Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект




Скачать 256.77 Kb.
НазваниеКонцепция библиотечного обслуживания детей в России Проект
страница1/2
Дата27.11.2012
Размер256.77 Kb.
ТипАнализ
  1   2
Концепция библиотечного обслуживания детей в России

Проект

Введение
Особенности и принципы библиотечного обслуживания детей
Анализ проблемной ситуации
Миссия, цели и задачи библиотек, обслуживающих детей
Основные стратегические направления развития библиотечного обслуживания детей
Правовое регулирование деятельности
Описание различных моделей библиотечного обслуживания детей и пути их развития
1. Централизованные системы детских библиотек (ЦСДБ)
2. Обслуживание детей в публичных библиотеках районов, городов, сел
3. Школьные библиотеки
Выводы
Пути и методы развития библиотек, обслуживающих детей
Механизм реализации концепции

     Концепция описывает действующие модели библиотечного обслуживания детей и их развитие в ближайшее десятилетие, определяет цели и функции детских библиотек, пути, методы и средства достижения этих целей. Она исходит из анализа деятельности детских библиотек, информационно-библиотечного обслуживания детей в стране и учитывает назревшие проблемы библиотечного дела, происходящие в обществе демографические, политические, экономические и социально-культурные изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы в целом и детских библиотек, в частности.
     Данная концепция строится главным образом применительно к системе государственных и муниципальных библиотек системы Министерства культуры, обслуживающих детей. При разработке концепции авторы опирались на основные ориентиры культурной политики Министерства культуры РФ, приоритеты, выстроенные Отделом библиотек Минкультуры РФ на ближайшее десятилетие.
     Концепция призвана служить базой для определения основных направлений, разработки программ развития и модернизации библиотечного обслуживания детей в России с 2001 до 2010 года. Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные общероссийские и региональные целевые программы библиотечного обслуживания детей как части соответствующих программ развития библиотечного обслуживания населения в целом.

Введение

     Особенности и принципы библиотечного обслуживания детей

     Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают осознаваться как самая большая ценность. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в обществе.
     Теоретическую основу такого подхода составляют достижения современной социологии, психологии и педагогики детства.
     Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Как писала Г. Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас».Это значительно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания.
     Основное поле деятельности взрослого, работающего с детьми, – создание культурной среды развития личности ребенка. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру, так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность включения личности в культуру (от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога). Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребенка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.
     Знание этих возрастных и индивидуальных особенностей культурного развития личности должны лежать в основе всей организации библиотечного обслуживания детей. Именно в этом смысл термина – специализированное обслуживание, на которое дети имеют право по всем имеющимся законам и декларациям.
     Современная библиотечная политика по отношению к детям должна базироваться на совокупности ряда этических принципов. В нормативной сфере это – строгое соблюдение прав ребенка, действующих законов. В сфере социокультурной жизни – стимулирование чтения детей, формирование информационной культуры, социальная адаптация детей с учетом их половозрастных, психологических и индивидуальных особенностей; акцент на квалифицированную консультативную помощь и совместную работу со школой, семьей, неформальными группами, общественными и иными учреждениями. В сфере гражданских прав – равные возможности детей по отношению к взрослым в получении информации на всех видах носителей и в то же время на специализированное обслуживание, учитывающее их возможности как растущих и развивающихся личностей; равные возможности детских библиотек на внедрение современных компьютерных технологий; взвешенное сочетание принципов интеграции детских библиотек в библиотечное пространство и сохранение специфических черт организации обслуживания.

  

   Анализ проблемной ситуации

     Библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 50 тыс. публичных, 4,5 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует огромная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий – 67 тыс. В целом же читатели-дети составляют 33–35% от общего количества пользователей всех библиотек, а на селе их доля достигает 40-45%. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей-детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом.
     Анализ эффективности работы библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения приводит к выводу о росте их востребованности: выросло количество читателей книговыдач, посещений; расширилась номенклатура услуг, предоставляемых библиотеками. В последние пять лет они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и общественным к организациями.
     Однако в развитии детских библиотек и всего библиотечного обслуживания детей есть немало проблем. Основная проблема – в несоответствии между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением.
     Ежегодно ухудшается положение с комплектованием фондов библиотек. В 2000 году было издано примерно 50 млн. экз. книг для детей. В региональные детские библиотеки поступило в среднем 3,0 тысячи экз., а в некоторых территориях до тысячи. Значительно хуже ситуация с поступлением новой литературы в городских и районных детских библиотеках. Здесь среднее количество поступлений колеблется от 50 до 100 экз. в год. В смешанных ЦБС многие детские библиотеки-филиалы годами не получают новинок, поскольку детская литература, поступающая в одном-двух экземплярах, оседает в центральных взрослых библиотеках. Среди так называемых новых поступлений большую часть составляет литература прежних лет издания, подаренная или сданная взамен утерянных. Фонды библиотек, обслуживающих детей, изнашиваются. Во многих библиотеках процесс естественного выбытия книг из фондов устойчиво превышает новые поступления.
     Особую тревогу вызывает состояние книгообеспечения сельских библиотек большинства регионов России. Во многие из них в течение ряда последних лет не поступило ни одной детской книги, совершенно нет подписки на детскую периодику.
     Серьезно отстают детские библиотеки в уровне информатизации. Несмотря на то, что почти все крупные детские библиотеки уже имеют компьютеры, однако их количество и качество работы не дают возможности детским библиотекам быть равноправными партнерами с другими библиотеками, входить в корпоративные сети и тем самым обеспечивать своим пользователям современный доступ к информации. Детские библиотеки-филиалы, сельские библиотеки современной техникой не оснащены, поэтому говорить о доступе к современным компьютерным технологиям и воспитании информационно грамотных пользователей преждевременно.
     В настоящее время детские библиотеки имеют неплохой кадровый потенциал, однако через несколько лет может возникнуть (и уже возникает) проблема обеспечения работы с детьми квалифицированными специалистами. В публичных и школьных библиотеках эта проблема требует специального изучения.
     Проблемой, частично решаемой в настоящее время, но требующей расширения и углубления, является координация и кооперация ресурсов библиотек и других организаций, имеющих отношение к детям и детскому чтению.
     Актуальной проблемой остается сохранение сети специализированных детских библиотек; повышение статуса библиотек, обслуживающих детей в рамках централизованных библиотечных систем.
     Во многом эти проблемы связаны с отсутствием единой социокультурной и библиотечной политики в области детства. Следует выделить те тенденции развития библиотечного обслуживания детей, которые требуют корректировки б первую очередь.
     Во-первых, документы, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, зачастую остаются декларативными. Это касается, прежде всего статьи 8 «Права особых групп пользователей» Федерального закона Российской Федерации ;О библиотечном деле», которая не имеет механизма внедрения и игнорируется руководителями органов управления культурой и образованием, центральными универсальными и публичными библиотеками.
     Во-вторых, социокультурные аспекты государственной библиотечной политики в отношении детей оказались не проработанными. До 2001 года библиотечное обслуживание детей и развитие детских библиотек не включались в федеральные программы развития и сохранения культуры, в концепции библиотечного обслуживания населения страны, в программы отдельных направлений деятельности (например, информатизации). Политика Министерства культуры Российской Федерации и органов управления на местах была ориентирована в основном на универсальные научные, а затем муниципальные взрослые библиотеки. Социализирующие последствия игнорирования детских библиотек не учитывались.
     В-третьих, принимаемые и реализуемые решения в этой области несистематичны, подходы к проблемам библиотечного обслуживания детей не дифференцированы по отдельным типам и видам библиотек.
     Интеграция детей в общество, а детских библиотек в общее информационное и библиотечное пространство, должна рассматриваться как наиболее перспективное направление современной социокультурной и библиотечной политики.
     Связанные с этим процессы управления требуют переоценки и корректировки в соответствии с изменениями, обусловленными как внутренними для страны, так и глобальными факторами.

     Миссия, цели и задачи библиотек, обслуживающих детей

     Миссия библиотек, обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
     Основная цель библиотек, обслуживающих детей, – удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.
     Основные задачи библиотек, обслуживающих детей:
    -  развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре;

    -  пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности;

    -  гармоническое сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);
   -   воспитание творческих способностей;
   - пропаганда ценности детства и детской субкультуры;
     - обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями;
    -  обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;
    -  взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
    -  осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
     - развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения;
    -  развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможности библио- и арттерапии, терапии творчеством.

     Основные стратегические направления развития библиотечного обслуживания детей

     Правовое регулирование деятельности
     Социокультурная адаптация, социализация детей – это важнейшее направление социокультурной политики, которое должно иметь общегосударственный статус и быть официально зафиксировано в обязанностях органов государственной власти, причастных к решению этой задачи. Библиотечное обслуживание – часть этой политики.
     На федеральном и региональных уровнях функции библиотечной политики по отношению к детям должны быть следующими:

     - выработка общегосударственных и отраслевых принципов построения библиотечной политики, формирование и реализация федеральных и региональных программ развития библиотечного обслуживания населения с включением разделов, касающихся детей;
     - выработка правовых гарантий и административных механизмов библиотечного обслуживания детей, в том числе создания для них среды развития личности в библиотеках;
     - координация действий государственных, региональных органов управления и учреждений в решении социокультурной адаптации детей в целом и библиотечных проблем, в частности. В первую очередь, координация действий органов управления культурой, образованием, печати, молодежной политики и т.д.
 
     Описание различных моделей библиотечного обслуживания детей и пути их развития

В настоящее время существуют сложившиеся достаточно давно и действующие более или менее успешно различные модели библиотечного обслуживания детей.
     1. Самостоятельные детские библиотеки и централизованные детские библиотечные системы, имеющие статус юридического лица. В силу своей самостоятельности они более независимы и могут более свободно проводить политику защиты интересов детей на свободный доступ к информации и приобщению к достижениям мировой и национальной культуры, используя для этого не только выделяемые бюджетные средства, но и привлекая дополнительные источники финансирования.
     2. Государственные детские библиотеки РФ и субъектов РФ. В настоящее время в России действуют одна библиотека на федеральном уровне (Российская государственная детская библиотека) и 75 республиканских, областных, краевых детских библиотек. Большинство из них имеет статус центральной библиотеки региона, закрепленный в региональных законах о библиотечном деле. Все крупнейшие детские библиотеки в соответствии с 15 федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек: мемориальную, то есть собирание с наибольшей полнотой, хранение и использование литературы для детей и подростков с целью сохранения этих собраний для последующих поколений; перераспределения и взаимоиспользования фондов, что очень важно в условиях недостаточного комплектования библиотек регионов детской литературой; организации научно-исследовательской работы и оказания методической помощи библиотекам региона.
     Модернизация крупных детских библиотек должна строиться:
     - на внедрении новых информационных технологий во все сферы деятельности центральной библиотеки региона;
     - на поиске и апробации новых форм обслуживания пользователей, в том числе библиотек региона;
     - на расширении деятельности библиотеки, укреплении ее корпоративных и межведомственных связей;
     - на усилении ее роли как центрального книгохранилища региона.
     Центральные детские библиотеки должны стать подлинными научно-исследовательскими центрами по изучению детского чтения и детской литературы, центрами мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения.
     Центральные детские библиотеки реально могут стать центрами, объединяющими различные учреждения и организации, которые занимаются проблемами детей, информационной базой для органов власти с целью выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.
     В целях модернизации и повышения качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек и их структурных подразделений.
     Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства, налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами.
     Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственных структур, увеличение финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.
     1.Централизованные системы детских библиотек (ЦСДБ) – самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня. Они действуют в 34 крупных городах России. Основная задача ЦСДБ – организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения.
     ЦСДБ обслуживают большую часть детского населения городов, имеют возможности для обеспечения более или менее нормального комплектования фондов, предоставления услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Однако в последнее время наметилась тенденция к их объединению с системой публичных библиотек. Это приводит к потере самостоятельности в определении политики библиотечного обслуживания детей, потере статуса и, вследствие этого, возможностей все получаемые средства направлять на улучшение деятельности. Политика библиотечного обслуживания детей начинает определяться не специалистами, знающими психологию и основы педагогики, а людьми, привыкшими решать, прежде всего , проблемы взрослого населения. В результате ухудшается материальное снабжение детских библиотек, которые превращаются в зависимые библиотеки-филиалы или отделы ЦБС.
     Объединение детских и взрослых библиотек возможно только при соблюдении ряда условий, которые практически никогда не соблюдаются при волевом решении о слиянии двух систем. Присоединение, перепрофилирование библиотек должно происходить не по инициативе администрации и библиотечных работников сверху, а только после тщательно проведенного маркетингового исследования потребностей, интересов и пожеланий жителей данного региона. Объединение библиотек должно иметь достаточные материальные ресурсы (финансирование, помещение, персонал, техническое оснащение). При этом интересы читателя-ребенка, его потребности в библиотеке как месте общения, досуга, игры, информации должны быть приоритетны интересам взрослых. Для этого должно быть изменено профессиональное и управленческое сознание многих руководителей и библиотекарей, их отношение к детям. Вряд ли в ближайшие десять лет эти условия будут полностью соблюдаться, а потому существование самостоятельных ЦДСБ оправдано. Развитие же их должно идти по пути укрепления самостоятельности, информатизации всех процессов внутри системы, включения ЦЦБС в корпоративные и локальные городские межведомственные информационные системы, налаживания межсистемного и межведомственного обмена документами и информацией, координации и кооперации деятельности ЦДБС прежде всего с публичными и школьными библиотеками города.
 
     2. Обслуживание детей в публичных библиотеках районов, городов и сел

В настоящее время нет объективной картины уровня эффективности и качества обслуживания детей в централизованных библиотечных системах. Судя по отдельным данным, для большинства ЦБС характерна политика вторичного отношения к проблеме обслуживания детей. При небольших объемах комплектования детская литература большей частью оседает в центральных взрослых библиотеках, не поступая в библиотеки-филиалы и сельские библиотеки; нет книгообмена и обмена другими документами, как внутрисистемного, так и межведомственного; отсутствует координация в комплектовании; практически не происходит компьютеризация детских библиотек-филиалов и библиотек сел.
     Второй проблемой является увлечение многих руководителей ЦБС специализацией филиалов, созданием различных центров на базе двух библиотек – взрослой и детской. Например, создание библиотек семейного чтения, экологических, краеведческих и т.д. При этом, как правило, не проводится серьезных надежных объективных исследований соответствия этих нововведений истинным потребностям и мнениям пользователей, как взрослых, так и детей, не изучаются экономические, правовые и социальные последствия таких экспериментов. При бездумном объединении детских и взрослых филиалов нарушается право детей на свою территорию, что записано в «Руководстве по библиотечному обслуживанию детей в публичных библиотеках» (документ ИФЛА), на организацию досуга, информации и образования согласно возрастным особенностям детей.
     Во многих ЦБС отсутствуют центральные детские библиотеки как исследовательские и методические центры по детскому чтению и работе с детьми, нет и должности зам. директора по работе с детьми как защитника прав детей на приоритетное библиотечное обслуживание. Все это приводит в ЦБС к ущемлению прав детей, составляющих наиболее активную часть пользователей.
     Улучшение положения дел с библиотечным обслуживанием детей на муниципальном уровне предполагает, прежде всего, изменение отношения к этой проблеме руководителей органов власти и ЦБС, модернизацию существующих детских библиотек-филиалов и сельских библиотек на паритетных началах с остальными библиотеками, входящими в ЦБС. Необходимо также провести ряд объективных исследований эффективности и качества деятельности библиотек по обслуживанию детей, осуществление ежегодного мониторинга с дальнейшей подготовкой управленческих решений.
 
     3. Школьные библиотеки
     Необходим ряд мер, которые бы позволили каждой школьной библиотеке выполнять в полной мере ее основные функции. Нужно внести дополнения в федеральный закон «Об образовании», определив в нем гарантии информационного и документного обеспечения права на образование через библиотеки учебных заведений и соответственно обеспечение последних необходимыми ресурсами. Концепции реформы образования должны также предусматривать место и роль учебных библиотек в образовательном процессе. Необходимо выработать стратегию и тактику координации библиотек двух ведомств в формировании фондов, информатизации обслуживании учащихся, проанализировать имеющиеся опыты межведомственной централизации, создания школьных библиотечных объединений, экономической и социальной эффективности объединения сельских и школьных библиотек. Нужны совместные управленческие решения на основе изучения положения дел, совместных коллегий, деятельности межведомственных советов.
     Выводы. Описанные выше модели библиотечного обслуживания детей, сложившиеся в России на протяжении многих лет, доказали свою жизнеспособность и необходимость. Главная стратегическая линия их дальнейшего существования в информационном обществе – модернизация и, как следствие ее, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Будут меняться те или иные формы обслуживания и библиотеки как социальные институты, инвариантным останется одно методологическое положение: детям должны быть предоставлены наиболее комфортные условия для развития, получения образования, информации с помощью книги и других документов. Чтение остается, несмотря на технический прогресс, мощным фактором развития личности, поэтому основной задачей библиотек, работающих с детьми, останется приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры.

     
  1   2

Похожие:

Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconСтатья по итогам III всероссийского форума публичных библиотек. Автор делает акцент на финансировании библиотек оплате библиотечного труда.
Концепция библиотечного обслуживания детей в России: проект / сост. Н. В. Бубекина, Н. С. Волкова, Н. Л. Голубева; ответственный...
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconКонцепция библиотечного обслуживания детей в России Проект
Министерства культуры, обслуживающих детей. При разработке концепции авторы опирались на основные ориентиры культурной политики Министерства...
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconКонцепция развития библиотечного обслуживания молодёжи Республики Коми на 2006 – 2010 гг.: итоги и перспективы
Концепция развития библиотечного обслуживания молодёжи Республики Коми на 2006 – 2010 гг была принята с целью комплексного развития...
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconЛитература апрель 2012г. Выпуск 37
Бубекина Н. В. Концепция библиотечного обслуживания детей в России / Н. В. Бубекина, Н. С. Волкова, Н. Л. Голубева // Школьная библиотека....
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconКонцепция библиотечного обслуживания детей в Ставропольском крае
Теоретическую основу такого подхода составляют достижения современной социологии, психологии и педагогики детства
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconО концепции развития библиотечного обслуживания населения города москвы на период до 2015 года
Одобрить Концепцию развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года (далее Концепция) согласно...
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconКультуры и искусств научная библиотека
Комплектование библиотечного фонда вузовской библиотеки: проблема развития электронно-библиотечного обслуживания
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconОрганизация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ
Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (Рабочие материалы в помощь руководителям...
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconО премиях Министерства культуры и туризма Свердловской области в сфере библиотечного обслуживания
Настоящее положение определяет порядок присуждения премий Министерства культуры и туризма Свердловской области в сфере библиотечного...
Концепция библиотечного обслуживания детей в России Проект iconФормирование толерантных отношений родителей и детей как задача библиотечного обслуживания
В числе основных средств установления мира на Северном Кавказе, в целом, и в Дагестане, в частности,- совершенствование воспитания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница