Информационный бюллетень №4 (февраль,2011)




Скачать 277.26 Kb.
НазваниеИнформационный бюллетень №4 (февраль,2011)
Дата27.11.2012
Размер277.26 Kb.
ТипИнформационный бюллетень



Информационный бюллетень №4 (февраль,2011)

методического кабинета ГОУ СОШ №867

Уважаемые коллеги! Данный выпуск информационного бюллетеня посвящен теме педагогического совета №3: «Развитие коммуникативной компетенции как необходимого условия успешности обучения и социализации школьников»»

«Коммуникативная компетентность учителя»

Источники:

  1. http://ru.wikipedia.org;


  2. http://pedagogika- cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Yanushevsky_08.htm

  3. http://otherreferats.allbest.ru/pedaqoqics/00041407_0.html

  4. http://science.uspu.ru/i/inst/diser/dis_k02_17a.doc


Содержание бюллетеня

  1. Коммуникативная компетентность как понятие.

  2. Педагогическое общение.

  3. Стили педагогического общения.

  4. Коммуникативная культура. Уровни культуры.

  5. Исследование уровня коммуникативных и организаторских способностей у учителя.

  6. Советуем ознакомиться.


  7. Словарь терминов.

  8. Литература

«Мы долго учим других тому,

чему должны учиться сами».

Древняя мудрость

I. Коммуникативная компетентность - как понятие


В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В толковом словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентность» трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области». Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, Р. С. Немов, В. А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний. Понятия «коммуникация», «коммуникативная культура», «коммуникативная деятельность» органично вошли в категориальный аппарат педагогики, заняв определенное место в теориях педагогического общения (А.В. Мудрик) и педагогической коммуникации (В.Д. Ширшов).

Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих учеников, коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Если рассматривать коммуникативную культуру в рамках компетентностного подхода, то необходимо сформулировать понятие коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность – это способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике (об уровне его образованности, воспитанности, характере и особенностях его коммуникативной культуры и т.д.); уметь слушать собеседника и понимать сказанное, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге, в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей (религиозным ценностям, этническим, профессиональным, личностным и т.п.).

II. Педагогическое общение

Профессиональное общение преподавателя с учащимися и есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направленно на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри данного коллектива.

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но если мы имеем более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.

Недостаточное внимание к личности ученика в процессе обучения, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося в ущерб вниманию к его личности оборачивается большими педагогическими просчётами. Оптимальное педагогическое общение - такое общение педагога с учащимися в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности ученика.

III.Стили педагогического общения

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

  • Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

  • Общение на основе дружеского расположения.

  • Общение - дистанция.

  • Общение - устрашение.

  • Общение - заигрывание.

  • Общение - превосходство.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

МОДЕЛЬ 6 - «ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

МОДЕЛЬ 7 - «ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать учащимся культуру общения. Педагогу нужны как знание психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, играет личность педагога.

IV. Коммуникативная культура. Уровни культуры.

По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:

   1. Творческое мышление;
   2. Культуру речевого действия;
   3. Культуру самонастройки на общение и регуляции своего состояния;
   4. Культуру жестов и пластики движений;
   5. Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
   6. Культуру эмоций.

При определении уровней сформированности коммуникативной культуры педагогов выделяются высокий, средний и низкий уровни.

Высокий уровень - качества проявляются постоянно, педагог в совершенстве владеет знаниями в сфере культуры общения, обладает необходимыми умениями.

Средний уровень - качества наблюдаются не всегда, критерии выражены, но ограниченно и недостаточно эффективно проявляются в различных видах деятельности.

Низкий уровень - качества проявляются редко или не проявляются, отсутствуют необходимые знания и умения. Данные уровни представлены в таблицах 1, 2, 3.

Основным критерием развития коммуникативной культуры является степень сформированности структурных компонентов: когнитивно-мотивационного, деятельностного и риторического.

Таблица 1

Уровни сформированности когнитивно - мотивационного компонента коммуникативной культуры

Уровни

Особенности проявления коммуникативной культуры




Высокий

Педагог понимает необходимость овладения коммуникативной культурой, проявляет осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия. Педагога характеризует высокий интерес к пониманию сущности психического взаимодействия, способам формирования личности в процессе общения. Умеет в достаточной мере создавать атмосферу сотрудничества, взаимодоверия, взаимопонимания в общении. Способен преодолевать возникающие в процессе общения проблемы, психологические барьеры, находить адекватный стиль.




Средний

Педагог старается учитывать психологические особенности личности при планировании общения. Знает условия организации эффективного общения, способствующего личностному раскрытию личности, свободному выражению эмоций, но не всегда правильно ориентируется в меняющихся условиях общения.




Низкий

Педагог очень редко проявляет понимание важности умелого общения, показывает отсутствие интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия. Не стремится понять партнера.




Таблица 2

Уровни сформированности деятельностного компонента коммуникативной культуры

Уровни

Особенности проявления коммуникативной культуры




Высокий

Педагога отличает высокая коммуникабельность. Он умеет использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения.




Средний

Педагог проявляет самостоятельную способность к овладению коммуникативной культурой, но не показывает должной инициативности в этом процессе, не стремится к достижению высоких результатов в овладении умениями общаться.




Низкий

Не обладает самостоятельной способностью к овладению коммуникативной культурой, пассивен, игнорирует необходимость овладения умениями использовать теоретические и практические формы и методы общения.






Таблица 3

Уровни сформированности риторического компонента коммуникативной культуры

Уровни

Особенности проявления коммуникативной культуры




Высокий

Педагог демонстрирует правильность, нормативность речи, спокойный, доброжелательный тон, уместный темп, правильное интонирование предложений, соблюдение логических пауз и ударений, уместное использование выразительных средств языка. Обеспечивает хорошую речевую среду для собеседника.




Средний

Педагога отличает не очень высокий уровень овладения вербальными и невербальными средствами общения: в общении встречаются речевые погрешности, неточное словоупотребление, речь интонационно обеднена, невелико умение использовать выразительные средства языка. Существуют некоторые затруднения в адекватном использовании средств языка для целей общения.




Низкий

Коммуникативные качества речи сформированы на низком уровне: речь монотонна, часто страдает нарушениями логической стройности, лексика довольно бедна, страдает целесообразность употребления языковых средств. Речь обладает недопустимыми оборотами, шаблонами, грубыми словами. Нарушаются нормы литературного языка (грамматические, лексические, орфоэпические, акцентологические).





Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности.


Вербальные и невербальные средства общения


Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы). Выделяют 4 такие формы невербальной коммуникации: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Существует пять видов коммуникативного процесса:

   1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53% .
2. Невербальная коммуникация. Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств. Первым среди них выделяется оптико-кинестическая система знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова, мимические выражения несут более 70 % информации. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Жесты при общении несут также много информации. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 5 групп:

Значимость данной системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинестика.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

 Таким образом, речевая компетентность педагога предполагает уверенное использование педагогом речевых средств при решении профессиональных проблем. Речевые средства мы используем преимущественно в автоматическом режиме, то есть мы заведомо компетентны в этой сфере, и тогда под речевой компетентностью следует понимать еще способность педагога объяснить речевое поведение любого учащегося и управлять этим поведением, точнее, направлять его реализацию в наиболее позитивное русло.


V. Исследование уровня коммуникативных и организаторских способностей у педагогов школы


Исследование проведено психологами ЦПМСС «Взаимодействие»

В исследовании приняли участие – 41 педагог.

Дата проведения – 18.10.2010г

Цель исследования: изучение коммуникативных и организаторских способностей.


Результаты диагностики







Самодиагностика

Тест коммуникативных умений Михельсона
(адаптация Ю.З. Гильбуха)


Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

  1. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:
    а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".
    б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".
    в) Говорите: "Спасибо".
    г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
    д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

  2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:
    а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
    б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".
    в) Ничего не говорите.
    г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".
    д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

  3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Вы - болван!"
    б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".
    в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.
    г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".
    д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

  4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:
    а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"
    б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".
    в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".
    г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".
    д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

  5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:
    а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".
    б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".
    в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".
    г) Ничего не говорите этому человеку.
    д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

  6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Никого ни о чем не просите.
    б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".
    в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.
    г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
    д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

  7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:
    а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"
    б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
    в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
    г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
    д) Смеясь, говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

  8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:
    а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
    б) Говорите: "Это не Ваше дело!"
    в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".
    г) Говорите: "Пустяки".
    д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

  9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Вы с ума сошли!"
    б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".
    в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".
    г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".
    д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

  10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".
    б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
    в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".
    г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".
    д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

  11. Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".
    б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".
    в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".
    г) Говорите: "Спасибо".
    д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

  12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".
    б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".
    в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
    г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
    д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

  13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:
    а) Немедленно прекращаете беседу.
    б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".
    в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.
    г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
    д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

  14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".
    б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
    в) Ничего не говорите этому типу.
    г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
    д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

  15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
    б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".
    в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
    г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".
    д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

  16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
    б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
    в) Отбираете эту вещь.
    г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
    д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

  17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".
    б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".
    в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
    г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
    д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

  18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:
    а) Не говорите ничего.
    б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
    в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
    г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
    д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

  19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы:
    а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".
    б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"
    в) Продолжаете молча работать.
    г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".
    д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

  20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:
    а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"
    б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"
    в) Спрашиваете: "Что случилось?"
    г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".
    д) Никак не реагируете на это событие.

  21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:
    а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"
    б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
    в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"
    г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".
    д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".

  22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Не говорите ничего.
    б) Говорите: "Это их ошибка!"
    в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".
    г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".
    д) Говорите: "Это их горькая доля".

  23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:
    а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
    б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
    в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
    г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
    д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

  24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:
    а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".
    б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"
    в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
    г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
    д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

  25. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:
    а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.
    б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".
    в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".
    г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".
    д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

  26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:
    а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
    б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
    в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
    г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
    д) Ничего не говорите этому человеку.

  27. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:
    а) Говорите: "Что Вам угодно?"
    б) Не говорите ничего
    в) Говорите: "Оставьте меня в покое".
    г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
    д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов:

Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

  1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

  2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.

  3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.

  4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

  5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.

  6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

  7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

  8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.

  9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

  10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

КЛЮЧИ




зависимые

компетентные

агрессивные

1

АГ

БВ

Д

2

АВ

Д

БГ

3

ВД

Б

АГ

4

БД

Г

АВ

5

Г

АБ

ВД

6

АГ

ВД

Б

7

БГ

АВ

Д

8

АГ

В

БД

9

Д

БВ

АГ

10

БД

Г

АВ

11

БД

Г

АВ

12

БГ

А

ВД

13

АГ

В

БД

14

АВ

Д

БГ

15

ВД

Б

АГ

16

БД

Г

АВ

17

Г

АБ

ДВ

18

АГ

В

БД

19

АВ

Д

БГ

20

ГД

БВ

А

21

Б

ГД

АВ

22

А

ВГ

БД

23

АВ

Д

БГ

24

Г

АБ

ВД

25

В

АД

БГ

26

ВД

АБ

Г

27

БД

АГ

В



VI.Советуем ознакомиться


1.  Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык (Изд. дом «Первое сентября»). 2006, № 19. – С. 3 – 13.

2. Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку: Науч. издание / Т.М. Балыхина. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – 400 с.

3.  Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка и школьный учебник / Е.А. Быстрова // Русская словесность, 1996, № 4. С. 4–5, 39 – 43

4.  Голуб Г.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования / Г.В. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. – Самара: Изд-во «Учебная литература», Изд. дом «Федоров», 2006. – 176 с.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. школа, 1989.

7.  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта // Вестник образования, 2004. – № 12. – С. 18 – 126; № 14. – С. 3 – 113.

8.  Янушевский В.Н. Речевая компетентность в коммуникативной культуре педагога: практико-ориентированная монография / В.Н. Янушевский. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. – 80 с.

VII. Словарь терминов

Кинесика

Совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. Человеческое общение.

Паралингвистика

(греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств.

Проксемика

(от англ. proximity — близость) — область социальной психологии, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

Вербальная коммуникация

Это процесс общения с помощью языка; использует в качестве знаковой системы человеческую речь.

Невербальная коммуникация

Это процесс общения с помощью языка телодвижений, используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

Когнитивно мотивационный компонент

выступает "посредником", связывающим когнитивный и поведенческий компоненты, превращая знание в убеждение и убеждение в соответствующие формы поведения.



VIII. Литература





Автор/составитель: Курцева З.И.

Издательство: Баласс

Дата выпуска: 2007 г.






Аннотация к этой книге

Программа по формированию коммуникативно-нравственных умений и культуры общения, подробные разработки занятий представлены в "Методических рекомендациях".

Книга для воспитателей, учителей и родителей.



Автор книги

Садохин А.П.




Издательство

Высшая школа




Год издания

2005




Аннотация к этой книге

В книге раскрываются теоретические и практические вопросы межкультурного общения. Культура рассматривается как коммуникативная система специфических форм общения. Теоретические положения иллюстрируются многочисленными примерами из практики взаимодействия представителей разных культур. При этом особое внимание уделяется проблемам формирования межкультурной толерантности и вопросам практической адаптации индивидов к реалиям других культур.
Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей, для всех, интересующихся проблемами коммуникации и межкультурного диалога.












Автор книги Тищенко А.В., Яхтина Ж.В., Фролова

Диалог культур. Развитие коммуникативной и лингвострановедческой компетенции учащихся


Издательство: Панорама
Серия: Школа
Дата выпуска: 2006 г.

Аннотация к этой книге

Теоретические и практические работы объединения учителей иностранных языков для развития коммуникационной и лингвострановедческой компетенции учащихся. Нестандартные методы и приемы преподнесения материала на уроках английского языка. Помощь в подготовке уроков и ярких национальных праздников.




18 февраля 2011 г.

Отв. за выпуск Бузенкова А.Н.,

Куратор зам. директора Пашетная О.Ф.

Похожие:

Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 7 Январь февраль 2000 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения о всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января по...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 22 январь-февраль 2003 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения о всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января по...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 28 январь-февраль 2004 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения о всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января по...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconИнформационный бюллетень №17 февраль 2011 г
Содержание последнего номера The Journal of Military and Strategic Studies (jmss) (англ)
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 46 январь февраль 2007 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 40 январь февраль 2006 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 58 январь февраль 2009 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 52 январь февраль 2008 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 13 январь-февраль 2001 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января...
Информационный бюллетень №4 (февраль,2011) iconБюллетень новых поступлений Вып. 34 январь-февраль 2005 г
Информационный бюллетень новых поступлений литературы содержит сведения обо всех изданиях, поступивших в библиотеку Улгу с января...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница