М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса




Скачать 82.38 Kb.
НазваниеМ. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса
Дата28.11.2012
Размер82.38 Kb.
ТипДокументы
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

М.С. Спирина

Поволжский государственный университет сервиса,

Тольятти, Россия


SYNERGETICAL METHODS OF THE MATHEMATICAL EDUCATION

М.S. Spirina

Volga region State University of Service, Togliatti, Russia


Достижение нового качества в жизни невозможно без реформирования существующих методов образования. Государство поставило перед работниками образования задачу научить человека учиться, пронести способность, потребность и желание учиться через всю жизнь.

Для реализации новой педагогической парадигмы «образование через всю жизнь» необходимо найти такие методы образования, которые дают возможность не только самостоятельно осуществлять учебную деятельность, но и самостоятельно руководить ею. «Образование через всю жизнь» возможно, когда человек почувствует потребность в самообразовании и сможет самостоятельно организовать собственную образовательную деятельность. Универсализм знаний заключается не в объеме удерживаемой в памяти информации, а в овладении общей системой ориентации в море информации, в формировании фильтров отбора ценной информации, в умении постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Главное для каждого человека – уметь самостоятельно находить путь к знанию. Отсюда главное для преподавателей – помочь приобрести соответствующий опыт в стенах учебных заведений. Наиболее актуальны методы обучения, формирующие готовность к самообразованию.

Под самообразованием понимают «…специфический вид деятельности, осуществленной личностью на добровольных началах с целью удовлетворения познавательных потребностей или улучшения своих личностных свойств и способностей» (Сериков Г.Н.,1989). В отличие от самостоятельной работы, самообразование подразумевает деятельность личности, осуществляемую в соответствии с собственным замыслом. В процессе образования у человека развивается общая способность мышления и креативность. Цель преподавателя состоит в том, чтобы пробудить душу ученика, помочь найти собственный путь в жизни и творчестве. Важны обучение методу и искусству познания. «Когнитивное искусство сегодня – это искусство думать глобально, чтобы успешно решать локальные проблемы» (Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 2007).

Для продолжения образования актуализируются те знания, которые дают возможности их самостоятельного пополнения: умение обобщать и систематизировать, анализировать и синтезировать информацию, осуществлять самоконтроль, рефлексию, самопознание. Поэтому мы включаем в содержание математики как учебной дисциплины (Спирина М.С., Спирин П.А., 2004, 2007) наиболее важные процедуры творческой деятельности, к которым относим: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, умение видеть новые функции объекта, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, умение видеть структуру объекта, что способствует улавливанию всех элементов этого объекта, соотношений между этими элементами, умение видеть различные варианты, способы решения конкретной проблемы, разностороннее видение объекта (проблемы), использование альтернативных путей поиска информации, конструирование принципиально нового способа решения.

Информация является не только материалом познания, который необходимо освоить, отфильтровать и пересмотреть. Знание, направленное на получение нового знания, становится методом. Пример – сама синергетика как междисциплинарный метод изучения и прогнозирования будущего функционирования био-социальных систем. Синергетика, рассматриваемая как метод, становится инструментом поисковой деятельности. Благодаря синергетическому методу осуществляется переход от естественно-научных дисциплин к синергетическому осмыслению социальных реалий, когнитивной и творческой деятельности людей, к синергетике образования, к синергетике жизни. «Главное – не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знаний, способами самообразования…создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество». (Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 2007).

Среди мало использованных в реальной образовательной деятельности ВУЗа ресурсов следует выделить как приоритетное и недостаточно освоенное направление – управление развитием студентов. Результатом внедрения методов, влияющих на формирование управленческой деятельности, может стать креативная личность, владеющая целостным мышлением, способами добротворческой деятельности. Эти методы связаны с нелинейной ситуацией открытого диалога, выстраиванием прямой и обратной связи, совместного проживания определенных образовательных ситуаций, вызывающих обоюдные чувства солидарности и др. К таким образовательным ситуациям отнесем совместную проектную и исследовательскую деятельность, интерактивные методы обучения, когда участники образовательного процесса становятся сотрудниками, образуя синергийную связку. В частности, в нашей педагогической системе практикуются такие интерактивные методы обучения, как создание и коллективная защита авторских сборников задач по отдельным темам математики, интеллектуальная игра «Дебаты» и др. В ходе такой деятельности по иному раскрываются участники образовательного процесса, преподаватель по иному начинает воспринимать обучаемых, которые, в свою очередь по иному начинают относиться и к процессу учения, и к предмету, и к преподавателю.

Главная задача преподавателя заключается в том, как малыми резонансными воздействиями способствовать становлению всей педагогической системы и ее непосредственных участников на путь самоуправления, самодостраивания, саморазвития. «Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми» (Князева Е.Н., Курдюмов С.П., 2007). В процессе такого творческого образования формируются нелинейные обратные связи не только между участниками образовательного процесса, но и внутри их духовного и душевного мира. Психологи считают, что в результате процесса обучения перестраивается личность обучающегося. «Трата духовной энергии есть одновременно ее приращение, обеспечивающее раскрытие и рост души» (Зинченко В.П., 2002). Связь между участниками образовательного процесса, сам процесс обучения приобретают вид «синергетического приключения». В самом обучаемом обнаруживаются скрытые потенции, установки («структуры-аттракторы») на перспективные тенденции его развития. Задача преподавателя научиться самому и научить других мыслить синергетически, т.е. нелинейно, вариативно, альтернативно, предполагая возможность смены темпа развертывания событий, их качественной ломки, фазовых переходов.

Синергетический подход к образованию требует иных, соответствующих времени способов передачи и распространения знаний. Одним из возможных и эффективных методов, способствующих достижению поставленных целей, является визуализация знаний.

В нашей педагогической системе широко используются невербальные стили практического вида мышления – наглядно-действенного и наглядно-образного. К ним относим, например, отдельные приемы укрупнения дидактических единиц (П.М и Б.П. Эрдниевы, 1986), которые заключаются в параллельном (одновременном) представлении взаимодополняющих знаний в виде «двухэтажных» определений, таблиц, демонстрирующих сходное и различное в учебной информации. Широко используются различные структурно-логические схемы (СЛС), графы для визуализации математических данных, например, представление условия задач, изображенных на отрезке. Однако педагогическая практика показала, что представление предметных знаний в систематизированном графическом или табличном виде порой дает обратный эффект: учащийся с несформированным соответствующим познавательным стилем затрудняется в восприятии формализованной информации.

Обычно при изложении нового материала основное внимание уделяется «самим по себе» математическим объектам, их содержательной стороне, функционированию, взаимодействию с другими математическими объектами. Эти сведения в учебном процессе часто бывают представлены в виде схем, таблиц, укрупненных блок-схем на различных уровнях абстракции. Учащимся, организуя свой мыслительный процесс, приходится оперировать как с математическими объектами – текстами в заданной предметной области, так и с формой подачи учебной информации. Акцентируя внимание учащихся на содержании учебного материала, преподаватель не всегда уделяет должное внимание организации его представления. Специфика применения знаковых, символических и других средств организации мышления требует особой подготовки к их восприятию. Необходимо введение в зону актуального внимания студентов тех механизмов мышления, приемов систематизации и сжатия информации, от которых зависит содержательно значимый результат процесса учения. Поиски путей разрешения проблемы привели к созданию мнемотехнической системы по обучению сжатию, формализации и систематизации информации, а также работе с формализованной информацией. Основная идея заключается в формировании способности к деятельности: в учебном процессе – к учебной профессионально значимой, творческой; в будущей профессиональной – к деятельности компетентного специалиста. Обучение обобщению и систематизации знаний мы осуществляем в три этапа.

I этап – уроки – обобщающие повторения, которые проводятся как рубежные повторения разделов по таблицам, блок-схемам, СЛС и другим видам когнитивной графики, используемой для сжатия информации.

II этап состоит в обучении приёмам систематизации знаний и сжатию информации в процессе изучения отдельных разделов математики (теория графов, теория множеств).

Ш этап – задания по самостоятельному обобщению и систематизации знаний по отдельным разделам и темам, которые дают возможность сформировать один из необходимых в учебной деятельности навыков – умение представлять информацию в полном объеме, систематизированную по некоторому признаку.

С точки зрения психологии наиболее прочны те знания в области математики, которые получены одновременно в четырех кодах: словесном, символическом, изобразительном и числовом. Ряд ученых (Усова А.В., Гельфман Э.Г., Холодная М.А.) указывают на тот факт, что при усвоении понятий определенные проблемы возникают при отсутствии согласованности между образным, словесно-теоретическим и практически-действенным компонентами формирования понятий. «Мышление, лишенное элементов образности, рискует стать сухим, бесплодным, формальным. Обучение, не обращенное к образному опыту, не только не способствует развитию понятийного мышления, но и, в конечном счете, подавляет его. Умение мобилизовать образное мышление при изучении математического материала облегчает его понимание и запоминание» (Гельфман Э.Г., Холодная М.А., 2006). Образы помогают сделать мыслительный процесс ярче, эмоциональнее. Освоенные приемы визуализации учебной информации и представления знаний в виде образов побуждают студентов использовать их для самостоятельного решения задач, осуществляя достраивание и развитие первоначального образа, формируют у студентов умения визуального кодирования информации, самостоятельного создания новых образов. Такие приемы решения математических задач имеют особую ценность для студентов с образным мышлением, которые испытывают значительные трудности при решении математических задач.

Благодаря современным методам визуализации, широкому применению компьютерного моделирования, способности продуктивного воображения и творческой интуиции получают новые импульсы для развития. У учащихся включаются внутренние механизмы переработки и продуцирования новых знаний, зажигая в их душах огонь творчества.


Список литературы:

1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2007.

2. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006.

3. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании. (Час Души) //Вопросы психологии. 2002.№2.

4. Сериков Г.Н. Соотношение между самостоятельной работой и самообразованием / Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(53). - М.:Педагогика, 1989.

5. Спирина М.С., Спирин П.А. Дискретная математика. – М.: «Академия», 2004;

6. Спирина М.С., Спирин П.А. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: «Академия», 2007.

7. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение, 1986.


Резюме

Синергетические методы обучения математике формируют готовность к самообразованию, опыт творческой деятельности. Рассматриваются интерактивные методы обучения: создание и коллективная защита авторских сборников задач, интеллектуальная игра «Дебаты», мнемотехническая система по обучению сжатию, формализации, систематизации информации.


Summary

Synergetical methods of the mathematical education form a readiness for self-education and the experience of creative activity. The following interactive education methods are considered: creation and presentation the authorized problem collections, intellect-game “Debates”, mnemo-technical system on education by compression, formalisation and systematisation of information.

Похожие:

М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconВопросы об университете
Поволжский технологический институт сервиса (птис), а в ноябре 2002 г. Поволжский технологический институт сервиса из филиала Московского...
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconПрограммы вступительных испытаний, проводимых гоу впо "Поволжский государственный университет сервиса" самостоятельно в 2011 году I
Настоящие Программы вступительных испытаний, проводимых гоу впо "Поволжский государственный университет сервиса" (далее университет,...
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconРегламент работы конференции 4 июня 2009 года Поволжский государственный университет сервиса ул. Гагарина 00 55. Презентация книги В. М. Селиванова о пвгус, показ коллекций номинантов конкурса «Арбуз»
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (Тольяттинский филиал)
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconКонкурс проводится в заочной форме с
Учредителем Конкурса выступает Поволжский государственный университет сервиса (пвгус), кафедра «Философия и культурология»
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconУправление факторами развития деятельности предприятий ремонтно-строительных услуг
Работа выполнена на кафедре «Менеджмент» гоу впо «Поволжский государственный университет сервиса»
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconВ. В. Смоленский Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти, Россия
Применение метода самоорганизации для мониторинга ионных токов в камерах сгорания тепловых двигателей
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconРегиональное развитие рынка медицинских услуг
Работа выполнена на кафедре «Экономика, организация и коммерческая деятельность» в фгбоу впо «Поволжский государственный университет...
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconУправление интеллектуальным потенциалом в сфере услуг
Работа выполнена на кафедре «Экономика, организация и коммерческая деятельность» гоу впо «Поволжский государственный университет...
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconФормирование конкурентных преимуществ образовательных услуг в региональном образовательном пространстве
Работа выполнена на кафедре «Экономика и управление» гоу впо «Поволжский государственный университет сервиса»
М. С. Спирина Поволжский государственный университет сервиса iconОрганизация научно-исследователькой деятельности студентов и их участие в нир в 2009 году
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница