Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык




Скачать 65.64 Kb.
НазваниеНаучно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык
Дата27.11.2012
Размер65.64 Kb.
ТипДокументы


Научно-практическая конференция учащихся и педагогов

Первые шаги в науку


Слова-паразиты в речи учащихся школы № 32 г. Брянска


Русский язык


Работу выполнили

Новикова Юлия

Семичастная Екатерина

8б класс

Руководитель

Серых Т.В.

МБОУ СОШ №32


Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И. С. Тургенев

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело…» — писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Действительно, в речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Ведь наши современники говорят далеко не безупречно, с ошибками, искажают нормы языка, отсутствует уровень культуры речи. Недостаточно развитая речевая культура снижает рейтинг любого делового человека, каким бы делом он ни занимался. Наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется лишними словами, речь становится невыразительной. Можно даже сказать, что духовная, общественная, служебная и бытовая речь нашей страны поражена неким вирусом: распространением слов-паразитов. Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из важнейших в обществе. Что же представляют собой слова-паразиты? Когда и почему употребляются? Как с этим бороться? В этом и есть актуальность проблемы исследования.

В работе была поставлена цель: узнать, насколько часто учащиеся употребляют слова-паразиты в своей речи, какие слова-паразиты они употребляют, почему это происходит.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. большинство учащихся в своей речи употребляют слова-паразиты;

  2. подростки чаще всего не замечают в своей речи слова-паразиты.

Для подтверждения этих гипотез необходимо было решить следующие задачи:

  1. изучить лингвистическую литературу по теме исследования, определить, что такое слова-паразиты;

  2. провести исследование употребления слов-паразитов и проанализировать собранный материал;

  3. выбрать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Были выбраны такие методы исследования, как изучение литературы, наблюдение, анкетирование, анализ, классификация и обобщение. Объект исследования: речь учащихся.

Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку.

По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение. Такие не несущие никакой информации слова называют словами- паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами - паразитами, а становятся ими, если их употребили в несвойственном им контексте.

В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова - паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О.Б. Сирожина), «вставные элементы» (Т.А. Ладыженская), «слова - заменители» (Е.А. Земская). Самое распространенное определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие речь.

Большинством лингвистов считается, что слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б. Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь — это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные «э-э-э», «ну», «это» и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».

В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящие слово. Многие слова-паразиты: «вроде», «типа», «как бы» и так далее — произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.

Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Пётр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова -паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо. Чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «видите ли», «ну как вам сказать» и другие. Если волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов-паразитов

увеличивается.

Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты —это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают её пониманию.

Наблюдая за речью учащихся, мы отметили, что большинство подростков употребляют в своей речи слова-паразиты, и решили провести исследование, предложив ответить на вопросы:

  1. Употребляете ли Вы слова-паразиты?

  2. Какие Вы знаете слова-паразиты?

  3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?

  4. Замечаете ли Вы в своей речи слова - паразиты?

  5. Какие способы борьбы Вы можете предложить?

Всего в анкетировании принимали участие 180 человек.



Результаты исследования показали нам, что большинство (94,4%) употребляют в своей речи слова-паразиты. 83% опрошенных замечают в своей речи слова-паразиты.



Наиболее употребляемое слово-паразит в среде учащихся — слово «ну» (72%), на втором месте по частоте употребления слово «блин» (56%), на третьем месте — слово «короче» (37%).

Частотный словарь слов-паразитов в речи учащихся.

№ п/п

Слово-паразит

Частота употребления

1

Ну

130

2

Блин

101

3

Короче

66

4

Эээ

25

5

Значит

10

6

Как бы

8

7

Типа

6

8

Это самое

3


Слова-паразиты, названные опрошенными



На основании данных, полученных в опросе о словах-паразитах, составлен частотный словарь. Например, слово «ну» употребили в своих ответах 130 раз, слово «блин» – 101 раз, слово «короче» – 66 раз. Многие опрошенные ученики в качестве борьбы с употреблением слов- паразитов в речи предлагают следить за речью (39%), читать книги (29%), наказывать (2,7%), а 27% учащихся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами.

Таким образом, в ходе исследовательской работы мы убедились, что среди учащихся существует такая проблема, как употребление слов-паразитов в речи. Кроме того, исследование показало, что большинство (94,4%) употребляют в своей речи слова-паразиты и что большинство (83%) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит, первая гипотеза подтвердилась, а вторая не подтвердилась.

Выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях очень частое употребление этих «лишних слов» портит нашу речь. Поэтому рекомендуем для борьбы со словами-паразитами:

  1. читать классическую художественную литературу;

  2. включать самоконтроль за речью, своей и чужой;

  3. практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы;

  4. повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.

Всё это ведёт к повышению уровню общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.

Способы борьбы с употреблением слов-паразитов



Закончить хочется словами И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Список литературы

  1. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http;//www.svobodanews.ru

  2. Левонтина И.Б., «О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?»// газета «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» - 2004 г. - №15. http://rus.1september.ru/2004/15/1.htm

  3. Манкевич О., «Речевая паразитология, или Что такое слова-паразиты»//Интернет-журнал «Школа жизни.ру» – 2007 г., ноябрь.// http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-9585/

  4. Плещенко Т., Федотова Н., Чечет Р. Стилистика и культуры речи – Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2001., глава 5 «Чистота речи»// http://www.twirpx.com/file/106151/



Похожие:

Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Организация снабжения русской армии в период Отечественной войны 1812 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска с углубленным изучением...
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconГородская научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» Правильные многогранники вокруг нас
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconГородская научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» Исследование содержание Витамина с в продуктах
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconОценка экологической составляющей туристско-рекреационного потенциала брянской области
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов Первые шаги в науку Слова-паразиты в речи учащихся школы №32 г. Брянска Русский язык iconГородская научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» Роль Брянской земли в Отечественной войне 1812 года Ученица 8а класса
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница