Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск




НазваниеМетодика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск
страница1/6
Дата27.11.2012
Размер0.67 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


Кафедра физической географии материков и океанов

и методики преподавания географии


МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН


Практикум

для студентов географического факультета


Минск

2007


УДК 911.2:551.46(075.8)

ББК 26.89(9)я73

М54


Автор-составитель:

М. М. Ермолович




Рекомендовано Ученым советом

географического факультета

23.03.2007г., протокол № 7


Р е ц е н з е н т ы:

кандидат педагогических наук,

доцент М.Ф. Поснова;

кандидат географических наук

С.Н. Басик




М54

Методика преподавания географических дисциплин: практикум для студентов геогр. фак. / авт.-сост. М. М. Ермолович. – Минск.: БГУ, 2007. – 48 с.


Практикум подготовлен в соответствии с учебной программой по дисциплине «Методика преподавания географических дисциплин», изучаемой студентами географического факультета Белгосуниверситета. В нем приведены методические рекомендации по изучению курса, тематика семинарских занятий, индивидуальные задания и задания КСР, список литературы.


УДК 911.2:551.46(075.8)

ББК 26.89(9)я73




© БГУ, 2007


ВВЕДЕНИЕ


В подготовке учителей географии и экологии в вузе курс «Методика преподавания географических дисциплин» является профилирующим. Он является частной дидактикой и представляет собой науку о преподавании, которая рассматривает методы научного исследования, цели обучения предмету, принципы отбора содержания и определение структуры школьного предмета. Данная дисциплина раскрывает образовательные и воспитательные задачи географии как учебного предмета, знакомит студентов с содержанием школьной географии, методами обучения и формами организации, с учебным оборудованием по географии и методикой его использования, с формами и методами внеклассной работы. В курсе методики преподавания географических дисциплин студенты овладевают теоретическими знаниями и приемами практической деятельности через понимание процесса овладения учащимися содержания географического образования при взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Процесс обучения географии в школе имеет особенности: во-первых, в основе изучения предмета лежит географическая карта, во-вторых, исследуемые объекты имеют системное строение, в-третьих, наряду с основополагающей ролью научных понятий, в этом предмете принципиально важную роль играют чувственные образы и представления1.

Исходя из задач и содержания курса по методике преподавания географических дисциплин, выдержана и структура практикума для студентов географического факультета. В нем приводятся темы семинарских занятий, индивидуальных заданий и заданий КСР, которые можно распределять с учетом личных интересов студентов. Особое внимание уделяется анализу школьных программ и учебных пособий. Часть практикума посвящена методическим разработкам уроков разных типов.

Практикум предусматривает цели: изучить нормативные документы, школьную учебную и методическую литературу; познакомится с принципами и приемами преподавания географии; овладеть методами и формами организации процесса обучения; научиться составлять методические разработки различных форм организации учебного процесса; провести упражнения по освоению отдельных методов и приемов, применяемых в преподавании географии и др.

В настоящее время в процессе преподавания этой дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Эффективность ее зависит от многих факторов, в том числе от управления самостоятельной работой и системы корректировки плана обучения. Для применения знаний на практике, в частности, в своей профессиональной деятельности, необходим целый комплекс учебно-методических материалов, которые помогают не только педагогу при преподавании дисциплины, но и студенту при подготовке к занятиям. Практикум позволяет:

  • увеличить возможность подготовки студентов к занятиям;

  • повысить эффективность реализации педагогических принципов, в частности индивидуализации, наглядности, научности;

  • совершенствовать методику обучения дисциплины на основе результатов тестирования и выполнения заданий контролируемой самостоятельной работы (КСР);

  • увеличить возможность использования компьютерных технологий при подготовке к занятиям.

Занятия строятся на материалах школьной программы, учебных пособий и методических разработок по географии для учреждений образования. В зависимости от темы, занятие имеет и свою форму проведения (семинар, деловая игра, КСР, урок-презентация и т.д.). Но в обязательном порядке должны быть проработаны вопросы, проверены индивидуальные задания, рассмотрена и разобрана практическая деятельность над различными источниками знаний. Коллоквиумы предусматриваются по темам, отведенным для самостоятельного изучения. Приведенные в практикуме методические разработки далеко не исчерпывают тот материал, который можно использовать на занятиях.

По своему назначению занятия в практикуме можно объединить в шесть групп: 1. История школьного курса географии и его значение в образовании учащихся; 2. Содержание школьного курса географии; 3. Методы и приемы обучения географии; 4. Планирование и формы организации учебной работы; 5. Методика обучения географии по отдельным курсам. 5. Внеклассная работа по географии.

Для повышения уровня знаний необходимо придать практическую направленность обучению, не ограничиваться сложностью тем. Следует пройти все стадии познавательной деятельности, потренироваться на практике с тем условием, что студент-педагог в схожих ситуациях сам смог бы применить знания на практике. В данном случае вуз должен подготовить основу для дальнейшей педагогической деятельности.

Тема 1. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ


Цель: формирование представлений об особенностях развития школьной географии на каждом из этапов; вклад ученых в развитие школьной географической дисциплины; направления и задачи развития современной школьной географии и методики ее преподавания.

Форма проведения: семинар, индивидуальная письменная работа.

Методы контроля: фронтальный опрос, тестирование.

Вопросы к занятию

  1. Истоки методики обучения географии.

  2. Первые учебники географии.

  3. Зарождение и становление методических идей.

  4. Развитие школьной географии в 19в-начале 20 в.

  5. Становление советской школьной географии.

  6. Развитие школьной географии до 1958 г.

  7. Основные направления реформы школы.

  8. Школьная география в Беларуси: основные тенденции развития.


Задания:

    • Выделить этапы развития школьной географии до 1917 года и составить тезисы по каждому из этапов развития географии в этот период.

    • Выделить этапы развития школьной географии после 1917 года и составить тезисы по каждому их этапов развития географии в этот период.

    • Проследить причинно-следственные связи в развитии школьной географии по первому периоду.

    • Проследить причинно-следственные связи в развитии школьной географии по второму периоду.


Темы рефератов:

    • Роль Е.Ф. Зябловского и А.К. Арсеньева в развитии географии как учебного предмета.

    • Роль Ломоносова М.В. в развитии школьной географии.

    • Деятельность Ушинского К.Д. – основоположника русской педагогики и научных основ методики преподавания географии.

    • Суть научных идей Н. Н. Баранского.

    • Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

    • Задачи школьной географии в современный период.

    • Место географии в учебном плане школы.



Тема 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ

ПО ГЕОГРАФИИ, СИСТЕМА КУРСОВ,

КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ


Цель: овладение основными идеями и положениями концепции географического образования школьников.

Форма проведения: семинар, индивидуальная работа.

Методы контроля: опрос, проверка рабочих тетрадей.

Вопросы к занятию

  1. Специфика программ по географии и их методическое построение

  2. Принципы отбора географического материала и создания школьных курсов географии. Отражение в школьной географии системы географических наук и методов научных познаний.

  3. Внутрипредметные и межпредметные связи школьной географии.

  4. Связь содержания школьной географии с краеведением.

  5. Особенности содержания школьной географии.

  6. Географические знания.

  7. Мировоззренческие идеи.

  8. Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к миру.


Задания КСР:

I. Ознакомиться с содержанием и структурой программ; выявить цели и задачи обучения в школе.

II. Определить методические основы построения программ: принципы отбора понятий, их систему; осуществление межпредметных связей:

  1. Пользуясь школьной программой и учебником по начальному курсу географии проследить развитие картографических знаний, представив их в виде схемы развития картографических знаний;

  • Выбрать общие, единичные и конкретные понятия.


Примечание: Система знаний – форма представления больших объемов, связанных между собой понятий, терминов. Примерно это выглядит так (схема незакончена):





Интеллект-карта – это способ представления больших объемов информации, позволяющий построить объемную модель изучения темы. Построение интеллект-карт похоже на создание системы понятий, но есть принципиальная разница. Система понятий одномерна. Каждая стрелка в системе понятий читается одинаково – состоит из…, содержит…. В интеллект-картах создание системы понятий начинается из центра и может содержать стрелки, соединительные линии. При создании интеллект-карты проектирование начинается из центра – от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Карта напоминает рисунок с множеством отростков, причем, в отличие от системы понятий сами линии могут быть разной толщины, символизируя важность, очередность или другую логику взаимоотношений понятий. В интеллект-карте могут присутствовать символы, рисунки и т.д.


  1. Пользуясь школьной программой и учебником по начальному курсу географии проследить развитие геолого-геоморфологических знаний, представив их в виде схемы.

  • проследить развитие геолого-геоморфологических знаний по всем курсам школьной географии, пользуясь школьной программой,

  • Выбрать общие, единичные и конкретные понятия.

  1. Пользуясь школьной программой и учебником по начальному курсу географии проследить развитие гидрологических знаний, представив их в виде схемы:

    • проследить их развитие по всем курсам школьной географии;

    • выбрать общие, единичные и конкретные понятия.

  2. Пользуясь школьной программой и учебником по начальному курсу географии составить:

  • схему развития биогеографических знаний;

  • проследить их развитие по всем курсам школьной географии;

  • выбрать общие, единичные и конкретные понятия.

  1. Пользуясь школьной программой и учебником по начальному курсу географии составить:

  • схему развития экономических знаний;

  • проследить их развитие по всем курсам школьной географии;

  • выбрать общие, единичные и конкретные понятия.

  1. Пользуясь школьной программой составить схему развития экологических знаний по курсу школьной географии.


По школьным учебникам географии выполнить задания:

  1. Проследить причинно-следственные связи по начальному курсу.

  2. Проследить причинно-следственные связи по курсу географии материков и стран.

  3. Проследить причинно-следственные связи по курсу географии Беларуси.

  4. Проследить причинно-следственные связи по курсу общей географии.


Пользуясь школьной программой и учебниками:

  1. Определить образовательные, воспитательные и развивающие задачи получения геолого-геоморфологических знаний.

  2. Определить образовательные, воспитательные и развивающие задачи получения гидрологических знаний.

  3. Определить образовательные, воспитательные и развивающие задачи получения картографических знаний.

  4. Определить образовательные, воспитательные и развивающие задачи получения экономических знаний.

  5. Проследить развитие базовых соц-географических, экономико- и политико-географических понятий и их развитие по курсам (по схеме):




Базовые понятия

Начальный курс

География материков и стран

География Беларуси

Общая география

Население













Трудовые ресурсы













Населенный пункт













Социальный комплекс













Политическая карта













Хозяйство














16. Разработать план-схему изучения Мирового океана в курсе школьной географии

17. Разработать план-схему изучения почв в курсе школьной географии

18. Разработать план-схему представления о сущности географической оболочки

III. Индивидуальное задание «Анализ программ»

    1. Сравнить построение и содержание новых программ по географии для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения, с программами, ранее действовавшими, указав изменения в структуре школьного курса географии (сравнение выполнить в виде таблицы). Сделайте вывод.

    2. Показать, как отражается в построении программы требование о преподавании географии на краеведческой основе.

    3. Проследить, как развиваются знания об отдельных компонентах природы2 (рельефе, климате и т.д.) при осуществлении линейно-ступенчатого построения программы.

    4. Определить, какие вопросы, относящиеся к раскрытию причинно-следственных связей, особенно важны для составления полных характеристик природно-территориальных комплексов.


IV. Школьное краеведение и краеведческий принцип преподавания географии

    1. Сделайте анализ отличий школьного краеведения от общественного.

    2. Выпишите из учебников краеведческие задания и упражнения и отметьте, как они увязываются с темами программ для осуществления краеведческого принципа преподавания.

    3. Составьте описание школьного краеведческого музея. В описании отметьте: какие разделы музей должен иметь для учебных и воспитательных задач предмета; какие экспонаты могут быть подготовлены в результате краеведческих работ; какие экспонаты можно подготовить в связи с эколого-географической работой; по каким темам школьной программы можно будет проводить занятия в музее).


Темы для рефератов:

    1. Особенности содержания школьной географии.

    2. Отражение в школьной географии системы географических наук.

    3. Отражение в школьной географии методов научных познаний.

    4. Приоритетные направления школьной географии.



Тема 3. КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconПрактикум по физической географии материков
АЛя студентов географического факультета специальностей Н. 05. 01. 00 «География», Н. 06. 01. 00 «Экология»
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconМетодические рекомендации по подготовке, оформлению, предзащите и защите курсовых и выпускных квалификационных работ на естественно-географическом факультете ргу имени С.
В. А. Усков, заместитель декана естественно-географического факультета по развитию, доцент кафедры физической географии и методики...
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconПроблемы регионоведения географические этапы изучения и заселения
Красноярского края (физическая и экономическая географии) и на основании ее составлено примерное тематическое планирование уроков...
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconРабочая программа дисциплины методика преподавания технологии
Целями освоения дисциплины (модуля) «Методика преподавания технологии» являются: формирование у студентов профессиональных знаний,...
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconКурсы повышения квалификации для преподавателей по программе «Методика преподавания дисциплин профессионального цикла по направлению «Реклама и связи с общественностью»
Роль социологических и психологических дисциплин в подготовке бакалавров и магистров
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconПримерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»
«Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными...
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconУчебное пособие для студентов географического факультета
Картографические шрифты
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconЛабораторный практикум по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» для студентов 1 2-го курсов бгуир в 2-х частях Часть 2 Минск 2009
Основы программирования в среде С++ Builder: лаб практикум по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» для студ. 1 – 2-го...
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск icon1. Методы географических исследований и основные источники географической информации
Важным методом географического исследования остаются наблюдения. Маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные...
Методика преподавания географических дисциплин практикум для студентов географического факультета Минск iconМетодика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница