О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году




Скачать 316.42 Kb.
НазваниеО преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году
страница1/3
Дата27.11.2012
Размер316.42 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году

В 2006-2007 новый региональный базисный учебный план расширяется на 2, 6 и 11 класс.

Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

Предельная продолжительность непрерывного занятие школьника за компьютером

Учащиеся

Продолжительность, в минутах

1–го класса

10

2–5–х классов

15

6–7–х классов

20

8–9–х классов

25

10–11–х классов

30


Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня

Возраст, лет

Время, в минутах

8–10

45

11–13

90

14–16

135

Взрослый

6 часов


Для проведения практических занятий осуществляется деление класса на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских ­– 20 человек и более.


В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования курс «Информатика и ИКТ» входит в обязательный перечень учебных предметов в начальной школе. Изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» может быть вариативным. Первый вариант: курс изучается только в 3-4 классах (1 час в неделю) в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)». Этот вариант изучения требует составления планирования, предполагающего изучение курса за два года. Второй вариант: курс рекомендуется вводить со 2 класса (1 час в неделю) из часов, отведенных на компонент общеобразовательного учреждения. Это обусловлено тем, что все включенные в настоящее время в Федеральный перечень УМК по информатике в начальной школе предполагают изучение предмета со 2 класса. В этом случае в 3-4 классах данный предмет изучается в объеме 1 часа в неделю. Введение курса предполагает наличие необходимой материальной базы и переподготовку учителей.


В Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год (Раздел I Начальное образование) выделяются две завершенные линии:

  • УМК Горячев А.В. и др. «Информатика в играх и задачах» (1-4 класс)

  • УМК Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика (2-4 класс)

В образовательных учреждениях Нижегородской области рекомендуется использовать во 2-4 классах линию учебно-методического комплекса УМК Горячев А.В. и др. «Информатика в играх и задачах». Выбор курса обосновывается следующими фактами. С 1996 года учебно-методический комплект «Информатика в играх и задачах» для начальной школы включен в федеральный комплект учебников. Курс разработан опытными учителями, психологами, профессионалами в области информационных технологий, совместно со специалистами МЭСИ и Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО. Курс прошел экспертизу по информатике и по начальной школе, рекомендован Министерством образования РФ, включен в образовательную программу «Школа 2100». В качестве компьютерной поддержки уроков рекомендуется использовать диски «Мир информатики 6-9 лет» и «Мир информатики 8-11 лет» компании Кирилл и Мефодий. Учебный материал курса позволяет вести занятия учителям начальной школы, прошедшим обучение на курсах НИРО по программе «Преподавание информатики в начальной школе». При этом сам факт преподавания информатики учителями начальных классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.

Примерное поурочное планирование по Информатике

2 класс

Объем – 1 час в неделю (34 ч. в год)

(УМК А.В. Горячев)


Номер урока

Тема урока

Рабочая тетрадь (№ заданий)




I четверть

Отличительные признаки предметов

I-й раздел

1

Признаки предметов

1 - 8

2

Описание предметов

9 - 18

3

Состав предметов

19 - 28

4

Действия предметов

29 - 38

5

Симметрия

39 - 49

6

Координатная сетка

50 - 59

7

Контрольная работа

Контрольная работа № 1

8

Разбор контрольной работы

60 - 67

9

Повторение

68 - 80




II четверть

План действий и его описание

II раздел

10

Действия предметов

1 - 9

11

Обратные действия

10 - 18

12

Последовательность событий

19 - 28

13

Алгоритм

29 - 38

14

Ветвление

39 - 48

15

Контрольная работа

Контрольная работа № 2

16

Разбор контрольной работы

49 - 56

17

Повторение

57 - 66




III четверть

Множество. Отношения между множествами.

III раздел

18

Множество. Элементы множества.

1 - 0

19

Способы задания множеств

11 - 20

20

Сравнение множеств

21 - 30

21

Отображение множеств

31 - 40

22

Кодирование

41 - 50

23

Вложенность множеств

51 - 60

24

Пересечение множеств

61 - 70

25

Объединение множеств

71 - 79

26

Контрольная работа

Контрольная работа № 3

27

Разбор контрольной работы

80 - 88

28

Повторение

89 - 100




IV четверть

Логические модели

IV раздел

29

Высказывание. Понятия «истина», «ложь».

1 - 12

30

Отрицание

13 - 24

31

Высказывания со связками «И», «ИЛИ»

25 - 36

32

Графы, деревья

37 - 47

33

Комбинаторика

48 - 58

34

Контрольная работа

Контрольная работа № 4

35

Разбор контрольной работы

59 - 67




Повторение

68 - 79

В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • выделять признаки предметов (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

  • находить лишний предмет в группе однородных предметов;

  • обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку, описывать и сравнивать предметы по их признакам;

  • определять состав предметов, описывать и определять предметы через их составные части;

  • описывать и определять предметы через их признаки, составные части, действия;

  • находить предметы с одинаковым значением признака разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
    находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • называть последовательность простых знакомых действий;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;

  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • определять множество;

  • определять общее свойство элементов множества;

  • выделять множества, определять состав множества;

  • сравнивать множества по числу элементов;

  • отображать множества (сопоставлять элементы множеств);

  • определять взаимное расположение множеств;

  • отличать заведомо ложные фразы;

  • называть противоположные по смыслу слова;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.


3-й класс (34 ч)

Алгоритм (9 ч)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Модели в информатике (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс (34 ч)

Алгоритм (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.

Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.

Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.

Модели в информатике (7 ч)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.).

В результате обучения учащиеся будут уметь:

  • определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;

  • описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);

  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;

  • выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
    изображать множества с разным взаимным расположением;

  • записывать выводы в виде правил «если – то»;

  • по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».


Состав УМК (А.В. Горячев и др.)

  • Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник - тетрадь.Ч. 1, 2. 2 кл. 2005 Баласс

  • Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник - тетрадь. Ч. 1, 2. 3 кл. 2005 Баласс

  • Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник - тетрадь. Ч. 1, 2. 4 кл. 2005 Баласс

  • УМК включает Методические рекомендации для учителя по каждому году обучения.

  • В качестве компьютерной поддержки курса рекомендуется использовать CD – «Мир информатики» 1-2 диск, (компании «Кирилл и Мефодий»).

Состав УМК (С.Н. Тур, Т.П. Бокучава)

  • Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика. Учебник-тетрадь. 2 кл.2005 БХВ-Петербург

  • Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика. Учебник-тетрадь. 3 кл.2005 БХВ-Петербург

  • Тур С.Н., Бокучава Т.П. Информатика. Учебник-тетрадь. 4 кл.2005 БХВ-Петербург

  • Учебники-тетради сопровождаются методическим пособием для учителей 2-4 классов и компакт-диском с пакетом педагогических программных средств «Страна Фантазия» и программой курса. Учебник-тетрадь для 4 класса имеет вкладыш для контрольных и самостоятельных работ.



В образовательных учреждениях Нижегородской области рекомендуется использовать в 5-11 классах линию учебно-методического комплекса «Угринович-Босова», которая наиболее полно соответствует новым стандартам и примерным программам по информатике.

В 6 классе изучение информатики и ИКТ предусмотрено национально-региональным компонентом в объеме 1 час в неделю (всего 35 часов в год).


Примерное поурочное планирование по информатике и ИКТ

6 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Босовой Л.Л.)


Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

1

Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§1.1

2

Файлы и папки. Практическая работа № 1.

§1.2

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа № 2 (задание 1)

§ 1.3

(введение)

4

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления). Практическая работа № 2 (задание 2)

§ 1.3 (1)

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением калькулятор.

§ 1.3 (1)

6

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа № 3 (задание 1)

§ 1.3 (2)

7

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3 (задание 2)

§ 1.3 (2)

8

Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная работа.

Практические работы 1-3

9

Растровое кодирование графической информации.

§ 1.3 (3)

10

Векторное кодирование графической информации. Практическая работа № 4

§ 1.3 (3)

11

Единицы измерения информации. Практическая работа № 5

§ 1.4

12

Контрольная работа. Информация и знания. Практическая работа № 6 (задания 1, 2)

§ 2.1

13

Чувственное познание окружаещего мира. Практическая работа № 6 (задания 3, 4)

§ 2.2

14

Понятие как форма мышления. Практическая работа № 7

§ 2.3

(введение)

15

Как образуются понятия. Практическая работа № 8 (задания 1, 2)

§ 2.3 (1)

16

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа.

Практические работы 4-8

17

Содержание и объем понятия. Практическая работа № 8 (задание 3)

§ 2.3 (2)

18

Отношение тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа № 8 (задания 4, 5)

§ 2.3 (3)

19

Отношение соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа № 9 (задания 1, 2)

§ 2.3 (3)

20

Определение понятия. Практическая работа № 9 (задания 3-6)

§ 2.3 (4)

21

Классификация. Практическая работа № 9 (задания 7, 8)

§ 2.3 (5)

22

Суждения как форма мышления. Практическая работа № 10 (задания 1, 2)

§ 2.4

23

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа № 10 (задания 3, 4)

§ 2.5

24

Контрольная работа. Что такое алгоритм. Практическая работа № 11

§ 3.1

25

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

§ 3.2, 3.3

26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

Практические работы № 8, 9

27-28

Линейные алгоритмы. Практическая работа № 12

§ 3.4 (1)

29-30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа № 13

§ 3.4 (2)

31-32

Циклические алгоритмы. Практическая работа № 14

§ 3.4 (3)

33

Контрольная работа. Систематизации информации. Практическая работа № 15

§ 1.2

34–35

Резерв





Состав УМК


  • Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее

  • Босова Л.Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ, 2004. и позднее

  • Босова Л.Л. Информатика. Дискета. Практикум для 5 класса.

  • Босова Л.Л. Информатика. 6 класс. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее

  • Босова Л.Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее

  • Босова Л.Л. Информатика. Дискета. Практикум для 6 класса.

  • Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2004 и позднее


В 11 классе изучение информатики и ИКТ федеральным и национально-региональным компонентами продлжается в двух вариантах:

  • на профильном уровне в классах технологического (2 вариант – информационно-технологическая специализация) и естественно-математического (2 вариант – физико-математическая специализация) профилей в объеме 4 часа в неделю (всего 140 часов в год);

  • на базовом уровне в общеобразовательных, классах углубленного изучения предметов, профильных классах гуманитарного, естественно-математического (варианты 1,3), социально-экономического (варианты 1,2), технологического (вариант 1) направлений в объеме 1 час в неделю (всего 35 часов в год);

На переходный период в 11 классах общеобразовательных, углубленного изучения предметов, профильных классах гуманитарного, естественно-математического (варианты 1,3), социально-экономического (варианты 1,2), технологического (вариант 1) направлений, в том случае, когда в 8-9 классах базовый курс информатики и ИКТ не изучался, рекомендуется изучение предмета в объеме 2 часа в неделю (70 часов в год). В этом случае, при проектировании учебных планов следует учесть, что 1 час школа планирует из часов, рекомендованных в учебном плане на базовом уровне, а 1 час - из часов компонента образовательного учреждения. Данные рекомендации обоснованы тем обстоятельством, что в переходный период учащимися не пройден базовый курс информатики в 8-9 классе, что затрудняет прохождение учебного материала по информатике в полном объеме.

В 11 классах общеобразовательных, углубленного изучения предметов, профильных классах гуманитарного, естественно-математического (варианты 1,3), социально-экономического (варианты 1,2), технологического (вариант 1) направлений при условии прохождения базового курса информатики в 8-9 классах остается вариант планирования учебной нагрузки в соответствии с рекомендациями базисного учебного плана изучения информатики на базовом уровне в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).

Соответствующие варианты примерного тематического урочного планирования приводятся ниже.


Примерное поурочное планирование по информатике и ИКТ

11 класс

информационно-технологическая и физико-математическая специализации

Объем – 4 часа в неделю (140 часов в год)

(УМК Угриновича Н.Д.)



Номер урока

Содержание урока


Алгоритмизация и программирование – 28 часов

1-2

Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур.

3-4

Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Классы объектов, экземпляры класса и семейства объектов. Объекты: свойства, методы, события.

5-8

Графический интерфейс и событийные процедуры. Форма и размещение на ней управляющих элементов.

8-11

Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Присваивание. Массивы.

12-13

Графические возможности языка Visual Basic.

14-17

Решения логических задач.

19-20

Функции в языке Visual Basic.

21-24

Общие процедуры. Область видимости процедур. Модульный принцип построения проекта и программного кода.

25-26

Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic for Application. Кодирование алгоритмов в форме макросов

27-28

Выполнение и защита проекта

Моделирование и формализация – 36 часов

29-30

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация.

31-32

Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

33-56

Примеры моделирования в разных предметных областях и разными инструментальными средствами. (Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств.)

57-62

Выполнение зачетной практической работы.

63-64

Тестирование по теме, защита работы

Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 20 часов

65-66

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Реляционные базы данных. 

67-68

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).

69-70

Создание структуры базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

71-72

Ввод и редактирование данных.

73-74

Поиск данных в базе данных. Сортировка базы данных.

75-82

Создание базы данных.

83-84

Зачетная работа и/или тестирование.

Телекоммуникационные технологии – 32 часа

85-86

Передача информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Защита информации от несанкционированного доступа.

87-88

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имен). Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

89-90

Поиск информации в компьютерных сетях.

91-92

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта.

93-94

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: файловые архивы.

95-96

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: интерактивное общение.

97-104

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки.

105-108

Формы на Web-страницах.

109-112

Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование и публикация Web-сайта.

113-116

Тестирование, выполнение зачетной практической работы

Информационная деятельность человека - 10 часов

117-120

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Правовая охрана информационных ресурсов.

121-124

Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность.

125-126

Основные этапы развития средств информационных технологий.

127-140
Резерв – 14 часов

Примечание. Весь резерв часов курса в объеме 14 часов отнесен к 11 классу.


Состав УМК
  1   2   3

Похожие:

О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconО преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2008-2009 учебном году
Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии рекомендациями и требованиями СанПиН 2 1340-03
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в моу города Брянска в 2010-2011 учебном году
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в преподавании предметов в моу рассказовской и Платоновской сош
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconАнализ работы кабинета информатики в 2009-2010 учебном год
Икт. Разрабатывались способы и методы внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в преподавании общеобразовательных...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconО преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 2006-2007 учебном году
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconОб экспериментальном преподавании курса информатики и информационных технологий в XI классе в 2002/2003 учебном году

О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconМетодическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании информатики и информационно-коммуникационных...
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconИспользование информационно-коммуникационных технологий
Школьный педсовет подготовила и провела зам директора по увр, учитель информатики Бутюнина Н. Л. (ноябрь 2007 года)
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconАнализ работы мо эстетического цикла за 2006-2007 уч год
Тема работы мо в 2006 -2007 учебном году: освоение здоровье сберегающих технологий в обучении и воспитании учащихся
О преподавании информатики и информационно-коммуникационных технологий в 2006-2007 учебном году iconРабочая программа по дисциплине (Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе)
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница