Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих




Скачать 231.3 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания по менеджменту для поступающих
Дата27.11.2012
Размер231.3 Kb.
ТипПрограмма


Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200.68 « Менеджмент»

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Микроэкономика

    Введение в экономическую теорию. Предмет и метод экономической теории. Позитивный и нормативный подходы в экономике. Микроэкономика и макроэкономика. Основные типы экономических систем. Основные вопросы экономики.

    Модель кругооборота доходов. Экономические потребности и экономические блага. Ресурсы. Ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей. Проблема экономического выбора. Понятие альтернативной стоимости.

    Кривая производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Закон возрастания альтернативной стоимости.

    Спрос, предложение, рыночное равновесие. Понятие спроса. Объем спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы спроса.

    Понятие предложения. Объем предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения. Закон предложения.

    Определение рыночного равновесия. Равновесие спроса и предложения. Излишек потребителей, излишек производителей. Подходы Вальраса и Маршалла к описанию равновесия. Неопределенность равновесия.

    Государственное регулирование рынка: введение фиксированной цены. Избыток и дефицит товара. Изменение излишков покупателей и производителей. Установление государством максимальных и минимальных цен. Введение налогов и дотаций и их влияние на параметры рыночного равновесия. Изменение излишков потребителей и производителей при введении потоварного налога и потоварной дотации. Мертвые потери общества.

    Эластичность. Понятие эластичности спроса. Эластичность спроса по цене (точечный и дуговой показатели). Факторы, влияющие на эластичность спроса. Связь эластичности спроса по цене и выручки продавца. Перекрестная эластичность спроса. Товары-субституты, товары-комплементы. Эластичность спроса по доходу. Понятие инфериорных товаров. Товары Гиффена Предметы роскоши и товары первой необходимости. Эластичность предложения по цене. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

    Совершенная конкуренция. Характеристики совершенной конкуренции. Спрос и выручка для фирмы в условиях совершенной конкуренции. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде. Предложение конкурентной фирмы и отрасли в краткосрочном и долгосрочном периодах.

    Монополистическая конкуренция. Характерные черты рынка монополистической конкуренции. Определение цены и объемов производства монополистическим конкурентом в краткосрочном и долгосрочном периодах. Влияние рекламы на прибыль фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Олигополия. Характерные черты олигополистического рынка. Кооперативная и некооперативная олигополия. Модели поведения некооперированной олигополии: модель Курно, модель Штакельберга, модель Бертрана. Модели поведения кооперированной олигополии: картель, ценовое лидерство.

    Монополия. Характеристики монополии. Особенности поведения фирмы-монополиста. Спрос и выручка для фирмы в условиях монополии. Максимизация прибыли монополиста. Оценка чистых потерь монополии. Налогообложение монополий. Естественные монополии и их регулирование. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.



Основная литература:

  1. Чеканский А.Н., Фролова Н.М. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.

  2. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика. - М.: Дело, 2001.

  3. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. -М.: ЮНИТИ, 1997.

Дополнительная литература:


  1. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение.  М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х т. С. - Петербург: Экономическая школа, 2004. http://50.economicus.ru/

  1. Макроэкономика

Предмет и метод макроэкономики. Макроэкономика и ее основные вопросы: инфляция, безработица и выпуск. Агрегирование. Экзогенные и эндогенные переменные моделей. Анализ ex post и ex ante. Основные математические методы, применяемые в макроэкономике. Потоки и запасы


Основные макроэкономические агенты. Основные макроэкономические рынки. Поведение агентов на рынках. Полная схема кругооборота. Основные макроэкономические потоки. Основное макроэкономическое тождество.

Основные макроэкономические показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), добавленная стоимость, товары конечного и промежуточного потребления. Правительственные расходы и трансферты. Внешнеэкономический сектор: экспорт, импорт, чистый экспорт, потоки доходов от факторов производства, чистый доход факторов производства. Расчет ВНП по доходам и расходам. Проблема двойного счета, расчет ВНП по добавленной стоимости. Тождества системы национальных счетов.


Чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД). Личный доход, личный располагаемый доход. Потребление и сбережение.

Реальные и номинальные переменные. Индексы Ласпейраса и Пааше. Индекс потребительских цен, индекс цен производителей. Дефлятор ВВП. Использование индексов для расчета темпов инфляции и экономического роста.

Фискальная политика: основные характеристики. Определение, инструменты, виды. Монетарная политика: основные характеристики. Определение, инструменты, виды.

Безработица как одна из макроэкономических проблем. Занятость и безработица. Типы безработицы (фрикционная, структурная, циклическая). Причины безработицы. Естественный уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.

Основная литература:


  1. Дорнбуш Р., Фишер С Макроэкономика - МГУ:ИНФРА-М, 1997

  2. Сакс Дж., Лоррен Ф. Макроэкономика: глобальный подход, М.: «Дело», 1996

Дополнительная литература:


  1. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Европейский текст, СПб.: «Судостроение», 1998

  2. Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2005

  3. Blanchard O. (2003) Macroeconomics. – Prentice Hall

  1. Бухгалтерский учет, анализ, аудит

Цели, задачи и предмет, принципы бухгалтерского учета. Финансовый и управленческий учет, сравнительная характеристика. Основные допущения бухгалтерского учета и требования к учетной документации.

Объекты бухгалтерского учета: понятие, виды, характеристика. Элементы метода бухгалтерского учета: понятие и характеристика.

Бухгалтерская отчетность, ее структура и назначение.

Бухгалтерский баланс: сущность и информационное значение. Отчет о прибылях и убытках: сущность и информационное значение.

Отчет о движении денежных средств. Бухгалтерские счета и двойственная запись.

Понятие и цели экономического анализа, его информационная база. Оценка как цель экономического анализа: понятие, назначение, технология осуществления.

Факторный анализ: понятие, методы осуществления.

Сущность и назначение аудита в Российской Федерации. Организационные и методологические аспекты аудиторской деятельности в Российской Федерации.


Литература:

  1. Аудит: Учебник для вузов/ под ред. В.И. Подольского.-М.,2010.

  2. Кондратов Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА-М, 2010.

  3. Макарова Л.Г. Макаров А.С. Экономический анализ в управлении финансами фирмы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Л.Г. Макарова, А.С. Макаров. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008., 336 с.



РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ



  1. Исторические основы менеджмента. Функции менеджмента. Подходы в менеджменте.

Понятия «управление» и «менеджмент». Менеджмент как вид управления. Менеджмент как самостоятельный вид деятельности. Менеджмент как наука управления. Менеджмент как учебная дисциплина.

Возникновение научного управления. Эволюция науки управления. Школа научного менеджмента Ф.У. Тейлора. История формирования и основные принципы. Административная школа в менеджменте. Принципы управления А. Файоля. Школа человеческих отношений. Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте. Современные направления развития менеджмента.

Понятие организации. Этапы развития представлений об организации. Типы совместной деятельности в организации. Организация как открытая система. Внутренние элементы организации. Понятие и значение организационной структуры. Виды организационных структур и их влияние на эффективность деятельности организации. Структура и типология Генри Минцберга.

Общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Управление предприятием как системная реализация функций управления, взаимосвязь и взаимозависимость основных функций. Связующие процессы коммуникации и принятия решений как необходимое условие процесса управления.

Мотивация как основная функция менеджмента. Мотив и стимул. Понятие внутренней мотивации. Основные теории мотивации и их использование в построении эффективной системы мотивации и стимулирования персонала.

Понятие организационного конфликта и его структура. Предмет конфликта. Причины управленческих конфликтов. Функции конфликтов. Типология конфликтов в организации. Этапы протекания и элементы процесса конфликта. Структурные методы управления конфликтом. Стили разрешения межличностных и внутригрупповых конфликтов.


Основная литература:

  1. Мескон, М. Х. Основы менеджмента / Мескон, М. Х.; Альберт, М.; Хедоури, Ф.; Медведь, О. И. . - М.; СПб.; Киев: Вильямс , 2006. - 665 с.

  2. Виханский О.С., Наумов Л.П. Менеджмент. - М.: Экономистъ, 2006.

  3. Дафт Р. Менеджмент. - СПб: Питер, 2009.


Дополнительная литература:


  1. Роббинс С.П., Коултер М. Менеджмент. - М.: Вильямс, 2007.

  2. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2009.




  1. Инновационный менеджмент

Понятие новшества и инновации. Виды инноваций и их классификация. Три группы нововведений: продуктовые, технологические и организационно-управленческие. Поэтапная модель развития инновационного процесса. Фундаментальные и прикладные исследования. Экспериментальные исследования и разработки. Проектирование и внедрение новшеств. Жизненный цикл нововведений. Классификация источников инноваций.

Понятие и виды инновационных стратегий. Выбор инновационной стратегии. Роль внешних и внутренних факторов в обосновании выбора стратегии. Анализ развития инновации как условие выбора стратегии. Общие принципы разработки инновационной стратегии. Классификация типов инновационного поведения организаций. Разновидности стратегий по типу инновационного поведения.

Инфраструктура инновационной деятельности. Факторы, формирующие условия для инноваций. Процедуры правовой защиты продуктов инновационной деятельности. Лицензионная деятельность.

Политика государства в отношении инноваций, формы и методы их поддержки.

Инновационный менеджер, его задачи. Требования к личности.

Источники средств для инноваций, участие в финансировании инноваций государства, бизнес-ангелов и венчурных капиталистов. Оценка эффективности инноваций, частота успеха.

Предпринимательство: сущность, роль в развитии государства. Виды предпринимательства. Характеристики предпринимателя.


Основная литература:

  1. Инновационный менеджмент. /Под редакцией Аньшина В.М., Дагаева А.А. / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - М.: «Дело», 2003.

  2. Управление инновациями в организации: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / А.А. Бовин, Д.Е. Чередникова, В.А. Якимович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 415 с.


Дополнительная литература:

  1. Косов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. - М.: ГУ ВШЭ, 2000, 2002.

  2. Валдайцев В.С. Управление инновационным бизнесом. - М.: Юнити, 2001.

  3. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.

  4. Выбор схем финансирования инновационных проектов и минимизация кредитных рисков / И. П. Агафонова, С. Л. Челлак // Финансовый менеджмент . - 2006. - № 2. - С. 70-83.

  5. Широкова Г.В. Управление предпринимательской фирмой. – СПб.: Из-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 384 с.


Источники в Интернете

  1. http://www.pfdf.org/leaderbooks/hamel/index.html Articles by Hamel Innovation as a Deep Capability. Leader to Leader, Winter, 2003.

  2. http://markus.spb.ru/avtoritet/rcl.shtml Истинные лидеры преобразований Джон Катценбах. Из материалов «Вестника McKinsey».

  3. http://www.iet.ru/index2.html Е.Т.Гайдар О современном экономическом росте и догоняющем развитии.

  4. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0133.asp

  5. http://www.24-7innovation.com/ S. Shapiro, 24-7, Innovation Process, Performance, People.




  1. Маркетинг

Суть и содержание понятия «маркетинг». Основные функции маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности, ее основные принципы. Структура современного маркетинга.

Маркетинг на промышленных (В2В) и потребительских (В2С) рынках. Классификация компаний, действующих на рынке В2В. Различия между рынками В2В и В2С. Особенности комплекса маркетинга компаний на промышленном рынке.

Сегментация рынка: цель и механизм осуществления. Принци­пы, цели и задачи рыночной сегментации. Различные аспекты конкурентноспособности.

Современная теория потребностей. Классификация потребителей и основные характеристики покупателя. Мотивация потребителя и факторы, влияющие на покупательское поведение. Процесс выбора товара потребителем и принятия решения о покупке.

Виды маркетинговых исследований (поисковые, описательные, причинные).

Характеристика первичной и вторичной маркетинговой информации. Технология проведения маркетинговых исследований (объек­ты и субъекты маркетинговых исследований, методы маркетингового исследования, этапы маркетингового исследования).

Маркетинг в системе управления предприятия. Понятие товара в системе маркетинга. Подходы к классификации товаров и услуг. Классификация това­ров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребле­ния. Качество и конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара. Сбытовая политика. Сущность и функции товародвижения и сбыта. Каналы сбыта: виды, выбор, построение и управление. Логистика. Маркетинг закупок. Маркетинг продаж. Типовые варианты построения отделов продаж.

Методы продвижения продукта. Маркетинговые коммуникации. Планирование маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Реклама. Расчет бюджета и оценка эффективности рекламы PR как средство маркетинговых коммуникаций. Стимулирование сбыта. Личные продажи Прямой маркетинг. Интернет-маркетинг. Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете. Современные тенденции в развитии инструментов Интернет-маркетинга. Брендинг. Разтличия бренда от товарной марки и товарного знака. Понятие «ценности» бренда. Классификация брендов. Жизненный цикл бренда.


Основная литература:

  1. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга: Профессиональное издание. - М:

ООО «ИД Вильямс», 2009.

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007.


Дополнительная литература:

  1. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

  2. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

  3. Минетт С. Маркетинг B2B и промышленный брендинг. М.: Вильямс, 2008.

  4. Браерти Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес – маркетинг. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007.

  5. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

  6. Траут Дж. Райс Э. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2010.

  7. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Изд-во «Питер»,2003.

  8. Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Энджел Д.Ф. Поведение потребителей. 10-е изд. - СПб: Питер, 2010.

  9. Горчелс Л., Мариен Э., Уэст Ч. Управление каналами дистрибуции. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2005.

  10. Купер Р.Г. Разработка новых товаров. /Маркетинг. Под ред. М. Бейкера. - СПб: Питер, 2002.

  11. Леманн Д.Р., Винер Р.С. Управление продуктом. - М.: ЮНИТИ, 2008.

  12. МакДональд М. Планы маркетинга: как их составлять и использовать. - М: ИД «Технологии», 2004.

  13. Траут Д., Ривкин С. Новое позиционирование. Все о бизнес-стратегии №1 в мире. - СПб: Питер, 2007.



  1. Теория организации

Теория организации как одна из базовых управленческих дисциплин. Связь теории организации со смежными научными дисциплинами, изучающими организацию: экономикой, социологией, психологией, юридической наукой. Предмет и метод теории организации. Всеобщая организационная наука А.А. Богданова.

Основные подходы к определению понятия организации. Организация как процесс, организация как система, организация как феномен, организация как социальный институт. Условия возникновения и развития организации. Функциональное разделение и координация деятельности по горизонтали. Формальная и неформальная организации. Элементы организационной структуры. Связи в организации: вертикальные, горизонтальные, линейные. Типы структур. Линейные структуры. Линейно-функциональные структуры. Матричные структуры. Характеристики и условия эффективности применения различных видов структур.

Исторические модели организации. "Организация-машина" А.Файоля. Бюрократическая модель М.Вебера. "Организация-община" Э.Мэйо. "Естественная организация" Т.Парсонса. Организационный процесс Ф.Тейлора. Концепция трудовых установок А.Гастева. Закон "Организационной суммы" О.А. Ерманского. Теория "Административной емкости" Ф.Р.Дунаевского. "Организация-машина" Е.Ф.Розмирович.

Различные подходы к формированию типологии организаций. Типология организаций Т. Парсонса. Типология Р. Лайкерта. Типология Г. Минцберга. Типология А.Этциони. ДНК-типология.


Законы и принципы организации. Системный подход при изучении организаций. Законы организации и их приложения. Закон синергии. Закон информированности. Закон самосохранения. Закон композиции. Закон сохранения пропорциональности. Закон онтогенеза. Закон дополнения.

Понятие жизненного цикла организации. Этапы жизненного цикла организации. Модель жизненного цикла организации И.Адизеса. Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера. Модель жизненного цикла организации Емельянова и Поварницыной. Сравнительный анализ различных моделей жизненного цикла. Применение моделей жизненного цикла для анализа практической деятельности организаций.

Информация в организационном процессе. Характеристики информации. Коммуникации в среде организации. Конфигурации коммуникационных связей: цепочка, колесо, штурвал, У-образная связь, случайная связь. Канал неформальных коммуникаций.

Понятие и содержание организационной культуры. Формирование и поддержание организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Национальное в организационной культуре.


Основная литература:

  1. Дафт Р. Теория организации. - М.: Юнити, 2006.


Дополнительная литература:

  1. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. - СПб: Питер, 2001.

  3. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: Учебное пособие. – 2-е издание, испр., - М.: Омега-Л, 2007 - 282 с.

  4. Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь-справочник. - М.: ИНФРА-М, 2000.




  1. Организационное поведение

Схема формирования ролевого поведения человека в организации. Влияние социальной макросреды на формирование организационного поведения. Национальная экономическая культура как совокупность норм и ценностей в сфере экономической деятельности. Типологии ценностных ориентаций: Т. Парсонс, Г. Хофштед. Причины ограниченных возможностей применения современных зарубежных теорий оргповедения к российским бизнес-организациям.

Организационная культура: понятие, основные функции. Уровни организационной культуры по Э. Шейну. Типологии организационных культур. Причины ограниченных возможностей применения зарубежных типологий к российским бизнес-организациям. Рациональный и феноменологический подходы к пониманию организационной культуры. Этапы социализации в организационной культуре. Факторы, обусловливающие необходимость культурных преобразований в организации. Основные барьеры культурных изменений в российских бизнес-организациях.

Человек в организации: личностные качества, ценности, установки. Методики измерения психологических характеристик личности. «Большая пятерка» личностных характеристик. Личности типа А и Б (М. Фридман, Р. Розенман). Локус контроля (Дж. Роттер). Самоэффективность (А. Бандура). Выученная беспомощность (М. Селигман). Конформизм. Эмоциональный интеллект (Д. Голман). Характеристики «зрелой / незрелой» личности (К. Арджирис). Терминальные и инструментальные ценности (М. Рокич).

Установки по отношению к работе и организации. Компоненты установок: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Удовлетворенность работой и поведение сотрудников. Приверженность как показатель социализации в организационной культуре. Трехкомпонентная модель приверженности Дж. Мейера и Н. Ален. Позитивные и негативные следствия организационной приверженности.

Группы в организации. Характеристики, классификация групп. Групповой контроль. Групповая сплоченность. Достоинства и недостатки группового принятия решений. Рабочие группы и команды. Типы командных ролей в организации (Р. Белбин). Перспективы и ограничения командного подхода к управлению и организации труда в российских организациях.

Понятие лидерства. Теории лидерских черт: сущность, объяснительные возможности и ограничения. Стили лидерства по критерию ориентированности лидера. Стили лидерства по способу осуществления лидерских функций (К. Левин, Р. Лайкерт, П. Нортхаус). Ситуационные теории лидерства: сущность, объяснительные возможности и ограничения. Модели лидерства Ф. Фидлера и Р. Хауза.

Власть и влияние в организации. Ресурсная зависимость как условие возникновения властных отношений. Объекты контроля в отношениях власти. Средства осуществления власти. Власть как средство и цель. «Позитивные» и «негативные» результаты властных отношений в организации.

Коммуникации в организации. Основные элементы коммуникационного процесса. Формальные и неформальные, горизонтальные и вертикальные, вербальные и невербальные коммуникации. Обмен и передача знаний в организации. Барьеры обмена и передачи знаний. Принципы эффективных коммуникаций. Коммуникационные барьеры.

Стресс в организации. Организационные, групповые, индивидуальные факторы стресса. Понятия трудоголизма, перфекционизма, выгорания на работе.


Основная литература:

  1. Роббинз С.П. Основы организационного поведения. - М.: Вильямс, 2006.

  2. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА-М, 1999.


Дополнительная литература:

  1. Балабанова Е.С. Экономические основания социальной власти: теоретическая модель социально-экономической зависимости. // Социологические исследования, 2006, № 1.

  2. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. - М.: HIPPO, 2003.

  3. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. - М.: HIPPO, 2003.

  4. Общая социология. / Под общей ред. Эфендиева А.Г. - М.: ИНФРА-М, 2007 (главы VI § 4, VIII § 3, XIII).

  5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб: Питер, 2007 (главы 2, 3,10).




  1. Государственное и муниципальное управление

Конституционные основы государственной власти в РФ. Статус Президента РФ. Структура органов государственной власти в РФ: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Регион как система и объект управления. Органы государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма в организации государственного управления в РФ. Местное самоуправление в России. Конституционно-правовые основы местного самоуправления, его сущностные признаки.

Государственное регулирование экономики. Объекты государственного регулирования. Теории государственного регулирования экономики. Методы государственного регулирования. Регулирование материального производства, регулирование фондового рынка и денежного обращения. Регулирование инновационной деятельности. Управление основными хозяйственными комплексами: топливно-энергетическим, агропромышленным, транспортным и оборонно-промышленным комплексами.

Социальная политика государства. Механизмы и ограничения социальной политики.

Власть и бизнес. Эволюция стратегий взаимодействия государства и бизнеса в российской экономике. Основные подходы к пониманию понятий Lobbing, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA). Объекты и субъекты лоббизма. Классификация объектов лоббизма. Типология GR. Роль политических партий в обеспечении конструктивного взаимодействия бизнеса и власти. Практики формирования механизмов взаимодействия бизнеса и власти.


Основная литература:

  1. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. М., 2012.

  2. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.,2008.

  3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.


Дополнительная литература:

  1. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления 3-е издание. СПб, 2008.

  2. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия [Текст] : монография / научн.ред. и рук.авт. колл.А.Н.Шохин ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

  3. Яковлев А.А.Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике/ Российский журнал менеджмента, Том 3,№1, 2005.




  1. Разработка управленческих решений

Понятие управленческого решения. Различные модели процесса принятия решений в организациях. Понятие эффективного управленческого решения. Системный подход при принятии управленческого решения. Лицо, принимающее решение. Первый этап разработки управленческого решения. Влияние формулировки проблемы и цели на разработку решения.

Иррациональная сторона процесса принятия решений. Воздействие эмоций на процесс принятия решений. Влияние бессознательных факторов на конечный выбор. Стратегическое использование эмоций для принятия лучшего решения.

Разработка управленческих решений в условиях неопределенности Использование математического моделирования для принятия управленческих решений. Методы линейного и нелинейного программирования. Модели теории игр. Метод анализа иерархий и его модификации. Экспертное оценивание, метод «Дельфи».

Понятие риска и неопределенности, их источники. Методы предотвращения и уменьшения рисков. Методы разработки и принятия решений в условиях риска и неопределенности.

Организация работ по реализации решения. Методы контроля и механизм его осуществления.


Основная литература:

  1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 2008.

  2. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. - М.: Инфра-М, 2009.


Дополнительная литература:

  1. Вертакова Ю.В., Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Управленческие решения: разработка и выбор. - М.: КноРус, 2005.

  2. Лапыгин Ю.Н. Системное решение проблем. - М.: Эксмо, 2008.

  3. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. - М.: ЮНИТИ, 1997.

  4. Юкаева В.С. Управленческие решения. - М.: Дашков и К, 2006

  5. Канеман Д., Словик П., Тверски А., Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005. – 632с.




  1. Стратегический менеджмент

Общая концепция стратегического менеджмента. Цели, функции и этапы развития стратегического менеджмента, долгосрочное и стратегическое планирование, системный и ситуационный подходы в управлении организацией. Приростный и предпринимательский стили поведения в управлении организацией, разумное сочетание в системе управления различных поведенческих стилей и методов, факторы, определяющие выбор организационного поведения. Стратегический потенциал и стратегические возможности организации. Модель стратегического менеджмента, основные элементы модели и их взаимосвязь. Факторы функциональных зон организации, анализируемые при стратегическом планировании, сегментация рынка на стратегические зоны хозяйствования. Сущность и задачи стратегического менеджмента, основные объекты и задачи стратегического и оперативного управления, проблемы и направления развития стратегического управления.

Процесс стратегического планирования, элементы стратегического выбора. Стратегические цели организации, видение миссия и культура организации

Составляющие внешней среды организации, отрасль, структурная схема и логика отрасли. Цели анализа внешнего окружения, области внешнего окружения, в которых возникают факторы угроз и возможностей, факторы анализа дальнего и ближнего окружения, модель Портера, ключевые факторы отрасли. PEST - анализ. Анализ внешней среды по методу SWOT.

Цели и методы внутренней диагностики компании. Анализ внутренней среды компании по методу SWOT. Анализ конкурентоспособности по издержкам на основе «цепочки ценностей» М. Портера.

Модели портфельного анализа. Матрица БКГ, Мак Кинзи. Ограничения матричного метода.


Основная литература:

  1. Томпсон А.А.-мл., Стрикленд А.Дж. III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. 12-е издание. - М.: Вильямс, 2003.

  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарики, 2006.

  3. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. - СПб: Питер, 2002.


Дополнительная литература:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб, 1999.

  2. Боумэн К. Стратегия на практике. - СПб: Питер, 2003.

  3. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. - М.: Дело, 2006.

  4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. - СПб: ИД СПбГУ, 2006.

  5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 1999.

  6. Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб: Питер, 2001.

  7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб: Питер, 2000.

  8. Портер М. Конкурентное преимущество. - М.: «Альпина», 2005.




  1. Управление персоналом

Основные теории и подходы к управлению персоналом (классические теории, теории человеческих отношений, теории человеческих ресурсов, теории человеческого капитала, теории стратегического управления человеческими ресурсами).

Система управления персоналом организации: основные функции (подсистемы), место в структуре организации. Кадровая служба: виды, роли как партнера бизнеса, взаимосвязь с другими структурными подразделениями организации. Директор службы персонала: основные компетенции.

Формирование стратегии управления персоналом: понятие, факторы, влияющие на процесс ее разработки, взаимосвязь с общей стратегией организации. Основные подходы к классификации стратегий управления персоналом. Кадровая политика: основные этапы формирования, виды. Соотношение понятий кадровая стратегия и кадровая политика.

Маркетинг персонала: суть, этапы и задачи. Имидж организации на рынке труда. Планирование персонала, разработка требований к должности (должностная инструкция, описание рабочего места, модель рабочего места, профиль требований к должности, профессиограмма, карта компетенций).

Источники привлечения персонала в организацию. Современные технологии подбора персонала. Особенности работы с посредниками на рынке труда. Процедура отбора персонала в организации: основные этапы и методы. Отборочное собеседование: типы, виды и особенности проведения. Особенности психологического тестирования. Оформление приема на работу. Адаптация персонала: цели и задачи, направления, виды, основные этапы и методы.

Стимулирование и оплата труда персонала. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Виды и методы стимулирования. Стимулирование работников с разными типами трудовой мотивации. Структура компенсационного пакета организации. Денежное вознаграждение (постоянная часть, условно-постоянная часть, переменная часть), связь с результатами труда. Социальные трансферты. Нематериальная мотивация.

Основные подходы к развитию персонала организации. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации, корпоративный университет, управление знаниями. Модель систематического (непрерывного) обучения персонала. Управление карьерой: виды карьеры, этапы процесса управления карьерой, типовые модели и индивидуальные планы развития карьеры. Формирование и работа с кадровым резервом организации: структура резерва, преемники и дублеры, особенности работы с различными группами кадрового резерва.

Оценка персонала: цели и задачи, основные формы и методы оценки. Assessment-center. Аттестация персонала: виды, основные участники, обязательные условия и этапы проведения. Организационно-кадровый аудит.

Корпоративная культура организации, управление конфликтами и командообразование как функции службы персонала.

Особенности кадрового делопроизводства: основные документы, оформляемые кадровой службой организации.


Основная литература:

  1. Дуракова И.Б. Управление персоналом: Учебник.- М.: ИНФРА-М,2009.- 570 с.

  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - СПб: Питер, 2008.

  3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.


Дополнительная литература:


  1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. Десслер Г. Управление персоналом. - М.: БИНОМ, 2004.

  3. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.



Похожие:

Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма вступительного испытания по менеджменту для поступающих на магистерскую программу по направлению 080200. 68 «Менеджмент»

Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма вступительного испытания по математике для абитуриентов, поступающих
Цель вступительного испытания — выявить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре учащихся IX классов общеобразовательных...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов с высшим и средним профессиональным образованием, поступающих для обучения по сокращенной
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, составляет 40 баллов
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Биология»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «История»
Программа вступительного испытания по дисциплине «История» для поступающих на обучение по направлениям впо 030900. 62 «Юриспруденция»,...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма вступительного испытания по дисциплине «Обществознание»
Программа вступительного испытания по дисциплине «Обществознание» для поступающих на обучение по направлению впо 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Природообустройство и водопользование»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Программа вступительного испытания по менеджменту для поступающих iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Поступающие на обучение по программам магистратуры сдают следующие вступительные испытания
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница