Литература о музыке




Скачать 418.17 Kb.
НазваниеЛитература о музыке
страница1/6
Дата27.02.2013
Размер418.17 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ……………………………………………………………………………...............

1. Новая музыка 20 века и её предыстория ……………………………………………...

Вехи новой музыки ………………………………………………………………………...

Эдгар Варез. Открытый мир в новую музыку …………………………………………

2. Зарубежная музыкальная культура ………………………………………………….

Музыкальная культура "ПРЕЭРЫ" ……………………………………………………...

Музыкальная культура "НОВОЙ ЭРЫ" …………………………………………………

3. Русская классическая музыкальная культура ……………………………….............

Русские композиторы …………………………………………………............................

Вокальное искусство ………………………………………………………………………

Музыкальные общества и школы ……………………………………………………….

Исследователи музыки ……………………………………………………………………

Музыкальная культура России и сопредельных государств (20 век) …………….

4. Мировая джазовая культура ……………………………………………………………..

История зарождения джаза и пути его развития ……………………………………..

Композиторы в джазе ……………………………………………………………………..

Женщины в джазе ………………………………………………………………………….

Американская джазовая музыкальная культура ……………………………………..

Джазовая музыкальная культура в Великобритании ………………………………..

Джаз в других странах …………………………………………………………………….

Джазовая культура в России и сопредельных государствах ………………………

5. Ново-джазовая, рок-, авангардная, этническая и мировая музыка в России и со­пре­дель­ных государствах (включая также представителей волны новой музыкаль­ной эмиграции)…………………………………………………………………………...

6. Ново-джазовая, рок-, авангардная, этническая и мировая музыка ………………

Литература о музыке …………………………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

с включением исследований в области

''РУССКИЙ ДУХ: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО''


УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Мы рады, что благодаря благопри­ят­ному стечению обстоятельств выходит в свет журнал под сим­во­лическим названием ''НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ''. В связи с этим необходимо подчеркнуть основные ценности, идеи и мысли, ко­то­рые в свою очередь являются основополагающими движения ''НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ''.

В отступление хотелось бы сказать о невозможности ''объять необъятное'' толь­ко с помощью печатного ''СЛОВА''. Удел слова состоит в заключение пустого про­странства между строк, прида­вая тем самым ему духовное значение и смысл, а также в вы­полнении чисто информационных функций. Соответственно пер­вое является неотъемлемой частью и задачей поэтов, писате­лей, драматур­гов, а второе в той или иной мере должно принад­ле­жать журналистам и разнове­дам. Мы же хотим сделать по­пытку объединения всего этого в систему ЧЕЛО­ВЕК-СЛОВО-МУЗЫКА,

где ЧЕЛОВЕК - ЭТО САМА ЖИЗНЬ,

СЛОВО - ЭТО НАША ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ,

МУЗЫКА - ЭТО ВЕНЕЦ ДУХА ВСЕЛЕННОЙ,

основными средствами выражения которой будут наш журнал и ''ТЕАТР ОТКРЫ­ТОГО ПРОСТРАНСТВА'' (естественно, мы не бу­дем ограничиваться только этим, но это уже зависит, увы, не толь­ко от нас).

Если рассматривать ДУХ как БОГА, который определяет наше СОЗНАНИЕ, то и по сей день, идет процесс растворения БОГА в ПОДСОЗНАНИИ людей. Cледовательно необходимо предусмотреть основные положе­ния на пути разви­тия ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. На наш взгляд эти поло­жения можно отразить тремя СТЕПЕНЯМИ СВОБОДЫ.

I. СТЕПЕНЬ ПОНИМАНИЯ ОБРЕЧЕННОСТИ ВСЕЛЕННОЙ И В ЧАСТНОСТИ ЗЕМНОГО ШАРА, как ее субъекта.

Включает достаточно современные представления о местопо­ложении ЗЕМЛИ в КОСМОСЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ и об ис­торическом и научном факте того, что ЗЕМЛЯ имеет форму ША­РА. Следовательно, существует необходимость ис­кать пути вы­хода в сферы МАТЕРИАЛЬНОГО и ДУХОВНОГО СОВЕРШЕН­СТВА.

II. СТЕПЕНЬ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, РАВЕНСТВА ЛЮДЕЙ, ИХ ДУ­ХОВ­НОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ.

Эта степень не отрицает ИНДИВИ­ДУ­АЛЬНО­СТИ, но рассматривает её в кон­тек­сте ВСЕОБЩЕГО СМЫСЛА и опре­де­ляет КУЛЬТУРУ и ИСКУССТВО средст­вами её выражения. Она напрямую свя­зана категоричным отношением к себе и с критичным отношением (это отноше­ние ни в коей мере не должно иметь фор­му насаждения своей точки зрения) к людям.

III. СТЕПЕНЬ ОСОЗНАННОЙ СТОЙКОСТИ ДУХА.

Способность в условиях, определяемых СОЦИУМОМ, сказать твёрдое ''ДА'' или

''НЕТ''.

Эти степени взаимосвязаны между собой и математическим пониманием человека.

Примем условно тождество ЧЕЛОВЕК = 1 .

Мы видим, что единица в любой степени равна самой себе. Большую роль здесь играет объединение людей под рассматриваемыми нами степенями. Например, если рассмотреть любое количество человек, то легко отметить, что I-я степень не даёт нам заполнения, так называемого, духовного пространства. Она явля­ется как бы своего рода отправной точкой. И уже начиная со II-ой степени, проис­хо­дит скачок, вызывающий заполнение духовного пространства между людьми, что влечет за собой возникновение новой реальности и совершенно иной уровень общения и понимания.

Вначале был бессознательный (подсознательный) культ. Чело­ве­че­ство, развиваясь по пути философии и искусства должно прийти к культу соз­на­тель­ному, то есть к культу как осознанно-необходимому явлению, cтановящемуся по­сте­пенно неотъемлемой частью нашей жизни.

КБ - культ бессознательный

КС - культ сознательный

И - искусство

Ф – философия

Духовная борьба за место в пространстве отражается в наших душах, но она не всегда уловима нашим сознанием и поэтому мы порой не придаем ей значе­ния.

С достижением точки абсолютного, cознательного культа, сознание, транс­формиру­ясь в душу, будет передаваться заново рожденной душе посредством духовных каналов.


ПРЕЛЕСТЬ ВТОРОГО РОЖДЕНИЯ,

или

РЕЛАКСАЦИЯ ПРИРОДЫ.


Эволюция человека (и общества в том числе) неразрывно связана с эволю­цией духа или, про­ще говоря с тем, во что человек верует.

Еще при Петре I (1718 г.) произошло нарушение монолитной духовной соборно­сти русского духа и окон­чательное официальное закрепление этого нарушения в 1721 году, что привело через II ве­ка (1917 г.) к полному разрушению целостной взаимосвязи человека с Богом-Духом. В результате натур­револю­ции человек по­терял магическую связь с природой, cвязь, проистекающую сквозь духовные ка­налы. Свершилась попытка разрушить не только религиозную, культурную, ду­хов­ную традицию ду­ха Святой Руси, но и попытка создания новой веры, опираю­щейся исключительно на извращении психологии человека. Это поставило рели­гию в строго определенные рамки катехизиса, и чтобы из­менить такое положе­ние вещей необходимо вновь пройти очищение, жертвенность, сострадание и, в конце концов осознания всего происходящего.

Народом подсознательно долгие века создавался наивысший математический механизм ситуационного реагирования, определяющий духовное развитие са­мого же народа. После революции 1917 года этот механизм встал, но это не зна­чит, что он все эти годы не совершенствовался. Напротив, культурные явления этого, в особенности раннего советского периода постоянно дополняли его, к со­жалению не находя своего пользователя в широком и лучшем смысле этого сло­ва. Так что нам еще предстоит переосмыслить то культурное наследие, которое оставила нам эпоха ''царствования'' СССР.

На сегодняшний день само слово и суть религии заменяются на веру, связан­ную прежде всего с осознанием того, что человек является непосредственным носителем божественного. В связи с этим встаёт насущная проблема борьбы человека с его эго, то есть богом и дальнейшая материализация божественного. Это приведёт к естественному объединению культур всего Мира, но это ни в ко­ей мере не означает обезличивания.

Изживание эго - ''театр жестокости'' (Антонен Арто (1896-1948) - французский поэт, драматург и актёр). Жестокость по отношению к своим недостаткам, их жестоко-театральное открытие, выявление и как следствие очи­ще­ние.

Люди новой реальности - это люди театрального подхода к человеку. То есть идёт оценка факта действия и силы исполнения. С другой стороны можно поду­мать, что это безразличие к злу. Это не так, поскольку мы используем материю ситуационного влияния духовного пространства. Задачей людей новой реально­сти является задача указать правильный путь развития общества, задача, несу­щая на себе огромную ответственность перед человечеством.


1. Новая музыка 20 века и её предыстория.


Музыка и звук:

Звук (греч.-фон; лат. sonus; англ. sound; франц. son; нем. Klang, Laut, Schall), наи­меньший структурный элемент музыкального произведения, он же и источ­ник, из которого проистекает ритм (греч.-теку) (временная орга­низация музыки) и гармония (греч.-связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, строй­ность), находящие своё отражение в искусстве муз (музыке с греч.), в современ­ном нам смысле.

Слово mousike первоначально обозначало для греков преданность любой из муз. В Аркадии все свободные граждане изучали музыку вплоть до тридцатилет­него возраста; каждый из них умел играть на каком-нибудь инструменте; неспо­соб­ность к пению считалась позором (Полибий, IV, 20-21; Афиней, XIV, 22). Ин­струменты были просты и, подобно современному - куда более обширному - ар­сеналу звуков, делились на ударные, духовые и струнные. Первый класс инструментов не пользовался популярностью.

Приладив флейту к эластичному мешку, греки создали волынку; соединив не­сколько флейт различной длины, они получили сирингу, или флейту Пана; рас­ширив и раскрыв конец флейты и замкнув клапаны, они создали сальпингу, или трубу.

Согласно представлениям и обычаям греков, высшей формой музыки было хо­ро­вое пение; они придали ему философическую глубину, структурную слож­ность, эмоциональный размах, которые в современной музыке имеют место скорее в концерте или симфонии.

Понятия формы, жанра и стиля:

Форма (греч. morphe)

Жанр музыкальный (франц. genre, от лат. genus, род. падеж generis-род, вид; нем. Gattung).

Впервые жанровое разделение музыки было предложено Grocheo, Grocheio (Грохео, Грокейо, Йоханнес де) (кон. 13 - нач. 14 вв.), французским

музыкальным теоретиком.

Стиль музыкальный (от лат. stilus, stylus - палочка для письма; способ

изло­жения, склад речи). Появляется в кон. 16 века.


Стилевые направления:

IMPRESSIONISM (ИМПРЕССИОНИЗМ)

EXPRESSIONISM (ЭКСПРЕССИОНИЗМ)

NEOCLASSICISM (НЕОКЛАССИЦИЗМ)

MUSIQUE CONCRИTE (CONCRETE MUSIC) (КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА)

ELECTRONIC MUSIC (ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА)

ALEATORY MUSIC (ALEATORY TECHNIQUE (SYSTEM)) (Aleatoric, chance music, music of indeterminacy) (АЛЕАТОРИКА)

SERIAL TECHNIQUES (Serial music, twelve-tonic or dodecaphonic) (СЕРИЙНАЯ,

ДВЕНАДЦАТИТОНОВАЯ или ДОДЕКАФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА)

NEOROMANTISM (НЕОРОМАНТИЗМ)

SONORISTICA (СОНОРИСТИКА)

PUANTILISM (ПУАНТИЛИЗМ)

MICROTONE (МИКРОТОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА)

Определения "новой музыки”:

1. Журнал “MELOS” ("Полифония”) (1925)


Эдгар Варез. Открытый мир в новую музыку.


Эдгар Варез родился во Франции, в городе Париже, 22 ноября (декабря) 1883 года.

Несмотря на создание всего около дюжины произведений, Эдгар Варез рассматривается как один из наиболее влиятельных композиторов двадцатого столетия. Его концепция "организованного звука" привела ко многим экспериментам по форме и фактуре. Он находился в постоянном поиске новых источников звука, работая на протяжении всей своей жизни с инженерами, учёными и приборостроителями, и был одним из первых, кто в значительной степени исследовал ударные инструменты, электронику и звуки, записанные на магнитную ленту. Он был, как назвал его Генри Миллер, "стратосферным Колоссом Звука".

Варез провёл своё раннее детство в Париже и Бургундии. Его отец хотел, чтобы он изучил математику и инженерное дело для готовности сделать карьеру в сфе­ре бизнеса. Однако, Варез "преследуемый" музыкой, обучается в Школе "CANTORUM" с Albert-ом Roussel-ем, Vincent-ом d'Indy и Charles-ом Bordes-ом, и Парижской консерватории с Charles-ом Marie Widor-ом. В 1907 году Варез переезжает в Берлин и во время короткой встречи с Ferruccio Busoni находится под впечатлением его "Скетча в честь нового эстетического в музыке", очерка, который предвосхитил многие более поздние собственные исследования Вареза. К сожалению сохраняется только одна песня изо всей музыки, написанной Варезом в течение всего этого времени. Другие рукописи были уничтожены складским огнём.

Невозможность найти постоянную работу заставляет Вареза переехать в 1915 году в США, и в 1926 году он принимает американское гражданство. Первая работа, которую он завершил после иммиграции, названная "Америка" (1918), явилась экстравертным празднованием его новой жизни. Помимо композиторства, Варез продвигал новую музыку через основанные им Новый Симфонический Оркестр (1919), Международную Гильдию Композиторов (1921) и Панамериканское Общество (1926). В то же самое время он всё ещё продолжал испытывать трудности с деньгами, несмотря на то, что подрабатывал некоторое время как продавец пианино; он сделал короткое выступление в фильме Джона Бэрримора в 1918 году.

Варез поддерживал связь с Европой, и во время пребывания в Париже с1928 по 1933 год он продолжил свои звуковые исследования и услышал представление своих произведений. В 1931 году он завершил "Ионизацию", известную пьесу для тринадцати ударных инструментов, исполняемую на приблизительно около сорока инструментах. По возвращению в США он привлёк "Bell Telephone" и других заинтересованных лиц к созданию центра исследований электронных инструментов. К сожалению, неудача этого проекта привела его к длительной депрессии. В течение последующих положительных десяти лет Варез закончил только одно произведение, "Напряжённость 21.5" для соло флейты, преподавая в Школе изящных искусств "ARSUNA" в Санта Фэ, Колумбийском университете и Дармштадте, и размышляя о том, какое направление должна принять его музыка.

Анонимный подарок магнитофона фирмы "Ampex" в 1953 послужил для Вареза мотивацией, в которой он нуждался. Он принялся за работу монтажа ленты в его произведении "Десерты", которое прошло премьерой в Париже в 1954 году концертом, который передавался в "живой" радиотрансляции в стерео режиме и был первой из когда-либо транслируемых в Париже стереомузыкальных радиопередач. Он был вовлечён в написание музыки для нескольких документальных кинопроектов, посвящённых Лежэ и Хуану Миро. Он также написал "Поэму электронике" для магнитофонной ленты для павильона фирмы "Philips", спроектированного французским архитектором Ле Корбузье к Брюссельской выставке (1958), в котором музыка Вареза звучала через 425 громкоговорителей, сопровождая видения Ле Корбузье.

Варез и его музыка привлекала к себе большое внимание и в 60-е годы. его работы были широко представлены, записаны и изданы, и он принял почести Национального Института Искусства и Литературы и Королевской Шведской Академии. Он также получил первым в 1963 Международную Награду Звукозаписи имени Koussevitzky-го. Но Варез написал очень мало музыки в течение этих последних лет. Его последняя работа, незаконченная "Ночной" (с текстом Anaïs Nin) была исполнена в 1961 году на концерте-посвящении и закончена годами позже композитором Chou Wen-chung-ом.

Эдгар Варез умер 6 ноября 1965 года в Нью-Йорке.

Произведения:

1918 (1921)

Amériques for grand orchestra

1921

Offrandes for soprano & chamber orchestra

1922-1923 (1922/1923)

Hyperprisme, for winds and percussion

1923 -1924 (1923)

Octandre for winds, brass, & percussion

1924 -1925

Intégrales for winds & percussion

1927

(1926-1927)

Arcana for grand orchestra

1929 -1931

Ionisation for 13 percussion instruments

1932 -1934

(1934)

Ecuatorial for bass, chorus, brass, piano, organ, 2 ondes martenots, & percussion

1935/1936 (1947)

Density 21. 5, for flute solo

1954 -1961

(1954)

Déserts for brass, percussion, piano, & tape

1957 -1958

(1958)

Poème electronique for tape

1961

(1959-1961)

Nocturnal for soprano, chorus of basses, & orchestra

Библиография:

Dufourt, Hugues, Musique, Pouvoir, Ecriture, Ed. C. Bourgois, Paris, 1991.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Литература о музыке iconЛитература и музыка «Произведения А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»
Цель: систематизировать знания учащихся о творчестве поэта, привить любовь к русской музыке и поэзии
Литература о музыке iconЛитература коллекция: русская и зарубежная литература для школы
С сайта есть выход к другим справочным коллекциям: по мировой художественной культуре, музыке, историческим документам, естественно-научным...
Литература о музыке iconИмпрессионизм в живописи и музыке
Освоение знаний о стилях и направлениях (отличие импрессионизма от традиционного искусства, как это новое направление в художественно-изобразительном...
Литература о музыке iconИмпрессионизм в икусстве, музыке, литературе
Данный реферат посвящён импрессионизму в искусстве, музыке и литературе
Литература о музыке iconИмпрессионизм в икусстве, музыке, литературе
Данный реферат посвящён импрессионизму в искусстве, музыке и литературе
Литература о музыке iconУчебные пособия Воспоминания бычков юрий Николаевич о системном характере ладовой организации в музыке
Музыкальная эстетика Ладовая организация в музыке Гармония и музыкальная форма Музыкальная педагогика
Литература о музыке iconПрограмма внеурочной деятельности
Только в этом случае решается очень важная задача музыкального развития: воспитывается интерес и любовь к музыке, эмоциональное отношение...
Литература о музыке iconПрограмма факультативных занятий по музыке в мире музыки для I-IV классов общеобразовательных учреждений
Факультативные занятия «В мире музыки» позволяют учащимся начальных классов овладевать способами музыкальной деятельности, повышать...
Литература о музыке iconЛитература Устное народное творчество
...
Литература о музыке iconКак и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное
Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница