Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг




Скачать 366.44 Kb.
НазваниеРеализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг
страница1/3
Дата26.11.2012
Размер366.44 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3



На правах рукописи


МИТРОФАНОВА ЯНА СЕРГЕЕВНА


реализация информационного подхода

к управлению процессом

образовательных услуг


08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами – сфера услуг


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Тольятти 2010

Работа выполнена на кафедре «Экономика, организация и коммерческая деятельность» ГОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса»



Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Горелик Ольга Михайловна


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук

Клевлин Александр Иванович


кандидат экономических наук

Борисов Евгений Николаевич


Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Оренбургский

государственный университет»



Защита состоится 22 марта 2010 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.331.01 при Поволжском государственном университете сервиса по адресу: 445677, г. о. Тольятти, ул. Гагарина, 4, ауд. Г-302 (зал заседаний).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поволжского государственного университета сервиса (г. о. Тольятти).


Автореферат разослан 19 февраля 2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

Д 212.331.01.

кандидат экономических наук, доцент






Ю. Р. Шнякина


Общая характеристика работы


Актуальность исследования. В современных условиях объединения информационного пространства и возрастания темпа обновления знаний образование становится стратегическим ресурсом для развития государства. Обеспечение доступности, актуальности образовательных услуг, соответствие уровня и качества образования условиям внешней среды и сокращение затрат возможны только при внедрении современных информационно-коммуникационных технологий и создании качественной информационной инфраструктуры. По прогнозам правительства, к 2015 году доля продукции на базе информационно-коммуникационных технологий в структуре национального экспорта составит не менее 8%, число точек доступа к Интернету не менее четырех на 10 тысяч населения, а доля преподавателей, использующих информационные технологии в учебной работе, будет доведена до 70% в вузах, что позволит создать информационные отношения в обществе. Для достижения прогнозных индикаторов необходимо создание информационной инфраструктуры на основе координации разрозненных усилий государства, науки и образования и аккумулирования актуальной и хорошо структурированной информации о положении на рынке информационных коммуникаций.

В этих условиях очень важной и ответственной задачей для вузов является правильный выбор подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг, который бы позволил добиться обеспечения высокого качества образования, интенсификации интеграционных процессов науки и образования, расширения информационного пространства, тесного взаимодействия работодателей и вузов, способствуя вхождению России в мировое информационное пространство. В этой связи возникает необходимость дополнительных исследований с целью выработки комплекса мер на основании различных подходов, повышения управляемости процесса предоставления образовательных услуг в условиях перехода к информационному обществу.

Степень разработанности проблемы. Различные теоретические и практические вопросы совершенствования управления процессом предоставления образовательных услуг на основе информационного подхода в разное время находили отражение в трудах известных российских и зарубежных ученых. Вопросы управления предприятием рассмотрены в трудах И. Ансоффа, А. А. Брасса, П. Друкера, В. И. Кнорринга, Э. М. Короткова, М. Х. Мескон, З. П. Румянцевой, М. Портера, О. С. Виханского, Г. Купца, О. Доннела, М. Г. Лапуеты и др. Различные аспекты совершенствования управления в сфере предоставления услуг рассмотрены в трудах таких зарубежных ученых, как Г. Ассель, П. Дойль, Ф. Котлер, К. Лавлок, а также отечественных ученых, таких как Ерохина Л. И., Горелик О. М., Башмачникова Е. В., Валиев Ш. З., Нечитайло А. А. и др. Вопросами развития информационного подхода к управлению и созданию информационной инфраструктуры занимались В. Клинтон, А. Гор, С. Бир, Н. Винер, А. А. Денисов, У. Эшби, К. Шеннон, А. Н. Корнаков, В. Я. Цветков, К. К. Колин, Ф. Широков, В. Дрожжинов. Рассмотрение теоретических и научно-методических вопросов совершенствования управления в сфере образования приведено в работах О. М. Горелик, Э. М. Короткова, А. Н. Тихонова; применение информационных систем и технологий в управлении высшей школы рассмотрено в трудах В. Н. Васильева, Д. А. Беляева, В. В. Крюкова, К. И. Шахгельдяна, А. А. Андреева, В. И. Солдаткина, В. В. Попова; вопросы информатизации, моделирования систем управления представлены в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как Д. Белл, Б. Голдстайн, Г. Д. Дылян, Г. Масуда, Ф. Махлуп, В. Н. Волкова, В. Н. Козлов, Ю. И. Черняк, В. С. Анфилатов, Е. Н. Ломкова и др.

Между тем анализ данных научных школ позволил сделать вывод о том, что специфика информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг отражена фрагментарно и недостаточно полно. Научные разработки по названному выше вопросу имеют описательный характер теоретических аспектов и не касаются практических рекомендаций и предложений. Мало внимания уделено использованию информационного подхода к управлению именно высшей школой, несмотря на то что вуз занимает центральное место в вопросах информационного развития в системе образования.

Это обусловило необходимость проведения более глубоких исследований проблем совершенствования информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг и определило актуальность выбранной темы исследования, ее направленность.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является обоснование необходимости реализации информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг.

Поставленная цель логически предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:

– изучение категорийного аппарата управления процессом предоставления образовательных услуг с учетом особенностей информационного подхода и социально-экономической сущности информационных аспектов в управлении образованием на федеральном и региональном уровнях;

– определение состояния и направлений совершенствования управления процессом предоставления образовательных услуг высшей школой с позиций информационного подхода;

– построение схемы исследования образовательных систем с позиций информационного подхода;

– разработка модели управления информационным развитием в сфере предоставления образовательных услуг в высшей школе;

– построение модели управления вузом на основе объединения информационных ресурсов, современных информационно-коммуникационных технологий и инновационного потенциала и разработка технологии формирования стратегической программы его информационного развития;

– выбор и обоснование системы качественно-количественных показателей, характеризующих уровень информационного развития вуза как составного элемента информационно-аналитической подсистемы управления процессом предоставления образовательных услуг;

– разработка методики оценки эффективности управления информационным развитием вуза на основе выделения целевых групп показателей, позволяющих выявлять основные тенденции и инновационный потенциал вуза в целом и по структурным единицам вуза с позиций информационного подхода.

Объектом диссертационного исследования выступают высшие учебные заведения Самарской области.

Предметом исследования является совокупность социально-экономиче-ских отношений, складывающихся в процессе реализации информационного подхода к управлению процессом предоставления услуг.

Теоретическая, эмпирическая и методологическая база исследования. При написании диссертации за основу были взяты положения научных работ отечественных и зарубежных ученых. В рамках исследования применены теоретические разработки в области развития информационного подхода, управления информатизацией, системного анализа, экономико-математического моделирования, законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность учреждений в сфере образовательных услуг, государственные концепции, программы и проекты по информатизации образования, справочные материалы, статистические данные, материалы международных, всероссийских и региональных научных симпозиумов и конференций, а также периодические издания по теме исследования. Комбинация различных методологических подходов использована в целях обоснования концепции и общей логики диссертации.

Ход исследования был построен на совокупности общенаучных и экономических методов познания в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Рассматриваемая в диссертации проблема изучена с помощью общенаучных методов: диалектика, индукция и дедукция, системный анализ и структурный синтез, абстрактно-логическое моделирование, методы экономико-математического, статистического анализа, а также методы экспертного анализа и др.

Эмпирическая база исследования, позволившая обосновать и получить достоверные результаты, основана на официальных данных федеральной, региональной и местной статистики, справочных и методических, отчетных и прогнозных сведений по состоянию и развитию системы образования и информационно-коммуникационных технологий.

Научные результаты, выносимые на защиту, состоят в разработке теоретических и методических предложений и рекомендаций по реализации информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг.

В результате проведенного в диссертационной работе исследования на защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты:

– упорядочен и идентифицирован категорийный аппарат управления процессом предоставления образовательных услуг на основе информационного подхода с учетом сравнительной оценки точек зрения зарубежных и отечественных авторов, раскрывающий аспекты информационного подхода;

– доказана целесообразность внедрения информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг в высшей школе, состоящего из совокупности информационных компонентов в системе управления и ориентированного на повышение эффективности инновационных процессов в образовании;

– предложена схема исследования информационного развития образования, позволяющая выявить особенности анализируемого процесса и эффективность использования информационно-коммуникационных технологий, состоящая из функциональных блоков, и разработана трехуровневая модель управления в системе высшего профессионального образования с учетом особенностей информационного подхода, социально-экономического развития, нормативно-правовой базы процесса предоставления образовательных услуг, состоящая из подсистем: нормативно-правовой, объекты и субъекты управления;

– построена модель управления вузом на основе объединения информационных ресурсов, состоящая из элементов внешней и внутренней среды вуза, предложена технология формирования стратегической программы информационного развития вуза, направленная на интенсификацию инновационного развития, интеграцию науки и образования, работодателей, структур бизнеса и высшей школы, международное и межвузовское сотрудничество, позволяющая усилить влияние информационных аспектов на повышение качества принятия управленческих решений;

– разработаны система качественно-количественных показателей как составной элемент информационно-аналитической подсистемы управления процессом предоставления образовательных услуг, характеризующая уровень информационного развития вуза как в целом, так и по структурным подразделениям; методика оценки эффективности управления с учетом информационного подхода в вузе на основе выделения целевых групп показателей, позволяющая выявлять основные тенденции и потенциал информационного развития как по вузу в целом, так и по структурным подразделениям, проводить мониторинг и анализ существующих тенденций информационного развития, самоанализ кафедр, факультетов и институтов, а также моделировать процесс распределения ресурсов между структурами для выравнивания уровня информационного развития вуза в целом.

Научная новизна диссертационного исследования:

– конкретизированы дефиниции категорий «управление», «информационный подход», «образовательные услуги» с учетом сравнительной оценки точек зрения отечественных и зарубежных ученых, а также специфики объекта исследования, позволяющие сформулировать понятие «информационный подход к управлению процессом предоставления образовательных услуг»;

– обоснована целесообразность внедрения информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг в высшей школе, основанного на исследовании совокупности информационных компонентов в системе управления и ориентированного на повышение эффективности инновационных процессов в образовании;

– разработан в целях совершенствования информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг методический инструментарий, позволяющий учитывать особенности информационного развития образования и инновационный потенциал развития, а именно:

а) схема исследования информационного развития образования, учитывающая специфику и направленность информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг и концептуальная трехуровневая модель управления информационным развитием в сфере предоставления образовательных услуг высшей школой на основе терминологии системного анализа;

б) модель управления информационным развитием вуза на основе объединения ресурсов и инновационного потенциала и технология формирования стратегической программы информационного развития вуза в рамках информационного подхода к процессу предоставления образовательных услуг, отличающиеся максимальным использованием информационного потенциала и совершенствования информационной инфраструктуры за счет создания координационного центра информационного развития;

в) система качественно-количественных показателей, характеризующих уровень информационного развития вуза как составного элемента информационно-аналитической подсистемы управления процессом предоставления образовательных услуг, и методика оценки эффективности управления информационным развитием в вузе на основе целевых групп показателей, позволяющая выявить основные тенденции и потенциал информационной инфраструктуры как по вузу в целом, так и по подразделениям, проводить мониторинг и анализ существующих тенденций информационного развития, а также распределение ресурсов для выравнивания уровня информационного развития структурных единиц вуза с использованием аппарата экономико-математического моделирования.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций любыми вузами в направлении развития информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг, а разработанный в диссертации методический инструментарий может быть использован для исследования информационного потенциала в региональных вузах с ограниченными ресурсными возможностями. Предложенные в работе подходы и методы могут быть использованы руководителями высшей школы при формировании стратегии и принятии управленческих решений, при создании базы данных по учету потенциальных возможностей преподавателей и студентов, при проведении мониторинга и самооценки по показателям информационного развития, а также для интенсификации инновационных процессов и оценки эффективности управления информационным развитием вуза.

Положения и выводы, получившие развитие в диссертации, используются при разработке и чтении курсов «Инновационный менеджмент», «Информационный менеджмент», «Теория систем и системный анализ», «Системный анализ в сервисе», «Управление проектами» и ряда других дисциплин, ориентированных на углубленную подготовку специалистов в области экономики, управления и прикладной информатики.

Соответствие темы диссертации Паспорту научной специальности. Проведенное исследование, выводы и предложения диссертации соответствуют областям исследования п. 15.103. «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка», п. 15.108. «Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» в области «экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг» Паспорта специальности ВАК «Экономические науки».

Апробация и реализация результатов исследования. Основные выводы и положения диссертационного исследования докладывались и были опубликованы в материалах международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, в том числе: «Экономические и институциональные исследования» (г. Ростов н/Дону, 2004), «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (г. о. Пенза, 2005), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (г. Челябинск, 2006), «Организационные, экономические и социальные проблемы управления высшим учебным заведением» (г. о. Пенза, 2006), «Современное образование: содержание, технологии, качество» (г. Санкт-Петербург, 2007), «Управление высшим учебным заведением в условиях перехода на многоуровневую подготовку» (г. Пенза, 2008), «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса» (г. о. Тольятти, 2008), «Проблемы образования в современной России на постсоветском пространстве» (г.о. Пенза, 2008), «Наука – промышленности и сервису» (г. о. Тольятти, 2009), «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в области сервиса» (г. о. Тольятти, 2009), «Информационные технологии в гуманитарном образовании» (г. Пятигорск, 2009), «Научная конференция РУ&СУ’09» (г. Русе, Болгария, 2009).

Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 18 публикациях объемом 38,5 п.л., в том числе авторских 7,85 п.л., из них – глава в монографии (2,5 п.л.) и 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России (1,2 п.л.).

Структура диссертации отражает логику изложения ее проблематики. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, 159 наименований библиографического списка и 7 приложений. Общий объем работы составил 155 страниц машинописного текста, включая 18 рисунков и схем, 17 таблиц.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы диссертационной работы, показана теоретическая и практическая значимость полученных результатов; сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, изложены научная новизна и результаты исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты использования информационного подхода к управлению в системе высшего профессионального образования» раскрыты экономическая сущность и содержание информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг; приведена сравнительная оценка дефиниций категории «информационный подход к управлению процессом предоставления образовательных услуг» на основе информационного содержания; исследованы социально-экономическое содержание и нормативно-правовые основы информационного развития высшего образования; рассмотрено состояние управления в системе высшего образования в России и за рубежом в разрезе информационного подхода, выявлены особенности управления информационным развитием образования и построена схема исследования информационного развития образования.

Во второй главе «Изучение процесса предоставления образовательных услуг на основе информационного подхода к управлению в системе высшего профессионального образования» проанализированы тенденции развития процесса предоставления образовательных услуг на основе информационного подхода к управлению, содержание и структура управления информационным развитием в системе высшей школы; выделены экономические и организационные механизмы управления информационным развитием вуза. В заключении главы систематизированы методы и подходы к совершенствованию системы управления информационным развитием и представлена концептуальная модель управления информационным развитием высшей школы в процессе предоставления образовательных услуг с учетом особенностей информационного подхода.

В третьей главе «Методический инструментарий реализации информационного подхода к управлению процессом предоставления образовательных услуг в вузе» предложена модель управления информационным развитием вуза на основе объединения ресурсов и инновационного потенциала; разработана технология формирования стратегической программы информационного развития вуза в рамках информационного подхода к процессу предоставления образовательных услуг; выбрана и обоснована система качественно-количественных показателей, характеризующих уровень информационного развития в вузе как составного элемента информационно-аналитической подсистемы управления процессом предоставления образовательных услуг, а также разработана методика оценки эффективности управления информационным развитием в вузе на основе целевых групп показателей, позволяющая выявить основные тенденции и потенциал как по вузу в целом, так и по структурным подразделениям, проводить мониторинг и анализ существующих тенденций информационного развития, а также распределять ресурсы для выравнивания уровня информационной инфраструктуры подразделений вуза.

В заключении приводятся основные выводы и рекомендации по результатам выполненной диссертационной работы.

  1   2   3

Похожие:

Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconРеализация поведенческого подхода к управлению конкурентоспособностью предприятий сферы услуг
Охватывает управление процессом создания, поддержания, расширения прочных взаимоотношений предприятия с партнерами
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconЛекция 11. Case-технологии и их использование
Эта область научного подхода к управлению бизнес-процессом настоящее время интенсивно развивается. Тем не менее, затруднительно дать...
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconПрограммная реализация закон
Программная реализация закона управления технологическим процессом перемещения конвейера на базе микроконтроллера simatic s7-200
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconК. А. Акопян ноу впо «Кисловодский гуманитарно-технический институт»
В статье рассматриваются сущность и особенности формирования рынка образовательных услуг. Применительно к сфере образовательных услуг...
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconРеализация компетентностного подхода при работе над словарными словами на уроках русского языка
В практико ориентированном проекте «Реализация компетентностного подхода при работе над словарными словами на уроках русского языка»...
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconРеализация векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг
...
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconПроцессный подход к управлению организацией
В данном сборнике представлены методические рекомендации по практическому применению процессного подхода к управлению организацией,...
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconУправление сферой образовательных услуг региона в рамках интеграционного подхода
Работа выполнена на кафедре «Экономика и управление» Поволжского государственного университета сервиса
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconПравительство российской федерации постановление от 9 ноября 2009 г. N 910 о порядке определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
Утвердить прилагаемые Правила определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
Реализация информационного подхода к управлению процессом образовательных услуг iconОбзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории города Красноярска Красноярского края
Фас россии, по проведению анализа товарных рынков от 17. 02. 2010 № ац/3988 цель исследования: оценка состояния конкурентной среды...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница