Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы




НазваниеСистематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы
страница1/8
Дата27.11.2012
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы


Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.

Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания букв в прописи, пока он сам не начнет писать – пробовать – никакого навыка письма у него не сформируется). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания образцов деятельности, с помощью описания различных методических или дидактических средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока или иной единицы учебного процесса. Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет свого действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Примером учебной ситуации может послужить «прогулка в поисках печатного знака или слова», во время которой учитель, обходя с малышами классную комнату или школьное здание, или школьный двор, с помощью «волшебной палочки» обнаруживает важное слово (знак, надпись, имя и т.п.), которое затем прочитывается и заносится в классную книгу знакомых слов и знаков (книгу «Я умею читать»).

Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

Проектирование учебного процесса в этих условиях означает

  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи,

  • отбор учебного материала,

  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя. порядка взаимодействия учащихся).

  • прогнозирование возможных действий детей.

Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом

    • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),

    • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),

    • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).


Эффективным способом реализации обобщенные способы действий является также работа над проектом, структура которого, как это видно из приводимой ниже таблицы, естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности.

Основные этапы работы над проектом

Структура учебной деятельности

Этап 1. Принятие решения о выполнении проекта

Учебные мотивы

Этап 2. Определение цели деятельности

Учебная цель

Этап 3. Определение задач деятельности

Учебная задача

Этап 4. 1) Составление плана действий

2) Составление программы

Учебные действия и операции

Ориентировка

Преобразование (исполнение)

Контроль

Оценка

Этап 5. Поверка программы на «реализуемость»

Этап 6. Выполнение программы

Этап 7. Предварительный контроль

Этап 8. Презентация продукта


Реализация этих хорошо известных всем истин сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебной ситуации, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения (когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу, учителя, не потому, что иначе поставят двойку, не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим, как это важно каким-то – пусть даже и всем на свете – незнакомым взрослым людям), а потому, что ему/ей сейчас, сию минуту, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что если это сделать, это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому /ей самой (он/она выиграет, мы вместе сделаем отличную книгу, которую покажем родителям, составленными мною карточками или картинками будут пользоваться мои друзья и говорить мне спасибо, и т.д.).

Создание банка таких учебных ситуаций – одна из важнейших задач технологии достижения планируемых результатов, которые, как нетрудно заметить и описаны, собственно, с их помощью. Важно, что этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку.


В данном параграфе предлагаются некоторые примеры учебных ситуаций – в дополнение к описанным в «Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отдельным предметам, или раскрывающие и поясняющие их.

Учебные ситуации отобраны и структурированы в соответствии с педагогическим задачами курса и выстроены в логике возрастной последовательности.

Однако классы или целесообразный для их реализации возраст не указывается – как в силу еще недостаточной отработанности этой системы, так – и прежде всего, – в силу значительного разнообразия познавательных интересов и возможностей и отдельных учащихся, и целых классов.

Русский язык. Чтение


Научить русскому языку – это научить детей пользоваться разнообразием звуков русского языка, богатством слов и выражений, особенностями их соединения; научить пользоваться печатным текстом и самостоятельно их создавать; научить пользоваться устной и письменной речью, получать удовольствие от игры слов и со словами и грамматическими конструкциями, извлекать из этого реальную, ощутимую пользу – как при общении, так и при учении.

Естественно, для этого необходимо и формальное знание особенностей грамматики и стилистики русского языка, особенностей строения слова или особенностей их классификации и употребления, особенностей структуры и языковых средств, характерных для разных видов высказываний и текстов. Но это лишь необходимое средство, задача подчиненная главной цели, а не самоцель.

Отбор предлагаемых ниже учебных ситуаций обусловлен именно таким пониманием целей и задач курса.

Речевая деятельность – слушание, говорение, письмо, чтение – не выделяется в самостоятельный раздел, а пронизывает, все традиционные разделы – точно так же, как это происходит и в реальном процессе обучения.

Слушание включает умение слушать устную речь людей и читаемые вслух текстам с целью общего понимания (или выявления и понимания сути) и с целью понимания точного значения (или ключевых пунктов). Учащихся следует учить, что значит «слушать внимательно», как это делать; как понимать и оценивать то, что они слышат; как распознавать и буквальное, и переносное значение; как адекватно реагировать) на сказанное.

Говорение включает произношение, интонирование и ударение; расширение запаса слов; коммуникативную компетентность; использование грамматики; беглость и точность устной речи.

Письменная речь (чтение и письмо) помогает нам извлекать смысл из текста и передавать смысл того, с чем мы встречаемся в жизни. Мы читаем для удовольствия, для получения инструкций и информации; чтение помогает нам понять и прояснить наши идеи, чувства, мысли и мнения. Литература в особенности предлагает нам средства для понимания себя и других; она обладает властью влиять на мысли и структурировать их. Учащихся следует ввести в мир беллетристики, учебно-познавательных, научных, инструктивных текстов, познакомив их с широким диапазоном художественных и нехудожественных текстов; им необходимо предоставить возможность читать для собственного интереса, для удовольствия и для получения информации.

Процесс чтения – активный процесс, он объединяет в себе как личные мотивы чтения, исходный уровень читательской компетенции и знаний, предшествующий опыта читателя, так и непосредственно текст. Начинающий читатель должен уяснить, как, в каком направлении следует читать строчки, узнать о роли пробелов, знаков пунктуации, понять общие особенности текста. Поскольку эффективность чтения зависит от сформированности навыков комплексного восприятия и использования семантических ключей (смысла и значения слов), синтаксических ключей (структуры предложений и текста) и орфоэпических ключей (звуко-буквенных соотношений), учащихся нужно также учить использовать различные cтратегии чтения (например, использовать в качестве опор иллюстрации, ключевые слова и иные контекстные ключи, языковое чутье, выдвижение гипотез, фонемы, выделенные слова, пунктуацию, синтаксис).

Учащиеся нуждаются в том, чтобы научиться, как понимать, интерпретировать и реагировать на идеи, отношения и чувства, выраженные в различных текстах; критически осмысливать то, что они читают; овладеть умением выдвигать гипотезы и делать выводы на основе заложенной в тексте в явном и неявном виде информации. Они должны также узнавать и ценить разнообразные литературные стили, формы и структуры; научиться понимать, что письменный язык изменяется согласно контексту.

Письмо – это мощное средство, с помощью которого можно запоминать, развивать, организовывать и передавать другим идеи, чувства и информацию, самостоятельно приобретать знания. Форма и содержание письменного высказывания, также как его стиль и тон зависят от его цели и специфики аудитории. Обучение письму – процесс, связанный с развитием, и учащиеся нужно помочь вначале обучиться сосредотачиваться на передаче смысла, и только потом на точности и аккуратности письменной речи. Формирование почерка, овладение грамматикой, пунктуацией, структурированием текста (разбивкой его на параграфы) ведется постепенно, на основе практики в письменной речи.

Вовлечение учащихся в процесс письма предполагает создание такой среды, в которой они могут приобретать навыки создания письменных текстов, направленных на достижение различных целей. Письменный текст может быть официальным, отвечающим формальным требованиям, и неофициальным, свободным; личностным или рефлексивным. Это может быть информативный текст, или текст – обоснование и убеждение, поэтический текст или рассказ, монолог или диалог. Поскольку мотивация и положительное отношение – важнейшие факторы при обучении чтению и письму, жизненно необходимо, чтобы учащиеся относились к себе как к способным читателям и авторам, осваивая полный набор навыков, связанных с языком.

Крайне важно формировать навыки, связанные с использованием современных технологий и мультимедийных средств, и не только в связи с их все большим распространением и влиянием на жизнь в обществе, но и потому, что они обладают способностью оказывать мощное влияние на значение и смысл многих привычных явлений и объектов, создавая прочные ассоциации, воздействующие на ход наших мыслей и чувств.

Устная речь используется, для общения, рефлексии, сбора, обработки и представления информации. Собеседники используют устную речь, чтобы задавать вопросы и отвечать на них; выражать отношение и пересказывать; убеждать; говорить о потребностях, чувствах, идеях, мнениях; участвовать в обсуждении в ситуациях формального и неформального общения.

Беседа в классе составляет основу для продвижения в изучении не только языка, но и всех остальных предметов. Она также обеспечивает немедленную обратную связь, побуждая учащихся осознавать и оценивать достигнутый ими в настоящее время уровень понимания.


Представленные ниже учебные ситуации отбирались для носителей русского языка; но они могут использоваться и в другой языковой среде, путем выбора адекватных и доступных для данного класса речевых и языковых средств.

При изучении русского языка очень важно постоянно сопоставлять звучание русской и другой речи (родной для учащихся, или изучаемого ими иностранного языка), сравнивать и вычленять особенности грамматических конструкций и т.п. Такое сопоставление не только создает условия для развития детей, но и служит основой для формирования билингвистической компетенции.

Выбраны такие ситуации, которые могут использоваться постоянно, на протяжении всех лет обучения на различном материале.

Учебные задачи и ситуации.

Начальный период обучения


Язык. Речь

Высказывания. Тексты

Пересказ с помощью опор

Эту деятельность можно осуществлять индивидуально или в группах.

Подготовьте знакомые рассказы или стихи с опорами на иллюстрации, и предложите детям выбрать рассказ или стихотворение, чтобы попрактиковаться в пересказе с опорой на иллюстрации.

Читая детям вслух, делайте паузу в соответствующих местах и позволяйте им угадывать.

Дети могут последовательно, при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих.

Дети могут дать правильные ответы, когда преподаватель, читая вслух, делает паузу в том или ином месте.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconСистема типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий глава Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий
Выбор модельных универсальных учебных действий для разработки типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий...
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconУчителям информатики и их любознательным ученикам: олимпиады по программированию, подготовка к олимпиадам по программированию, дидактические материалы по информатике, дидактические материалы по математике, методическая копилка
Многопрофильный лицей На мой взгляд очень хороший сайт школы (сельской!!!). Интересный дизайн и не менее интересное содержание
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconИнтеллектуальные системы
Кретов В. С, Лебедев И. С. Методика оценки эффективности системы поддержки принятия решений в условиях кризисных ситуаций
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconРешение задач повышенной сложности по теме: «Уравнения и системы уравнений»
«Уравнения и системы уравнений» положены материалы учебных изданий: «Математика. Решение задач повышенной сложности». /автор: Клейменов...
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconМодель системы оценки качества образования
При реализации данного направления разработчики Проекта исходили из того, что в процессе формирования системы оценки качества образования...
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconПроект концепция республиканской системы оценки качества образования
Осоко). В целях реализации направлений развития образовательной системы Российской Федерации должна быть выстроена республиканская...
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы icon"Химия в задачах и упражнениях"
Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки...
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconРабочая программа элективного курса по химии
Одним из последствий сокращения числа учебных часов заключается в том, что у учителя практически не остаётся времени для отработки...
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconЛекция Моделирование На прошлой лекции мы рассмотрели методы решения проблемных ситуаций в рамках системного анализа. Одним из таких методов является создание и описание модели объекта (системы), то есть моделирование.
Этот метод, хоть и является наиболее трудоемким, но в большинстве случаев дает наиболее положительные результаты, а также дает возможность...
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы iconРешение задач разными способами 22 Задачи из сельскохозяйственной практики 25 Устные упражнения средство активизации учебно- познавательной деятельности 26 Заключение 29 Список литературы 30 Приложение «Дидактические игры»
Государственное учреждение Ярославской области «Центр оценки и контроля качества образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница