В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных




Скачать 252.28 Kb.
НазваниеВ данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных
Дата30.08.2012
Размер252.28 Kb.
ТипДокументы
Учебно-информационные умения

В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных умений. Работа с книгой и другими источниками учебной информации (овладение процессом чтения, т.е. видами, техникой чтения разных по характеру текстов, темпом, умением определять цель чтения, извлекать и систематизировать информацию ). Работа с учебником как основной и специфической разновидностью книги ( выделять главную мысль, работать с понятиями, анализировать и систематизировать материал, составлять план, читать схемы, диаграммы и т.д.). Работа с текстами, воспринимаемыми на слух и аудиовизуальными источниками ( слушать лекцию учителя, доклад ученика, воспроизводить и перерабатывать информацию радио и телевидения ).Выработка библиотечно-библиографических умений.

Деятельность учителя:

1. Уделяет внимание технике чтения.

  1. Обучает различным видам чтения.

  2. Обучает продуктивным методам работы с учебником.

  3. Учит писать план, конспект.

  4. Учит читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты.

  5. Учит работать с дополнительной литературой.

  6. Проводит библиотечные уроки.


Деятельность учителя по формированию учебно-информационного умения.


  1. Уделяет внимание технике чтения.

При проверке техники чтения учитель контролирует в совокупности такие стороны

навыка, как осознанность, способ, правильность, темп, выразительность.

Проверяя осознанность чтения, следует, прежде всего, обращать внимание на понимание содержания текста в целом, значения отдельных слов, словосочетаний, предложений. В этом случае учитель может воспользоваться вопросами и заданиями, которые даются в конце текста, или предложить свои типы: «О чем этот текст? Назови главных действующих лиц «Что тебе особенно запомнилось?» и др. Однако количество их не должно утомлять ребенка.

Качество чтения при проверке значительно повысится, если будет создана доброжелательная обстановка, что позволит ученику вникнуть в текст и спокойно прочитать его.

На все ошибки, допущенные учеником, учитель обращает его внимание после чтения, конечно, если они не ведут к грубому искажению смысла прочитанного.

  1. Обучает различным видам чтения.

Многократное чтение учащимися текстов на уроках создаст условия для совершенствования навыка, обеспечения разнообразной деятельности детей с текстом. Это может быть достигнуто с помощью разнообразных видов чтения:

    • выборочного,

    • хорошего чтения по ролям;

    • цепочкой;

    • чтения про себя;

    • «просмотрового чтения» («Просмотровое» - беглое чтение целесообразно использовать перед устными формами работы с текстом (пересказ, составление плана, озаглавливание текста и т.д.).

Именно от способа чтения зависит и темп чтения. При проверке чтения не следует торопить ребенка словами «читай быстрее». Он быстро может прочитать одну и две строчки (предложения), а далее остановится на том темпе, который у него сформировался на данный момент. При подведении итогов чтения учителю следует руководствоваться общепринятыми рекомендациями, которые в авторских программах бывают завышены.

При оценке выразительности следует учитывать внятность, четкость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию, правильность чтения диалогов. Выразительное чтение рассматривается как высший тип чтения. Формировать его помогают следующие задания, которые учитель предлагает детям на текущих, ежедневных уроках:

  • какие строки в тексте (отрывке) будешь читать громко, радостно, какие – спокойно, медленно, с грустинкой? Почему?

  • научись читать так, словно ты приветствуешь героя;

  • читай так, чтобы слушатели поняли, каким был каждый из героев; читай спокойно, не спеша;

  • научись читать отрывок целыми словами; выделяй голосом предложения, в которых заключена основная мысль рассказа (басни, стихотворения);

  • выбери слова, которые подходят в большей степени для чтения русских народных песен (колыбельных, хоровых, о животных): быстро, мелодично, спокойно, торжественно, напевно, ритмично, тихо и т.д.

Чтение вслух, как правило, воспринимается не только читающим, но и слушающим. Чтение же молча, про себя, перерабатывая информацию, замыкается на читающем, но зато интенсифицирует процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Чтение про себя - это чтение глазами, без внешних речедвижений. Наличие шепота и шевеления губами свидетельствует о переходной форме от чтения вслух к чтению молча и не может считаться чтением про себя.


  1. Обучает продуктивным методам работы с учебником.

В процессе обучения учебнику отводится чрезвычайно важное место. Определяя функции учебника на уроке, следует исходить из двух основных положений.

Во-первых, учебник является для школьников одним из главных источников знаний. Подаваемых в определенной системе. В связи с этим перед учителем стоит задача научить пользоваться этим источником знаний и его отдельными элементами (текстом, фрагментами документов, которые приводятся в нем или помещены отдельно, иллюстрациями, аппаратом организации усвоения, т. е. Различными вопросами, заданиями, памятками и др.).

Во-вторых, учебник является частью системы средств обучения по предмету. В этой системе именно учебнику отводится роль стержня, объединяющего остальные элементы (другие текстовые средства обучения: книги для чтения, хрестоматии, средства наглядности и др.). в этом комплексе пособий и средств обучения учебник выступает как средство передачи учащимся информации, и как средство, организующее использование аудиовизуальных средств, теле- и радиопередач, словарей и справочников в процессе обучения в школе и дома. В связи с этим возникает вопрос о приемах сочетания с другими средствами обучения и источниками информации, позволяющих учебнику в качестве стержня системы средств обучения выполнять и координирующие функции.

Работа школьников с новым учебником начинается со знакомства с книгой на вводном занятии в начале нового года. Поскольку структура книги отражает периодизацию и определенную логику изложения учебного материала, принятую внутри каждого курса, знакомство учащихся с этой структурой позволяет в самой общей форме представить характер и объем изучаемого материала. Кроме того, это позволяет указать школьникам рациональные приемы ориентировки в книге. Изменения в оформлении ряда учебников, появление в них новых элементов, призванных облегчить ориентировку в тексте (вопросы и задания на полях, выделение наиболее важных мест и т. п.), требуют специально обратить внимание школьников на эти вопросы. В некоторых учебников эта задача облегчается в связи с наличием во вводных разделах соответствующей информации, адресованной школьнику. Но, во-первых, опыт показывает, что овладение применяемой в учебниках системой обозначений возможно лишь в ходе практической работы с учебником. А во-вторых, в начале каждого курса. Целесообразно возвращаться к этому вопросу, характеризуя новый учебник, отмечая его специфику (например, наличие указателя терминов, других элементов. Облегчающих ориентировку в книге). Таким образом, умение школьников работать с учебником должно совершенствоваться непрерывно.

Все элементы учебника должны чётко взаимодействовать друг с другом, создавая в комплексе условия для реализации общей учебной задачи. Однако каждый компонент учебника имеет свою специфику и выполняет, определённые вполне конкретные функции.

Основным источником исторических знаний в учебнике является его текст.

При работе с текстом учебника учитель должен, прежде всего, тщательно изучить структуру и содержания каждого параграфа. Речь идёт не только о вполне очевидной необходимости соотнести объяснение учителя на уроке с содержанием учебника (не отрываясь от него полностью, но и не пересказывая), но, если нужно, дополнить его материал, привлекая другие источники информации. Важно также в каждом отдельном случае отобрать фрагменты теста, которые могут быть использованы непосредственно на уроке для организации самостоятельной работы учащихся. При этом следует учитывать реальные возможности каждого класса, степень его подготовленности к самостоятельному усвоению учебного материала и отбирать фрагменты, доступные большинству учащихся.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника не должна рассматриваться изолированно от остальных этапов их работы на уроке. Самостоятельная работа будет по-настоящему эффективна лишь в том случае, если явится элементом общей структуры урока, тесно связанным с предшествующей и последующей деятельностью учащихся.

Чтобы текст, изученный школьниками на уроке, достаточно прочно усвоился, необходимо чётко сформулировать и определить задачи учащихся. Разумеется, в разных классах требования к результатам самостоятельной работы с текстом учебника различны. Если для че6тверокласника достаточно уметь пересказать прочитанный текст, ответить на простейшие вопросы, то более старшим школьникам на основе прочитанного нередко требуется формулировать довольно сложные выводы и оценки. Так, например, по предмету история, в соответствии с новой программой, в число умений учащихся, приобретаемых в 6 классе, включено умение составлять по тексту учебника сложный план, обосновывать свои выводы фактами, извлечёнными из учебника и других источников (рассказа учителя, наглядных пособий), кратко излагать материал двух-трёх параграфов, давать на основе учебника и документов характеристику отдельных исторических деятелей, явле5ний. Некоторые из этих умений – например давать характеристику исторических явлений и деятелей развиваются в 7 классе. Там требуется на основе учебника, документов, иллюстраций, наглядных пособий, объяснения учителя (т.е. довольно широкого курса исторических знаний) анализировать и обобщать исторические явления, определяя их сущность, оценивать значение. В 6 классе у школьников формируется также умение самостоятельно изучать параграф учебника, ориентируясь на поставленные вопросы.

Задание по тексту, который избран учителем для самостоятельной работы учащихся (как правило, небольшой части параграфа), может быть поставлено и в ходе объяснения нового материала, и при повторении пройденного, и при закреплении только что пройденного учителем вопроса. Учащиеся не только слушают учителя или своих товарищей, но и раскрывают учебник на задней странице, ищут в тексте ответ на поставленный вопрос. Такой приём проще применять при повторении пройденного материала, поскольку подобная работа с незнакомым текстом требует у учащихся больше внимания. Но и в ходе объяснения нового материала учитель может адресовать школьников к определённой формулировке в учебнике, обратить их внимание на приведённую в тексте цитату и т.п. Наиболее пригодны для этого части текста, так или иначе выделенные (шрифтом, рамкой) на указанной учителем странице. Такой приём в старших классах повышает внимание школьников к объяснению, он несколько разнообразит рассказ учителя и, главное, нацеливает учащихся на самостоятельное приобретение знаний.

Приёмы работы учащихся с текстовым и иллюстрационным материалом учебника:

  1. Объяснительное и комментированное чтение текста (5-6 классы)

  2. Пересказ содержания параграфа, ответы на вопросы (5-9 классы)

  3. Беседа по тексту учебника (5-6 классы)

  4. Подтверждение вывода урока словами из текста учебника (5-6 классы)

  5. Выписать собственные имена и хронологические даты (6-11 классы)

  6. Составление хронологических, синхронистических таблиц по тексту (5-9 классы)

  7. Составить рассказ по иллюстрации (5-9 классы)

  8. Сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи (5-9)

  9. Объяснить сюжет иллюстрации (5-9 классы)

  10. Подбор доказательств к сформулированному выводу (5-9 классы)

  11. Сделать рисунки в тетрадях (5-9 классы)

  12. Сопоставление двух текстов учебника (8-11 классы)

  13. Составление различных видов плана параграфов и темы (6-11 классы)

  14. Сопоставление изложения в учебнике с первоисточниками ( 10-11 классы)

  15. Самостоятельное изучение темы по материалам учебника (10-11 классы)

  16. Подготовка рефератов по материалам учебников прошлых лет ( 10-11 классы)

  17. Работа над формулировками, выводами, терминами (5-11 классы)

  18. Работа со словарём аппаратом ориентировки в учебнике (5-11 классы)


Работа с учебными текстами.

  • Выделение главного, существенного из текста источника,

  • Воссоздание по фрагменту документа развернутой или краткой характеристики исторического события, явления, процесса,

  • Выявление общей тенденции исторического процесса по отрывку, характеризующему его существенные стороны,

  • Сопоставление, сравнение нескольких высказываний для установления черт сходства и различия в явления, характеристиках личности, событиях,

  • Оценку исторического события, явления, личности по краткому их описанию в отрывках из источников и по изученному материалу,

  • Доказательство сформулированных по приведённому источнику выводов, оценок, подтверждение их фактами и из фрагмента, и из учебника,

  • Соотношение выводов или оценок приведённого документа с реальными фактами исторической действительности, изученными на уроках,

  • Выявление и обоснование собственного отношения учащихся к событию, явлению, личности, о которых идёт речь в источнике,

  • Объяснение значения употреблённых в источнике терминов,

  • Знание различных видов исторических письменных источников и специфики работы с ними,

  • Выявление особенностей стиля, языка источника, специфики передачи в нем атмосферы, духа исторического времени.


Как работать с параграфом учебника

1. Прочитайте весь параграф, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.

2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.

3. Составь развёрнутый план - он облегчит подготовку домашнего задания.

4. Постарайся связать с материалом параграфа то, что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.

5. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.

6. Иногда необходимо просмотреть параграфы изученные ранее.

7. Если что – то кажется непонятным или какой – то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.

8. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него.

9. Подготовь ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа. Выполни задания, предложенные учителем.


  1. Учим писать план-конспект.

Что же такое конспект и как нужно конспектировать? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим сначала требования к внешнему и внутреннему оформлению конспекта, а также правила техники конспектирования.

Внешнее оформление конспекта. Конспект должен вестись по каждому предмету в отдельной тетради. Тетрадь должна быть рассчитана на конспектирование на уроке. На конспекте следует указать не только название предмета – для собственного удобства, но и свою фамилию вместе с номером класса.

Внутреннее оформление конспекта. Первый лист в конспекте следует оставить свободным для списка литературы, который должен пополнятся по мере изучения предмета. Каждую книгу, использованную при изучении материала, следует заносить в этот список и снабжать порядковым номером. В конспекте необходимо оставлять вертикальные поля на каждой странице (до 0,2… 0,3 ширины листа).

Поля понадобятся для внесения дополнений, уточнений и разъяснений при самостоятельной проработке материала. Иногда с этой целью конспект ведут только на одной стороне листа. Если указанные дополнения на полях делаются по какой - либо книге, то при этом следует указывать в скобках её порядковый номер по списку и номера соответствующих страниц, например [1, с. 35 – 37]. Такого рода указания полезно, в частности, делать против каждой формулы в конспекте. Это облегчает пользование конспектом при подготовки к экзамену и экономит время учащегося.

Все записи конспекте должны следовать в хронологическом порядке. Пропущенное почему – либо занятие должно быть своевременно законспектировано по учебнику с привлечением по возможности и конспекта товарища. Если всё же пропущенная лекция осталась не законспектированной к очередной лекции, в конспекте следует оставить место для восполнения пробела в хронологическом порядке. Такой порядок поможет при подготовке к экзамену.

Техника конспектирования. При конспектировании лучше пользоваться цветными чернилами или шариковыми ручками с разноцветной пастой. Это позволяет броско и ярко выделять отдельные линии на чертежах, подчёркивать основные мысли и т. д. В частности, следует выделять заголовки всех разделов, тем и отдельных самостоятельных вопросов лекционного курса. Обычно такие заголовки акцентируются учителем, что облегчает систематизацию материала.

При конспектировании следует пользоваться системой порядковой нумерации. Нумеровать надо темы, а также все формулы и рисунки в пределах отдельной лекции. Тогда по ходу лекции любая ссылка в конспекте на формулу или рисунок делается простым обозначением соответствующего порядкового номера, что облегчает и ускоряет конспектирование. Если же при самостоятельном изучении лекционного материала потребуется разъяснение на полях в виде ссылки на какую-либо формулу из некоторой предыдущей лекции, то это легко делается указанием соответствующих номеров лекции и формулы (например, л.10, ф.3).

Для ускорения конспектирования следует пользоваться системой сокращенных записей. С этой целью помимо обычных сокращений отдельных слов можно рекомендовать три системы условных сокращений и обозначений:

А) наряду с общепринятыми сокращениями по начальным буквам слов – аббревиатурами (КПД – коэффициент полезного действия, АХЧ – амплитудно-частотная характеристика т.д.), могут быть использованы специфические сочетания букв, например: ДВП – двухполюсник, ЧТП – четырехполюсник, РПД – радиопередатчик и т.д. каждый студент может разработать для себя свою систему подобных сокращений;

Б) ряд слов может условно обозначаться математическими и другими символами;

В) ряд слов и понятий может заменяться различными буквами латинского и греческого алфавитов, которые приняты в курсе для обозначения различных величин, например: I, i (ток), t (время), T (период) и т.д. для таких сокращений, разумеется , надо не только усвоить сами понятия, но и знать латинский и греческий алфавиты.

После этих предварительных замечаний ответим на главный вопрос: каким должно быть содержание конспекта.

В соответствии с самим определением (Конспект – более или менее развернутое, последовательной изложение содержания книги, статьи. Лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связи между «узлами» темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений) при конспектировании лекции ни в коем случае не следует стремиться к дословной записи слов текста или учителя. Такое дословной «конспектирование» является неправильным.

Дословная запись лекции является бесполезной, потому что не облегчает самостоятельную проработку материала, чему и призван служить конспект. Бесполезность такой записи ученик особенно ощутит при подготовке к аттестации, когда дорога каждая минута, а ему придется тратить лишние часы, чтобы разобраться в своих длинных записях. К тому же «дословная» запись практически не бывает таковой, что-то неизбежно теряется. И это потерянное «что-то» может оказаться весьма существенным и потребует от студента дополнительного времени для осмысления собственной записи.

Дословная запись является не только бесполезной, но и вредной, препятствуя осмыслению материала, притупляя ум ученика и мешая его творческому общению с лектором.

Итак, первое правило конспектирования: лекцию или текстовый материал надо записывать не дословно, не подробно, а кратко. Это означает, что в конспекте должны быть записаны в виде тезисов лишь основные положения лекции (Тезисы- сжато сформулированные основные положения содержания печатных источников или устного изложения; подробно не раскрываются).

В содержании конспекта можно выделить следующие составные части: основные мысли темы, записи, перенесенные с доски, и собственные мысли ученика.

Основные мысли темы, например, при решении на уроке некоей задачи могут выглядеть в конспекте следующим образом: постановка задачи, соображения по выбору метода ее решения и выводы, следующи из полученного решения. При этом само решение задачи дается, как правило, учителем на доске и переносится учеником с доски в конспект.

Что касается собственных мыслей ученика, то следует иметь ввиду, что общение ученика с учителем – это обоюдный творческий процесс. У ученика, творчески работающего на уроке, появляются и сомнения, и особый интерес к той или иной мысли темы, и оригинальные идеи. Все это надо отразить в конспекте.

Второе правило конспектирования: записывать темы после того, как понял их содержание и смысл. Только при соблюдении этого условия конспектирование становится осмысленной, а не механической записью материала.

Третье правило конспектирования: основные мысли темы ученик должен записывать своими словами. Такое конспектирование означает, что ученик на уроке работает творчески. Кроме того, оно развивает мышление ученика и помогает ему научиться грамотно излагать и свои собственные мысли.

Далее в таблице приведены основные учебные приемы, используемые при конспектировании на уроке.


Объяснение - тезисный план.

Обобщающая характеристика - фронтальная беседа.

Логическое (проблемное) задание, тест.Проблемное изложение – конспектирование.Решение проблемной задачи – эвристическая беседа.Обобщающая характеристика, смысловой план.

Составление сравнительно-обобщающей или конкретизирующей таблицы

Рассуждение – составление логической схемыОбобщающая характеристикаЛогическое (проблемное) задание, тестовый понятийный диктант.Образное повествование- развернутый план.Обобщающая беседа.Решение логических (проблемных) задач, работа в группах, деловая игра.

Правила конспектирования лекции.

  1. Запишите план лекций. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.

  2. В правой части конспекта пишите самое главное короткими, точными фразами своими словами. Не старайтесь записывать каждое слово лектора, тка как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждений.

  3. Особенное внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

  4. не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу. Которую допишите потом.

  5. В тот же день пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

  6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.

Разновидностью конспекта может быть запись лекции с помощью условных знаков и рисунков (пунктограмм), разворачивающая в графических образах основные положения лекционной темы.

У опорной схемы есть «свои плюсы»: быстрота записей, игровые элементы, наглядность и компактность «образа» лекционной темы и др.

  1. Учит читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты.

Работа с соответствующими элементами учебника способствует формирования у учащихся определенных навыков, используемых затем в работе с другими пособиями. Особое внимание при этом следует обратить на таблицы, диаграммы, схемы.

Наряду с картами в преподавании истории используются так же картосхемы, т.е. карты с упрощенно-обобщенным изображением элементов содержания. Картосхемы чаще всего отражают только одно какое-либо историческое событие или явление.

Важную роль. Например, в преподавании истории играют таблицы. Основная отличительная особенность этого пособия заключается в том, что оно содержит «экстракт» т.е., некоторых тематически отобранных и систематизированных знаний. В трудах по методике преимущественно рассматриваются таблицы. В которых материал группируется по вертикальным и горизонтальным или по тем и других графам (или колонкам).

В таблицах, как правило, может содержаться самый разнообразный материал: рисунки, карикатуры, репродукции картин, документальные фотографии. Схемы, картосхемы. Диаграммы и др. количество объектов, их характер, порядок расположения, логи­­­ка раскрытия содержания – все это определяется задачами, стоящими перед каждой конкретной таблицей, которая в ряде случаев. Как считал известный методист А.И. Стражев, может создавать «синтетический образ изучаемой темы». Поясним эту мысль на конкретных примерах.

На таблице «Первая русская революция 1905-1907 гг.» помещены картосхема и репродукции картин. Картосхема создает достаточно полное представление как о ходе революции, так и о масштабах ее распространения, т.е. отражает пространство временное развитие событий. Важнейшие из них – Кровавое воскресенье (9 января), восстание на броненосце «Потемкин», разгром помещичьей усадьбы боровшимися за землю крестьянами – конкретизированы благодаря дополняющим картосхему картинам. В результате таблица создает своеобразный обощенный, «синтетический образ» первой русской революции.

Бывают таблицы и иного характера, например, такие которые в основном содержат документальные изображения – фотографии, в том числе портреты, карикатуры. Подобные пособия представляют интерес особенно для учащихся старших классов, в этом возрасте школьники начинают высоко ценить подлинность источников информации, которые придают особую достоверность изучаемому материалу.

Схематические пособия применяются как источник исторических знаний и как средство их систематизации. Особое место занимают контурные карты, помогающие в усвоении исторического материала.

В отличие от других наглядных пособий, например учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов.

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом простанственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

Исторические карты отличаются от географических. Привычные учащимися цвета географических карт получают иное значение на исторических картах. Зеленым цветом показывают не только низменности. Но и оазисы, а также древнейшие районы земледелия и скотоводства. Другая особенность исторических карт – раскрытие динамики событий и процессов. На географичнской карте все статично, а на исторической легко увидеть возникновение государств и изменение их территории или пути движения войск, торговых караванов и тд. Передвижения людей на карте показывают цельные и прерывистые стрели; военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием; места сражений – скрещенные мечи, районы восстаний – точки.

Исторические карты подразделяются по охвату территории 9мировые, материковые, карты государств); по содержанию 9обзорные, обобщающие и тематические0; по своему масштабу (крупномасштабные. Средне- и мелкомасштабные). На обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и госстандарта. В названии указано место и время событий. Обзорные карты показывают события определенного периода.

Обобщающие карты конкретизируют и более подробно раскрывают карты тематические. Последние так названы. Потому что на них отражены события и явления учебных тем. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события или стороны исторического процесса. Эти карты разгружены от обозначений. Не имеющих отношения к теме. На них подробно, ярко и красочно представлены фрагменты важнейших событий и явлений обобщающих карт.

При работе следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты. Показывающие местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической. Применение карт целесообразно с использованием разных видов наглядности, например аппликаций.

В старших классах карта все более выполняет роль источника исторических знаний, поэтому и задания учащимся должны иметь более глубокий, аналитический характер. Целесообразно применение проблемных заданий по карте.

Необходимо выяснить. Почему их наиболее целесообразно делать печатными, каким образом именно в этих пособиях максимально реализуются все преимущества «бумажного» носителя информации.

6.Учит работать с дополнительными источниками информации.

Общая классификация умений при работе с дополнительными источниками информации:

    1. планирование деятельности.

    2. рациональное выполнение заданий.

    3. Самооценка.

    4. Режим дня.

    5. Умение отвечать на вопросы.

    6. Пересказывать текст.

    7. Связно излагать.

    8. Рецензировать.

    9. Работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочниками).

    10. Работать с библиографией.

    11. Работать с каталогом.

    12. Мотивация деятельности.

    13. Логическое осмысление и изложение информации.

    14. Решение задач.

    15. Восприятие и воспроизведение.

    16. Самоконтроль.


В данном блоке рассматривается примеры на развитие умений и навыков, направленные на проверку знаний и умений учащихся на основе использования фрагментов из дополнительных источников различных видов и характера (государственные акты, документы и организаций, листовки, воззвания, петиции, обращения, письма, дневники и мемуары, выступления государственных и политических деятелей, представителей культуры, материалы периодической печати, художественные произведения и тд.).

Для работы с дополнительной литературой учитель заранее подготавливает ряд заданий, который нацелены на проверку как знания фактов. Дат, имен. Событий, терминов, так и умений анализировать дополнительный источник, выявлять в нем существенные понятия, идеи, причинно-следственные связи, оценивать происходящие события. Явления, характеристики научных и общественных деятелей. Судить по содержанию источника об определенных научных и общественных процессах. Ряд заданий учащимся необходимо предлагать с учетом выявления представлений о характере источника, его стиле и языке, о том, каким образом он передает дух. Атмосферу соответствующего периода.

Проверка знаний на основе анализа источника может носить контрольный итоговый характер, для чего предлагается различные варианты наборов заданий различного уровня сложности.

Ниже приводятся памятки для работы с различными дополнительными источниками и литературой.

Как комментировать газетные сообщения.

1.Какова тема сообщения?

2.Что тебе известно об упоминаемых в сообщении политических партиях, организациях. Деятелей?

3.В какой обстановке (экономической, политической) происходит данной событие? Каковы причины события?

4.Какие закономерности или существенные черты развития современного общества проявились в событии?

5.Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны, или его следует рассматривать как исключительное? Попытайся определить общие черты такого рода событий.

6.Интересы каких классов и социальных слоев затрагивает данное событие?

7.Каковы последствия (уже наступившие или возможные) описываемого события?

8.Каково значение события?


Как работать с журналом.

  1. Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.

  2. При чтении журнала пользуйся картой.

  3. Если встретится непонятное слово или выражение. Обратись к словарям, энцинклопедии, справочникам.

  4. Читай журнал внимательно. Не торопясь.

  5. Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарями.

  6. Подумай, как можно использовать в учебе знания, полученные из журнала.


Как работать с книгой.

  1. Читай книгу с карандашом. Если книга твоя собственная, то аккуратно делай пометки на полях в тех местах, который тебя заинтересовали или вызвали вопросы.

  2. Старайся читать бегло, но внимательно.

  3. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями. Над описанными в ней событиями. Фактами.

  4. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитанной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.


Как читать газету.

  1. Старайся читать газету каждый день.

  2. Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.

  3. Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.

  4. Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.


Работа с цитатой.

  1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

  2. Для цитирования выбирай те места. Которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

  3. Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.

  4. Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

  5. Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.

  6. Каждая цитата заключается в кавычки.

  7. После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора. Название книги, место и год издания, номер тома и страницы.


7.Проводит библиотечные уроки.

Выработка библиотечно-библиографических умений у учащихся может осуществляться и на уроке (хотя удобнее это производить в условиях библиотеки – как в форме урока-экскурсии). Современные коммуникации, СМИ, общение и др. несут информацию, которую трудно проверить. Поэтому, основная задача учителя состоит в том. Чтобы научить учащихся элементам самостоятельной оценки информационного потока, избирательно его использовать и как можно меньше вносить «помехи» в промежуточную стадию (средство передачи). В этом отношении удобно использовать наиболее производлительные средства и универсальные системы, способные не только быть мощными приемниками первичного потока информации, но и способными снимать часть информационной нагрузки на субъект, при этом вносить минимум «помех» и «искажений».

На помощь пришли описи библиотек. Которые. Постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. Со временем к библиотечным каталогам добавились разнообразные по назначению, тематике, объему, форме списки, указатели, обзоры книг и статей. Все они обычно назывались библиографиями. А по современной терминологии это – библиографические пособия.

Ф ормы существования библиографической информации разнообразны и конкретно-исторически обусловлены. Во всем этом разнообразии есть общее. Состоящее прежде всего в том. Сто элементарной ячейкой, из которой складывается любая библиографическая информация. Является библиографическое сообщение.

Библиографическое сообщение формируется из библиографических сведений, т.е. данных о библиографируемом документе, который извлекаются из самого документа или из других источников.

Библиографические сведения лишь необходимый материал для формирования библиографического сообщения.

Библиографическое сообщение представляет собой состоящее из библиографических сведений целостное структурное образование, являющееся минимальным. Далее неделимым элементом библиографической информации.

Библиографические сведения могут передаваться в устной и документально зафиксированной форме. Устное библиографическое сообщение широко применяется в библиотечно-библиографических уроках при выдаче устных библиографических справок. В ходе библиографического информирования учеников, при проведении устных библиографических обзоров и консультаций и т.п.

Библиографическое сообщение. Зафиксированное в документальной форме, называется библиографической записью.

Минимально необходимой частью библиографической записи является библиографическое описание документа.

Библиографическое описание. Будучи минимально необходимым элементом библиографической записи. Т.е. документально фиксированного библиографического сообщения, является соответственно обязательным и минимально необходимым элементом любой документально зафиксированной библиографической информации.

Библиографическая запись выступает в качестве элемента библиографического пособия – главного способа существования и основного средства распространения и использования документально фиксированной библиографической информации. Библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей, объединенных единством замысла, назначения, формы и содержания заключенной в пособии библиографической информации.

Различают следующие основные формы библиографических пособий:

    1. библиографические издания – непериодические, периодические и продолжающиеся;

    2. несамостоятельные издательские формы (внутрикнижные, внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные библиографические материалы);

    3. карточные формы (картотеки);

основными типами библиографических пособий принято считать указатель, список и обзор литературы.

Библиографический указатель – это библиографическое пособие, имеющее сложную структуру и снабженное вспомогательным аппаратом.

Библиографический список – это библиографическое пособие простой структуры без вспомогательного аппарата.

Библиографический обзор – это библиографическое пособие, представляющее собой связное повествование о документах – объектах библиографирования.

Особыми типами библиографических материалов являются указатели и вспомогательные указатели к библиографическим пособиям.

Указатели к изданиям – важная составная часть научно-справочного аппарата издания. Указатели к изданиям представляют собой библиографический поисковый аппарат, построенный на базе документального массива, в качестве которого выступает состав и информационное содержание документов в определенном издании. Указатели к изданиям – не заменимое средство углубленной библиографической ориентации в содержании документов, помещенных в том издании, в котором эти указатели составлены.

Вспомогательные указатели в целом аналогичны по характеру указателям к изданиям, но составляются они к источнику библиографической информации. Вспомогательные указатели обеспечивают многоаспектную ориентацию в документах, отраженных в библиографическом пособии, сообщая о них различные содержательные и формальные сведения в иных разрезах, чем это сделано в основном тексте пособия. При этом вспомогательные указатели обычно не содержат собственных библиографических описаний документов, а отсылают к соответствующим библиографическим записям основной части пособия.

Библиографическим пособиям свойственно большое жанровое разнообразие. Пособие определенного типа может быть выполнено в различных жанрах в зависимости от специфики его содержания и назначения. С этой точки зрения выделяются:

    1. библиографические монографии, т.е. крупные библиографические пособия научно-вспомогательного назначения, созданные на основе тщательного выявления и углубленного изучения большого массива документов, содержащие, как правило, новые или уточненные сведения о библиографируемых материалах;

    2. путеводители по литературе, обычно соединяющие в себе сведения о первичных документах и источниках библиографической информации по теме путеводителя с различного рода методическими советами и рекомендациями;

    3. библиографические словари, сочетающие библиографические сведения об отраженных в словаре лицах с библиографической информацией об их произведениях и литературе о них;

    4. планы чтения, четко регламентирующие состав и последовательность чтения по избранному вопросу;

    5. беседы о книгах и др.




Похожие:

В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных icon«Решение уравнений»
В данном методическом пособии предложены рекомендации по проведению недели математики в средней школе, предложены сценарные разработки...
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconДошкольная педагогика учебно
В предлагаемом учебно-методическом пособии изложен лекционный материал и даны методические рекомендации по проведению практических...
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconИ однократного испарения многокомпонентной смеси уфа 2000 в учебно-методическом пособии приведена методика расчета и
Учебно-методическое пособие к расчету температурного режима ректификационных колонн
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconЛабораторно – практические занятия по биологической химии
Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия...
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconКарагандинский государственный медицинский университет сферы компетентности выпускника
Методическое пособие предназначено для преподавателей вуза и сотрудников научных лабораторий. В данном методическом пособии изложены...
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconУчебно-методическое пособие к проведению практического занятия по теме «Расчет и проектирование защитных мер в электроустановках»
В учебно-методическом пособии приведены рекомендации по выбору конструкции, расчету и проектированию защитного заземления и зануления...
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconИстория отечественных средств массовой информации (1917-2000-е гг.) В предлагаемом методическом пособии содержатся основная и дополнительная
В предлагаемом методическом пособии содержатся основная и дополнительная литература по всему курсу, вопросы по каждой теме, перечень...
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных icon1. Возникновение и развитие компьютерных сетей
В учебно-методическом пособии приводится рабочая программа и даны методические указания по курсу «Сетевые технологии»
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconЛабораторно – практические занятия по биологической химии «витамины» Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия...
В данном методическом пособии кратко излагаются теоретические и практические моменты из обобщенного опыта работы по выработке у учащихся учебно-информационных iconЛабораторно – практические занятия по биологической химии «гормоны» Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов педиатрического и стоматологического факультетов медицинских вузов. Материалы пособия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница