Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»




Скачать 446.98 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
страница1/4
Дата26.11.2012
Размер446.98 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4






ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


Кафедра гуманитарных и социальных наук


«Утверждаю»

Проректор

по учебной работе

_________Т.С. КАПЛЮК

«__»__________2009 г.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

Л О Г И К А

(для студентов 1 курса очной формы обучения

по специальности 080105.65 «Финансы и кредит»

факультета экономистов-международников)


Обсуждена и рекомендована к

утверждению на заседании кафедры

Протокол от 31 августа 2009г.


Москва 2009


Разработчик:

Гриненко Г.В.,

д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ВАВТ.


Рецензент:

Маркин В.И.,

д.ф.н., профессор, зав. кафедрой логики философского ф-та

МГУ им. М.В.Ломоносова.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие

4

1. Пояснительная записка

5

2. Распределение учебных часов дисциплины по темам и видам работ

7

3. Оценка успеваемости студентов

8

4. Содержание дисциплины

9

5. Планы семинарских занятий

5.1.Методические рекомендации по подготовке к семинарам

14

17

6. Технологическая карта самостоятельной работы студентов

6.1.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

18

19

7.Темы контрольных работ и тренингов, методические указания по ним

7.1. Контрольные работы

7.2. Тренинги


20

23

8. Вопросы к зачету

8.1. Методические рекомендации по подготовке к сдаче зачета

26

27

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Литература

9.2. Информационное обеспечение дисциплины

9.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

28

10. Приложения

10.1.Задачи для самостоятельной работы

10.2.Тексты для анализа


30

31

37




ПРЕДИСЛОВИЕ



Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логика» разработан для студентов, изучающих данную учебную дисциплину во Всероссийской академии внешней торговли на очном отделении факультета экономистов-международников по специальности «Финансы и кредит».

УМК призван оказать помощь студентам в изучении этой дисциплины, в организации самостоятельной работы, обеспечить рациональное использование учебного времени.

Использование УМК в учебном процессе поможет студентам решить многие организационные вопросы и обеспечить их дополнительным временем для усвоения дисциплины.

В состав Учебно-методического комплекса входят:

  • пояснительная записка;

программа дисциплины, включающая тематические планы, систему оценки успеваемости студентов, тематику семинарских занятий, вопросы к зачету, список источников и литературы, примерные темы домашних работ; примерные варианты контрольных работ;

  • методические рекомендации по выполнению различных видов учебной работы;

  • задания для самостоятельной работы;

  • тексты для анализа;

  • варианты контрольных работ;

  • билеты для сдачи зачета;

  • 3 учебных пособия по дисциплине «Логика» (автор – доцент Зайцева Н.В.).

Составные части Учебно-методического комплекса взаимосвязаны и основываются на общих организационно-методических принципах построения дисциплины.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.Цели и задачи дисциплины


Целью дисциплины является формирование культуры мышления будущего специалиста.

Логика – это наука о законах и формах правильного мыш­ле­ния, о логическом выводе, поэтому знание её необходимо каждому, кто занимается рассуждениями, дока­за­тельст­ва­ми, обос­но­ванием своей точки зрения или критикой чужой. А такой деятельностью – в большей или меньшей степени – занимается каждый человек, как в своей профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни. Человек, не знакомый с законами и правилами логики, сам легко может совершить ошибку в своих рассуждениях (особенно – длинных и сложных) и быть введен в заблуждение тем, кто умело использует различные логические уловки. Знание логики дает прочную основу для классической рациональности, позволяя контролировать и свои, и чужие рассуждения, обнаруживать в них ошибки и исправлять их, позволяет обоснованно аргументировать свою точку зрения и критиковать чужую.


Задачами дисциплины являются:

  • изучение основных форм мышления и интеллектуальной дея­тель­ности (понятия, суждения, умозаключения);

  • развитие навыков правильного ведения основных интеллек­ту­аль­ных познавательных операций (опре­де­ле­ния, классифи­кации, умозаключения и т.д.);

  • освоение особенностей логического вывода;

  • формирование умения вести дискуссию (изучение и освоение правил, ошибок и уловок в аргументации);

  • формирование умения вести логический анализ текста.



Требования к уровню освоения дисциплины


В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

  • важнейшие этапы развития логики как науки;

  • место логики среди других наук;

  • основные понятия и методы классической логики;

  • основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и их особенности;

Уметь:

  • решать задачи на определение вида понятий;

  • устанавливать отношения между понятиями на кругах Эйлера;

  • определять правильность дефиниций и деления понятий;

  • выявлять структуру простого и сложного суждения;

  • делать вывод по логическому квадрату;

  • производить непосредственными умозаключения;

  • проверять правильность силлогизма, полисиллогизма и энтимемы;

  • кроме того, они должны уметь выявлять логические ошибки и уловки в аргументации и применять их как в повседневной жизни так и в профессиональной области.

Приобрести навыки:

  • в решении задач по логике;

  • в построения аргументации, ее обоснования и критики.

Владеть:

  • понятийным аппаратом логики;

  • методами решения задач и логического анализа аргументации.


Методы преподавания и оценка знаний


В соответствии с учебным планом дисциплина «Логика» читается во 2 семестре на первом курсе обучения.

Дисциплина рассчитана на 28 часов: из них 16 часов лекций и 12 часов семинарских занятий. Тема каждого аудиторного занятия указана в тематическом плане. В ходе занятий освоение лекционного материала должно дополняться подготовкой устных сообщений на основе рекомендованной учебной и научной литературы. Текущий контроль включает тестирование, решение задач, домашнего задания. Изучение материалов завершается зачетом.


2. Распределение учебных часов дисциплины по темам и видам работ



п/п

Наименование тем лекций и семинарских занятий

Кол-во часов

Всего

Самост. работа

Аудит.занятия

Лекции

Семинары

1.

Предмет логики и основные этапы формирования современной логики

4

2

2

-

2.

Логика, язык, мышление

4

2

2




3.

Понятие как форма мышления.

6

2

2

2

4.

Определение, деление, классификация

6

2

2

2

5.

Суждение как форма мышления.

6

2

2

2

6.

Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения

6

2

2

2

7.

Силлогизм и его виды

8

4

2

2

8.

Логические аспекты аргументации

8

4

2

2

ИТОГО:

48

20

16

12



3.Оценка успеваемости студентов


Максимальная сумма баллов за итоговый и текущий контроль в семестре

100 баллов

1. Текущий контроль

максимум 50 баллов

в т.ч.:




- посещаемость

максимум 6 баллов

- выполнение дом. задания

максимум 20 баллов

- выступления на семинарах

максимум 7 баллов

- выполнение текущих тестов

максимум 7 баллов

- экспресс-опрос

максимум 10 баллов

2. Итоговый контроль (зачет)

максимум 50 баллов


Работа на семинарах оценивается по следующим критериям:

1) выступление с докладом по заданной теме (при подготовке доклада необходимо выделить главную мысль, изложить кратко (10-15 мин.) основное содержание, включить проблему в более широкий контекст, высказать свои комментарии по поводу использованной литературы, ответить на вопросы);

2) активность тех, кто не является докладчиком, оценивается по вопросам к докладчику, комментариям и суждениям по обсуждаемой теме.

Домашняя работа оценивается по следующим критериям:

  • самостоятельность в изложении материала;

  • умение правильно поставить проблему;

  • характер привлекаемой литературы;

  • степень решения поставленных целей и задач;

  • умение сделать четкие и понятные выводы.



4. Содержание дисциплины



Тема 1. Предмет логики. Основные этапы формирования современной логики

Предмет логики. Роль рационального мышления в развитии науки и со­вре­менной цивилизации.

Условия и причины зарождения логики в Древней Индии; диспут в культуре Индии. Ус­ловия и причины за­рож­де­ния логики в Древней Греции. Со­фис­тика и софизмы и их роль в возникновении ло­ги­ки. Майевтика Сократа. Аристотель - основоположник европейской ло­гики. Разви­тие логи­чес­ких идей у стоиков.

Аристотелевская логика в средневековой культуре.

Развитие логики в Новое время. Индуктивная логика Фр. Бэкона. Идеи симво­ли­ческой (ма­те­ма­тической) логики у Лейбница; формирование и развитие ма­те­ма­тической логики в XIX-XX вв.

Современная неклассическая логика. Логика и компьютеры.


Контрольные вопросы:

1. Какие причины вызвали рождение логики в древней Индии и древней Греции?

2. Какую роль сыграли софизмы в развитии логики в древней Греции?

3. Почему софизм «Лжец» («Критянин») является пара­док­сом, а софизм «Рогатый» - нет?

4. Почему логическую машину Р.Луллия можно считать праобразом компьютера?

5. В чем состоит принципиальное различие между классической и неклассической логиками?


Тема 2. Логика, язык, мышление

Понятие «знака». Типы зна­ков. Семиотика как наука о знаках. Логика и семиотика. Знаковые треугольники и тетраэдр семиозиса. Синтаксис, семантика и прагматика. Язык как знаковая система. Языки естественные и ис­кусственные; типы естест­вен­ных и типы искусственных языков.

Логика и мышление. Основные формы мышления: понятие, сужде­ние и умозаклю­чение. Рассуждение и умозаключение. Структура рассуждений и логическая форма.

Проблема, гипотеза и теория как формы развития зна­ния.

Основные законы классической логики.

Контрольные вопросы:

  1. В чём заключается различие между знаками-индексами и ико­ни­чес­кими зна­кам­и?

  2. В чём состоит различие между значением и смыслом знака?

  3. Что такое автонимное использование знаков?

  4. Что такое семиозис?

  5. Какие типы языков вы знаете?

  6. Что такое логическая форма?


Тема 3. Понятие как форма мышления

Понятие как форма мышления. Структура понятия (термин, объем и содержание понятия).

Виды понятий по количеству и ка­честву.

Отношения между понятиями на круговых схемах (кругах Эй­лера).

Закон обратного отношения между объемом и содержанием по­ня­тия. Операции обобщения и ограничения понятия.

Контрольные вопросы:

  1. На каком основании различают нулевые, единичные и общие понятия?

  2. Какие типы существования различаются?




  1. В чём состоит различие между совместимыми и несов­мес­ти­мыми понятиями?

  2. В чем состоит различие между операциями обобщения и ограничения?

  3. Каков предел операций обобщения и ограничения поня­­тия?



Тема 4. Определение, деление и классификация.

Приемы сходные с определением.

Дефиниция определения. Виды определений (номинальные и ре­аль­ные, явные и неявные, виды явных и неявных определений).

Пра­вила и ошибки, связанные с опре­де­лениями.

Дефиниция операции деления. Виды деления: таксономическое (дихотомия и деление по изменению видообразующего признака) и мери­о­ло­ги­чес­кое.

Правила и ошибки, связанные с делением.

Клас­си­фи­ка­ция как логическая операция. Искусственная и естественная классификация.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое дефиниция?

  2. Какие существуют операции, сходные с определением?

  3. Чем различаются номинальные и реальные опреде­ления?

  4. В чём разница между таксономическим и мериологическим делением?

  5. Что такое классификация?


Тема 5. Суждение как форма мышления

Предложение, суждение и высказывание. Смысл и значение повествовательного предложения. Простые и сложные высказывания.

Простое суждение. Атрибутивные и реля­ци­он­ные высказывания. Структура простого высказывания (субъект, предикат, кванторное слово и глагол-связка). Типы прос­тых высказываний (утвер­ди­тель­ные и отри­ца­тель­ные, общие и част­ные). Распреде­лен­ность терминов. Логический квадрат; от­но­ше­ния между простыми высказываниями на ло­ги­чес­ком квад­ра­те.

Виды сложных высказываний. Союзы ес­тес­твенного языка и логические связки. Табличное задание логических связок.

Логическое учение о вопросах. Виды вопросов и типы ответов. Логически коррек­тные и логически некорректные вопросы.

Контрольные вопросы:

  1. Какова структура простого высказывания?

  2. Что такое распределенность терминов?

  3. Какие отношения между суждениями можно определить по логическому квадрату?

  4. Что такое логическое следование?

  5. Что такое логически некорректный вопрос?



Тема 6. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения

Рассуждение, доказательство и логический вывод.

Дедук­тив­ные и ин­дук­тивные умозаключения. Основные понятия индуктивной логики.

Понятие непосредственного умозаключения. Операции обращения, превращения и противо­по­став­ления субъекту и предикату.

Контрольные вопросы:

  1. В чём состоит принципиальное различие между дедуктивными и индуктивными умозаключениями?

  2. Что такое непосредственное умозаключение?

  3. Что такое операция обращения?

  4. Что такое операция превращения?

  5. Чем различаются операции противопоставления субъекту и предикату?



Тема 7. Силлогизм и его виды

Простой категорический силлогизм, его структура (боль­­ший, меньший и средний термины); общие правила силлогизма. Модусы и фигуры силло­гиз­ма и их правила. Проверка правильности силлогизма на кругах Эйлера.

Полисиллогизм; правила проверки полисиллогизма. Энтимема; операция восста­нов­ле­ния энтимемы в правильный силлогизм.

Разделительно-категорический силлогизм. Условно-кате­го­ри­чес­кий силлогизм.

Контрольные вопросы:

  1. Как определяется фигура простого категорического силлогизма?

  2. Что называется модусом простого категорического силлогизма?

  3. Что гарантирует нам применение правильного силлогизма при условии истинности посылок?

  4. Что такое полисиллогизм?

  5. Каким условиям удовлетворяет корректная энтимема?


Тема 8. Логические аспекты аргументации

Понятие аргументации. Структура аргументации: тезис, аргументы и демонстрация. Вербальные и невербальные аргументы.

Виды споров (публичный/ не публичный, с квалифицированными судьями / без судей; научная дискуссия, деловой спор, спор ради победы). Спор, диспут и полемика.

Доказательство и обоснование. Критика и опровержение. Основные виды обоснования и критики. Прямое и косвенное обоснование. Доказательство от против­ного.

Допустимые приемы в споре. Правила, ошибки и уловки по отношению к тезису, аргументам и демонстрации. Стратегия и тактика деловой полемики.


Контрольные вопросы:

  1. Какова структура аргументации?

  2. Что называется обоснованием (доказательством), а что – опровержением?

  3. Чем прямое обоснование отличается от косвенного?

  4. Какие ошибки бывают связаны с аргументами?

  5. Что такое подмена тезиса?

  6. В чём разница между ошибкой и уловкой?


5. Планы семинарских занятий


Тема 1. Предмет логики. Основные этапы формирования современной логики

Цель: выявление причин зарождения и развития логики.

Форма проведения: опрос, дискуссия

Вопросы к теме:

1. Причины зарождения логики в Древней Индии и в Древней Греции

2. Классическая логика в культуре Средневековья

3. Зарождение индуктивной логики и ее связь с экспериментальным методом в науке

4. Математическая логика и ее особенности

5. Неклассическая логика в культуре ХХ-ХХI веков


Тема 2. Логика, язык, мышление

Цель: выявление взаимосвязей между логикой, мышлением и языком.

Форма проведения: опрос, дискуссия

Вопросы к теме:

1.Понятие знака и семиозиса

2.Типы знаков

3.Семиотика как наука о знаках и ее структура

4.Языки естественные и искусственные

5.Понятие логической формы


Тема 3. Понятие как форма мышления

Цель: выявление основных характеристик понятия.

Форма проведения: опрос по теоретическим вопросам, решение задач.

Вопросы к теме:

1. Понятие «понятие»

2. Логическая структура и основные харак­теристики понятия (объем, содержание, элементы объема и части объема).

3. Виды понятий по количеству

4. Виды понятий по качеству

5. Отношения между понятиями на круговых схемах

6. Обобщение и ограничение понятий.


Тема 4. Определение, деление, классификация

Цель: освоение логических операций определения, деления и классификации.

Форма проведения: опрос по теоретическим вопросам, решение задач.

Вопросы к теме:

1. Определение и приемы, сходные с определением

2. Виды определений.

3. Правила и ошибки, связанные с определениями

4. Логическая операция деления. Виды деления.

5. Правила и ошибки, связанные с делением.

6. Классификация как логическая операция.


Тема 5. Суждение как форма мышления

Цель: выявление структуры и типа простого суждения, освоение операций на логическом квадрате.

Форма проведения: опрос по теоретическим вопросам, решение задач.

Вопросы к теме:

1.Понятие «суждения», взаимосвязь понятий «высказывание», «предложение» и «суждение».

2.Структура и типы простых суждений.

3.Распределенность терминов в простом суждении

4.Логический квадрат и вывод на нем

5. Сложное суждение и его структура.

6. Табличное определение логических констант.


Тема 6. Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения

Цель: выявление структуры и типа умозаключений, освоение операций непосредственных умозаключений.

Форма проведения: опрос по теоретическим вопросам, решение задач.

Вопросы к теме:

1. Умозаключение и его структура.

2. Дедуктивное и индуктивное умозаключение.

3. Операция обращения.

4. Операция превращения.

5. Операция противопоставления предикату.

6. Операция противопоставления субъекту.


Тема 7. Силлогизм и его виды

Цель: выявление структуры и типа силлогизмов, проверка правильности силлогизмов.

Форма проведения: опрос по теоретическим вопросам, решение задач.

Вопросы к теме:

1. Простой категорический силлогизм, его состав и структура.

2. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма; общие правила и правила фигур.

3. Проверка правильности простого категорического силлогизма на кругах Эйлера.

4. Правила простого категорического силлогизма.

5. Полисиллогизм и правила его проверки.

6. Энтимема; методы восстановления энтимемы в простой категорический силлогизм.

7. Разделительно-категорический силлогизм и его правила.

8. Условно-категорический силлогизм и его правила.


Тема 8. Логические аспекты аргументации

Цель: выявление структуры и типа аргументации, практика аргументации.

Форма проведения: опрос по теоретическим вопросам, тренинг в формате игры «Парламентские дебаты».

Вопросы к теме:

1. Аргументация и ее структура (тезис, аргументы, демонстрация).

2. Типы аргументации (вербальная и невербальная; обоснование, доказательство и критика).

3. Прямое и косвенное доказательство.

5. Виды споров (дискуссия, полемика, диспут; научная дискуссия, деловая дискуссия, спор ради победы; публичная/ непубличная дискуссия; дискуссия с квалифици­ро­ванными судьями / без судей).

6. Правила, ошибки и уловки, связанные с тезисом.

7. Правила, ошибки и уловки, связанные с аргументами.

8. Правила, ошибки и уловки, связанные с демонстрацией.


5.1. Методические рекомендации по подготовке

к семинарским занятиям

При подготовке к семинарским занятиям необходимо:

  • внимательно ознакомиться с тематикой семинара;

  • прочесть конспект лекции по теме, изучить рекомендованную литературу;

  • составить краткий план ответа на каждый вопрос семинарского занятия;

  • проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки;

  • решить задачи, относящиеся к теме семинара (все письменные задания выполняются в тетради для семинарских занятий).



  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 10 Философи я для студентов 2 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс по философии разработан для студентов, изучающих данную учебную дисциплину во Всероссийской академии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05 Концепции современного естествознания для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит»
Деловой иностранный (английский) язык: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета...
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит»
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит»
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс «Иностранный язык» Специальность: 080105. 65 «Финансы и кредит» Утверждено Рекомендовано
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ аудит»
«Товароведение и экспертиза товаров (продовольственных, непродовольственных)», 080105 «Финансы и кредит», 080111 «Маркетинг», 080507...
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 08 Для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 030501. 65- «юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения юридического факультета института
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 080105 «Финансы и кредит» Составитель М. А. Заглядова
Методические рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит» с целью приведения...
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconПрограмма по дисциплине Деньги, кредит, банки для студентов 2 курса очной формы обучения по специальности «Финансы и кредит»
Разработчик программы: к э н., проф. Бондаренко Ирина Андреевна, к э н доцент Ноздрев Станислав Васильевич
Учебно-методический комплекс по дисциплине логик а для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит»
Краткосрочная финансовая политика: Учеб методический комплекс./ Авт и сост.: Т. В. Конорева. – Омск.: Типография «с-принт», 2006...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница