исторических знаний у студентов и преподавателей вузов при изучении проблем «молодёжной революции» и истории современных альтернативных политических и контркультурных движений.

В-шестых, значительным расширением за последнее два десятилетия источниковой базы: рассекречивание ФБР архивных материалов «Дела Джона Леннона»5, архивов ЦРУ6 и президента Р. Никсона7, издание малоизвестных интервью музыканта8 и не публиковавшейся при жизни автобиографии9 обусловили необходимость анализа этих источников в совокупности с другими – ранее опубликованными источниками, который позволяет по-новому взглянуть и объективно оценить роль Дж. Леннона в период «молодёжной революции», значение и последствия его деятельности.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции» на Западе. Для реализации цели автором были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть генезис мировоззрения Леннона, причины политизации творчества; 2) выделить этапы, характерные черты и особенности основных направлений общественно-политической деятельности музыканта и его творчества; 3) показать новаторский характер творчества, взглядов, методов и форм общественно-политической деятельности музыканта; 4) раскрыть противоречия во взглядах и деятельности Дж. Леннона, 5) определить её значение для исследуемого периода и современности.

Хронологические рамки исследования охватывают 1966-1973 гг. Данный период общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в целом совпадает с основными этапами «молодёжной революции» на Западе: её началом, апогеем, спадом и завершением.

Объектом исследования является «молодёжная революция» на Западе.

Предметом исследования является идеология, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона.

Методологическую базу исследования составляют основные принципы исторической науки – историзм, объективность, социальный подход.

Важное значение для диссертанта имели труды ведущих отечественных10 и зарубежных методологов исторического познания11.

При написании диссертационной работы использованы проблемно-хронологический, сравнительный, системный, биографический, ретроспективный методы, метод терминологического анализа, позволившие создать целостную историческую картину, отражающую исторический процесс в его развитии, противоречивости, многообразии. Автор использовал метод исторической реконструкции политической, творческой и психологической мотивации деятельности Дж. Леннона как участника и символа «молодёжной революции».

Источниковая база исследования состоит из нескольких групп.

К первой группе источников относятся архивные документы и материалы: полностью рассекреченное ФБР «Дело Джона Леннона»12, включая последние десять документов, рассекреченные в декабре 2006 г.13, рассекреченная переписка Э. Пресли и президента США Р. Никсона14, рассекреченные материалы ЦРУ15, свидетельские показания, данные под присягой в суде, бывшим офицером британской контрразведки МИ-5 Д. Шейлером16.

Во вторую группу источников вошли произведения Дж. Леннона социально-политической направленности: песни17, авторские фильмы и фильмы с участием музыканта18, публицистика и литературные произведения социальной и политической тематики (рассказы19, автобиография20, письма21).

Третью группу источников составили интервью, пресс-релизы и воспоминания Дж. Леннона22, лидеров движения «новых левых», антивоенного, молодёжного, антирасистского, феминистского движений23, с которыми сотрудничал музыкант во второй половине 60-х-начале 70-х гг. ХХ в.; воспоминания коллег Дж. Леннона из артистического мира, в том числе интервью, взятые диссертантом у первого менеджера «Битлз» А. Уильямса24 (Англия), музыкантов – Т. Левина25 (США), младшего сына Дж. Леннона – Ш. Леннона26 (США), Э. Купер27 (США),

К. Готта28 (Чехия) и впервые введённые в научный оборот.

Четвёртую группу источников составили материалы зарубежной, советской и российской прессы.

Пятая группа источников – документы движения протеста, работы его идеологов и политических практиков – Г. Маркузе, Ч. Рейча, Т. Роззака, Э. Фромма, Т. Али, Х. Ньютона, Т. Лири, Дж. Рубина, Э. Хоффмана, Т. Вульфа29.

Шестая группа источников – материалы энциклопедий, справочников, сборников хронологий30.

Степень изученности темы. В работах отечественных историков, посвящённых проблемам молодёжного и антивоенного движений на Западе в 60-70-е гг. ХХ в., как и в работах представителей других гуманитарных наук – культурологов, философов, политологов общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона как активного участника и символа «молодёжной революции» на Западе рассматривалась либо поверхностно31, либо игнорировалась вообще32.

Автор полностью солидарен с позицией отечественных исследователей контркультуры А.Ю. Мельвиля и К.Э. Разлогова: «Произведения, носящие оперативный, агитационный характер, ещё нередко остаются в тени как академической наукой, так и текущей художественной критикой. А ведь современная революционная поэзия, сценки и пьесы для уличных театров, социально-обличительные песни в капиталистических странах выступают против буржуазной реакции. Они требуют, по существу, цикла специальных исследований», ведь «именно феномены этого круга и составляют прогрессивные элементы контркультуры, поскольку её весьма специфическая ориентация в высшей мере активизировала маргинальные формы творчества, находящиеся вне и направленные против «официальной» культуры буржуазии»33.

Однако длительное время в отношении рок-музыки в период «молодёжной революции» это справедливое замечание оставалось вне поля зрения отечественной академической науки, сначала в силу недооценки феномена, а затем из-за неспособности и нежелания большинства исследователей углубляться в исследование проблемы.

Начиная с конца 80-х гг. ХХ в., отечественными философами и культурологами подготовлен ряд диссертационных работ по рок-музыке 34, при всей их значимости общим недостатком является слабое отражение взаимосвязи и взаимовлияния рок-музыки и «молодёжной революции», вопрос о феномене общественной деятельности и политизации творчества Дж. Леннона в сольный период карьеры не рассматривался.

Таким образом, комплексный исторический анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции» на Западе в отечественной науке не проводился.

Историография темы.

В зарубежной историографии темы диссертант выделяет три ведущих направления: 1) либеральное (Дж. Винер (США), А. Голдман (США), Р. Коннолли (Англия), Р. Коулмэн (Англия), А. Клейсон (Англия), Ф. Норман (Англия), П. Ходсон (Англия), П. Мерль (Франция)35; 2) консервативное (Д. Нобель (США), П.Дж. Бьюкенен (США), А. Колаковская (Польша)36; 4) леворадикальное (Р. Аларкон (Куба), Т. Али (Англия), Р. Бенциен (Германия), Т. Хейден США)37.

Большая часть представителей либерального направления делает акцент на творческой деятельности Дж. Леннона, принижая политизацию творчества и значение общественно-политической деятельности музыканта, в которой они абсолютизируют антивоенное направление, замалчивают левый радикализм Леннона или трактуют его как «модное увлечение» склонной к эпатажу экзальтированной личности музыканта.

Некоторые либеральные авторы – А. Голдман, П. Мерль избрали путь дискредитации общественно-политического наследия музыканта. Целью их работ является попытка заслонить позитивное значение деятельности Леннона, сформировать негативное отношение к личности музыканта в массовом общественном сознании38.

Значительный вклад в научное изучение темы внесли работы американского историка, профессора Калифорнийского университета в Ирвине Дж. Винера39, которому принадлежит заслуга в проведении правозащитной кампании, результатом которой стало рассекречивание ФБР архивных материалов «Дела Джона Леннона». Их основными достоинствами являются богатая источниковая база и попытка поставить исследование темы на научную основу в противовес мейнстриму западной историографии – беллетристике.

Вместе с тем монография Дж. Винера «Вместе! Джон Леннон и его время» не лишена существенных недостатков, главными из которых являются ошибки фактологического и концептуального характера, что привело к появлению ряда субъективных трактовок, выводов и историографических мифов40.

Позиции либерального направления за последние десять-пятнадцать лет несколько пошатнулись, тем не менее, оно по-прежнему занимает ведущее место в зарубежной историографии.

Представители консервативного направления основное внимание уделяют критике ленноновского секуляризма и атеизма, пропаганде «Битлз» наркокультуры. В определённой степени данная критика представляется справедливой, хотя и не учитывает эволюции социальных взглядов музыканта в отношении наркотиков в начале 70-х гг. ХХ в. Попытка американского проповедника, члена философского общества Д. Нобеля изобразить «Битлз» и Дж. Леннона в качестве секретного оружия пропаганды советского коммунизма по подрыву базисных принципов и традиций западной христианской цивилизации41 является проявлением антиисторизма вследствие политической ангажированности, вопрос о критическом отношении Дж. Леннона к советскому и китайскому опыту строительства социализма в работах
Д. Нобеля вообще не рассматривается.

Указание известного американского политического деятеля и публициста П.Дж. Бьюкенена42 на прямую связь между распространением идеологии секулярного гуманизма и общественным идеалом «инстинктивного социалиста» Дж. Леннона, представляется, на наш взгляд, правомерным.

Польский философ А. Колаковская43 рассматривает масштабное влияние общественного идеала Дж. Леннона на идеологию и политическую жизнь современности как важнейший негативный фактор, искусство обольщения массового общественного сознания иллюзорными традициями утопического социализма и атеизма.

В целом для консервативной концепции деятельности Дж. Леннона характерны недиалектический подход, политическая тенденциозность, слабая доказательная база.

Представители леворадикального направления отмечают антибуржуазный характер творчества, взглядов и общественно-политической деятельности Дж. Леннона, сделавших «революционного артиста»44 врагом буржуазного государства45, подчёркивают её международный характер, но вместе с тем обходят стороной вопросы о противоречивости воззрений и деяний музыканта, популяризации им в битловский период творчества наркокультуры. Основными недостатками этих работ является декларативность, определенная идеализация Леннона как следствие не всегда критического и одностороннего подхода.

Анализ советской историографии темы исследования показал, что в ряде работ лишь отдельные аспекты творческой и общественно-политической деятельности Дж. Леннона рассматривались в контексте «молодёжной революции»46, освещались некоторые вопросы взаимосвязи рок-музыки и контркультуры.

Наряду с наличием полезной информации в работах этих авторов присутствовали ошибки фактологического и оценочного характера, вследствие недостаточно профессионального владения источниковой базой и пропагандистской направленности большинства работ.

Современный период российской историографии проблемы: с 1992 г. – по настоящее время характеризуется противостоянием научного47 и пропагандистского подходов48. Примечательно, что и в российской историографии «молодёжной революции» на Западе вопрос о деятельности Дж. Леннона, ставшей неотъемлемой частью «молодёжной революции», по-прежнему не рассматривается49. В тех же редких случаях, когда это происходит, активная общественно-политическая деятельность музыканта, сознательная многолетняя политизация его творчества искажается оценкой «увлёкся политикой»50, т.е. воспринимается вопреки историческим фактам как модное и случайное явление.

Таким образом, в отечественной историографии общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона представлена бессистемно, фрагментарно, её анализ отсутствует или подменяется субъективистскими оценками.

Научная новизна диссертации обусловлена постановкой проблемы, которая недостаточно разработана в зарубежной историографии и по существу не разработана в отечественной историографии. В диссертации решается научная задача – изучение исторического опыта общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона как одного из видных участников «молодёжной революции» в 1966-1973 гг.

Во-первых, в отечественной исторической науке проведён впервые комплексный исторический анализ социальных взглядов, общественно-политической и творческой деятельности Дж. Леннона, показано их влияние на молодёжное протестное и контркультурное движение.

Во-вторых, в научный оборот введены архивные и ранее неизвестные отечественной научной общественности источники (автором переведены и впервые опубликованы переводы текстов всех песен Дж. Леннона социально-политической тематики, ряд его политических интервью).

В-третьих, результаты исследования дают возможность существенно дополнить новыми аспектами такие важные темы как история международного антивоенного, молодёжного, правозащитного движений.

В-четвёртых, изучена и критически проанализирована зарубежная историография темы, которая, как и сама тема, оставалась вне поля зрения отечественных историков и представителей других гуманитарных наук.

Положения, выносимые на защиту:

1. Авторская периодизация и характеристика этапов общественно-полити-ческой и творческой деятельности Дж. Леннона в период «молодёжной революции» на Западе: хиппистский (1966-1970 гг.) и леворадикальный (1971-1973 гг.).

2. Эволюция сознания Дж. Леннона от критики христианской церкви и христианского учения к идеологии воинствующего секуляризма и атеизма; ленноновская альтернативная система ценностей: нонконформизм, пацифизм, эскапизм, гедонизм, свобода сексуальных отношений, «религия ЛСД» получила широкое распространение в идеологии и практике движения хиппи (вторая половина 60-х гг. ХХ в.).

3. Критика Дж. Ленноном маоизма и левацкого авантюризма в период массовых молодёжных бунтов 1968 г. на Западе: песня «Революция» (обе версии), одноимённый киноклип, интервью, открытое письмо английским троцкистам.

4. В международной антивоенной деятельности Дж. Леннон использовал новые формы борьбы за мир (синтез хэппенинга, эпатажа, политики, рок-музыки и масс-медийного инструментария) и традиционные (марши протеста, антивоенные концерты) как фактор активизации движения против войны во Вьетнаме.

5. Дж. Леннону принадлежит новаторская роль в создании и популяризации политикл-рока как формы молодёжного антибуржуазного бунта. Общественным идеалом Дж. Леннона являлся идеал всемирной коммунистической цивилизации на принципах социальной справедливости, равенства, гуманизма и атеизма (программная песня «Представь» (1971 г.), политические интервью начала 70-х гг.).

6. Авторская оценка «леннонизма» как разновидности леворадикальной идеологии и политической практики начала 70-х гг. ХХ в., опровергающая антиисторические попытки замалчивания и отрицания «революционного» периода в деятельности Дж. Леннона.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы, материалы и документы могут быть использованы: 1) при подготовке новых обобщающих трудов, монографий и диссертаций по истории «молодёжной революции» 2) в образовательном процессе для углубления и расширения научных знаний при изучении основных курсов, спецкурсов и факультативов по истории международного молодёжного и антивоенного движений, 3) в общественно-политических и культурных программах средств массовой информации в целях объективной подачи материала.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены автором в десяти научных публикациях, в том числе в трёх статьях изданий, включённых в перечень ВАК РФ51.

С основными положениями диссертации автор выступал на научной конференции «Актуальные вопросы современной исторической науки» (Москва, 2008 г.) и международной научно-практической конференции «Семья: традиции и современность» (Нижний Новгород, 2007 г.), материалы научных докладов и сообщений автора опубликованы. Общий объём публикаций по теме исследования составляет 50,8 печ.л.

Структура диссертации логически обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.

  1   2   3   4

Похожие:

Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconОбщественно-политическая деятельность д. П. Рунича
Общественно-политическая деятельность д. П. Рунича специальность 07. 00. 02 отечественная история
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconОбщественно-политическая деятельность д. П. Рунича
Общественно-политическая деятельность д. П. Рунича специальность 07. 00. 02 отечественная история
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconИсследование «Социальные модели привлечения молодежи к общественно полезной деятельности» Проект «Открытая дверь»
Комплексная программа развития молодежной общественно полезной деятельности Фонда «Созидание»
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconСоциокультурный облик и общественно-политическая активность советской молодежи (1953-1964 гг.)
Охватывают период 1953-1964 гг., отличающийся несомненной цельностью в плане особенностей эволюции советской молодежи. В это время,...
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconЕ. Н. Азизова Государственная и общественно-политическая деятельность Дмитрия Павловича Рунича
Государственная и общественно-политическая деятельность Дмитрия Павловича Рунича
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) icon«Льговская ордена «Знак Почета» опытно-селекционная станция» за 1966-1985 годы
За период с 1966 1978 годы изменений в названии и подчиненности станции не произошло
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconДиска
Что такое деятельность?; Познание как деятельность; Духовный мир человека и деятельность; Социально-политическая деятельность человека...
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconЗадача данного реферата определить что же такое политическая культура, политическая субкультура и их роль в обществе. При работе над рефератом были использованы следующие материалы: «Политическая социология»
Деятельность людей в политической сфере занимает огромное место в обществе, государстве, следовательно и политическая культура играет...
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconСоциология как наука. III. Общество как социальная система
Общество, страны, государства, социальная система, социальное взаимодействие, социальные связи, социальные отношения, социальные...
Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность дж. Леннона в период «молодёжной революции» на западе (1966-1973 гг.) iconПравовой статус потребителя и его закрепление в конституции россии
Правовой статус отражает все основные стороны юридического состояния индивида: его интересы, потребности, взаимоотношения с государством,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница