Организация объединенных наций




Скачать 417.41 Kb.
НазваниеОрганизация объединенных наций
страница1/4
Дата26.11.2012
Размер417.41 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4



GE.09-10457 (R) 020309 030309



ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


A







1



ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ



Distr.




A/HRC/10/48

26 January 2009


RUSSIAN

Original: 



СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Десятая сессия

Пункт 2 повестки дня


ЕЖЕГОДНЫЙ ДОКЛАД ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ДОКЛАДЫ

УПРАВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРА

И ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ


Тематическое исследование Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций в целях повышения уровня

информированности о Конвенции о правах инвалидов* **


___________


* Сноски распространяются только на том языке, на котором они были представлены.


** Представлено с опозданием.

Резюме


Настоящее исследование посвящено юридическим мерам, необходимым для ратификации и эффективного осуществления Конвенции о правах инвалидов.


В главе I поясняются шаги, которые государствам необходимо сделать как на национальном, так и международном уровнях с целью ратификации Конвенции, а также освещаются основные вопросы, которые следует рассмотреть в связи с оговорками и заявлениями в отношении Конвенции. В главе II определены меры, которые государства должны принять для осуществления Конвенции в рамках национальной правовой системы, и рассматриваются те области, в которых для обеспечения соблюдения потребуется принятие законодательства или поправок к нему. В докладе приводятся поясняющие примеры по таким областям, как равенство и недискриминация, доступность, правоспособность, свобода и безопасность, независимый образ жизни, образование и труд и занятость. В главе III проводится обзор основных элементов национальной системы мониторинга и осуществления, предусмотренной Конвенцией, и анализируются аспекты, в связи с которыми, возможно, потребуется принятие законодательства или поправок к нему. В главе IV изложены выводы и рекомендации, касающиеся ратификации и эффективного осуществления Конвенции о правах инвалидов.


СОДЕРЖАНИЕ


Пункты Стр.


Введение 1 - 3 4


I. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ

ДЛЯ РАТИФИКАЦИИ 4 - 20 4 - 10


A. Международные меры, необходимые

для ратификации 7 - 12 5 - 7


B. Национальные меры, необходимые для ратификации 13 - 17 7 - 9


C. Оговорки и заявления о толковании 18 - 20 9 - 10


II. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 21 - 58 10 - 25


А. Включение Конвенции в правовую систему

государств-участников 22 - 24 10 - 11


В. Место Конвенции в иерархии правовых систем

государств-участников 25 - 27 12


С. Общие юридические обязательства 28 - 29 12 - 13


D. Меры по осуществлению 30 - 31 13 - 15


Е. Содержание законодательных мер 32 - 56 15 - 25


F. Судебные меры 57 - 58 25


III. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

ПРОВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА 59 - 67 25 - 28


А. Инстанции и координационные механизмы

на уровне правительства 60 - 63 26 - 27


В. Национальная структура по мониторингу 64 - 67 27 - 28


IV. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 64 - 67 28 - 30


Введение


1. Настоящий доклад представляется в соответствии с резолюцией 7/9 Совета по правам человека, озаглавленной "Права человека инвалидов". В этой резолюции Совет по правам человека постановил проводить ежегодно интерактивную дискуссию по вопросам прав инвалидов. Кроме того, Совет постановил провести первую такую дискуссию на своей десятой сессии с уделением особого внимания "юридическим мерам, имеющим важнейшее значение для ратификации и эффективного осуществления Конвенции, в том числе в вопросах равенства и недискриминации".


2. Для оказания поддержки этой дискуссии Совет просил Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) "…подготовить тематическое исследование в целях повышения уровня информированности о Конвенции и ее понимания с уделением особого внимания юридическим мерам, имеющим важнейшее значение для ратификации и эффективного осуществления Конвенции, таким, как относящиеся к вопросам равенства и недискриминации, в консультации с государствами, организациями гражданского общества, включая организации инвалидов, и национальными правозащитными учреждениями…".


3. В ходе подготовки этого тематического исследования УВКПЧ обратилось с просьбой о направлении письменных представлений к различным заинтересованным сторонам, включая государства, межправительственные организации, национальные правозащитные учреждения и неправительственные организации, в том числе организации инвалидов. Кроме того, 24 октября 2008 года в Женеве УВКПЧ организовало однодневные консультации открытого состава по теме исследования и приняло участие в соответствующих совещаниях экспертов и других совещаниях. Выводы и рекомендации, подготовленные по итогам процесса консультаций, были учтены в содержании исследования1.


I. ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАТИФИКАЦИИ


4. По состоянию на дату представления настоящего доклада 46 государств стали участниками Конвенции о правах инвалидов и 27 - Факультативного протокола к ней, в то время как число стран - сигнатариев обоих договоров составляет соответственно 138 и 812. Конвенция о правах инвалидов является первым договором в области прав человека, предусматривающим возможность участия в Конвенции, помимо государств, организаций региональной интеграции; предоставление такой возможности предусмотрено в статье 44. Европейское сообщество является одним из сигнатариев Конвенции.


5. Особенность настоящей Конвенции заключается не только в том, что переговоры по ней прошли в более сжатые сроки по сравнению с любой другой конвенцией в области прав человека, принятой за всю историю международного права, но и в оперативности ее ратификации государствами, в чем она уступает лишь Конвенции по правам ребенка3.


6. Для ратификации Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней государствам необходимо принять меры как на международном, так и на национальном уровнях.


А. Международные меры, необходимые для ратификации


7. Меры, принимаемые на международном уровне, заключаются в том, что государству, намеревающемуся стать участником Конвенции и Факультативного протокола к ней, необходимо в одной из форм, предписываемых Конвенцией, выразить свое согласие на обязательность договора. Статьей 43 предусматривается, что согласие на обязательность может быть выражено в рамках таких процедур, как ратификация, присоединение или подтверждение.


8. Ратификация заключается в сдаче государством оформленной на национальном уровне ратификационной грамоты4 Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, являющемуся в соответствии со статьей 41 депозитарием Конвенции. Выражение согласия на обязательность путем ратификации представляет собой двухступенчатый процесс, поскольку он связан с необходимостью подписания Конвенции государством до сдачи ратификационной грамоты на хранение. Хотя акт подписания не означает, что государство становится участником договора, он требует от государства-сигнатария воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели5. С другой стороны, в результате сдачи акта о ратификации на хранение "государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора"6.


9. Присоединение заключается в сдаче депозитарию документа о присоединении на хранение и имеет аналогичные с ратификацией правовые последствия; вместе с тем в отличие от ратификации не требуется, чтобы присоединению предшествовало подписание. Термин "подтверждение" используется в качестве эквивалента термина "ратификация" в случае, когда международная организация выражает свое согласие на обязательность договора7.


10. Государство может принять решение ратифицировать как Конвенцию, так и Факультативный протокол к ней или только Конвенцию. Такое намерение необходимо отразить в оформленном и сданном государством на хранение документе.


11. Не следует смешивать проведение ратификации на международном уровне и проведение ратификации на национальном уровне, которая, возможно, требуется государству в соответствии с действующими внутренними конституционными положениями и практикой до заявления им на международном уровне своего согласия на обязательность. Ратификация, проводимая на национальном уровне, недостаточна для установления намерения государства принять на себя юридические обязательства на международном уровне, поэтому с этой целью на международном уровне также принимаются необходимые меры8.


12. После того как государство или другое образование, обладающее договороспособностью, выразило свое согласие на обязательность для него Конвенции путем совершения акта ратификации, присоединения или подтверждения, и когда данный договор вступает в силу для данного конкретного государства (в случае Конвенции о правах инвалидов, на тринадцатый день после сдачи на хранение ратификационной грамоты)9, это государство или образование становится участником Конвенции10. На этом этапе государство или образование оказывается связанным положениями договора в соответствии с международным правом.


B. Национальные меры, необходимые для ратификации


13. Различные аспекты процесса, проходящего на национальном уровне до ратификации или присоединения на международном уровне, регулируются конституционным законом и практикой. Независимо от особенностей, существующих в отдельных странах, можно установить два подхода к проведению ратификации на национальном уровне, которые определяются ролью законодательной ветви власти.


14. В странах с континентальным правом ратификация проходит путем утверждения договора законодательной ветвью власти. После утверждения путем голосования акт о ратификации направляется исполнительной ветви для его объявления, опубликования и сдачи на хранение депозитарию договора. Во многих государствах - участниках Конвенции, представивших свои материалы для настоящего исследования, например в Аргентине, Венгрии, Испании, Мали, Нигере, Панаме, Хорватии, Чили и Эквадоре, ратификация Конвенции проходила путем принятия парламентом соответствующего закона; Мексика ратифицировала ее путем одобрения в одной из палат законодательного органа. С другой стороны, в большинстве стран с традициями англо-саксонского права, а также в других правовых системах ратификация Конвенции проходила путем принятия соответствующего акта исполнительной ветвью власти, а в случаях, когда парламент участвовал в этом процессе, его роль была консультативной. Например, в связи с ратификацией Конвенции решения исполнительной власти были приняты в Бангладеш, Новой Зеландии и Таиланде.


15. Несмотря на различия между двумя подходами и особенности национальных систем, национальные процессы ратификации открывают широкие возможности для повышения информированности и способствуют пониманию рассматриваемого договора.


16. Во первых, государствам, рассматривающим вопрос о ратификации, приходится проводить пересмотр национального законодательства и политики на предмет обеспечения соблюдения Конвенции. В ряде представлений, полученных в рамках настоящего исследования, упоминается о проведении таких процессов до ратификации, при этом, как представляется, имеются существенные различия в их масштабе и глубине11. Представляет интерес принятая в некоторых государствах практика проведения анализа национальных интересов12, в ходе которого освещаются такие вопросы, как мотивы, побуждающие стать стороной данного договора, последствия получения статуса стороны в плане обязательств и расходов, вытекающих из ратификации Конвенции, и соответствующие вопросы осуществления, при этом проводится обзор уже действующих законодательных актов, а также анализ такого законодательства с точки зрения соблюдения. Анализ национальных интересов прилагается к предложению по ратификации в рамках национального процесса. Как отмечается в следующей главе, процесс пересмотра, предшествующий ратификации, может являться частью процесса, который продолжается на этапе осуществления и проводится с целью рассмотрения действующего и предлагаемого законодательства.


17. Во вторых, по видимому, опыт, накопленный государствами-участниками, проводившими надлежащие консультации до ратификации, позитивно сказывается на осуществлении Конвенции. Надлежащие консультации следует проводить на уровне государственных ведомств и агентств, а также, при необходимости, на уровне государства и территорий. Такие консультации должны способствовать более глубокому пониманию Конвенции, выяснению того, соответствуют ли Конвенции законы, стратегии и программы, и определению проблемных областей. К участию в таких национальных консультациях следует также привлекать заинтересованные стороны, не связанные с правительством, и в первую очередь гражданское общество и организации инвалидов. Полное и эффективное участие, а также включение инвалидов в жизнь общества является общим принципом Конвенции13, из которого также вытекают конкретные обязанности государств по проведению тесных консультаций и активному вовлечению инвалидов в разработку и осуществление касающихся их стратегий14. В представлениях, полученных в связи с настоящим исследованием, особо подчеркивается позитивное влияние подготовки официальных переводов и широкого распространения Конвенции на национальных языках, публичный характер начала процесса ратификации, доведения до общественности плана с указанием сроков и возможностей для проведения консультаций, а также поощрения гражданского общества и организаций инвалидов направлять предложения с изложением своих взглядов в отношении возможностей, последствий и проблем, связанных с ратификацией. Кроме того, следует также тщательно рассмотреть вопрос о необходимости поддержки участия в консультациях организаций инвалидов, включая оказание им финансовой поддержки. Выводы проведенного правительством анализа национальных интересов в конечном итоге следует доводить до сведения общественности.


С. Оговорки и заявления о толковании


18. Некоторые государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах инвалидов, попытались скорректировать применение этого договора с помощью заявлений о толковании или оговорок. В пункте 1 d) статьи 2 Венской конвенции о праве международных договоров термин "оговорка" определяется в качестве "одностороннего заявления в любой формулировке и под любым наименованием, сделанного государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству". Статьей 46 Конвенции о правах инвалидов допускается, чтобы участники заявляли оговорки при условии, что такие оговорки, не являются "несовместимыми с объектом и целью настоящей конвенции".


19. На данный момент оговорки к Конвенции сформулированы Маврикием, Мальтой, Польшей и Сальвадором, а несколько государств сделали "заявления" по поводу Конвенции. Следует отметить, что классификация, выбранная государствами с целью определения заявленных ими "оговорок" или "заявлений", не имеет юридической силы, а характер исключения определяется только его содержанием в соответствии со статьей 2 Венской конвенции. На время подготовки только в отношении оговорки, заявленной Сальвадором, было внесено официальное возражение правительства Австрии в связи с ее "общей и расплывчатой формулировкой"15.


20. Государствам, рассматривающим возможность оговорок к Конвенции или заявлений по ней, следует учитывать, что органы по контролю за соблюдением договоров последовательно выражали мнение о том, что оговорки сужают рамки защиты, устанавливаемые договорами16. Таким образом, договорные органы последовательно стремились через посредство своих соответствующих механизмов ограничивать сферу действия существующих оговорок и поощрять отказ от них со стороны государств-участников17. Как ожидается, в ходе проведения периодического обзора докладов государств-участников, предусмотренных статьей 35 Конвенции, Комитет по правам инвалидов рассмотрит оговорки и заявления, внесенные государствами - участниками Конвенции.

  1   2   3   4

Похожие:

Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций dp/fpa//2012/9
Исполнительный совет Программы развития Организации Объединенных Наций, Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения...
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается...
Организация объединенных наций icon12 сентября 2011 года Обратный отсчет времени до рождения семимиллиардного жителя Земли организация объединенных наций, Нью-Йорк,
Организация объединенных наций, Нью-Йорк, 12 сентября 2011 года – По данным юнфпа (Фонда Организации Объединенных Наций в области...
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о ходе осуществления рекомендаций, содержащихся
Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций S/2001/1120
...
Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций A/AC. 265/2003/4
Мнения, представленные правительствами, межправительственными организациями и органами Организации Объединенных Наций в отношении...
Организация объединенных наций iconОрганизация объединенных наций
Европейского союза. В заключение дается краткий обзор деятельности Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций...
Организация объединенных наций iconОрганизация Объединенных Наций cedaw /C/sgp/4
От имени правительства Сингапура с удовлетворением представляю четвертый периодический доклад Сингапура об осуществлении Конвенции...
Организация объединенных наций iconЯиц куриных издание 2009 организация объединенных наций
Любая страна-член Организации Объединенных Наций может принимать равноправное участие в деятельности Рабочей группы. Дополнительную...
Организация объединенных наций iconПредложения по укреплению системы Организации Объединенных Наций в области прав человека
«Организация Объединенных Наций в права человека: к более эффективной системе защиты», организованном в рамках программы по правам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница