Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности»




Скачать 101.33 Kb.
НазваниеКлассный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности»
Дата27.11.2012
Размер101.33 Kb.
ТипКлассный час
Классный час в 7классе

«Мои права и права других людей, мои обязанности»


Слово учителя. На Земле существует много стран и государств. Есть богатые и бедные страны, у них есть свои правительства. Все они объединились в Организацию Объединенных Наций. Часто они спорят между собой. Несмотря на это, они хотят сотрудничать по важным вопросам и разговаривать друг с другом.

Однажды, поговорив о детях этой Земли, они приняли Конвенцию о правах детей. И каждое правительство, которое от имени сообщества всех взрослых своей страны подписало это соглашение, обещало его выполнять. -

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны имели бы с точки зрения соблюдения прав ребенка как можно более широкие возможности. Ни один ребенок не должен страдать из-за того, что он родился не в той стране, в которой он сейчас живет.

Путь к Конвенции о правах ребенка был очень долгим. С 10 декабря 1948 по 20 ноября 1989 гг. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Все взрослые любой страны обязаны обеспечивать жизнь, здоровье и развитие детей. Вам покажется, что это само собой разумеется. Да, это должно быть сам" собой разумеющимся, но, к сожалению, бывает и приблизительно так...


II. Инсценирование ситуаций (по мотивам известных сказок) и комментарии учителя о правах детей.


Инсценировка сказки «Морозко»

Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скаме­ечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и ба­бой)^ а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься - бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает - за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).

Все, кроме падчерицы, лузгают семечки; падчерица работает.

Ска з о ч ник. Падчерица дрова и воду в избу носила, печь то­пила, избу мела - еще до света... (Старуха сидит с недовольным видом)

Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить...

Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нече­го, бабы не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

Слово учителя. Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

* * *

В следующей статье Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда - ребенка украли, - все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой.


Инсценировка сказки «Снежная Королева»


Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.

Гер да. Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.

Б а б у ш к а. Кай, давай не будем говорить о ней!

Кай. Ай! Меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда (обвила его шею руками, смотрит в глаза). Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце Превратится в кусок льда! (Плачет.)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некра­сивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Пинает ящик с цветами.)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы! (Открывает окно.)

Г е р д а. Кай, кто это?

Входит Снежная Королева.

Снежная Королева. Кай, я вижу: нравятся тебе мои сне­жинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много красивых вещей и дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная Королева укрывает его плащом. Уходят.

Кай (кричит). Герда, спаси меня! Мне холодно!

Герда. Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!

Слово учителя. Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат нико­му, кроме себя.

* * *

Одна из статей Конвенции дает детям право на собрания, то есть дети имеют право создавать свои клубы, любительские объединения. Эти объединения должны носить мирный характер и никому не нано­сить ущерба. Примером такого дружного коллектива является Тимур и его команда, главная задача которой — помогать людям.


Инсценировка фрагмента из повести «Тимур и его команда»


Тимур разложил перед собой карту местности, все ребята склонились над ней.

Тимур. Ребята, сейчас мы распределим задания, которые надо завтра выполнить.

Саша Симаков. В доме № 54 по Пушкарёвой улице коза пропала. Я иду, вижу - старуха девочку колотит. Я кричу: «Тётенька, бить не по закону!» Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты прокля­та!» - «Да куда же она пропала?» — «А вот там, в овраге за перелес­ком, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!»


Тимур. Погоди! Чей дом?

Сима. Дом красноармейца Павла Гурьева. Девочка его дочь, зовут Нюрка. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.

Тимур (строго). Козу разыскать! Пойдет команда из четырех человек. Ты... ты и ты. Ну, все, ребята?

Г ен к а (нехотя). В доме № 22 девочка плачет.

Тимур. Чего же она плачет? . Г е и к а. Спрашивал - не говорит.

Тимур. А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь ее поколотил... обидел?

Г енк а. Спрашивал – не говорит.

Т и м у р. А велика ли девочка?

Г енк а. Четыре года.

Тимур. Вот еще беда! Кабы человек... а то - четыре года! Постой, а чей это дом?

Г енк а. Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Колокольчиков. В доме № 25 у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.

Тимур. Надо на воротах наш знак поставить.

Женя. Какой знак?

Тимур. Пятиконечную звезду. Он означает, что из этого дома ушел человек в Красную Армию. И со времени появления звезды дом находится под нашей охраной и защитой. (Обращается к Жене.) У тебя отец в армии?

Женя. Да, он командир!

Тимур. Значит, и ты находишься под нашей охраной и защитой тоже.

Слово учителя. Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения или эксплуатации детей со стороны любого лица.

* * *

Никто не может обращаться с детьми так, как, например. Карабас с актерами своего театра.


Инсценировка сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»


Буратино находится в зрительном зале. Выходит Пьеро. Пьеро. Здравствуйте, меня зовут Пьеро... Сейчас мы разыграем перед

вами комедию.

Выбегает Арлекин,

Арлекин. Здравствуйте, я - Арлекин! (К Пьеро.) Что ты хнычешь, дуралей?

Пьеро. Я плачу потому, что от меня убежала моя Мальвина, девочка с голубыми волосами.

Арлекин. Ха-ха-ха! Вот дуралей! Почтеннейшая публика, разве бывают девочки с голубыми волосами?

Ответы зрителей. Появляется Буратино.

Арлекин. Глядите - это Буратино!

Буратино выходит на сцену.

Все куклы. Это Буратино! К нам пришел плутишка Буратино!

К а раба с (грозно). Так это ты, маленький мошенник, испортил мою прекрасную комедию?! А ну, глупые куклы, быстро на сцену!

Бьет их плёткой. Хватает Буратино за рукав.

Карабас. А тебя, Буратино, надо хорошенько проучить. (Тащит Буратино за кулисы, грозит куклам плёткой.)

Все куклы. Бедный, бедный. Буратино, достанется ему от злого Карабаса Барабаса! (Плачут.)

Слово учителя. Продолжая читать Конвенцию о правах ребёнка, мы увидим, что каждому ребенку дается право на отдых и досуг, он имеет право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и все взрослые должны уважать и поощрять право ребенка на участие в культурной и творческой жизни.


Инсценировка сказки «Золушка»


Золушка сидит и что-то шьет.

Голос Герольда. Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства. Появляются сестры, они обращаются к Золушке.

1-я сестра. Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал?

2-я сестра, Ты срочно должна нам подготовить наряды и сделать прически.

1-я сестра. Я надену самое скромное платье, но ты разошьешь его золотыми цветами.

2-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе Поехать на королевский бал?

Золушка. Ах, что вы сестрицы! Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?

1-я сестра. Что правда, то правда. Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!

Входит Мачеха.

Мачеха (обращаясь к дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

1-я сестра» Да, сейчас переоденемся, и можно ехать.

Уходят.

Золушка (к Мачехе): Матушка можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.

Перемешивает крупы в миске.

Мачеха. Ну а если управишься, можешь приехать на бал. (Смеясь, уходит.)

Золушка. Я за три дня не смогу все это переделать. Бедная я, несчастная! (Плачет.)


Слово учителя. Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал.

* * *

В нескольких статьях Конвенции речь идёт о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. Если у вас возникает мысль о чем-то; что вы считаете нужно ввести в правило, высказывайте ее, например, в такой форме:


НОВЫЙ ЗАКОН

На час начальником бы стать среди законодателей —

Велел бы я закон издать, для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, - гласил бы он, - одних, без нас, родителей,

В театр, в цирк, на стадион не допускать как зрителей».

Пусть надпись - буквы покрупней! - там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они - все взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни быть с ними вместе хочется!


Слово учителя. А теперь давайте подумаем и ответим, какие права нарушаются:

• если у человека отнимают принадлежащую ему вещь,

• вместо отдыха заставляют работать,

• насильно удерживают где-либо, выгоняют из дома. Подумайте и опишите чувства Человека, права которого нарушаются (обида, растерянность, возмущение, гнев и т.д.).

Обратите внимание, а бывает ли так, что вы сами, того не замечая, нарушаем права других людей. Например:

• дети без разрешения берут чужие вещи,

• своевременно не возвращают взятое в долг,

• мешают учителю вести урок,

• грубят старшим, обижают младших.

Ученики добавляют свои примеры.


Слово учителя. Так же могут нарушаться и права любого человека. Подумайте и ответьте, пожалуйста, как сделать, чтобы ничьи права не нарушались.

После обсуждения ученикам предлагаются правила


«Чтобы твои права не нарушались».

1. Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.

2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.

3. Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.


III. Беседа о собственных правах и правах других людей.


Слово учителя. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей. Вот вам ситуация:

• «Идет урок. Учитель объясняет новую тему. В это время Один из учеников начинает отвлекать другого разговорами.»

  • А что происходит, когда ребенка бьют и мучают родители?

Обобщенный опыт детей формируется в правила


«Как отстаивать свои личные права»:

1. Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).

2. Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.

3. Самый лучший способ отстаивать свои личные права - это уважать права других.

(Правила обсуждается, иллюстрируются примерами.)


IV. Беседа об обязанностях детей.


Слово учителя. Конвенция написана как бы на вырост. Человек растет, крепнет, обретает жизненный опыт. Он как бы поднимается по ступеням, и для каждой новой ступени в Конвенции можно найти необходимые права и гарантии.

Но у детей существуют еще и обязанности.

1. Есть ли они у вас? Разговор об обязанностях детей.

2. Есть ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей, или наоборот — только обязанности без прав.

3. Слушайте следующий вопросу «У кого больше прав — у

взрослых или у детей, и почему».

Слово учителя. Обобщая ваши ответы, я хотела бы сказать то, что чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.


Слово учителя.

Ну а теперь, разделитесь на группы по 4—5 человек, обсудите и оформите цветными фломастерами на листах писчей бумаги формата А4 «Права ученика в школе», «Обязанности учеников в школе.»


V. Заключительная часть (обобщение).


Слово учителя. Да, иной раз приходишь в отчаяние. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова цель ее. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы еще не подошли к этому. Должны ли мы поэтому отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнем в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице, в нашем дворе. Множество маленьких шагов создают движение вперед. Мы должны сплотиться для более крупных шагов. Политиков и депутатов нужно подталкивать к выступлениям за права ребенка и за их соблюдение. Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

Похожие:

Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconКлассный час «Моя конвенция» Классный руководитель Ермолова М. В
Слово предоставляется ученице- пчёлкиной Анастасии, она прочтёт стихотворение по теме нашего классного часа, автор Александр А. (из...
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconКлассный час с учащимся 9 класса
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг; тот, кто мне...
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconКлассный час на тему `Наши права и обязанности`
Уч : Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconТатьяна Александровна
И, даже пример близких мне людей (мой дядя, мои родители, старший брат, сноха уже были учителями) не помог осознать свои заблуждения....
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconКлассный час «Шире круг»
Он включается в училищное расписание и проводится два раза в месяц в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции,...
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconСодержание
Гражданин и государство: взаимные права и обязанности. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Виды правонарушений...
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconПрава и обязанности учащегося
Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации, договором...
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconЯ, моя семья и мои друзья. Межличностные отношения
Мои друзья и совместное времяпрепровождение. Друг по переписке. Черты характера. Внешность. Одежда. Мода. Модные тенденции. Магазины...
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconКак защитить права ребенка?
Оборудование: нормативно-правовая документация, мультимедийное оборудование, памятки «Права и обязанности учащихся», «Куда обращаться...
Классный час в 7классе «Мои права и права других людей, мои обязанности» iconЮлия Николаевна Вознесенская Мои посмертные приключения
«Мои посмертные приключения» – повесть притча, образно повествующая о том, что нас ждет после смерти
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница