Рабочая программа Дисциплина: Биология почв




Скачать 239.13 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплина: Биология почв
Дата27.11.2012
Размер239.13 Kb.
ТипРабочая программа
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

Кафедра____почвоведения__________


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________В.Г. Прокошев

«_____»_____________ 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина: Биология почв

Направление подготовки: 021900 Почвоведение

Профиль подготовки: Почвоведение

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр почвоведения

Форма обучения: очная


Семестр

Трудоемкость

зач.ед., час

Лекции, час

Практические занятия, час

Лабораторн. работы, час

СРС, час.

Форма промежуточного контроля (экз./зачет)

3 семестр

2 (72 ч)

17

-

34

21

зачет
Владимир 2010 г.

I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса – определить роль живых организмов в формировании почв и почвенного плодородия.

Задачи курса – знакомство студентов с основными группами организмов, обитающих в почве; формирование комплексной системы знаний о роли живых организмов в формировании почв и почвенного плодородия, об их участии в почвенных процессах; получение представления об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.


II. Место дисциплины в структуру ООП ВПО

Дисциплина «Биология почв» изучается в Профессиональном цикле, относится к вариативной части Модуля наук о почве. Курс тесно соприкасается с дисциплиной «Биологическая диагностика почв», которая в значительной степени расширит и дополнит теоретические и практические знания, полученные при изучении настоящего курса. Кроме того, курс предшествует изучению такой дисциплины, как «Почвенная микробиология», давая необходимые знания для более подробного и углубленного изучения почвенных микроорганизмов в теоретическом и практическом аспекте. Также курс связан с дисциплинами «Биология», «Ботаника с основами геоботаники», «Физиология и биохимия растений», «Основы почвоведения», расширяя полученные в них знания.


III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению Почвоведение:

а) общекультурных (ОК):

  • владеет современной культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания, полученные и получаемые в ходе изучения дисциплин «Биология», «Ботаника с основами геоботаники», расширяя и дополняя их знаниями курса «Биология почв» (ОК-6)

б) профессиональных (ПК):

  • способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных исследований в области биологии почв (ПК-1);

  • способен применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов полевых исследований в области почвоведения и биологии почв (ПК-3);

  • владеет методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной информации в области почвоведения и биологии почв (ПК-4);

  • понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты исследований почвенного покрова c точки зрения биологии почв (ПК-5);

  • использует специализированные знания в области почвоведения для освоения профильных дисциплин наук о почве (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6).



В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные группы почвенных организмов, особенности их систематики и морфологии; особенности микробного метаболизма и роль почвенных микроорганизмов в превращении веществ и энергии в биосфере; особенности распределения организмов по почвенному профилю, закономерности их сукцессии и взаимоотношения различных групп почвообитающих организмов друг с другом.

Уметь: пользоваться лабораторным оборудованием для анализа активности почвенной биоты и других работ, связанных с почвенно-биологическим мониторингом

Владеть: методами исследования почвенных организмов в полевых и лабораторных условиях

Иметь представление: об основных принципах биологической индикации и диагностики почв.


IV. Структура и содержание дисциплины



п/п

Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в ауд. часах)

Формы контроля

Лекции

Лаб. занятия

СРС

1

Вводная. Положение биологии почв в системе разделов почвоведения. История биологии почв.


3

1

1

-

1




2

Почвенная биота. Общая характеристика, экологические особенности, таксономия.

3

2

1

2

2




3

Высшие растения.

3

3

1

-

1




4

Почвенные водоросли.

3

4-5

2

4

2




5

Почвенные животные. Общая характеристика.

3

6

1

2

1

Рейтинг-контроль №1

6

Почвенные простейшие.

3

7

1

2

2




7

Черви в почве. Основные группы почвенных червей.

3

8

1

2

2




8

Моллюски, тихоходки, членистоногие и млекопитающие в почве.

3

19

1

2

1




9

Почвенные грибы. Лишайники.

3

10-11

1

4

2

Рейтинг-контроль №2

10

Прокариоты. Вирусы и фаги.

3

12-13

1

4

1




11

Превращения важнейших биогенных элементов.

3

14

2

4

2




12

Биологические процессы в почвообразовании

3

15

2

4

2

Рейтинг-контроль №3

13

Основные принципы биологической индикации и диагностики почв.

3

16-17

2

4

2

Зачет




Итого:

3




17

34

21






Темы, разделы

Общее количество часов (ауд.), включая СРС

Компетенции

Общее коли-чество компе-тенций

ОК 1

ОК2

ОК 6

ПК1

ПК3

ПК4

ПК 5

ПК6

Вводная. Положение биологии почв в системе разделов почвоведения. История биологии почв.


2

+

+






















Почвенная биота. Общая характеристика, экологические особенности, таксономия.

5

+

+

+




+













Высшие растения.

2

+

+

+




+













Почвенные водоросли.

8

+

+

+

+

+







+




Почвенные животные. Общая характеристика.

4

+

+

+




+







+




Почвенные простейшие.

5

+

+

+

+

+







+




Черви в почве. Основные группы почвенных червей.

5

+

+

+

+

+







+




Моллюски, тихоходки, членистоногие и млекопитающие в почве.

4

+

+

+

+

+







+




Почвенные грибы. Лишайники.

7

+

+

+

+

+







+




Прокариоты. Вирусы и фаги.

6

+

+

+

+

+







+




Превращения важнейших биогенных элементов.

8

+

+







+

+

+

+




Биологические процессы в почвообразовании

8

+

+







+

+

+

+




Основные принципы биологической индикации и диагностики почв.

8

+

+




+

+

+

+

+






V. Содержание курса «Биология почв»

Теоретический курс

1. Основные понятия и определения. Биология почв как наука о составе живого вещества почв, всесторонне охватывающая биологические аспекты почвоведения. Цели и задачи биологии почв. Основные разделы биологии почв. Объекты и методы биологии почв. Положение биологии почв в системе разделов почвенной науки и связь с ними. Основные этапы развития биологии почв.

2. Почвенная биота. Царства природы. Особенности становления современной таксономии живого мира. Экологические группы живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Эукариоты тканевые и одноклеточные. Распределение живых организмов по фазам почвы. Многообразие типов связей и взаимоотношений между представителями тех или иных царств живого мира в почвах.

3. Высшие растения - основные первичные продуценты. Биологический круговорот (биомасса растений, опад, подстилка, количеством закрепленных в биомассе элементов и др.). Биомасса растений разных природных зон. Участие высших растений в почвообразовании.

4. Общая характеристика почвенных водорослей. Группы почвенных водорослей. Морфологические особенности водорослей. Тип питания водорослей. Численность, видовое разнообразие и биомасса водорослей различных почв. Экологические особенности почвенных водорослей: Жизненные формы водорослей. Распределение водорослей по почвенному профилю. Особенности, позволяющие водорослям обитать в глубоких слоях почвы. Роль водорослей в почвообразовании. Водоросли как чувствительные показатели загрязнения почвы.

5. Общая характеристика почвенных животных. Различные группы почвенных
животных по их связи с почвой. Размерные и трофические группы почвенных
животных. Приспособления к обитанию в почвенной среде.

6. Основные группы почвенных простейших и их общая характеристика. Биомасса в почвах. Особенности питания простейших различных групп.

7. Черви в почве. Основные группы. Общая характеристика: коловратки, нематоды, энхитреиды, дождевые черви. Экологические особенности. Распределение в толще почвенного профиля. Биомасса в различных почвах. Роль в почвообразовательном процессе и круговороте веществ, повышении плодородия почв.

8. Моллюски, тихоходки, членистоногие и млекопитающие в почве Основные группы. Общая характеристика. Биомасса в почве. Размерные группы. Особенности питания. Роль в почвообразовательном процессе и оструктуривании почв. Роль в биоиндикации условий местообитания.

9. Почвенные грибы. Общая характеристика. Экологические группы почвенных грибов. Основные систематические группы почвенных грибов. Роль грибов в почвообразовании, оструктуривании почвы, разложении органического вещества. Лишайники. Экологические группы почвенных лишайников. Роль в почвообразовательном процессе.

10. Прокариоты. Общая характеристика. Основные группы. Грамположительные и грамотрицательные бактерии. Ферментативная активность почвенных бактерий. Участие в минерализации органических веществ, контроле газового состава атмосферы, химизме почв и тд. Роль в почвообразовательном процессе. Вирусы и фаги, их роль как паразитов различных групп почвенных организмов.

11. Превращения важнейших биогенных элементов. Цикл углерода как важнейший геохимический цикл (связывание CO2 в процессе фотосинтеза, минерализация органических веществ с выделением CO2 ). Разложение целлюлозы. Превращения кислорода. Круговорот азота, превращения фосфора и калия. Связь показателей NPK с плодородием почв.

12. Биологические процессы в почвообразовании. Разложение растительных остатков и формирование подстилки (роль надземных и подземных органов растений в формировании подстилки, переработка растительного опада в различных природных зонах). Образование и разложение гумуса. Направления в исследовании гумусообразования. Запасы гумуса в почвенном покрове Земли и в почвах различных природных зон. Участие почвенных микроорганизмов в разрушении и новообразовании минералов.

13. Основные принципы биологической индикации и диагностики почв. Ботаническая и зоологическая биоиндикация и диагностика почв. Почвенно-альгологическая индикация. Микробиологическая диагностика и биологическая активность почв. Биологическая индикация загрязнения почвенной среды и самоочищения почв (пестициды, тяжелые металлы, загрязнение почв нефтью и продуктами ее переработки, минеральные удобрения в высоких дозах, микробные загрязнения почв). Разработка принципов и методов ранней диагностики повреждения почвенной биоты - насущная задача биологии почв.


Примерный перечень тем лабораторных работ

1. Систематика почвенных организмов.

2. Биологическое разнообразие почвенных водорослей. Морфологическая организация водорослей.

3. Экологические группы почвенных животных.

4. Биомасса разных трофических группировок сапрофильного комплекса почвенных беспозвоночных в типичных зональных ландшафтах.

5. Почвенные простейшие.

6. Почвенные черви. Распределение в толще почвенного профиля, количественный учет.

7. Правила работы и техника безопасности в микробиологической лаборатории. Микроскоп. Основные правила микроскопирования. Методы микроскопического исследования микроорганизмов.

8. Микроскопия свежеотобранных почвенных образцов с целью выявления мелких почвенных беспозвоночных, их определение.

9. Биоразнообразие и численность почвенных грибов и лишайников в почвах различного происхождения.

10. Изучение биоразнообразия и морфологии бактерий. Качественно-количественный учет микрофлоры почвы.

11. Схематическое описание превращений важнейших биогенных элементов.

12. Освоение метода И.В.Тюрина для определения содержания гумуса в почве.

13. Характеристика качества почвы с помощью растений-индикаторов.

14. Лихеноиндикация рекреационной нагрузки на пригородные биоценозы.


Самостоятельная работа студентов.

Включает самостоятельное изучение литературы при подготовке к лекциям, лабораторным занятиям и рейтинговым контрольным; составление рефератов (докладов), таблиц и т.п. (по усмотрению преподавателя).

VI.оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Вид контроля

Форма учебной работы

Рейтинг в баллах

Текущий

рейтинг-контроль №1 (письменный ответ на контрольные вопросы)

20

Текущий

рейтинг-контроль № 2 (устный ответ на контрольные вопросы по темам курса, защита лабораторных работ)

20

Текущий

рейтинг-контроль №3 (письменный ответ на контрольные вопросы, защита лабораторных работ)

20

Итоговый

Зачет (в устной форме)

40

Итого




100



Промежуточная аттестация студентов проводится в виде рейтинг – контроля, который проводится в три этапа. Первый рейтинг-контроль проводится в виде контрольной работы по пройденным темам.

Второй рейтинг-контроль проводится в устной форме, что способствует повышению знаний студентов и лучшей усвояемости материла. Устный ответ начинается с защиты лабораторных работ и заканчивается устным ответом на некоторые контрольные вопросы по лекционному материалу (их количество может зависеть от посещаемости, качества ответа студента при защите лабораторных работ и ряда других факторов), с каждым студентом индивидуально.

Третий рейтинг-контроль проводится в виде контрольной работы по пройденному материалу, с защитой лабораторных работ.

Кроме того, в течение семестра студенты могут готовить доклады (рефераты) по текущим темам (подготовка студентом доклада или реферата (с выступлением) поощряется дополнительными баллами к текущему рейтинг-контролю успеваемости).


Примерная тематика докладов (рефератов):

1) Вклад отечественных ученых в развитие почвенной зоологии
2) Почва как среда обитания беспозвоночных разных размерных категорий
3) Значение почвенных простейших в созании почвенного плодородия
4) Условия обитания простейших в почве. Отличия почвенных и водных простейших.
5) Двуслойные животные. Причины отсутствия в почве губок и кишечнополостных
6) Приспособления нематод к обитанию в тканях растений
7) Роль дождевых червей в почвообразовании.

8) Приспособления моллюсков к жизни на суше. Их роль в разложении растительных остатков.

9) Сухопутные представители ракообразных.

10) Пути эволюции пауков и клещей, их связь с почвой.

11) Образ жищни многоножек, их роль в почве.

12) Ногохвостки - мелкие почвенные членистоногие.

13) Приспособления насекомых к обитанию в почве.

14) Общественные насекомые, связь с почвой.

15) Млекопитающие-землерои. Типы нор, гнезд и убежищ, способы питания.


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

1) Почвенная биота. Общая характеристика, экологические особенности, таксономия.

2) Высшие растения, их связь с почвообразованием.

3) Почвенные водоросли. Особенности использования ими почвы как среды обитания.

4) Почвенные животные. Общая характеристика.

5) Почвенные простейшие, их связь с почвой.

6) Черви в почве. Основные группы почвенных червей. Роль червей в почвообразовательном процессе.

7) Моллюски, тихоходки, членистоногие и млекопитающие в почве. Роющая деятельность.

8) Почвенные грибы. Лишайники. Их связь с почвообразованием. Лихеноиндикация.

9) Прокариоты. Вирусы и фаги. Участие микроорганизмов в почвообразовательном процессе. Вирусные заболевания растений.

10) Цикл углерода.

11) Круговорот азота.

12) Разложение растительных остатков и формирование подстилки.

13) Образование и разложение гумуса.

14) Участие почвенных микроорганизмов в разрушении и новообразовании минералов.

15) Специфика почвы как среды обитания микроорганизмов.

16) Основные принципы биологической индикации и диагностики почв.

17) Методы исследования биологической активности почв.


VII.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература

1. Бабьева И. П., Агре Н. С. Практическое руководство по биологии почв.- М.: Изд-во МГУ.- 1971.

2. Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв М.: МГУ, 1991.

3. Звягинцев Д.Г. Методы почвенной микробиологии и биохимии. - М.: Изд-во МГУ.- 1991.

4. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. М, 1987.

5. Звягинцев Д.Г., Бабьева И.П., Зенова Г.М. Биология почв: учебник.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Изд-во МГУ, 2005.

6. Мирчинк Т.Г. Почвенная микология. М., 1988.

7. Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. М., 1987.

8. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология. – М.: Мир, 1995.

9. Проблемы и методы биологической диагностики и индикации почв. М., 1976.

10. Прунтова О.В., Сахно О.Н. Лаораторный практикум по общей микробиологии.- Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005.

11. Стайниер Р., Эдельберг Э., Ингрэм Дж. Мир микробов. Т. 1-3, М, 1979.

12. Шлегель Г. Общая микробиология. М., 1987.

13. Штина Э.А., Голлербах М.М. Экология почвенных водорослей. М., 1976.


Дополнительная литература

1. Гельцер Ю.Г. Биологическая диагностика почв. М., 1986.

2. Гиляров М.С. Зоологический метод диагностики почв. - М.: Наука, 1969.

3. Гилярова М.С., Стриганова Б.Р. Количественные методы в почвенной зоологии.- М.: Наука, 1987.

4. Летунова СВ., Ковальский ВВ. Геохимическая экология микроорганизмов. М., 1978.

5. Лукнер М. Вторичный метаболизм у микроорганизмов, растений и животных. – М.: Мир, 1979.

6. Почвоведение (МАИК «Наука/Интерпериодика») 1980-2003 гг. издания, оригинальные статьи в разделе «Биология почв».

7. Родан Л.Е., Базилевич Н.И. Динамика органического вещества и биологический круговорот в основных типах растительности. М.-Л., 1965.

8. Умаров М.М. Ассоциативная азотфиксация. М., 1986.

9. Чеснова Л.В., Стриганова Б.Р. Почвенная зоология - наука XX века М., Янус-К, 1999.


Интернет-ресурсы:

1) http://www.treeland.ru/article/home/pochva1/

2) http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/060604.htm

3) http://ours-nature.ru/

4) http://www.gardenia.ru/pages/pochva_005.htm

5) http://soil.msu.ru/

6) www.soil-science.ru/

7) www.genebee.msu.ru/journals/soil-r.html


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 021900 «Почвоведение», профилю подготовки «Почвоведение»

Автор(ы) ст.преподаватель Захаренко К.А.

Рецензент(ы) д.б.н. Шушкевич Н.И., д.б.н. Мазиров М.А.

Программа одобрена на заседании кафедры «Почвоведение»

от 20.12 .2010 года, протокол № 15

Похожие:

Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconРабочая программа Дисциплина: Биологическая диагностика почв
Цель курса – расширить представления студентов о возможностях индикации почв и оценки их экологического состояния с помощью биологических...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Поглотительная способность почв. Емкость катионного обмена почв и факторы, ее определяющие. Кислотность и щелочность почв. Буферность...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconРабочая программа Дисциплина: Экологическое почвоведение и экология почв
Охватывает: а – первую половину XIX столетия в – XX век
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconРабочая программа дисциплины Генетика клеточного цикла Направление подготовки Биология Профиль подготовки «Генетика»
Ооп по направлению подготовки «Биология», профили «Генетика», «Биология клетки». Дисциплина реализуется на факультете естественных...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconРабочая программа дисциплины Генетика клеточного цикла Направление подготовки Биология Профиль подготовки «Генетика»
Ооп по направлению подготовки «Биология», профили «Генетика», «Биология клетки». Дисциплина реализуется на факультете естественных...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической ниши
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Биология»
«Биология» для 9 -го класса. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconРабочая программа дисциплины «биология лесных птиц и зверей»
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconБеркинблит М. Б., Глаголев С. М., Фуравлев В. А. Общая биология
Цитология – это структурная биологическая дисциплина и ее изучение является обязательным в педвузе по специальности Биология при...
Рабочая программа Дисциплина: Биология почв iconРабочая программа Учебная дисциплина Биология с основами экологии
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница