«Декаданс: упадок как искусство»




Скачать 73.06 Kb.
Название«Декаданс: упадок как искусство»
Дата28.11.2012
Размер73.06 Kb.
ТипДокументы
ГОУ СОШ № 264

Кировского р-на г. С-Петербурга

Тема: «Декаданс: упадок как искусство».

Автор – Шендарев Николай А. Ученик 11в класса

Научный руководитель – Гребенщикова Ирина Николаевна


Цель работы – изучение особенностей декадентского искусства конца XIX - середины XX века в литературе, живописе и киноискусстве, исследуя вопрос влияния и на современную культуру конца ХХ – начала ХХI века. Поэтому в работе ставятся следующие задачи: проанализировать философию декаданса, и рассмотреть основные точки зрения на это явление; изучить основные литературно-философские концепции декаданса на примере основных произведений литературы и изобразительного искусства(О.Бердсли); на примере современного декадентского искусства исследовать преемственность «искусства упадка» от XIX к XXI веку, а также проанализировать современное развитие декаданса.


Декаданс в культуре появился как следствие антагонизма социальной действительности и видимого расцвета реалистического искусства XIX века. Грубо говоря, декаданс – это последний оплот романтизма фактически низложенного реалистическими умонастроениями и реалиями жизни. Декаданс как культура – это своего рода болезненное состояние человечества: ярким примером может служить упадок Римской империи в IV веке нашей эры. Но если возводить декаданс в рамки культуры, мы получим тот культурный слой, который сопровождает человека по жизни. Автор имеет в виду положение о светлых и темных полосах в жизни человека. В истории искусства есть хороший пример верности подобного положения – это литературный период «конца-начала» XIX-XX вв., когда «концу» соответствовал декаданс, а началу – футуризм.

ГлаваI. Философско-литературное видение декаданса.


Истоки декаданса и его философия. Существует несколько точек зрения на то, чем именно является декаданс. Их условно можно разделить на: социалистическую; приверженческую; философскую; критическую. Социалистическая точка зрения была характерна для советских писателей и философов, ставивших, как известно, выше идеалов гибнущей красоты «заветы» Маркса, Энгельса и Ленина, кто-то из вынужденной необходимости, кто-то – будучи ярым приверженцем марксизма. Приверженческая точка зрения принадлежала самим классикам декадентской литературы. Философская точка зрения на декаданс была определена Фридрихом Ницше. Согласно его теории, в мире существуют два начала – дионисийское и аполлонистическое. Первое – это буйство красок, первичный хаос мировой культуры, второе – подчинение мира неким канонам, правилам. Когда аполлонистическое начало достигает расцвета, за ним неизбежно следует упадок – т.е. декаданс. И в этот гибельный момент дионисийское начало превращается в бурю, сметающую все на своем пути. В своей книге «Воля к власти» Ницше изложил свое мнение на то, чем же является декаданс. Критическая точка зрения присуща публицистам, критикам и писателям, изучавшим данный культурный слой.

Литературные поиски декаданса. Литература вообще, и литература декаданса в частности – это своего рода кирпичи и металлоконструкции, придающие целостность огромному городу мировой культуры. Фундаментом, главной опорой декаданса стало творчества Эдгара Алана По. Фасадом, стенами и воротами в причудливое здание стала поэзия Бодлера и Верлена. «Интерьером» декаданса стала проза Оскара Уайльда, поместившего в центре загадочный, ужасающий портрет Дориана Грея. Крышей здания, защитившей его от дождей Туманного Альбиона и снегов России, стала проза «воспевателя смерти», «созерцателя снов» Франца Кафки. Первоначально термин «декаданс» использовался как пасквильное обращение к Виктору Гюго и последним представителям романтизма.

Глава II. Декаданс и его современное звучание во второй половине XX – начале XXI века.


В XX веке идеалы декаданса были уничтожены. Последний оплот «искусства упадка» - Россия – был захвачен большевиками, и массовость задавила интеллектуалов-индивидуалистов. Как известно, основную часть современного искусства представляет собой кинематограф. Декаданс мало затронул его – основной упор делается на боевики и мелодрамы, имеющие кассовую прибыль. Что ж, в мире, где балом правят жадность и алчность, нет места идеалам гибнущей красоты. Однако и в этом сером мире есть островки идеализованного декаданса. Это, конечно, уже не похоже на декадентское движение XIX – начала XX века, но оно всеми силами старается не сколько достигнуть планки, заданной в глубокую старину, сколько сохранить свои идеалы и мысли от разрушения. В 1988 году на советские экраны вышел фильм Олега Тепцова «Господин Оформитель» по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль». Этот фильм всколыхнул общественность, и возродил декадентское движение с новой силой: «— Вы знаете этого, с нимбом на голове? Ну так вот: мы с ним соперники! Он сделает, а я — доделываю.» Так на полном серьёзе считал гениальный до безумия художник Платон Андреевич (В.Авилов). Из обрывков шелковой ткани и газовых платков он создавал стиль скапизма, в котором главной героиней была умирающая от чахотки прозрачная девушка Анна Белецкая (А. Демьяненко). Сотворив свою Галатею, Платон достиг пика своих возможностей. Помещенная в сундуке на витрине ювелирного магазина, она утопила в глубине взгляда разум художника. Восковой манекен стал жемчужиной уходящего мира художников конца XIX — начала XX века, того периода, который одни эстеты будут считать Серебряным веком, другие завсегдатаи бомондных вечеров — упадочным Декадансом. Однажды спустя несколько лет бывший модный оформитель очнулся в реальности, которая оказалась страшнее лет забытья. Встреча с ожившей статуей, девушкой Марией, женой нувориша (М. Козаков) растревожила омут чувств Платона. Часть сознания пыталась установить правду, найдя на кладбище крест с выбитым именем умершей Анны, другая часть нырнула в ирреальность, сведя в могилу разоренного мужа Марии, и пытавшаяся найти успокоение в холодных объятиях бывшей куклы.
Новый век техники, век автоматического оружия и автомобилей преследует художника и настигает его на пустынном мосту. Серый автомобиль прерывает жизнь земного творца, посягнувшего на переделку Божьих творений. Музыка Сергея Курехина и стихи Александра Блока поставили последнюю точку в этой мистической повести.


В музыке глашатаями декаданса стала группа «Агата Кристи». На протяжении своего существования творчество группы пересекается со многими направлениями рока, однако из всех заметно преобладает пост-панк. Состав также несколько раз менялся, но попрежнему творческим костяком группы являются братья Самойловы. Визитной карточкой группы является некая мистичность, обречённость, депрессивная атмосфера, экспрессивная манера исполнения и пропитанные "магией" тексты песен. Такие композиции как «Как на войне», «Опиум для никого», «Сказочная тайга» и «Ковёр-вертолёт» стали признанными хитами. На данный момент на счету у группы: девять студийных альбомов, пять сборников, два альбома с ремиксами, три макси-сингла, восемнадцать видеоклипов. В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Темные ночи», который прошел в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего свое начало в андеграунде советских времен. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Творчество музыкантов, художников, модельеров, танцоров, представленное на Фестивале «Бархатное подполье» — это погружение в мир изысканных вещей, тонких ощущений, мир изящества и великолепия, гламура и экзотики, мир капризный и таинственный, с толикой манерности в XXI веке и развитие на новом уровне традиций эстетизма и декаданса.


«Куртуазным декадансом называет себя столичный арт-хаус. Под это определение подходят разные стили: готическая культура, гламур, самые непредсказуемые рок-формации. Объединяет их мрачная любовь к теме смерти и изощренной красоте жизни. В своем творчестве декаденты опираются на богатую традицию: от поэзии французского символизма до Александра Вертинского, от Серебряного века и западного глэм-рока до советских стиляг и современных куртуазных маньеристов». Первый фестиваль состоялся в 2005 году в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия». Одновременно со светским декадансом, от готических и ретро сайтов отделился литературный декаданс, определив в Интернете свою аудиторию. Сегодня движение «куртуазного декаданса» приближается к популярности декаданса конца ХIХ— начала ХХ вв. Литературный декаданс представлен, в частности, сообществом «Орден Декадаврического Ренессанса», организованным в конце 2006 года Алексеем Барышниковым (Готфрид Груфт де Кадавр).


Заключение. В данной работе мы познакомились с декадансом – искусством упадка. Мы исследовали основные позиции писателей и критиков относительно данного явления. Мы познакомились с главными персонами декадентского движения, проанализировали основные декадентские произведения, как прошлого, так и настоящего. Из всего вышесказанного, мы видим, как упадок, гибель старого мира отзывается в литературе и искусстве. В кризисные моменты, когда старое исчерпало себя, и двигаться дальше по одному пути уже некуда, мы ищем новые пути, или вспоминаем о том, что было до нас. Декаданс как искусство – это выбор нового пути, по которому развиваешься и на котором осознаешь красоту, любовь, веру и истину. Но, как это ни прискорбно, кждый путь ведет в тупик, и рано или поздно декаданс снова будет забыт, как это было совсем недавно. Почему декаданс становится актуальным? Как известно, История всегда движется по спирали, и то, что было модно и интересно два-три века назад, обязательно вернется, хотя и, возможно, в несколько измененной форме. Это - «правило Кольца», по мудрому изречению Ильи Кнабенгофа: « Где начало – там конец, все возвращается на круги своя… все, что начато – будет закончено, все, что создано - будет разрушено, все, что черное - будет белым».

Список использованной литературы:

Большая Советская Энциклопедия» (третье издание, 1969—1978)

Бодлер Ш. Цветы Зла. СПб.: «Азбука-классика», 2004

Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М.: «Правда», 1989. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. Л.: «Андреев и сыновья»,1990.

Феномен удовольствия в культуре. Матер. междунар. науч. Форума 6.09.04.2004 г. — СПб.: Центр изучения культуры, 2004,

По Э.А. Лирика. СПБ.: «Азбука-классика», 2006.

Похожие:

«Декаданс: упадок как искусство» icon6. Литература. 18
И их поселяют в убогие жилища, их пичкают разрушительной музыкой, их со школьной скамьи кормят убогостью, подавая ее под соусом неизбежности....
«Декаданс: упадок как искусство» iconВопросы к итоговому государственному экзамену (гак) по специальности
Декаданс в культуре 2-й половины XIX века. Проблема переоценки ценностей как предчувствие кризиса культуры
«Декаданс: упадок как искусство» iconВопросы к итоговому государственному экзамену (гак) по специальности
Декаданс в культуре 2-й половины XIX века. Проблема переоценки ценностей как предчувствие кризиса культуры
«Декаданс: упадок как искусство» iconОшо Бхагван Шри Раджниш Смерть величайший обман
Это предельный оргазм. В смерти нет ничего плохого, она прекрасна но надо знать как жить и как умирать. Есть искусство жить и есть...
«Декаданс: упадок как искусство» iconВопросы гак 2012 Направление Культурология Магистерская программа «Культурология ХХ-ХХI вв.»
Декаданс в культуре 2-й половины XIX века. Проблема переоценки ценностей как предчувствие кризиса культуры
«Декаданс: упадок как искусство» iconПрограмма по эстетике «Искусство России и Франции 18 века»
«Искусство Древнего мира» (5 Кл.), «Искусство Средневековья» (6 Кл.), «Искусство Эпохи Возрождения» (7 Кл.), «Искусство Западной...
«Декаданс: упадок как искусство» iconСлово “искусство” первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом
Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют...
«Декаданс: упадок как искусство» iconБолезнь, недуг и страдание это одно, а смерть абсолютно другое. В представлении западного ума болезнь, недуг, страдание и смерть вместе, в одной упаковке
Это предельный оргазм. В смерти нет ничего плохого, она прекрасна но надо знать, как жить и как умирать. Есть искусство жить, и есть...
«Декаданс: упадок как искусство» iconБолезнь, недуг и страдание это одно, а смерть абсолютно другое. В представлении западного ума болезнь, недуг, страдание и смерть вместе, в одной упаковке
Это предельный оргазм. В смерти нет ничего плохого, она прекрасна но надо знать, как жить и как умирать. Есть искусство жить, и есть...
«Декаданс: упадок как искусство» iconКурсовая работа по дисциплине: «Мировая культура и искусство» по теме : «Кино самое массовое из искусств»
Фильмы демонстрируются в кинотеатрах (как стационарных, так и передвижных), по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница