Учебная программа дисциплины




НазваниеУчебная программа дисциплины
страница1/8
Дата30.08.2012
Размер1.04 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ
Директор ____________ института

_____________/____________/

«_____» _____________200__ г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина _______________Отечественная история_______________

(наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом)


Укрупненная группа 020000 – Естественные науки, 030000 – Гуманитарные науки,______

040000 – Социальные науки, 050000 – Образование и педагогика, ___

080000 – Экономика и управление______________________________

(номер и наименование укрупненной группы)


Направления 020800.62; 030500.62; 032100.62; 040100.62_050700.62; 080100.62; 080500.62

(номер и наименование направления)


Специальности _____020801.65; 030500.65; 040101.65; 080102.65; 080104.65; 080105.65;

_____080107.65; 080503.65; 080504.65; 080509.65______________

(номер и наименование специальности)

Институт __________________Гуманитарный____________________________


Кафедра __________________Истории России____________________________


Красноярск 2009

Учебная программа дисциплины


составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

020000 – Естественные науки, 030000 – Гуманитарные науки, 040000 – Социальные науки, 050000 – Образование и педагогика, ___080000 – Экономика и управление_____________

(указывается номер и наименование укрупненной группы)

направления (специальности) 020800.62; 030500.62; 032100.62; 040100.62_050700.62;____ 080100.62; 080500.62; 020801.65; 030500.65; 040101.65; 080102.65; 080104.65;___________ 080105.65;_080107.65; 080503.65; 080504.65; 080509.65______________________________

(указывается номер и наименование направления (специальности)


Программу составили: _____ доцент Лущаева_Г.М.__________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

_____ доцент Ставерова_С.С.__________________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)

_____ ст. преподаватель Пахомова_Н.В._________________

(должность, фамилия, и. о., подпись)


Заведующий кафедрой _____Гришаев В.В.______________________________

(фамилия, и. о., подпись)

« 4 »_июня_2009_г.

Учебная программа обсуждена на заседании кафедры _______________

_______________________Истории России_______________________________

«___4___» _____июня____________ 2009 г. протокол № ____10_________

Заведующий кафедрой __________Гришаев В.В.___________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 200___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Учебная программа дисциплины

Составлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (бакалавр).

Пояснительная записка

Курс «Отечественной истории» предназначен для студентов неисторических специальностей СФУ. Программа может быть адаптирована к различным по объемам курсам истории России при использовании соответствующих тематических планов.

  1. Цели и задачи изучения дисциплины



1.1 Цель преподавания дисциплины

Формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развития у них профессионального и нравственного потенциала. Курс строится как история появления и реализации определенных доминант развития России в сложной взаимозависимости с созданием на основе появления новейших научных разработок картины единого и динамичного проблемного поля русской истории.

    1. Задачи изучения курса

Учебные задачи курса:

- уяснить закономерности и своеобразие российской истории;

- раскрыть особенности развития социальной структуры русского общества и формирование общественных связей, традиций и представлений, утвердившихся в русском обществе на протяжении столетий;

- осветить основные грани духовной жизни общества;

- выявить органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в истории России, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Практические задачи курса:

- выработка у студентов цельного образа русской истории с пониманием ее специфических проблем;

- понимания специфики решения задач национальной идентификации, экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды ее истории;

- умения читать и понимать научные работы по истории России.


Результатами обучения является формирование следующего набора компетенций:

а) универсальных:

- общенаучных (ОНК):

  • способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы; умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);

  • владение культурой мышления, знание его общих законов; способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);


- инструментальных (ИК):

  • готовность работать с информацией из разных источников (ИК-3);

  • способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);

  • способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ИК-5);


- социально-личностных и общекультурных компетенций (СЛК):

  • компетенций профессиональной мобильности: готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);

  • морально-правовых компетенций: способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (СЛК-5);

  • компетенций гражданского поведения: способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);

  • социально-политических компетенций: способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (СЛК-7);

  • компетенций саморазвития: способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (СЛК-8);

  • компетенций самообразования: способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии (СЛК-9);

  • культурно-исторических компетенций: готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-10);

  • историко-политических компетенций: способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-11);

  • культурно-религиозных компетенций: способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности (СЛК-15);

  • интеллектуально-критических компетенций: способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-16);

  • социально-экономических компетенций: способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу (СЛК-17);

  • социологических компетенций: способность и готовность к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации (СЛК-19);

  • цивилизационно-исторических компетенций: способность и готовность понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантность исторического процесса (СЛК-20).




    1. Межпредметная связь


Для изучения дисциплины «Отечественная история» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах. Знания, полученные при изучении дисциплины, могут быть использованы при изучении таких дисциплин как: история отечественного государства и права, социологии, психологии, экономической теории и других социально-экономических дисциплин.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр


1










Общая трудоемкость дисциплины

136

136










Аудиторные занятия:

70

70










лекции

34

34










практические занятия (ПЗ)
















семинарские занятия (СЗ)

34

34










лабораторные работы (ЛР)
















другие виды аудиторных занятий
















промежуточный контроль

2

2










Самостоятельная работа:

66

66










изучение теоретического курса (ТО)

50

50










курсовой проект (работа):
















расчетно-графические задания (РГЗ)
















реферат

12

12










задачи
















задания
















другие виды самостоятельной работы: подготовка к экзамену

4

4










Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен













  1. Содержание дисциплины


3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)



п/п

Модули и темы дисциплины

Лекции

зачет-ных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачет-ных единиц

(часов)

ЛР

зачет-ных единиц

(часов)

Самостоятель-ная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции




Модуль 1. История как наука.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, СЛК-4, СЛК-20, ИК-3, ИК-4, ИК-5




Модуль 2. Происхождение и расселение восточных славян. Образование и развитие Древнерусского государства (VIXIII вв.)

4

4




8

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17

1

Проблемы этногенезиса славян.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17

2

Древняя Русь – раннефеодальное государство (862-1237 гг.)

0

2




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17

3

Русь удельная: русские земли в середине XII – XIII вв.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17

4

Русские земли в условиях татаро-монгольского нашествия.

0

2




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17




Модуль 3. Формирование Московского государства (вторая половина XIII - первая четверть XVI вв.)

2

2




6

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17

5

Роль Московского княжества в возрождении русской государственности.

0

2




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17

6

Завершение объединения русских земель (вторая половина XV – первая треть XVI вв.)

2

0




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17




Модуль 4. Особенности развития русского (российского) централизованного государства (XVI – XVII вв.)

2

2




6

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17

7

Становление российского самодержавия. Иван IV Грозный.

0

2




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17

8

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17




Модуль 5. Российская империя в XVIII – XIX вв.

6

6




14

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20

9

Петр I: преобразование традиционного общества в России

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20

10

Судьба Петровских реформ. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

0

2




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17

11

Российская империя в первой половине XIX в.

2

2




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК- 16, СЛК-17, СЛК-20

12

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы Александра III.

2

0




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-6, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20

13

Социально-экономическое развитие России в пореформенное время

0

2




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-6, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20




Модуль 6. Революционный срыв развития России. Поиск альтернатив революции начала ХХ в.

8

6




14

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20

14

Социально-политический кризис в России начала ХХ в. и пути его разрешения.

2

4




6

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-17, СЛК-20

15

Режим «Третьиюньской монархии». Судьба столыпинских реформ.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-16, СЛК-17

16

Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-20

17

Российское общество на пути к Октябрю. Приход к власти большевиков. Установление советской власти.

0

2




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-20

18

Гражданская война в России 1917-1922 гг.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17




Модуль 7. Советское государство в 1920-1930-х гг.

2

2




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-17

19

Россия нэповская. Экономическая политика и общественно-политическая жизнь страны в 1920-е годы.

2

0




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17

20

Тоталитаризм и сталинская модернизация советского общества в 1930-е гг.

0

2




2

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17




Модуль 8. СССР во Второй мировой войне.

2

4




8

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-16, СЛК-17

21

Советский союз и начало Второй мировой войны.

2

0




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17

22

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и советское общество.

2

4




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19




Модуль 9. СССР: от сверхдержавы к краху (1945-1991 гг.)

4

4




8

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19

23

Послевоенное развитие СССР и «Оттепель» в жизни советского общества.

2

2




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19

24

Советское общество в 1960-80-е гг. Основные тенденции развития.

2

2




4

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-10, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19




Модуль 10. Становление и развитие новой России (конец ХХ – начало ХХI вв.)

2

4




6

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19

25

Российская федерация в 1992-2000 гг.

2

4




6

ОНК-1, ОНК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, СЛК-7, СЛК-9, СЛК-11, СЛК-15, СЛК-17, СЛК-19


3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1. История как наука

(аудиторные - 2 часа, самостоятельные - 2 часа)

Сущность, формы, функции исторического сознания (научно-познавательная, воспитательная, социальной памяти, прогностическая).

Методы исторического исследования: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, хронологический, математический и др.

Источники изучения истории, их классификация.

Отечественная историография в прошлом и настоящем (формационный и цивилизационный подход изучения истории): общее и особенное.

Методология и теория исторической науки.

История России – неотъемлемая часть истории человечества.


Модуль 2. Происхождение и расселение восточных славян. Образование и развитие древнерусского государства (VI-XIII вв.)


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебная программа дисциплины iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 05 Анатомия Цели и задачи дисциплины. Учебная программа дисциплины «Анатомия человека»
Учебная программа дисциплины «Анатомия человека» составлена с учетом требований к содержанию и уровню подготовки специалиста квалификации...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплина Учебная (вычислительная) практика для специальности 010101 Математика
Целью данной дисциплины является практическое закрепление и углубление знаний, полученных при изучении учебной дисциплины "Компьютерные...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Информатика»
Рабочая учебная программа дисциплины «Информатика» составлена на основе госо по специальности «Вычислительная техника и программное...
Учебная программа дисциплины iconУчебная программа дисциплины муниципальное право россии рекомендовано методической комиссией юридического факультета для студентов ннгу
Муниципальное право России. Автор: Симканич О. М. Учебная программа дисциплины – Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет...
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины для студентов (Syllabus) Наименование дисциплины: «История культуры, науки и образования стран Дальнего Востока»
Рабочая учебная программа (силлабус) составлена на основании Типовой программы мон рк «История культуры Востока»
Учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело»
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «инвестиции»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебная программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «оценка стоимости бизнеса»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Учебная программа дисциплины iconРабочая Учебная программа дисциплины «Управление финансовыми рисками»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница