Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия




Скачать 198.84 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия
Дата27.11.2012
Размер198.84 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра Физической культуры и спорта


Ф.И.О. автора Родина Елена Юрьевна, кандидат биологических наук,

доцент кафедры химии


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Биохимия

(название дисциплины)


Специальность: 033100 Физическая культура

(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №_____

«___»________________200__г. «___»___________200__г.

_____________________________ Зав. кафедрой ______П.Н. Пасюков


ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор - составитель

Ф.И.О.: Родина Е.Ю., кандидат биологических наук,

доцент кафедры химии


Учебно-методический комплекс: Биохимия

(название дисциплины)


составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности___________Физическая культура________________________


Шифр 033100


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки и является обязательной для изучения.


Согласовано с деканом обучающего факультета:


Декан ИП, к.п.н., доцент М.А. Романова


Директор библиотеки Е.В. Квитченко


СОДЕРЖАНИЕ


I. Программа дисциплины............................................................................................4

1. Организационно-методический раздел…………………………………….4

Цели и задачи изучения дисциплины...........................................................................5

Требования к уровню освоения содержания дисциплины ..........................................5

2. Содержание курса.........................................................................................................6

2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ................................................6

2.2. Краткое содержание курса..........................................................................................7

3. Материалы итогового контроля……………………………………………...9

4. Тематика контрольных работ………………………………………………...12

5. Учебно-методическое обеспечение курса.....................................................................13

5.1.Литература.....................................................................................................................13


I. Рабочая программа дисциплины

1. Организационно-методический раздел


Биохимия - одна из отраслей современной биологии, изучающая общие свойства биоорганических веществ и закономерности их обмена в живых организмах. Цель преподавания курса биологической химии для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура» – дать будущим специалистам знания химических основ явлений жизнедеятельности и в особенности тех биохимических процессов, которые совершаются в организме человека при занятиях физическими упражнениями и спортом. Биологическая химия раскрывает сущность и значение молекулярных процессов, проходящих в клетках и тканях живого организма при его различных состояниях. Изучение биологической химии способствует формированию у студентов теоретической базы и, как следствие, правильного понимания причин тех изменений в организме человека, которые наблюдаются в результате систематических занятий физическими упражнениями и спортом.

Изучение биохимии создает необходимые предпосылки для последующего прохождения курса таких медико-биологических дисциплин, как физиология, спортивная медицина, лечебная физическая культура, гигиена и др. Достижения биохимии физических упражнений и спорта широко используются в практике физического воспитания и спортивной тренировки при преподавании курса теории и методики физической культуры и в специальных курсах по спортивным и педагогическим дисциплинам.

Курс биохимии состоит из двух разделов: «Общая химия» и «Биохимия физических упражнений и спорта». Учебный процесс по курсу биохимии проводится в форме лекций, семинарских занятий.

В разделе «Общая химия» предполагается изучение студентами особенностей строения и свойств химических соединений, входящих в состав организма человека, и разнообразных биохимические процессы, составляющих основу физиологических функций.

В разделе «Биохимия физических упражнений и спорта» планируется ознакомление студентов с особенностями биохимических превращений в организме при мышечной деятельности, биохимическими закономерностями спортивной тренировки, проведением контроля за ходом тренировочного процесса с помощью биохимических методов, биохимическим обоснованием положительного влияния систематических занятий физическими упражнениями и спортом на состояние здоровья и работоспособность человека в разные возрастные периоды его жизни.

Студенты должны освоить базовый уровень знаний по курсу биохимии: изучить основные понятия и определения курса, научиться диагностировать и контролировать биохимические процессы, происходящие в организме при систематических физических нагрузках; и уметь применять полученные знания в практической деятельности.

Одна из наиболее важных задач биохимии заключается в том, чтобы на основе глубоких знаний химических превращений, совершающихся в живом организме, найти действенные пути управления обменом веществ. Ведь состояние обмена веществ в организме определяет биологическое здоровье и всевозможные его нарушения. Задача биохимии спорта -исследование и изучение общих закономерностей обмена веществ в процессе спортивной деятельности.

1. Цель курса:

Сформировать представление о биохимии как науке, изучающей вопросы детальной характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи и процессов их обмена, а также процессов функционирования макромолекул (нуклеиновых кислот) на уровне живых клеток и их органелл.

2. 3адачи курса:

1. Дать характеристику разделов биохимической науки.

2. Изучить строение и свойства различных классов органических веществ, их роль в составе живых организмов.

3. Изучить биохимические характеристики спортивной работоспособности и их влияние на скоростно-силовые свойства спортсменов.


Требования к уровню освоения содержания курса с учетом требований

ГОС ВПО

- знать:

1) общие свойства органических соединений, общие закономерности обмена веществ в организме, законы преобразования энергии в живых системах, общие вопросы регуляции обмена веществ;

2) особенности биохимических превращений при мышечной деятельности;

3) биохимические закономерности спортивных тренировок и методы биохимического контроля в спорте;

- уметь:

использовать полученные биохимические сведения при проведении

индивидуальных и групповых тренировок.


ДПП.Ф.13 Биохимия 100

Химический состав организма человека. Белки. Углеводы. Липиды. Витамины. Водный обмен. Минеральный обмен. Биохимия сокращения и расслабления мышц. Биохимия физических упражнений и спорта. Биохимическая характеристика тренированного организма.


2. Содержание курса

2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ


п/п


Наименование тем и разделов


Всего Часов


Аудиторных занятий


Сам. Р.











Лекции


Лаб. Раб.


Семинары











100


30





21


49


1.


Химический состав живых организмов


5


2





1


2


2.


Вода в живых организмах. Водный и минеральный обмен


6


2





1


3


3.


Углеводы и их обмен


6


2





1


3


4.


Липиды и их обмен


6


2





1


3


5.


Белки. Строение. Свойства. Значение для живых организмов


6


2





1


3


6.


Нуклеиновые кислоты


6


2





1


3


7.


Ферменты. Общая характеристика


6


2






1


3


8.


Витамины


6


2





1


3


9.


Гормоны


6


2





1


3


10.


Биоэнергетика


8


2





2


4


11.


Биохимия сокращения и расслабления мышц


8


2





2


4


12.


Биохимические изменения в организме при утомлении и в период отдыха после мышечной работы


8


2





2


4


13.


Биохимические факторы спортивной работоспособности


8


2





2


4


14.


Биохимические основы скоростно-силовых качеств спортсмена


8


2





2


4


15.


Биохимические основы выносливости


8


2





2


4














































2.2. Темы и краткое содержание курса

1. Химический состав живых организмов

Классификация химических элементов по количественному содержанию элементов. Строение и свойства биологических молекул.

2. Вода в живых организмах

Значение воды для живых организмов. Строение и свойства воды. Водно-дисперсные системы организма и их классификация. Общие свойства водно-дисперсных систем организма. Диффузия. Осмос. Буферное действие растворов. Водный и минеральный обмен.

3. Углеводы и их обмен

Углеводы. Общая характеристика. Классификация. Представители различных групп углеводов. Роль углеводов в живых организмах. Обмен углеводов.

4.Липиды и их обмен

Липиды. Общая характеристика. Классификация. Представители различных классов липидов. Роль липидов в живых организмах. Обмен липидов.

5. Белки

Общая характеристика. Функции белков. Строение, свойства белков. Классификация. Характеристика представителей простых и сложных белков. Содержание белков в органах и тканях животных и растений.

6.Нуклеиновые кислоты

Общая характеристика. Строение и свойства ДНК. Строение и свойства различных видов РНК. Биологическая роли ДНК и РНК.

7. Ферменты

Общая характеристика. Особенности ферментов как биологических катализаторов. Строение простых и сложных ферментов. Классификация. Роль.

8.Витамины

Общая характеристика. Классификация. Характеристика отдельных витаминов Значение витаминов.

9.Гормоны

Общая характеристика. Характеристика отдельных групп гормонов. Регуляторная роль гормонов.


10. Биоэнергетика

Основные этапы преобразования энергии в живых организмах. Биологическое окисление. Окислительное и субстратное фосфорилирование. Переносчики энергии в живых организмах. Образование АТФ.


11. Биохимия сокращения и расслабления мышц

Строение мышц. Химический состав мышечной ткани. Мышечное сокращение. Источники энергии для мышечной работы.

12. Биохимические изменения в организме при утомлении и в период отдыха после мышечной работы

Потребление кислорода при мышечной работе. Биохимические изменения в отдельных органах и тканях при мышечной работе. Биохимическая характеристика утомления.

13. Биохимические факторы спортивной работоспособности
Факторы спортивной работоспособности. Показатели аэробной и анаэробной работоспособности спортсменов. Специфичность спортивной работоспособности. Влияние тренировки на работоспособность спортсменов. Возраст и спортивная работоспособность.


14. Биохимические основы скоростно-силовых качеств спортсменов

Биохимические факторы скоростно-силовых качеств. Биохимические основы методов скоростно-силовой подготовки спортсменов.

15. Биохимические основы выносливости

Биохимические факторы выносливости. Методы тренировок развития выносливости. Биологические принципы тренировок. Специфичность адаптации, обратимость адаптации. Гетеросинхронность адаптационных процессов.


3. Материалы итогового контроля

Итоговая аттестация дисциплины «биохимия» включает в себя сдачу
курсового экзамена, который предназначен для определения теоретической и
практической подготовленности специалиста к выполнению
профессиональных задач, установленных ГОС высшего профессионального
образования по специальности 033100 «Физическая культура».

Курсовой экзамен по биохимии предполагает проверку знаний процессов жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежат биохимические превращения в клетках.

Изучение биохимии создает необходимые предпосылки для дальнейшего изучения таких дисциплин как физиология, гигиена, спортивная медицина.

В программу экзамена включены вопросы, представленные в программе дисциплины.

Основные требования, предъявляемые к курсовому экзамену

по биохимии

Студент, обучающийся по специальности «Физическая культура» в плане предметной подготовки по биохимии должен знать:

- общие свойства биоорганических соединений, общие закономерности обмена веществ в организме, законы преобразования энергии в живых системах, общие вопросы регуляции обмена веществ;

- особенности биохимических превращений при мышечной деятельности;

- биохимические закономерности спортивных тренировок и методы

биохимического контроля в спорте; уметь:

- использовать полученные биохимические сведения при проведении индивидуальных и групповых тренировок.

Экзаменационные тесты представлены в виде двух вариантов, каждый из которых включает 35 вопросов по изученным темам. Вопросы в тестах составлены в соответствии с порядком изучаемых тем.

Критерии оценки

Каждый правильный ответ теста оценивается в 2 балла. Таким образом, 100 % ответ соответствует 70 баллам.

1. Оценка «отлично» ставится за выполнение заданий на 80 % и более.

2. Оценка «хорошо» ставится за выполнение заданий на 60-70%.

3. Оценка «удовлетворительно» ставится за выполнение заданий на 30- 50 %.

4. Оценка «неудовлетворительно» ставится за выполнение заданий менее чем на 30 %.


Вопросы к экзамену


1. Классификация химических элементов по их количественному содержанию в организме.

2. Химический состав живых организмов.

3. Углеводы: общая характеристика, классификация. Свойства отдельных представителей. Обмен углеводов.

4. Липиды: общая характеристика, классификация. Характеристика отдельных классов, их свойства. Обмен липидов.

5. Белки. Функции, состав, строение, уровни организации, классификация. Роль белков в живых организмах.

6. Нуклеиновые кислоты. Общая характеристика, классификация, состав, строение, свойства. Роль нуклеиновых кислот в живых организмах.

7. Ферменты. Общая характеристика. Строение простых и сложных ферментов. Роль ферментов в живых организмах. Классификация, характеристика отдельных представителей.

8. Витамины: характеристика обеспеченности организма витаминами; водо- и жирорастворимые витамины и их значение для живых организмов.

9. Энергия и работа живых систем; формы фосфорилирования преобразование энергии в живых организмах,

10. Биологическая роль и состояние воды в организме. Обмен воды и его регуляция.

11. Биологическая роль минеральных веществ. Обмен минеральных веществ и его регуляция.

12. Структура и функции мышечного волокна.

13. Структура и свойства сократительных белков.

14. Биохимические процессы, происходящие в мышце при сокращении и расслаблении.

15. Источники энергии при мышечной работе.

16. Аэробный и анаэробный синтез АТФ упражнениях разной мощности и длительности.

17. Биохимические процессы при мышечной деятельности: транспорт и потребление кислорода; биохимические изменения в отдельных органах и тканях.

18. Биохимическая характеристика утомления.

19. Динамика биохимических процессов в период отдыха.

20. Лимитирующие факторы спортивно работоспособности.

21. Показатели аэробной и анаэробной работоспособности спортсмена.

22. Специфичность спортивной работоспособности и влияние на нее

тренировки.

23. Возраст и спортивная работоспособность.

24. Биохимические факторы скоростно-силовых качеств.

25. Биохимические основы скоростно-силовой подготовки спортсменов.

26. Биохимические факторы выносливости и методы тренировок, способствующие ее развитию.

27. Адаптация к физическим нагрузкам и тренировочный эффект.

28. Биологические принципы тренировки. Положительные и отрицательные взаимодействия тренировочных нагрузок.


4. Тематика контрольных работ


1. Уровни организации белковой молекулы. Особенности водородных связей, поддерживающих вторичную структуру белка.

2. Характеристика деятельности ферментов разных классов.

3. Уровни организации ДНК.

4. Структура видов РНК

5. Липиды. Характеристика представителей разных классов.

6. Углеводы. Влияние конфорлиров на структуру и биологическую роль. Характеристика представителей разных групп.

7. Репликация ДНК.

8.Биосинтез белка на рибосоме. Искусственный синтез белка по методу

Меррифилда.

9. Обмен липидов. 10.Обмен углеводов.

11. Биологическое окисление: хемиосмотическая теория Митчелла, структура АТФазы, образование АТФ в ней. Гипотезы.


5. Учебно-методическое обеспечение курса

5.1. Литература

Основная

1 .Биохимия./Под ред. Меньшикова В.В., Волкова Н.И..М.: Физкультура и спорт, 1986. 384 С.

2.Проскурина И.К. Биохимия. М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. 240 С.

Дополнительная

1.Я.Мусил, О. Новакова, К. Кунц. Современная биохимия в схемах. М., «Мир», 1984

2.Ленинджер А. Основы биохимии: в 3-х т., М., «Мир», 1985

3.Страйер Л. Биохимия: в 3-х т., М., «Мир», 1984

4.Березин И.В., Савин Ю.В. Основы биохимии: учебное пособие.- М., изд-во МГУ, 1990

5.Молекулярная биология: Структура и биосинтез нуклеиновых кислот. Учебник для биол. Спец. вузов /В.И. Агол, А.А. Богданов, В.А. Гвоздев и др.; под ред. А.А. Спирина.- М., «Высшая школа», 1990

6.Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. Под ред. с предисловием и дополнен. В.Г. Дебабова. - М., «Мир», 1987.



Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия продуктов питания» составлен в соответствии с требованиями национально-регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общематематических и естественнонаучных дисциплин государ
Учебно-методический комплекс: Биохимия продуктов питания (Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 110300...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биохимия (название)
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия». Таганрог: Изд-во трту, 2006. 80 с. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» подготовлен в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по дисциплине «Философия».
Составители: М. А. Дедюлина, В. А. Ивлиев, Е. В. Папченко, В. С. Поликарпов, О. В. Шипелик
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф. 07. «Геология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Схемотехника ЭВМ
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биохимия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница