Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов)




Скачать 197.24 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов)
Дата30.08.2012
Размер197.24 Kb.
ТипПрограмма
Михайлевская Елена Александровна

Косенко Александра Васильевна





ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА»


35 учебных часов

(для учащихся 10-11 классов)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости человек формируется как гражданин своего государства, получает права и обязанности. Задачей образовательных учреждений является подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни, создание условий для формирования правовой культуры, составной частью которой является знание основ избирательного законодательства. Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные олимпиады по избирательному законодательству среди учащихся 9-11 классов, различные городские конкурсы по избирательной тематике, как среди учащихся муниципальных образовательных учреждений, так и среди преподавателей. Проведение выборов органов ученического самоуправления – отличный способ применить на практике приобретенные знания по избирательному праву и процессу, а также воспользоваться и пассивным, и активным избирательным правом. Введение элективного курса «Основы избирательного права» - важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства.


Основные цели элективного курса:

  • создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;

  • способствовать повышению активности и заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса.


Основные задачи элективного курса:

  • ознакомление учащихся с основами избирательного права в РФ;

  • развитие умения работать с нормативно-правовыми актами;

  • формирование гражданского, ответственного отношения к выборам;

  • развитие коммуникативных способностей.


Формы и методы работы:

  • интерактивные лекции, дискуссии;

  • работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);

  • изучение статистических материалов

  • изучение материалов СМИ, Интернет-материалов

  • проведение социологических исследований;

  • практические занятия по решению учебных задач;

  • выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, слоганов и т.д.);

  • учебное проектирование.


Предполагаемые результаты изучения элективного курса – при освоении курса учащиеся должны:

  • знать основные термины: избирательное право, избиратель, избирательная компания, выборы, референдум, кандидат, гражданин, процедура;

  • знать закон РФ о выборах и правах избирателя;

  • характеризовать избирательные системы;

  • объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для: получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.


Форма итоговой аттестации по курсу – оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:

  • активная работа на занятиях;

  • участие в школьных, городских и региональных мероприятиях и конкурсах по избирательному праву;

  • решение практических учебных задач;

  • успешное выполнение итогового тестового задания.



Основные нормативные акты:

  • Конституция РФ (12.12.1993)

  • Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (от 2 июня 2004 года № 5-ФКЗ)

  • Федеральный закон “ Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан Российской Федерации” (от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ)

  • Федеральный закон “ О выборах Депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ” (от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ)

  • Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” (от 10 января 2003 года № 19-ФЗ)

  • Федерального закона «О политических партиях» (21 июня 2001 года)

  • Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» (от 06.10.2003)

  • Устав городского округа «Город Белгород» (Принят решением Белгородского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005г. № 197)

  • Избирательный Кодекс Белгородской области (в ред. от 10.05.2006 № 44, от 07.05.2007 № 108)


ПРОГРАММА


Вводные занятия (2 часа)

Знакомство учащихся со структурой элективного курса, литературой по теме. Определение тем опережающих творческих заданий. Основные страницы развития избирательного права в России. Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси. Зе́мский Собо́р на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Городская дума –распорядительный орган городского управления в России. Государственная дума как представительное введена согласно Манифесту Императора Николая Второго. Учредительное собрание – представительное учреждение, созданное на основе всеобщего избирательного права для установления формы правления и выработки конституции России в 1917 году. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» - важнейший конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. «Сталинская» Конституция 1936 года.


Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (4 часа)

Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти в России. Основы конституционного строя в России. Отраслевая принадлежность норм избирательного права. Система избирательного права. Источники избирательного права, их иерархия.

Основные принципы избирательного права: всеобщее избирательное право и право на участие референдуме; равное избирательное право; прямое избирательное право; тайное голосование; обязательность и периодичность выборов; независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум; открытость и гласность. Установление избирательным законодательством условий получения и реализации избирательных прав – избирательный ценз.

Понятие избирательной системы. Основные типы избирательных систем. Мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы.


Раздел 2. Субъекты избирательного права (14 часов)

Категории избирателей. Носители избирательного права. Избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Избиратели-военнослужащие, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части. Избиратели, проживающие за пределами РФ или находящиеся в длительных заграничных командировках. Лица, осуществляющие регистрацию (учет) избирателей. Основания для регистрации (учета) избирателей. Составление списков избирателей, участников референдума. Сведения об избирателях. Включение граждан в списки избирателей. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списки кандидатов, инициативы проведения референдума. Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах.

Политическая партия – основной субъект пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу РФ. Понятие политической партии. Требования к политической партии, предъявляемые законом (основы правового статуса). Устав партии.

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Кандидат на пост Президента РФ. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления. Пава и обязанности кандидатов; гарантии деятельности кандидата.

Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права. Принципы деятельности избирательных комиссий: независимость, гласность, сменяемость, соподчинение, коллегиальность. Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса: назначение, объем и прекращение полномочий. Реформирование комиссий.

Система избирательных комиссий. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней. Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы».

Наблюдатели. Кто может осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссий по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов или референдума. Права и обязанности наблюдателей.

Уполномоченные представители и доверенные лица. Уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений. Доверенные лица политических партий. Доверенные лица кандидатов в президенты. Статус доверенных лиц: назначение, гарантии деятельности, прекращение полномочий.

СМИ как субъект избирательного права. Понятие СМИ; государственные, муниципальные и негосударственные СМИ. Права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. (бесплатное и платное эфирное время; бесплатная и платная печатная площадь).


Раздел 3. Стадии избирательного процесса (8 часов)

Назначение выборов и референдума. Инициатива проведения и назначение выборов РФ. Инициатива проведения и назначение референдума Субъекты принятия решений). Сроки принятия решений. Реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ. Реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума. Избирательная комиссия, организующая выборы. Требования к образованию избирательных округов. Образование избирательных участков. Лица, образующие избирательные участки. Требования к образованию избирательных участков. Информирование избирателей: субъекты информирования, содержание информационных материалов.

Выдвижение кандидатов: общие положения о выдвижении кандидатов; выдвижение федерального списка кандидатов. Статус кандидатов: ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ: самовыдвижение кандидата, выдвижение кандидата политической партией, основания для отказа регистрации кандидата, регистрация кандидата в Президенты РФ. Сбор подписей избирателей: количество подписей, необходимых для регистрации; период сбора подписей, место сбора подписей, запреты при сборе подписей. Проверка подписей избирателей.

Агитация: понятие, формы, методы, ограничения. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий.

Голосование. Требования к помещению для голосования. Избирательный бюллетень: процедура передачи, защита от подделки, форма и текст. Информационные стенды, время начала и окончания голосования. Досрочное голосование.

Подсчет голосов и установление результатов голосования. Подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования. Определение результатов выборов. Решение о результатах выборов: признание выборов состоявшимися и действительными; признание результатов выборов недействительными; признание выборов несостоявшимися.


Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа)

Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права: субъекты, предмет обжалования, порядок обжалования, результат рассмотрения. Отмена решения о результатах выборов или референдума. Административная ответственность за нарушение норм избирательного права: классификация объектов правонарушения, субъекты правонарушений, виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права: преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.


Зачетные занятия (4 часа)

Итоговое тестирование. Организация обобщающих турниров, викторин. Подведение итогов работы учащихся в рамках элективного курса за учебный год: активность на занятиях, участие в школьных, городских, областных олимпиадах и конкурсах по избирательному праву, результат итогового тестирования и др.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п



ТЕМА ЗАНЯТИЯ


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Вводные занятия (2 часа)


1

Вводное занятие «Что надо знать о выборах?»

- знакомство со структурой, целями элективного курса, методическим обеспечением

- распределение опережающих творческих заданий (рефератов, докладов, презентаций и т.п.)

- выбор творческих заданий

2

Основные страницы развития избирательного права в России.

- Вече – как элемент выборных органов власти.

- Выборные институты (Земские Соборы, Городские Думы, Избирательное Собрание, Городская Дума).

- Выборы в Учредительное Собрание (избирательные комиссии).

- «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»,

-Конституция 1936 г.

Представление творческих работ учащихся по основным вопросам темы:

- сообщения

- мультимедийные презентации и т.д.


Раздел 1. Общие вопросы избирательного права (4 часа)


3

Понятие, система и источники избирательного права

- законы и подзаконные акты

- отраслевая принадлежность избирательного права

- предмет избирательного права

- работа с текстом Конституции РФ



4


Принципы избирательного права

- избирательный ценз

- всеобщее избирательное право и право на участие референдуме

- равное избирательное право

- прямое избирательное право

- тайное голосование

- обязательность и периодичность выборов

- независимость органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум

- открытость и гласность

- работа со схемой 1 «Принципы проведения выборов в РФ»

- практическая работа с текстом Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

- заслушивание сообщений учащихся по теме «Избирательный ценз: история и современность»

5



Избирательная система

- понятие и основные типы избирательной системы

-составление сравнительной таблицы

- решение практических задач

6

- методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы

- изучение статистических данных: результаты выборов в Государственную Думу


Раздел 2. Субъекты избирательного права (14 часов)


Носители избирательного права (7 часов)

7

Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав

- активное избирательное право

- регистрация (учет) избирателей, участников референдума

- составление списков избирателей, участников референдума


- работа со схемой 5 «Регистрация (учет) избирателей»

- работа со схемой 6 «Составление списков избирателей»

- практическая работа с текстом Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан Российской Федерации”

8

Политическая партия (основы правового статуса)

- понятие политической партии

- требования к политическим партиям

- устав политической партии

- практическая работа с текстом Федерального закона «О политических партиях»

9

Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ

- права и обязанности кандидатов

- гарантии деятельности депутатов


- практическая работа с текстом Федерального закона “О выборах Депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ”

10

Кандидат на пост Президента РФ

- права и обязанности кандидатов

- гарантии деятельности кандидата

- практическая работа с текстом Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”



11-12

Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления

- права и обязанности кандидатов

- изучение нормативной базы, регулирующей формирование представительных органов Белгородской области и города Белгорода

- практическая работа с текстами документов Избирательный Кодекс Белгородской области; Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»; Устав городского округа «Город Белгород»

13

Встреча с представителями органа местного самоуправления

- занятие-интервью

Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права (7 часов)

14-15

Избирательные комиссии

- принципы деятельности

-основы правового статуса избирательных комиссий

- организация деятельности комиссий

- статус члена комиссий

- расформирование комиссий

- работа со схемой 9 «Принципы деятельности избирательных комиссий»

- работа со схемой 10 «Статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса»

16-17

Система избирательных комиссий

- порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии РФ

- порядок формирования и полномочия избирательных комиссий различных уровней

- использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы»

- составление учащимися схемы «Система избирательных комиссий»

18

Встреча с представителем участковой (территориальной) избирательной комиссии

- занятие-интервью

19

Наблюдатели. Уполномоченные представители и доверенные лица.

- права и обязанности наблюдателей

- уполномоченные представители политической партии и ее региональных отделений

- доверенные лица политических партий

- доверенные лица кандидатов в президенты

- работа со схемой 15 «Статус доверенных лиц»

- заслушивание сообщений учащихся «Роль наблюдателей при проведении выборов и референдумов», «Зачем нужны уполномоченные представители и доверенные лица?»

20

СМИ как субъект избирательного права

- понятие СМИ

- государственные, муниципальные и негосударственные СМИ

- права СМИ при информационном освещении подготовки и проведения выборов

- работа со схемой 19 «Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях»

- изучение теоретического материала

- изучение материалов СМИ по итогам прошедших выборов


Раздел 3. Стадии избирательного процесса (8 часов)


21-22

Назначение выборов и референдума

- инициатива проведения и назначение выборов РФ

- инициатива проведения и назначение референдума

- реализация инициативы проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции РФ

- реализация инициативы проведения референдума в соответствии с международным договором РФ

- образование (определение) избирательных округов, округа референдума

- образование избирательных участков

- работа со схемой 3 «Назначение выборов»

- работа со схемой 7 «Образование избирательных округов»

- работа со схемой 8 «Образование избирательных участков»

- работа со схемой 16 «Информирование избирателей»

- практическая работа с текстом Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О референдуме РФ»

- просмотр мульимедийной презентации учащихся по теме «Референдумы в истории России»

23

Выдвижение кандидатов

- общие положения о выдвижении кандидатов

- выдвижение федерального списка кандидатов

- практическая работа с текстом Федерального закона “ О выборах Депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ”

24

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента РФ

- самовыдвижение кандидата

- выдвижение кандидата политической партией

- основания для отказа регистрации кандидата

- регистрация кандидата в Президенты РФ

- работа со схемой 11 «Сбор подписей избирателей»

- работа со схемой 12 «Проверка подписей избирателей»

- работа со схемой 14 «Статус кандидатов»

- практическая работа с текстом Федерального закона «О политических партиях» и Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации”

- работа со схемой по теме

25-26

Агитация

- агитационный период

- предвыборная агитация


- работа со схемой 18 «Предвыборная агитация»

- работа со схемой 20 «Условия проведения предвыборной агитации»

- социологический опрос «Самые эффективные методы предвыборной агитации»

- конкурс предвыборных слоганов

- изучение материалов предвыборной агитации за период 2000-2008 гг.

- изучение статистической информации

- заслушивание сообщений по теме «Черный пиар», «Грязные технологии» и т.п.

27

Голосование

- помещения для голосования

- информационные стенды

- бюллетень

- время начала и окончания голосования

- досрочное голосование

- работа со схемой 25 «Организация голосования»

- работа со схемой 26 «Порядок голосования: общие условия»

- работа со схемой 27 «Порядок голосования: особенности»

28

Подсчет голосов и установление результатов голосования

- сортировка бюллетеней

- подсчет голосов

- оформление протокола


- работа со схемой 28 «Подсчет голосов избирателей и составление протокола»

- работа со схемой 29 «Определение результатов выборов»



Раздел 4. Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права» (3 часа)


29

Конституционно-правовая ответственность за нарушение норм избирательного права

- субъекты конституционно-правовой ответственности

- отмена решения о результатах выборов или референдума

- работа со схемой 22 «Ограничения при проведении предвыборной агитации»

- работа со схемой 30 «Обжалование решений и действий, нарушающих избирательные права»

- работа со схемой 31 «Основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов»

- практическая работа с текстами Конституции РФ, КоАП РФ, УК РФ

- решение и составление учащимися практических задач по теме

30

Административная ответственность за нарушение норм избирательного права

- классификация объектов правонарушения

- субъекты правонарушений

- виды административных правонарушений

31

Уголовная ответственность за нарушение норм избирательного права

- преступления, посягающие на интересы граждан и публичный интерес в отношениях, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов

- состав преступления


Зачетные занятия (4 часа)


32-33

Итоговое тестирование

Целесообразно использовать материалы городской и областной олимпиад по избирательному праву

34-35

Организация обобщающих турниров, викторин

Целесообразно использовать материалы издания: Урок права – глазами учителя. Материалы городского конкурса методических разработок среди педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений. – Белгород: Белгородская городская территориальная избирательная комиссия, Управление образования администрации города Белгорода, 2007. и другие








В основу программы положены материалы: Основы избирательного права РФ: учеб.пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с.


http://www.1000knig.ru/s_series.asp?id=5&ss_id=13

Анализ вопросов избирательного права, предлагаемый в настоящем учебном пособии, основывается на законодательстве Российской Федерации о выборах и референдуме и теоретических положениях конституционного права. В пособии дана теоретическая характеристика избирательного права, определены его принципы и система его источников. С практической точки зрения рассмотрены правовой статус субъектов избирательного права, стадии избирательного процесса, юридическая ответственность за нарушение соответствующих норм.

ISBN: 5-476-00753-1



Дополнительная литература:


1.Введение в политологию: Учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват.учреждений / К.С.Гаджиев, Д.В.Гудименко, Г.В.Каменская, А.Н.Родионов, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1995. – 272 с.


2.Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. – М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. – 55с. (ВКЛЮЧАЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ)


3.Материалы городской и областной олимпиад по избирательному праву.


4.Обществознание: учеб.для 11 кл.общеобразоват.учреждений: профил.уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с.: ил.


5. Основы избирательного права РФ: учеб.пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192 с.


6.Урок права – глазами учителя. Материалы городского конкурса методических разработок среди педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений. – Белгород: Белгородская городская территориальная избирательная комиссия, Управление образования администрации города Белгорода, 2007.




Похожие:

Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconЭлективный курс: «Живое право: основы теории права и практики правоприменения» Преподаватель: Ладыгина Елена Романовна Учебный год : 2011/2012 Тема элективного курса: «Живое право: основы теории права и практики правоприменения»
Данный курс предназначен для учащихся 8-10 классов. Рассчитан на 69 часов (2 учебных года)
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Слово под микроскопом (загадки этимологии )» Ихоть все говорим, но не все
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-х классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком, процессами,...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса "Компьютерное делопроизводство"
...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов «Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля»
Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с модулями» предлагается для изучения в 10-11 классах средней общеобразовательной...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов (70 часов)
Вуз в форме егэ и рассчитана на 70 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса возможна как в течение двух лет...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса для профильной подготовки учащихся 10-11-х классов агро-технологического профиля
Данный элективный курс предусматривает 34 учебных часа, из которых 17 лекционных занятий и 16 лабораторных занятий. В конце элективного...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса 11 класс 70 часов «Интерактивный курс подготовки к егэ по русскому языку»
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, готовящихся к успешной сдаче...
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных часов (для учащихся 10-11 классов) iconПрограмма элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля. Учитель физики и астрономии школы №1151, к ф. м н. Б. Ф. Мочалов, методист по физике омц зелао и. П. Кутко
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница