Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова




Скачать 92.56 Kb.
НазваниеКак уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова
Дата30.08.2012
Размер92.56 Kb.
ТипДокументы

Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова.



«Как показывают наблюдения, накануне экзаменов к психологу надо вести не ребенка, а родителей! Ведь напряженное отношение к ЕГЭ у детей формируется под влиянием взрослых, которые постоянно твердят о нем, стращают сложными заданиями и пьют успокоительные... Чтобы школьник настроился на успешную сдачу, необходима КОМФОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ДОМА. Какую установку ему мысленно, через свое отношение, будут транслировать родители, так он и будет себя чувствовать на экзамене. Лучше постоянно внушать, что с ним все время будут рядом близкие люди — во время подготовки, за дверью кабинета, после пережитых волнений. «Мы верим в тебя», «Вместе у нас все получится», «Ты справишься, потому что готовился», — вот ключевые фразы при общении с ребенком. Но ни в коем случае «И о чем ты думал эти десять лет?», «Все сдадут, кроме тебя, пустоголового», «Нечего на репетиторов деньги тратить, все равно завалишь».


Обязательно ОБСУДИТЕ НЕГАТИВНЫЙ ВАРИАНТ — когда ребенок не сможет справиться с тестом. Все это время школьник живет под гнетом мысли: «Что будет, если...» Да ничего особенного! Ведь жизнь на этом не заканчивается. Главное, чего он боится, — не оправдать себя в глазах окружающих, прежде всего родителей. Очень важно дать ему понять, что вы будете любить его в любом случае, вне зависимости от оценки. Вместе с ребенком вслух проговорите, что ждет его в худшем случае — мальчику придется пойти в армию, девочке — работать. Когда карты открыты, всем будет легче.

Как можно раньше выясните с помощью психологической диагностики особенности личностного развития вашего ребенка, особенно его мышления. Возможно, он относится к ДЕТЯМ из ГРУППЫ РИСКА — с неустойчивым вниманием, которые быстро устают и плохо справляются со стрессом. Тогда он нуждается в особом подходе. Следите за его режимом, питанием, условиями подготовки, настроением, самооценкой. Сам он не справится с психологическим грузом на ЕГЭ.

УСПОКАИВАТЬ ребенка надо не перед входом в аудиторию, а минимум ЗА МЕСЯЦ. Пусть каждый вечер после зубрежки он делает несложное упражнение: под медленную, но ритмичную приятную музыку полностью расслабит мышцы в положении лежа. Усилием воли нужно «запомнить» эти ощущения, тогда во время экзамена он сумеет справиться с мышечным напряжением. Перед сном можно регулярно давать травяные настои (пустырника, валерианы) или чаи (из соцветий и листьев душицы, мелиссы, мяты).
Ни в коем случае не применяйте сильнодействующие сердечные средства, антидепрессанты или транквилизаторы.

Проследите, чтобы по подсказке ровесников в назначенный день и час подросток не подзарядился энергетическим напитком.

НЕ СОВЕТУЕМ «подстраховываться» на ЕГЭ С ПОМОЩЬЮ НЕЗАКОННЫХ МЕТОДОВ. Ребенка будет терзать чувство вины, что помешает ему сосредоточиться на выполнении задания.



Студенты подарили одиннадцатиклассникам собственную памятку – алгоритм действий по сдаче ЕГЭ. К примеру, за неделю до сдачи экзамена они советуют готовиться по демонстрационным заданиям, размещенным на официальном информационном портале ЕГЭ. При этом готовиться следует с 9 часов утра до полудня, либо с трех до шести часов вечера, поскольку именно в это время умственная работоспособность находится на пике возможностей.
«А за три дня до сдачи "Единого" нужно отбросить памятки и тетрадки и отдохнуть. Лучше всего, уверяют студенты, подольше гулять, поскольку веселое «зажигание» на дискотеке может способствовать выветриванию знаний из головы», – отметили в МГГУ.

Непосредственно же перед сдачей экзамена, считают студенты университета, «важно проснуться и не волноваться».

«Когда волнуешься, то первым делом начинают дрожать и мерзнуть руки. Поэтому надо хорошенько их потереть и приложить к солнечному сплетению. Ведь холод еще больше провоцирует страх. Затем следует сделать дыхательную гимнастику, ну и массировать точку между большим и указательным пальцем», – приводится в пресс-релизе совет студента II курса МГГУ имени М.А.Шолохова Антона Анферова.

Cтуденты также призвали выпускников не надеяться на мобильный телефон и покупку «правильных» ответов по ЕГЭ. «Во-первых, времени написать десятки смс и получить ответы точно не хватит. А, во-вторых, если вдруг вас засекут, то просто выгонят с экзамена, и пересдать не получится. А купить правильный ответ вообще нереально. Ведь у каждого индивидуальные вопросы. Хорошо, если тот, кто уже купил ответы, вовремя заметит, что они не из его варианта», – посоветовала абитуриентам студентка I курса МГГУ Светлана Тамазова.

В свою очередь, психолог Ольга Федорова рекомендовала родителям, желающим помочь своему ребенку, прежде всего, внимательно изучить официальный сайт ЕГЭ, на котором представлены все необходимые материалы – от новостей до документов, говорится в пресс-релизе.
«Здесь же можно обсудить любые вопросы на форуме. Пообщаться не только со специалистами, но и, что важно, с коллегами по "несчастью". Кстати, на этом же сайте представлен список "черных" сайтов, публикующих неправильную информацию об экзамене», – процитировали в МГГУ слова Федоровой.

   При этом психолог напомнила, что «ЕГЭ –  всего лишь форма проверки школьных знаний  учащихся, причем, имеющая ряд  существенных преимуществ перед  традиционным экзаменами».

«Первое из преимуществ – молодые люди  сдают экзамены всего лишь один раз. А вот  сдают результаты экзаменов уже во все  вузы, которые пожелают. Второе – ЕГЭ  снимает личностный контакт. И третье – ЕГЭ увеличивает шансы на поступление в ведущие вузы. Открытость процедуры приема помогает ученикам реально оценить свои знания и пройти именно в тот вуз, который устроят их результаты. В общем, возможен реальный конкурс знаний, а не родительских кошельков».

Она подтвердила, что за три дня до сдачи ЕГЭ подростку необходимо отдохнуть. «Родителю нужно понять, что за три дня до ЕГЭ надо отдыхать! Не дергайте своих детей, не пичкайте таблетками, держите себя в руках, не заражайте детей собственным волнением», – призвала психолог.
Сейчас складывается такая ситуация, что ЕГЭ боятся не сами выпускники, а их учителя. Фобии педагогов отражаются на родителях и, конечно, на самих детях. Чтобы не нагнетать обстановку, педагоги сами должны разобраться со всеми тонкостями системы проверки знаний и даже сами решить несколько вариантов по своему предмету».
Важная миссия педагогов – донести до ребят необходимость внимательно читать тексты заданий, проверять по нескольку раз и не спешить сдавать работу, поскольку зачастую до 50% ошибок возникают именно из-за невнимательности и из-за того, что выпускники просто не дочитывают задания до конца, указывается в пресс-релизе.

Советы родителям  

Почему они так волнуются?


  •        Сомнение в полноте и прочности знаний

  •        Стресс незнакомой ситуации

  •        Стресс ответственности перед родителями и школой

  •        Сомнение в собственных способностях:  в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении  внимания

  •        Психофизические и личностные особенности: тревожность, неуверенность в себе

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?      

  •    Владением информации о процессе проведения экзамена

  •        Пониманием  и поддержкой, любовью и верой в его силы

  •        Откажитесь от упреков, доверяйте ребенку.

  •         Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Участием в подготовке в ЕГЭ

  •        Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

  •        Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.

  •        Проведите репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых выпускник не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.

  •        Организацией режима (именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ)

  •        Во время подготовки ребенок регулярно должен делать короткие перерывы.

  •        Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не приобретение знаний.

  Как помочь подготовиться к экзаменам

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

     Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

     В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

     Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему. Что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

  Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

  • выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропустить задание, которое не удается выполнить сразу и переходить к следующему, затем вернуться к наиболее трудным, над которыми нужно подумать;

  • сосредоточить внимание только на текущем задании. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. Знания, которые были уже применены, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Бесценный психологический эффект - забыть о неудаче в прошлом задании, если оно оказалось не по силам;

  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант;

  • необходимо обязательно оставить время для проверки своей работы

  • Помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для подготовки к ЕГЭ.

Похожие:

Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconДиля еникеева эти чертовы мужья! Эти чертовы жены!
«отмокая» вместе в джакузи, они наконец-то (!!!) поладили. Я бы напомнила ей изречение древних целителей: «Врач, исцелись сам!»,...
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconОтдел информационно-библиографического обслуживания новые документы по библиотечному делу
Борисова, Е. Позиция рба: уберечь книжные сокровища: что ожидать от нового Федерального закона / Е. Борисова // Библиотека. 2011....
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconПавел Валерьевич Волков Разнообразие человеческих миров Клиническая характерология
...
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconМонография Групповая психотерапия
Рецензент Н. К. Липгарт, проф., зав отделением неврозов и пограничных состояний Харьковского нии неврологии и психиатрии им. В. П....
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconБорисова Ольга Олеговна Технология стендовой рекламы в библиотеке
Ее возможности в презентации библиотеки и библиографических подразделений, в продвижении к пользователям их продуктов и услуг раскрывает...
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconНервность ее духовные причины и проявления
Автор книги — православный врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconСегодня у нас в гостях врач-терапевт, гомеопат, психотерапевт, автор уникальных целительных психологических методик Валерий синельников

Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconД. А. Авдеев Автор этой книги православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболевани
Автор этой книги — православный врач-психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор Института...
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconСоставление школьного меню
Наталья Владимировна Борисова (Россия) — кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой естественнонаучных дисциплин Чувашского...
Как уберечь выпускника от стресса в этот период. Советы дает врач-психотерапевт Республиканского психотерапевтического центра Ольга Борисова iconПутешествие в реальность мифа (экскурс в практическое мифотворчество) Быков С. И., врач-психотерапевт
«мертвую петлю», пока душа не совершит возврата к тому, от чего она бежала, нет законченности, есть потерянность…
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница