Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)




Скачать 443.24 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
страница1/2
Дата27.11.2012
Размер443.24 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2
Министерство образования Российской Федерации

Институт проблем развития


среднего профессионального образования

Примерная программа учебной дисциплины

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

для средних специальных учебных заведений

(Базовый уровень)


МОСКВА-2002

. Примерная программа учебной дисциплины “Социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). — М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002, 28 с.

Управление среднего профессионального образования Минобразования России

14 мая 2002 г.

Авторы: Е.И.Исаев - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого;

Н.И.Калугина -канд. социолог, наук, доцент кафедры психологии образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого;

Рецензенты Н.Б. Орлова - методист Учебно-методического кабинета по профессиональному образованию Московского комитета образования;

О.В. Попова - зам. директора по учебно-методической работе Узловского машиностроительного колледжа

Ответствен- Р.Л. Палтиевич - главный специалист ИПР СПО,. за ный за выпуск канд ист. наук, доцент

Редактор Т.Н.Маннина

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр., 43.

© ИПР СПО Минобразования России, 2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


“Социальная психология” в структуре дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического циклов нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального и личностного становления в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений.

В примерной программе дисциплины “Социальная психология” пять разделов. В первом разделе “Теоретико-методологические основы социальной психологии” представлены темы: “Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии”, “История становления и развития социальной психологии”. В содержании раздела рассматриваются разные научные подходы к определению объекта и предмета социальной психологии, история становления науки, ее роль в жизни современного общества.

Во втором разделе “Социальная психология общения и взаимодействия людей” представлены темы: “Место общения в жизнедеятельности человека. Содержание, функции и виды общения”, “Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения”, “Психология воздействия в общении”. В разделе показана специфика социально-психологического подхода к общению, рассматривается многоуровневое содержание общения и его полифункциональность, анализируются элементы коммуникативного процесса и условия его эффективности, социально-психологические механизмы восприятия и понимания друг друга партнерами по общению, виды взаимодействий, технологии и способы убеждающего воздействия. В данном разделе выделены также психологические проблемы делового общения, проблемы оптимизации совместной деятельности через воздействие на процессы общения.

Третий раздел “Психология социальных сообществ” представлен темами: “Группа как социально-психологический феномен”, “Психология больших социальных групп и массовых социальных движений”, “Социальная психология малых групп”, “Психология межгрупповых отношений”. В разделе рассматриваются феноменология и закономерности больших и малых социальных групп, динамические процессы группового функционирования, социально-психологические эффекты межгруппового взаимодействия, психологические условия эффективности групповой деятельности.

В четвертом разделе “Социальная психология личности” представлены темы “Социально-психологический портрет личности” и “Социализация личности”. В разделе описываются феноменология, социально-психологическая структура личности, проблемы социализации и развития личности.

Пятый раздел “Прикладные отрасли социальной психологии” представлен темами: “Психология семьи и семейного воспитания”, “Психология асоциального поведения”, “Социальная психология конфликта”, “Методы активного социально-психологического обучения и развития”. В содержании темы “Психология семьи и семейного воспитания” рассматриваются различные аспекты психологии семьи, возрастная структура взаимоотношений в семье, типы взаимоотношений супругов, родителей и детей. В теме “Психология асоциального поведения” рассматриваются проблемы социальной детерминированности отклоняющегося поведения и его виды, социально-психологические характеристики личности подростка, юноши с асоциальным типом поведения, условия и причины делинквентного поведения, проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Содержание темы “Социальная психология конфликта” включает вопросы о сущностных свойствах конфликта, его социально-психологической структуре, функциях и динамике. Рассматриваются причины конфликтов в организациях, стратегии поведения участников конфликта и пути его урегулирования. В теме “Методы активного социально-психологического обучения и развития” определяются принципы активного социально-психологического обучения и развития, раскрывается содержание и специфика его методов.

Программа рассчитана на 64 аудиторных часа, в том числе 10 из них отводятся на лабораторные и практические занятия, и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования. На основании данной примерной программы учебное заведение самостоятельно разрабатывает рабочую программу.

В программе приведена примерная тематика практических занятий, самостоятельных работ, рефератов и сообщений . При изучении социальной психологии равнозначными являются такие виды профессиональной подготовки, как исследование и проектирование. Социально-психологическая нацеленность проектов связана с созданием образовтельно-развивающей среды жизнедеятельности студентов — будущих специалистов, с построением системы связей и отношений друг с другом. Обоснование и реализация социально-психологических проектов могут быть осуществлены в ходе аудиторных занятий, а также на профессиональной практике.

Проектирование, в отличие от исследования, в первую очередь ориентировано на практическую работу будущего специалиста с людьми внутри своей профессии. В разработке и реализации образовательного проекта могут участвовать одновременно несколько студентов. Важная роль в руководстве проектом отводится преподавателям психологии и педагогики.

При изучении “Социальной психологии” студенты должны освоить общие социально-психологические закономерности общения, взаимодействия людей, приобрести знания о психологических процессах, протекающих в малых и больших группах. Студенты должны приобрести умения анализировать профессиональные ситуации с позиций участвующих в нем индивидов, выявлять и оценивать специфику социально-психологических связей и отношений в социальных сообществах, проектировать социально-психологические условия совместной деятельности, квалифицировать различные эффекты межличностного взаимодействия и проводить коррекцию нежелательных явлений в отношениях между людьми, руководить совместной их деятельностью. Реализация программы обеспечит социально-психологическую компетентность будущих специалистов как неотъемлемую часть их профессионализма.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

Предмет социальной психологии; социально-психологическая характеристика личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Наименование разделов и тем

лекционных

в том числе лабораторных и практических занятий

1

2

3

Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной психологии

12

2



Тема 2.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения

4





Тема 2.3. Психология воздействия в общении

4




Раздел III. Психология социальных сообществ

14

2

Тема 3.1. Группа как социально-психологический феномен

2





Тема 3.3. Социальная психология малых групп

4




Тема 3.4. Психология межгрупповых отношений

4





Тема 4.1. Социально-психологический портрет личности

6



Продолжение


1

2

3

Тема 4.2. Социализация личности

6




Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии

14

2

Тема 5.1. Социальная психология семьи и семейного воспитания

4






Всего часов по дисциплине

64

10
  1   2

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Основы философии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М-: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности для средних специальных учебных заведений Базовый уровень
Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы политологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы политологии" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconУчебной дисциплины “ основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) Москва 2002 Примерная
Примерная программа учебной дисциплины “Основы экономики” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины «социальная психология» дли средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Тема Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Основы права” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины "Основы права" для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ иностранный язык” (Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень
Английский, немецкий, французский, испанский языки) для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень). М.: Издательский...
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Примерная программа учебной дисциплины “Русский язык и культура речи” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)....
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПримерная программа учебной дисциплины “ основы социологии” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень)
Авторы: А. И. Кравченко доктор социологических наук, профессор мгу им. Ломоносова
Примерная программа учебной дисциплины “ социальная психология” для средних специальных учебных заведений (Базовый уровень) iconПрограмма для студентов средних специальных и высших учебных заведений, учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы
Программа предназначена для вос­питанников современных кадетских корпусов и курсантов военных институтов, может быть использована...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница