Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии




Скачать 144.15 Kb.
НазваниеИспользование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии
Дата28.11.2012
Размер144.15 Kb.
ТипДокументы



Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии

Учитель технологии Кукаркин С.М.

В национальных школах Татарстана (русских и татарских) накоплен положительный опыт формирования национального согласия, дружбы и взаимопонимания. Школа как основной компонент образовательной системы должна иметь базовый аспект, содержащий основные ценности национальной культуры, доступные и целесообразные для познания и усвоения растущей личности в школьном возрасте: она должна характеризоваться нравственно-психологической атмосферой, с присущими ей такими феноменами, как русская духовность, татарская национальная самобытность; в ней должно осуществляться воспитание любви к своему Отечеству и своему народу, уважение к людям другой национальности и их культуре. Образовательная деятельность в школе должна опираться на знание учащимися и педагогами обычаев и традиций своего народа, ценностей национальной культуры; на привитие интереса детям и взрослым к занятиям народными промыслами, к изучению народного творчества и искусства, наличие тесных контактов и взаимодействия с окружающим социумом.

Татарстан - многонациональная республика. Поэтому учителям нужно учитывать этнические корни учащейся молодёжи (села, региона, города); создавать методику обучения для своей работы в рамках конкретной школы, гимназии, лицея. Любая педагогическая система рано или поздно устаревает. Поэтому сам процесс осуществления педагогической деятельности должен иметь вариативный (постоянно обновляющийся) характер, связанный с реальными (местными, региональными) потребностями обучения и воспитания. Такой подход, сохраняя достоинства традиционного, обладает тем неоспоримым преимуществом, что даёт реальную возможность соединить трудовое обучение с эстетическим воспитанием учащихся, ознакомить их на практике с образцами и технологиями народного декоративно-прикладного искусства.

Сегодня это направление весьма актуально. Так, в принятых на Х1 Всероссийской конференции «Русская школа» рекомендациях прямо указывается на необходимость создания варианта программы с углубленным изучением русского народного искусства. Несмотря на существующие проблемы, народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники.

Национально-региональный компонент на уроках технологии применяется при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество». Учащиеся получают основные теоретические сведения. Знакомятся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, ремесел русского и татарского народа, а также марийцев, удмуртов, чувашей и других народов; ролью декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Получают сведения об эстетических и эргономических требованиях к изделию, об учете технологии изготовления изделия и свойствах материала, основных средствах художественной выразительности, видах поделочных материалов и их свойствах. Узнают о видах и правилах построения орнаментов, различных композиций.

Вариантами объектов труда могут быть предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, предметы интерьера и детали мебели, украшения.

Через технологию изготовления учащиеся получают знания о национально-региональных особенностях. Разрабатывают эскизы изделий и их декоративное оформление, выбирают материал с учётом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определяют последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

При прохождении раздела «Ремонтно-отделочные работы в доме» учащимся даются основные теоретические сведения о видах ремонтно-отделочных работ, в том числе, о местных оформлениях жилых помещений. Знакомятся с профессиями, связанными с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.

Хозяйственно-художественные работы по дереву присущи практически всем народам. С давних времен из дерева создавали вещи бытового, утилитарного назначения, покрывая их расписными и резными узорами. Но главное, из дерева строили нарядные и удобные жилища, церковные ансамбли, оборонные сооружения. Некоторые из них можно отнести к шедеврам деревянного зодчества.

В школьных кружках можно заниматься макетированием – создавать макеты деревянных строений своего региона. Было время, когда практически вся городская и сельская архитектура земли русской была деревянной. Причина в том, что Древняя Русь – земля, почти полностью покрытая лесами. Избы и мельницы, мосты, часовни, амбары, сторожевые башни, культовые ансамбли и сооружения, могучие крепости – всё это было срублено из одного материала – дерева. При этом пользовались очень немногими инструментами: топором и долотом, перовым сверлом, скобелем и отвесом. На занятиях кружка дети изучают историю страны и родного края, узнают и научатся применять на практике секреты плотницкого и столярного мастерства.

Без красивой и удобной деревянной посуды и других предметов быта невозможно представить себе внутренность крестьянской избы. И многое из этих изделий несло на себе украшение в виде резных орнаментов: стулья, скамьи с резной спинкой и т.д. Прялки, шкатулки, ложки, в Мордовии и Чувашии – ковши для пива и кадки для хмеля, пряничные доски и т.д., где применялись контурная, геометрическая, заоваленная и рельефная резьба.

При использовании национально-регионального компонента на уроках технологии можно провести уроки-экскурсии: в краеведческий музей, в районы старинной постройки, во время которых провести практические работы – зарисовки, фотографирование, видеосъёмки по теме занятий.

При изучении раздела «Технология создания изделий из металла», можно познакомить учащихся с древними традициями. Здесь наиболее важной отраслью была металлургия и железообработка. Кузнецы Казанского ханства изготавливали орудия труда – топоры, косы, лемеха плугов и бытовые предметы – ножи, иглы, замки, ключи и др.

Современный этап развития декоративного татарского искусства связан с взаимодействием профессионального народного творчества, которое продолжает существовать в виде отдельных домашних ремесел для создания необходимых в сельском быту изделий: плетеной из лозы мебели, резных наличников окон, оград, ворот. В произведениях художников-прикладников, дизайнеров-оформителей наряду с современными традициями, характерными для того или иного периода развития искусства Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, находит претворение художественная татарская традиция. Она преемственно развивается как часть культуры и является в ней основой национального.

На уроках технологии при изучении разделов « Обработка древесины» и «Обработка металла» может использоваться национальный компонент

(рис. 1,2). Рассмотрим некоторые объекты труда.

5 класс.

- Простая динамическая игрушка с использованием фанеры. Например, герой сказки Г.Тукая Шурале.

- Разделочная доска с декорировкой выемчатой резьбой по крашеной древесине.

- Открытка, картинка с использованием рельефной металлопластики.

- Игрушка из жести (подсвечник).

- Декоративное панно с использованием проволоки.

6 класс.

- Простая точеная игрушка из одного куска древесины. Матрёшка.

- Солонка, оформленная орнаментом.

- Выжигание орнамента на подносе.

- Блюдце, декорированное чеканкой.

7 класс.

- Ложка или ковш, декорированные резьбой.

- Рамка для фотографии или небольшой картины.

- Брелок для ключей, браслет, оформленные гравировкой.

8 класс.

- Доска для отрывного календаря или вешалки для ключей с использованием техники рельефной резьбы.

9 класс.

- Малая резная мебель( рама для зеркала, полочка, корпус для настенных часов).

Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре.


Методические рекомендации использования национально-регионального компонента на уроках технологии

Во многих регионах России состав учащихся в школах традиционно многонационален. В связи с этим немаловажным в организации учебно-воспитательного процесса становится понятие этнической толерантности. В него входит уважение к ценностям и культурным особенностям других этнических групп, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Планируя свои уроки, учитель должен ставить задачу – расширять и углублять знания и представления учеников не только о русской, но и татарской, и о других национальных культурах, быте и традициях народов, живущих в данном регионе.

При изучении декоративно-прикладного искусства необходимо знакомить с историей развития ремёсел, историческими корнями, традиционными ремёслами. Полезна демонстрация изделий, выполненных с учетом национального компонента. Надо учить различать символику в орнаменте, характерные черты орнаментов, цветовые сочетания. Местные мастера татарского народа в своих работах часто используют растительные мотивы – тюльпан, колокольчик, гвоздику, астру. В качестве фона – красный, синий, зелёный, жёлтый, фиолетовый и черный цвета. При этом благодаря продуманному подбору цветовых сочетаний не создаётся впечатления излишней пестроты.

При художественной обработке материалов уделять внимание самостоятельному составлению узоров из декоративных элементов, умению подбирать цветовое сочетание, учитывая национальные особенности местных жителей.

При выполнении индивидуальных заданий, в том числе творческих проектов, учащимся предоставляется свободный выбор объектов труда.

Не менее интересным способом изучения учебного материала национально-регионального компонента образовательной области «Технология» являются экскурсии в музеи города, которые вносят разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.


Разработки занятий по технологии с учетом национально-регионального компонента


Урок технологии в 7 классе


Тема: Художественная обработка металла


Цель: научить выполнению элементов пропильного металла и чеканки;

способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ;

формировать и развивать эстетические и патриотические качества личности;

развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности.


Оборудование и инструменты: чертилка, набор надфилей, слесарный лобзик, слесарный инструмент для правки металла, сверлильный станок.

Объект работы: заготовки из листового металла.


Ход урока

I. Вводная часть.

1. Повторение ранее пройденного материала:

- Давайте вспомним из программы 5 класса, с помощью чего и как производится правка листового металла.

- Покажите приемы работы с чертилкой и надфилями. Какие правила безопасности необходимо соблюдать?

- Назовите основные свойства листового металла из меди, алюминия и стали.


2. Сообщение цели урока.


II. Изложение программного материала.

В начале рассказать об истории развития художественной обработки листового металла. Остановиться на ремесленном производстве Казанского ханства. В городах и селах наиболее важной отраслью оставалась металлургия и железообработка. Кузнецы изготавливали орудия труда – топоры, косы, лемеха плугов и бытовые предметы – ножи, иглы, замки, ключи и др.

Наиболее простой является техника пропильного металла.

Пропильным металлом украшают шкатулки, ларцы, обивают двери, делают накладки на замочные скважины, дымники и т. д.

Для изготовления изделий используют листовую медь, бронзу, латунь, алюминий, сталь.

Работу по изготовлению изделий начинают с подготовки заготовки, то есть правки металла.


- Давайте вспомним и продемонстрируем основные приемы правки листового металла.

- После чего выбирается или рисуется самостоятельно рисунок изделия и с помощью копирки переносится на заготовку. Закрепить рисунок можно, обведя контуры чертилкой и покрыв прозрачным лаком.


- При выпиливании замкнутых контуров предварительно сверлят отверстия и опиливают до нужных размеров надфилями.


- Для выпиливания контуров сложной формы используют слесарный лобзик.


Приемы работы со слесарным лобзиком те же, что и с лобзиком при выпиливании из фанеры.

- Давайте вспомним основные приемы и правила безопасности при работе с лобзиком.

Тонкую заготовку обрабатывают, зажав ее между двумя листами фанеры. Обработку необходимо начинать с внутренних контуров. Готовое изделие обрабатывают надфилями и шлифуют шлифовальной шкуркой. Полируют пастой ГОН и покрывают лаком.


III. Практическая часть.

Перед началом выполнения практической работы необходимо напомнить о правилах безопасности:




Правила безопасности:


  • При работе с чертилкой не укладывать чертилку в карман халата.

  • Работать с напильником и лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.

  • Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  • Не делать резких движений лобзиком.

  • Не наклоняться низко над заготовкой.


Далее подобрать или нарисовать рисунок, подобрать заготовку и выполнить элемент рисунка согласно ранее изученной технологии.


IV. Изучение программного материала.


  • Чеканка на резиновой подкладке - это способ обработки листового металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.

  • Инструментом для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120-170 мм.




  • Рассказать о назначении различных чеканов.




  • Показать приемы работы с чеканом.

При выколотке крупных глубоких рельефов и выравнивании фонов применяются деревянные чеканы.


Теперь давайте рассмотрим наиболее простую в изготовлении чеканку- это расходка с опусканием фона.


  • На первом этапе на бумаге выполняется рисунок.




  • Второй этап- подготовка металлической пластины.


- Вспомнить основные этапы работы при резке листового металла, инструмент и правила безопасности.


* На третьем этапе переводят рисунок на металл. Для этого металл покрывают акварельными белилами с добавлением столярного клея и через копирку переносят рисунок. Рисунок обводят шариковой ручкой без пасты, а после покрывают нитролаком.


- Как вы думаете, для чего заготовку покрывают лаком?


  • На следующем этапе выполняется расходка рисунка, для этого заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом- расходником обводят контуры рисунка. После выполнения расходки рисунок хорошо виден с обеих сторон.

  • Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка с помощью чеканов - лощатников, после этой операции рисунок ясно выступает над осаженным фоном.

  • После опускания производят выравнивание фона на стальной плите.

  • Готовое чеканное изделие шлифуют и полируют.

- С помощью чего можно отшлифовать и отполировать изделие?

В заключение изделие покрывается лаком.

V. Практическая часть.

Перед выполнением практической части необходимо напомнить о правилах безопасности:



Правила безопасности:

1. Осторожно обходиться с заготовками, так как они имеют острые края.

2. Правку выполнять исправной киянкой.

3. Чеканку выполнять молотком с исправной ручкой.


Подобрать рисунок татарского орнамента.

Выполнить изделие под руководством учителя согласно рассмотренной технологии.


VI.Заключительная часть.

Оценить выполненные работы. Отобрать лучшие. Разобрать наиболее характерные ошибки, допущенные в ходе выполнения работ.

Уборка рабочих мест.


Урок технологии в 6 классе


Тема: Основы конструирования и моделирования изделий из древесины


Цель: научить учащихся основным правилам конструирования изделия;

формировать и развивать самостоятельность учащихся;

воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;

способствовать развитию двигательной сферы – развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.


Оборудование и инструменты: инструменты для разметки, заготовки, столярный верстак, столярный инструмент.


Ход урока.

I.Вводная часть.

1. Из чего изготавливается масляная краска?

2. Какие операции необходимо выполнить перед окраской изделия?

3. Как и с помощью чего наносят краску на поверхность изделия?

II.Изложение нового программного материала.

Конструирование – это один из этапов создания изделия.

Конструирование начинается со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.

Далее подбирается материал изделия.

Перед разработчиком в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность называют вариативностью. Вариативность присуща и внешнему виду – дизайну.

Так появилось множество различных конструкций столов, стульев, дверей и др.

Основные требования к изделию:

- технологичность – наименьшие затраты времени, труда, средств, материалов;

- прочность – восприятие заданной нагрузки без разрушения;

- экономичность – при использовании не требует дополнительных расходов;

- надежность – служит безотказно в течение длительного срока.

При конструировании весьма важно подобрать нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешёвым, легко и быстро изготавливалось.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и они были прочными (учитель поясняет преимущества и недостатки различных вариантов разметки).

Моделирование – один из приёмов конструирования. Модель – уменьшенный или увеличенный образец изделия. Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам (учитель демонстрирует различные модели ).

Дерево всегда было и остаётся одним из самых привлекательных поделочных материалов. Оно не только доступно в обработке несложным набором традиционных инструментов, но и красиво в декоративном отношении. С давних пор народные умельцы радовали своими работами людей.

III.Практическая часть.

Учащимся предлагается сконструировать несколько вариантов одного и того же изделия из древесины.

Изготовление деталей и сборка изделия сувенир «Часовня».


















Изделие крепится на основании (рис.1), для чего берется сосновая доска. Крыльцо(рис.2) удобнее изготовить из целой заготовки, сделав пропилы по шаблону и соединив его с фасадом (рис. 3).По бокам укрепляют левый и правый приделы (рис.4). Профиль поверхностей А и Б получают рубанком с фасонной железкой. При изготовлении левого (рис.5) и правого (рис.6) скатов крыши часовни необходимо учитывать на разную длину, предусмотренную для стыковок на гребне. Крыша придела (рис.7) одинакова для правой и левой его части. Башенку с куполом вытачивают на токарном станке по шаблону. Сборку изделия производят на клею ПВА. На изделие наносят рисунок и выжигают его. Готовый сувенир покрывают бесцветным лаком.


IV. Заключительная часть.

Оценить работу учащихся.

Продемонстрировать наиболее правильно выполненные изделия.


Похожие:

Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconСодержание история образования и педагогической мысли
...
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconМетодические рекомендации по выполнению заданий при проведении практических занятий и самостоятельной работе студентов, изучающих дисциплину «Финансы»
Охватывает все темы, предусмотренные учебным планом Финансово-кредитного факультета, и предполагает возможность использование его...
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconСодержани е
Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для...
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconНомер урока
Содержание национального регионального компонента при изучении химии в 8 классе
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconРабочая программа Шамсувалиева Роза Равильевна
История. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, М.: Дрофа, 2008г.), Примерной программы курса «История Татарстана» (В. И. Пискарев,...
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconРабочая программа по курсу «История»
В соответствии с приказом департамента образования и науки от 16. 06. 2011 №1199 в рамках реализации регионального (национально-регионального)...
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconИспользование качественных прикладных задач при изучении физики в вузе
При изучении физики широко используются различные методики и педагогические технологии с учетом содержания учебного курса и индивидуальных...
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconИспользование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся
«Музыка моего народа», рассматриваемой в третьем классе, только более развернуто. В четвертой главе этот вопрос будет раскрыт более...
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconКафедра оо «искусство» И«технология» / проект/ стандарт национально-регионального компонента
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Использование национально-регионального компонента при изучении разделов и тем технологии iconСборник материалов по внедрению национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс
Л. А. Сидорова – директор школы, «Отличник народного просвещения», высшая квалификационная категория
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница