Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность




НазваниеПроект «С чего начинается Родина?» Актуальность
страница1/5
Дата27.02.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5


Проект «С чего начинается Родина?»


Актуальность

Дети наше будущее, а будущее невозможно без прошлого. Прошлое нашей страны – это история России. К сожалению, в наше время вызывает чувство тревоги патриотическое воспитание нашей молодёжи, а зачастую его отсутствие. Бездуховность, перераспределение интересов, дети перестают увлекаться музыкой, литературой, но больше увлекаются просмотром видео и телевидения. В отличие от взрослых, которые чаще всего делают свой выбор осознанно, дети становятся заложниками образа жизни своих родителей, они быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Подсаживаясь на компьютерные игры, они перестают фантазировать, создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию. Именно в дошкольном возрасте, когда появляется интерес к явлениям общественной жизни, когда дети обращаются с вопросами к родителям, педагогам, стремятся больше узнать о городе, в котором живут, важно поддержать это стремление, не упустить этот благодатный возрастной период.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение. Не даром этот год провозглашён годом истории России. В качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривается национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному городу, природе, культуре малой Родины, её историческому прошлому.

Знакомство с историческим прошлым родного города, со знаменитыми земляками духовно обогащает ребёнка, делает его гражданином своей страны, воспитывает гордость за свой город, край, желание больше узнать о его истории.


Цель проекта и основные задачи, решаемые в его рамках

Полной региональной программы по краеведению для детей дошкольного возраста, отвечающей всем требованиям пока ещё нет. Те же программы, технологии, пособия, которые уже существуют, в нашей воспитательно-образовательной работе используются, но их постоянно приходится пополнять собственным материалом. Очень не хватало всегда в работе с детьми по краеведению информации о городе Краснодаре, о памятниках и монументах, посвящённых Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годах, о наших знаменитых земляках. Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования нашего учреждения, а именно раздел «Региональный компонент», я предложила для проведения непосредственно образовательной деятельности по краеведению свой собственный практический материал. Для его сбора и систематизации потребовался не один год. На эту мысль натолкнули меня сами воспитанники, задавая вопросы об улицах, которые носят имена знаменитых людей, героев войны. Так возникла идея подобрать серию рассказов «Их именами названы улицы». Для дошколять ближе и понятнее то, что их окружает, так называемая зона ближайшего окружения, и вполне закономерно начинать знакомить ребёнка дошкольного возраста с историей нашей страны, с улицы, на которой он живёт, на которой расположен его детский сад, с памятника, мимо которого он ходит каждый день, держась за папину руку. Каждый год при подготовке к празднованию Дня Победы, Дня Защитника Отечества, Дня города и т. д. воспитатели рассказывают о воинах, сражавшихся с фашистами в Великую Отечественную войну, по традиции для детей организовывается автобусная экскурсия по памятным местам Краснодара, детей знакомят со знаменитыми людьми Кубани, земляками, прославившими нашу малую Родину. Всё это требует доступной и интересной для детей дошкольного возраста информации, которую из года в год приходится пополнять. Первоначально был оформлен сборник рассказов для детей по двум темам: «Их именами названы улицы города Краснодара» и «Памятники воинской славы» к 65-летию Дня Победы. Много интересного и нового материала было собрано в связи с празднованием 75-летия Западного округа города Краснодара. Так постепенно сформировалась ещё серия рассказов для дошкольников «Выдающиеся люди Кубани» (писатели, поэты, композиторы, космонавты, спортсмены). В результате проделанной работы был собран довольно интересный материал, которым с удовольствием пользовались педагоги нашего учреждения. Чтобы окончательно систематизировать накопленный материал и придать ему логическую завершённость, было решено создать ещё одну серию рассказов для дошкольников под названием «Быть здесь граду». Эта серия рассказов является вводной и решает следующие задачи:

  1. Познакомить дошкольников с историей переселения казаков-черноморцев на кубанские земли и возникновением города Краснодара - Екатеринодара;

  2. Рассказать как появилась и развивалась в городе Краснодаре главная улица Красная, об истории возникновения Чистяковской рощи.

Основные задачи проекта:

  1. Дать старшим дошкольникам первоначальные знания об истории родного края, города.

  2. Воспитывать чувство патриотизма и уважительного отношения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны.

  3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, выдающихся людей, прославивших Кубань.



Научность

Выдающиеся русские психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец доказали возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. (1) Одним из средств, обеспечивающих эту возможность является ознакомление детей с историей. Исторические факты служат эффективным средством формирования положительного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с историей входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлён отбор рассказов, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств. При отборе исторического материала я руководствовалась общими принципами: соответствие возрастным особенностям детей; доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. К серии рассказов был подобран наглядный материал: иллюстративный, фотоматериал, как на бумажном, так и на цифровом носителе, который можно использовать для мультимедийной презентации.

Так как у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление, то использование такой формы работы как экскурсия, целевая прогулка является существенным дополнением к рассказам.

Исследование показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родной стране, отношение к событиям её прошлого и современности зависит от позиции близких взрослых – родителей и педагогов.(2) Поэтому проект включает в себя взаимодействие педагогов и родителей, а именно нетрадиционная форма работы с родителями воспитанников – домашнее задание (посетить вместе с ребёнком памятные места, достопримечательности нашего города).

Новизна этого проекта заключается в удачной комбинации элементов опубликованных методик.


Основное содержание проекта

Весь проект состоит из двух частей (I часть для детей старшей группы, II - для детей подготовительной к школе группы), которые включают в себя по две серии рассказов:

I часть. Первая серия рассказов «Быть здесь граду».

Цель: познакомить с историей переселения казаков-черноморцев на Кубань и возникновением города Краснодара в доступной для детей дошкольного возраста форме.

В эту серию входят рассказы:

  1. Как казаки на Кубань переселялись

  2. История возникновения города Екатеринодара

  3. Улица Красная – главная улица города Краснодара

  4. Чистяковская роща

Вторая серия рассказов «Их именами названы улицы»

Цель: дать представление детям о том, что многие улицы города Краснодара названы в честь героев Великой Отечественной войны, рассказать об их подвигах.

  1. Улица им. П.М. Гаврилова

  2. Улица им. Братьев Игнатовых

  3. Улица им. Г.Т. Невкипелого

  4. Улица им. Н.Ф. Гастелло

  5. Улица им. В. Талалихина

II часть. Первая серия рассказов «Выдающиеся люди Кубани»

Цель: познакомить детей с выдающимися людьми Кубани, прославившими свою малую Родину творчеством, талантом, достижениями в своей профессиональной деятельности.

  1. «Григорий Фёдорович Пономаренко»

  2. «Виктор Гаврилович Захарченко»

  3. «Детский писатель Владимир Дмитриевич Нестеренко»

  4. «Кубанская поэтесса Татьяна Дмитриевна Голуб»

Вторая серия рассказов «Памятники воинской славы»

Цель: воспитывать чувство гражданского патриотизма, уважение и память к воинам освободителям, ветеранам Великой Отечественной войны.

  1. Мемориальный комплекс «Памяти героев»

  2. «Военно-братский мемориальный комплекс», «Всесвятское кладбище»

  3. «Памятник воинам-освободителям»

  4. «Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Кубанского Политехнического института, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны».

  5. «Памятник 500 советским воинам и мирным жителям, погибшим от рук фашистских захватчиков».

К рассказам подобран иллюстративный материал, фотографии с видами, достопримечательностями города Краснодара. Часть материала включена в перспективный план непосредственно образовательной деятельности по разделу «Социальный мир», часть – используется в совместной деятельности воспитателя и детей. Всё это позволило воспитателям нашего учреждения более содержательно проводить образовательную деятельность, использовать технические средства (мультимедийный проектор) при ознакомлении детей с достопримечательностями и памятными местами города Краснодара. Рассказы воспитателей о жизни и деятельности наших знаменитых земляков сопровождаются чтением художественных произведений, мультимедийной презентацией.

Наши воспитанники любят свой город, и во время целевых прогулок и экскурсий педагоги показывают им, что с каждым годом он становится лучше. В связи с тем, что педагоги дошкольного учреждения не всегда и не везде могут отправиться с воспитанниками на экскурсию, я предложила использовать такую форму работы с родителями как «домашнее задание». Обращаясь к родителям с просьбой посетить тот или иной памятник, музей со своим ребёнком, мы предлагаем вначале историческую справку, информацию об этом объекте для того, чтобы посещение не было исключительно созерцательным. Многие родители относятся к этому с интересом, приносят фотоматериал.

Основные этапы и сроки реализации проекта

Срок реализации этого проекта два года. Первые две серии рассказов включены в перспективный план по краеведению для детей старшей группы (от 5 до 6 лет). Вторые две серии – для детей подготовительной к школе группы.

Механизмы реализации

Серии рассказов, посвящённые героям Великой Отечественной войны («Их именами названы улицы», «Памятники воинской славы»), проводятся во второй половине учебного года для того, чтобы проведение занятий на эту тему совпало с празднованием Дня Защитника Отечества, освобождением Краснодара от фашистских захватчиков, Днём Победы. Занятия по краеведению проводятся согласно расписанию непосредственно образовательной деятельности - один раз в месяц. Между занятиями проводятся другие формы работы (целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, домашнее задание родителям воспитанников), которые педагоги планируют в своём календарном плане. Так как проект включён в региональный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования нашего учреждения, контроль осуществляется в рамках контроля за непосредственно образовательной деятельностью педагогов учреждения.

Результаты, достигнутые к настоящему времени

Вот уже третий год педагоги нашего учреждения внедряют в педагогическую практику проект «С чего начинается Родина?». В конце учебного года в подготовительной к школе группе дети имеют представление о стране, в которой родились и живут, о Краснодарском крае, как малой Родине, о национальном составе жителей Кубани. Легко могут объяснить, что им нравится в родном городе, рассказать о памятнике, и в честь кого он был установлен, о выдающихся людях Кубани. Что соответствует высокому уровню развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В результате использования данного проекта дети получат больше информации о таком периоде нашей истории как Великая Отечественная война, что особенно проблематично в работе с дошкольниками.

Программа самообразования

По данной теме были изучены опыты работ:

  1. О родном крае. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений по кубановедению./ составители Т. И. Беляева, А.Т. Бережная. – Краснодар. МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 231»

  2. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине./В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова. – Краснодар: «Традиция», 2007.

  3. Музейная педагогика – воспитание гражданина XXI века: Сборник материалов межрегиональных конференций/ Отв. ред. А.И. Буренина. – СПб.: ЛОИРО, 2009.

  4. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на примерах народных героев и великих подвижников земли русской. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города Краснодара в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»/Творческая группа педагогов МДОУ «Детский сад № 215» города Краснодара, 2004.

В дальнейшем планируется:

  1. Участие во II Краснодарском фестивале педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе»

  2. Подготовка материала по теме для внесения в городской банк данных результативного инновационного педагогического опыта.

  3. Планируется добавить ещё одну серию рассказов «Архитектурные памятники города Краснодара» и увеличить количество рассказов по каждой серии до 12, чтобы распределить их на календарный год. Так как в течение лета с детьми дошкольного возраста проще организовать экскурсию, то рассказы о родном городе будут очень кстати.



Список литературы:

  1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 – 1980 гг./под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

  2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

  3. В граните и бронзе. (Очерки о памятниках Кубани). Сост.: Н.Т. Ганенко и В.Ф. Латкин. Краснодар, Кн. Изд-во, 1975.

  4. Их именами названы улицы/Н.А. Белых, Н.С. Вертышева, Н.Т.Ганенко и др.; Сост.В.Ф. Латкин. – Краснодар: Кн. Изд-во, 1980.

  5. Улицы Краснодара рассказывают…История города в рассказах об улицах, площадях, скверах./ Г. Шахова. – ООО «Полиграфист», 2002.



ПРИЛОЖЕНИЕ


I часть


Первая серия рассказов

«Быть здесь граду»

для детей старшего дошкольного возраста


Цель: познакомить с историей переселения Черноморского казачьего войска на Кубань и возникновения города Екатеринодара -Краснодара в доступной для детей дошкольного возраста форме.


Конспект № 1

занятия с детьми старшего дошкольного возраста


Тема: «Как казаки на Кубань переселялись»


Цель: познакомить детей с историей переселения Черноморских казаков на Кубань

Оборудование: иллюстративный материал («На приёме у императрицы», «Памятник казакам-переселенцам», «Улицы Екатеринодара»)

Рассказ воспитателя:


Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная

Разлилась ты вдаль и вширь.


Российская императрица Екатерина особой грамотой за верную службу пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между рекой Кубанью и Азовским морем. Мудрый дипломат, Антон Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Прощаясь, он сказал: «Мы воздвигнем города, населим сёла, сохраним безопасность пределов (границ). Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами (Черноморское войско). Черноморское войско было многочисленным (более 12000 человек). Перевезти столько людей и имущества – дело непростое. Путь предстоял неблизкий. С наступлением тепла начали расселяться по кубанской земле.

Места для первых 40 станиц определились жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имен знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Одно из первых поселений было названо Екатериненским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!» И провели борозду казаки в дикую степь, обозначив центральную улицу города - Красную.

В 1920 году Екатеринодар был переименован в город Краснодар.


Конспект № 2

занятия с детьми старшего дошкольного возраста


Тема: «История возникновения города Екатеринодара»


Цель: Познакомить детей с историей возникновения города, его достижениями, архитектурными достопримечательностями.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconИзлучинск выпускники 2008 года с чего начинается Родина?
Родина начинается с рек, полей, лесов, людей. Родина для человека это то место, где ему хорошо и тепло. (Хорошевская Анна)
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность icon“Отан неден басталады” «С чего начинается Родина»
...
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность icon“Отан неден басталады” «С чего начинается Родина»
Отан неден басталады” «С чего начинается Родина». Материалы детских региональных краеведческих чтений
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconС чего начинается Родина…
Всероссийскую научно- практическую конференцию «Школьный проект как интеграция учебной и внеурочной деятельности», проводимой издательским...
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconКонкурс принимается эссе по теме: «С чего начинается Родина…»

Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconС чего начинается Родина?
Вопрос не праздный, хотя и чрезвычайно затертый. На него каждый отвечает по своему. И чем глубже, многогранней личность, тем интереснее...
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconМетодическое пособие по организации и проведению «Уроков Мужества» для обучающихся начальной школы
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи,...
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconЧто значит: Родина моя?
Любовь к Родине… у взрослого человека это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть исток – маленький ручеёк, с которого...
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconЭкологическое образование и воспитание учащихся в начальной школе
Большая Родина твоя страна, начинается с маленькой родины: семьи, дома, улицы, школы, твоего города, края и с природы, которая тебя...
Проект «С чего начинается Родина?» Актуальность iconМесто группы в общей структуре аа | Другие вопросы об аа и ответы на них
Единственная цель | Важность анонимности | Введение | Группа с чего начинается
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница