Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района»




Скачать 135.43 Kb.
НазваниеИсследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района»
Дата26.11.2012
Размер135.43 Kb.
ТипИсследовательская работа
Нижегородская область Воротынский район

МОУ Воротынская средняя школа


Исследовательская работа ученицы 11 класса

Тарасовой Екатерины

по теме:


«Чувашские традиции в селах Воротынского района»


п. Воротынец

2008год.


Содержание:


Вступление.

  1. Экскурс в историю и традиции чувашского народа.

  2. Чувашские поселения и чувашские традиции в Воротынском районе.

  3. История поселка Шереметьева и его жителей.

  4. История семьи Карзаковых.

Заключение


Вступление.


В краеведческом музее Воротынской средней школе храниться много интересных экспонатов, переданных на хранение жителями нашего поселка и найденных учениками школы в ходе поисковых экспедиций. Среди них, наибольшее восхищение вызывают русский и чувашский национальные женские костюмы. Национальный чувашский костюм был изготовлен в 1989 году Харитоновой Любовь Яковлевной на свадьбу своего племянника. Работая с экспонатами музея, члены краеведческого кружка заинтересовались историей народа, который, более ста лет являются нашим ближайшим соседом.

Чуваши, на территории Нижегородской области, проживают компактно в четырех населенных пунктах Воротынского района. Переехали они сюда лишь в XIX веке с территории современной Чувашии. И в отрыве от традиций родного края им удается сохранить свой язык, они помнят чувашские песни, танцы и не только берегут расшитые монетами костюмы своих прабабок, но и, соблюдая традиции, шьют новые костюмы.

В Воротынской школе учатся правнуки тех, кто сто лет назад поселился на берегах рек Суры и Огневки на территории нашего района. Сейчас они меньше знают о своих исторических корнях, но с интересом обращаются к истории своих предков.


Экскурс в историю и традиции чувашского народа.


Предки современных чувашей – болгары и сувары (сувазы) появились в Восточной Европе во II веке нашей эры и в 70-х годах VI века образовали в Приазовье Великую Болгарию. Прародиной этих тюркоязычных народов была Центральная Азия, где еще в конце III тысячелетия до нашей эры обитали их предки - гунны. После смерти князя Курбата Великая Болгария распалась. Часть племен под предводительством Аспаруха, теснимая хазарами, ушла на Дунай, другая часть – «серебряные болгары» - переселились в Среднее Поволжье. Сувар же вначале подчинили себе возвысившиеся хазары.

В 30-е гг. VIII века, теснимые арабами, разгромившими хазар, сувары покидают обжитые места и переселяются в Среднее Поволжье, где оседают южнее поселившихся здесь ранее болгар. В Среднем Поволжье суварские и болгарские племена оказались в среде финно-угорских племен, где в силу своей многочисленности и более высокой ступени общественного развития заняли главенствующее положение. В VIII веке они образуют Болгарский союз племен, на основе которого в X веке образовалась Волжская Болгария – первое государственное объединение в Среднем Поволжье, в которое и входила нынешняя территория Чувашской республики.

По мере укрепления экономических и культурных связей между тюркоязычными болгарскими племенами и финноязычными аборигенами, и их смешивания, в IX- X веках в северо-западной части государства началось формирование этнографической группы верховых чувашей – вирьял. В своем постепенном смешивании с финноязычными аборигенами этнографическую группу низовых – анатри, образовали расположенные южнее суварские племена.

К тем далеким временам, когда зарождалась чувашская государственность, восходят богатейшии традиции народных ремесел, народного творчества, искусства резьбы по дереву, искусство плетения, искусства вышивки и ткачества. Особенно большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды.

До середины XIX века у чувашей употреблялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом, холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт чувашей проникают покупные анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чуваши начинают ткать пестрядь, а к середине XIX века пестрядная одежда у анатри совершенно заменяет белую холщевую.

Вместе с употреблением анилиновых красок совершенствуется узорное ткачество, которое начинает вытеснять вышивку в сурпанах, передниках, поясах, свадебных завесах и свадебных постельных покрывалах. Вышивка в прошлом и настоящем была самой развитой ветвью чувашского искусства. В прошлом чувашская женская рубашка, платок, пояса, наряды невесты и жениха, полотенца обязательно украшались вышивкой.

Чувашский женский костюм и его украшения имеют много общего с одеждой народов Кавказа и Центральной Азии. Некоторые общие черты были привнесены из искусства фино-угорских народов. Особенно четко это отразилось в украшениях женской одежды.

Несмотря на это, древнее чувашское искусство имеет свои собственные черты и специфические национальные формы. Его главным характерным отличием было необыкновенный сказочный орнамент, использование повседневных мотивов. Этнографические различия – специфическая черта национальной культуры Чувашии.

Особенностью женского национального костюма является нагрудное украшение сделанное своими руками из монет. Нагрудное украшение ама верховых чувашей в старину полагалось носить только женщинам, а в конце XIX – начале XX века его начали носить и девушки. По своей конструкции наряд существовал в двух видах: из отдельного нагрудника и нагрудник с наспинной частью (пус хысе). По художественному оформлению украшение также было двух видов: двух- и трехрядное. Принцип размещения монет исходил из формы самого украшения, но мастерица всегда стремилась найти гармоничное движение линий. Внутренние края украшения зашивались крупными монетами, наружные – более мелкими. В украшении верхней, или шейной части, часто применялся разноцветный бисер, что придавало украшению легкость, а серебру – звучность. В изделиях, изготовленных в начале XX века, обильно использованы кружева, фабричные шелковые ленты.


История поселка Шереметьево и его жителей.


Чуваши, на территории Нижегородской области, проживают компактно в четырех населенных пунктах Воротынского района – на Лысой Горе, в поселке Казанском, Петровском и поселке Шереметьево. Переехали они сюда в XIX веке с территории современной Чувашии, привлеченные возможностью работать в хозяйстве известного землевладельца и предпринимателя В.П. Шереметьева и приобрести новых землях.

Шереметьевы – один из самых древних и прославленных российских родов. Их предок Гланда-Камбила Дивович, в православном крещении Иван, в конце Х111 века прибыл в Москву из Прибалтики. Со временем пятеро его внуков (от сына Андрея Кобылы) стали зачинателями семнадцати русских боярских и дворянских домов. Именно от внука Федора Кошки, боярина при князе Дмитрии Донском, произошли две могучие ветви: Шереметьевы и Романовы.

Первые Шереметьевы появились в нашем крае после разгрома казанского ханства, когда территория между Окой и Сурой, стала Нижегородским уездом. Среди награжденных новыми землями, были и Шереметьевы.

В 1830 году центром поволжских владений неграфской ветви Шереметьевых стало Юрьино. В 1870 году Василий Петрович Шереметьев приобрел около полторы тысячи десятин Засурских сенных покосов в устье речки Огневки на территории Воротынской волости. Одновременно с огромным и дорогим строительством в Юрьино, Василий Петрович повел строительство и в Засурской даче. Был построен большой полудомок с кирпичной кладовой, который после выкупил Василий Федорович Ламбасов. Позднее в этом здании разместилась контора местного колхоза; рядом с ним, вдоль дороги, кирпичный сарай (молочно-товарную ферму), свиноферму, двухэтажную кирпичную сыроварню интересной архитектуры с жилыми помещениями на втором этаже. Это здание до сих пор сохранилось в Шереметьеве, правда без окон, крыши и дверей. Рядом был построен жилой дом, который существует также до сих пор, и другие постройки.

При Засурском хуторе у Шереметьева был лесопильный завод, который действовал еще в 1912 году. Но здешняя дача больше была известна своей сыроварней. Сыроварение было налажено, уже его сыном и сдавалось в аренду местным предпринимателям. Но основное производство было на хуторе. Здешнее хозяйство Шереметьевых являлось тогда примером, образцовым хозяйством для края. Крестьяне видели здесь, как надо выгодно хозяйничать и получать доход. На ферме содержался лучший племенной скот. Именно отсюда получила развитие юрьинская порода коров. Обслуживающий персонал, рабочие на ферму, были наняты по контракту – объявления о приеме на ферму и на маслосырзавод печатались в тогдашних газетах. Рабочие действительно были из разных мест России. А мастером-сыроделом работал толи швед, то ли немец. Своей судьбой и рабочие, и специалисты были довольны. Вареные сыры (сырные караваи) были в полтора пуда. Продукция отправлялась в основном в Москву, а до этого хранилась в подвалах. Сыроварня прекратила свое существование в 1907 года.

Деятельностью маслосырзавода и молочно-товарной фермы, да и всем здешним хозяйством Шереметьевых руководил управляющий, который жил на втором этаже. Говорят, он был из чувашей. Его, сироту, еще мальчиком приютили Шереметьевы, и он вырос у них в Юрьине.

На Засурский хутор Василий Петрович Шереметьев вначале приезжал часто, но после все заботы легли на управляющего.

Заселение Засурского хутора Шереметьевых шло постепенно, значительно быстрее оно пошло в начале ХХ века. В 1904 году вышли законы, облегчавшие переселения и паспортный режим для крестьян. Манифест 3 ноября 1905 года отменил с 1 января 1907 года выкупные платежи за крестьянские наделы. С этого момента сельская община становилась собственником надельной земли. Указами августа 1906 года разрешалась продажа через крестьянский банк удельных и казенных земель малоземельным крестьянам по льготной цене. Были созданы специальные землеустроительные комиссии на всех уровнях для проведения землеустроительных работ в связи с выделением отрубных и хуторских участков крестьянам, вышедшим из общества. А также для оказания им агрономической помощи. Именно благодаря столыпинской реформе вдоль левобережья Суры на территории нынешнего Воротынского района возникло ряд поселков: Казанское, Карпаиха, Петровский, Юрты, Лысая Гора, Шереметьево.

Новые законы затронули интересы помещиков в ведении сельского хозяйства. Конторе Шереметьевых стало невыгодно владение земельными угодьями, занятие сельскохозяйственным производством, в том числе ведение нерентабельного хозяйства в Воротынской волости. Уже в 1906 году было объявлено о продаже шереметьевских угодий в Засурье. В 1907 – 1908 годах несколько сельских обществ, при селе Юрьино, взяли ссуды из Крестьянского поземельного банка на покупку земли у потомственного дворянина Петра Васильевича Шереметьева.

После смерти Василия Петровича всеми огромными его владениями управлял не единственный сын Петр, а «Опекунское Управление над имением наследников В. П. Шереметьева», или по-другому – «Контора господ Шереметьевых». Эта контора от имени Шереметьевых руководила производственной и хозяйственной деятельностью, Распоряжалась оказанием помощи школам, больницам, инвалидам, раненым, содействовала открытию училищ, лечебниц, приютов и т.д. Сын Василия Петровича Петр Васильевич Шереметьев бывал здесь крайне редко. Чаще него здесь бывала на отдыхе его жена – француженка, чем и запомнилась местному населению.

Об учреждении Опекунского управления над имением наследников В.П. Шереметьева стало известно и в Ядринском уезде Чувашии. Продаваемая земля отчасти была уже известна чувашам, так как через неё пролегал их путь в город Васильсурск и соседние с ним урочища.

Зимой 1906-1907 года к управляющему прибыло трое чувашских мужиков, и был заключен договор о приобретении земли. В 1907 году рядом с фермой появились первые восемь чувашских дворов; трое переселенцев были из Убсеевской волости, остальные из других мест Ядринского уезда.

Чувашия по густонаселённости и сейчас занимает одно из первых мест в России, поэтому аграрное перенаселение заставляла людей искать лучшей доли на чужой стороне, особенно тяжело было луговыми угодьями. За Суру тогда переселялись в основном из западной части Ядринского уезда. Плотность населения здесь в те годы составляла около 80 человек на квадратный километр. За первыми переселенцами потянулись и другие. Их основную массу составляли молодые семьи из крепких зажиточных семей.

В тех же годах немалое желание владеть Шереметьевскими угодьями, особенно лугами, имели и крестьяне близлежащих волостей: Воротынской, Белавской и даже Кекинской. Но цена дачи была огромная – почти 200 тысяч рублуй – недавние удельные крестьяне такой суммы набрать не смогли. Новые соседи их заметно раздражали. Оттого в первые годы шереметьевцев не очень здесь привечали: несколько раз дело доходило до стычек.

Первые переселенцы официально купили лишь приусадебные участки, а пашней и сенокосами договорились пользоваться в процентах в зависимости от отработки на хозяйских землях. Но прибывшие за ними переселенцы внесли коррективы. Было решено на всех желающих жить здесь, образовать самостоятельное общество (товарищество) и приобрести на него все засурские угодья П.В.Шереметьева. Его назвали Шуматово-Яндосовским товариществом. Вся покупаемая товариществом земля была поделена на паи, в зависимости от вносимых средств и принятых на себя членами обязательств. Некоторые взяли на себя по два-три, даже четыре пая угодий. На один пай пришлось примерно один гектар пашни. Один гектар лугов и ещё два гектара в лесу. Болота, неудобицы, лес, территория поселений стали общей собственностью товарищества. Для полного расчета с продавцом дачи П.В.Шереметьевым товарищество взяло ссуду в Крестьянском поземельном банке. Окончательный срок уплаты ссуды должен был наступить в октябре 1964 года, то есть через 55 лет. Но в полноправное владение этой засурской земли чуваши (среди них было и несколько русских семей) вступили 24 июня 1909 году, благодаря необычному трудолюбию и настойчивости переселенцев. В первое время переселенцы жили в землянках, наспех сколоченных избушках и оставшихся помещениях Шереметьевых.

Вплоть до 1920-х годов Жители Шуматово-Яндосовского товарищества официально относились к Шереметьевскому хутору. В начале 1916 года при учете населения здесь числилось 297 человек. Во время Гражданской войны начали выделять Лысую Гору, в середине 1920-х годов – Казанский поселок.

Переселенцы не теряли связей с родиной, бережно сохраняя народные традиции, обычаи и язык.


Топонимика.

Основная улица, сложившаяся по древней Лашманской дороге, у первых жителей поселка получила название Тюрьорам «прямая улица». Сейчас улица официально названа Советской, состоит из двух частей – Анатъкокр «нижний конец» и Турикокр «верхний конец». От их стыка в восточную сторону отходит улица Пралукъкокри или Пралук «переулок», по другому Фермскиорам, официально – улица 1 Мая. Параллельно ей, за Огневкой, расположена Синьорам «новая улица», по-другому Хызялдиорам «задняя улица», официально – улица Заречная. В Тюрьорам, между домами 3 и 5, до сих пор стоит старое дерево, около четырех метров в обхвате – Олбутьймри «барская ветла».

Основные урочища вокруг поселка получили свои названия. Это леса Ламбасъвурмань «Ламбасовский лес» (за Синьорам, по эту сторону дамбы), Карпъмаксимчавурмань «лес Карпа Максимовича» (в стороне поселка Казанского), Казанскивурмань. Есть и прочие урочища. Пасека в двух километрах к юго-востоку, Шепетова сторожка (в 2-3 километрах восточнее поселка, чуть ближе Барской дороги), Ламбасъодарь (вдоль дамбы у такового леса, где косили лысогорцы), Спиридонъодарь (по реке Огневке), «Большой Кенккасен» (сейчас заросло), Хыръзяри «сосновая поляна» (большая поляна между Шереметьевым и Лысой Горой, другое название – Хыръгозь). Поле к югу, где рос боярышник, называют Кадркасъпатнеле «к боярышнику» (к западу за Тюрьорам). Выгон к северо-востоку (по дороге на Лысую Гору, рядом с лесом) – Секторъани.

Сохранились и прежние названия урочищ: Гусиха – название луга, леса, поля к востоку, за дамбой, Киселевское болото- название болотистого луга в огневмайданском лесу (1,2 километра), Шелковое болото – название болотистого луга на восточной стороне поселка (между Турикокр и дамбой, прежнее Демидовское владение).


История семьи Карзаковых.


Поселок Шереметьево создавался столетие назад из самых трудолюбивых крестьян. Некоторые даже землю взяли по возможности много. В то время в этом поселке продолжили свою жизнь переселенцы 73 населенных пунктов Чувашии.

Переселялись большими семьями. Одним из переселенцев был Григорий Карзаков из деревни Чолгась-Йондаба Асакасинской волости. У его отца на родине семья была большая, да и хозяйство немалое, Карзаковы успешно разводили гусей, а продавать продукцию ходили в Васильсурск. После раздела с отцом у Григория не заладилось с лошадьми. Он решил забросить крестьянское занятие и с семьей перебрался в знакомый по торговле соседний уездный город. Но вскоре нашел работу на ферме крупнорогатого скота в Воротынском имении Шереметьевых (Чыгть Куторь). Он привлек за собой и сородичей.

У Григория Карзакова (умер в 1920 году) и его жены Анастасии (1862-1948 год) были дети: Малень, Герман, Анастасия, Афанасий и Ульяна.

Хозяйство унаследовал младший сын Афанасий с женой Улитой Николаевной, у них было семеро детей. Старшая Ольга Афанасьевна 1923 года рождения, работала в районной газете. Мария Афанасьевна, в замужестве Курочкина, 1929 год рождения была учительницей в Бермайдане. Дмитрий Афанасьевич 1932-1987года рождения. Галина Афанасьевна 1934 года рождения, получив образование, работала конструктором стройуправления в Чувашии. Вера Афанасьевна 1936 года рождения. Валерий Афанасьевич (1938-1996) работал главным инженером в колхозе «Заря» и Иван Афанасьевич (1939-2004гг) работал в том же колхозе комбайнером.

Старший сын Григория Герман Карзаков тоже поселился в поселке Шереметьево с женой Матреной Николаевной. Они имели пасеку, разводили гусей. У них были дочь Анна и сын Александр. Анна вышла замуж и уехала в Чебоксары, у нее тоже двое детей Ангелина и Олег. Александр с женой Оксиньей остались в Шереметьеве с детьми Руфиной, Станиславом, Вадимом, Ираидой, Евгением, Алиной и Надеждой.


Список литературы:



  1. Наш край. Составитель В. Шамшурин. «Книга».2006 г.

  2. Земля Воротынская. М. Еремин.

  3. Чувашия.

  4. По Суре и Огневке.



Похожие:

Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconИсследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме: «Почетные чекисты на службе у Берии»
Социокультурная характеристика
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconРеферат по теме «Пифагор и его теорема»
Авторы: ученицы 8 класса моу леботерская оош с. Леботер, Томской области, Чаинского района Макарова Надежда и Пчелкина Ирина
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconИсследовательская работа ученицы 10 класса
Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой религией, нередко противостоящей проникновению христианства....
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconНаучно-исследовательская работа Михайловой Анны, ученицы 9 класса моу «Чуваштимяшская сош»
Объект моего исследования – фразеологизмы, которые стали изучаться учеными только в середине 20 века. Предмет исследования – происхождение,...
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconИсследовательская работа Предметная область: физика Выполнили: Савельева Анна, Пупанова Анастасия, Тагаева Дарья, ученицы 11а класса мбоу «сош №52 г. Брянка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска с углубленным изучением...
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconИсследовательская работа по теме: Экология реки Кумы и озера Буйвола, и антропогенное воздействие на водоёмы
Изучить деятельность гидротехников и гидрологов Будённовска и Будённовского района
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconИсследовательская работа Построение графиков функций, содержащих знак модуля
Хисматуллина Лейля Ильдаровна, ученица IX класса Исенбаевской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района...
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconИсследовательская работа «Проверка качества продуктов питания микробиологическим методом»
А класса Государственной средней общеобразовательной школы №164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга ( школа-победитель Национального...
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconРеферат по географии ученицы 10 "А" класса шк. 80 Базько Елены учитель Ковалева В. А
...
Исследовательская работа ученицы 11 класса Тарасовой Екатерины по теме: «Чувашские традиции в селах Воротынского района» iconРеферат ученицы 9 «Б» класса Хоревой Л
Реферат представляет исследование по теме «Фракталы». В работе содержится словарь терминов, необходимый для понимания работы. Приводится...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница