По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы




Скачать 200.2 Kb.
НазваниеПо предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы
Дата26.11.2012
Размер200.2 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова»


Рабочая программа



по предмету «Музицирование» в классе фортепиано

образовательной программы

«Общего эстетического образования»

на основании примерной программы

«Музицирование» для ДМШ И ДШИ

НМЦ ХО, Москва 2006 год


Срок реализации 5 лет.

Возраст детей 7-12 лет.


Автор: преподаватель по классу фортепиано

Жуколина Надежда Викторовна


Кировск

2008 год

1.Пояснительная записка


В настоящее время в России существенно изменилось отношение к музыкальному образованию.

Начальное музыкальное образование, призванное развивать творческие способности детей, перестает носить характер профессионального, приобретая все более черты дополнительного образования.

Такие явления как демографический спад, уменьшение числа здоровых детей школьного возраста, учитывая климатические особенности природы районов Крайнего севера, увеличение учебной нагрузки в общеобразовательных школах, занятость многих учащихся в различных кружках и секциях определили уменьшение числа детей, поступающих в музыкальную школу. Многие учащиеся принимаются без конкурсного прослушивания, часто со слабыми музыкальными данными, поэтому некоторые виды контрольных проверок упрощаются (снижаются требования по специальности, техническому зачету).

Недооценка роли искусства в обществе, как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к художественно-эстетическому образованию, невостребованность профессии музыканта на сегодняшний день, ставит закономерным вопрос, как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, чтобы он в будущем мог воспользоваться полученными знаниями в различных сферах деятельности.

Особенность данной программы – в дифференцированном подходе к каждому учащемуся, учитывая индивидуальные музыкальные способности и возможности ребенка.

Данная программа по «Музицированию» включает развитие навыков по чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху мелодий и аккомпанемента к ним.


Цель программы - воспитание музыканта- любителя, способного после окончания музыкальной школы применить полученные знания и умения на практике в различных областях общественно-культурной жизни общества.

Основные задачи программы:


Образовательные:

Обучение специальным знаниям и умениям (развитие скорости, реакции и способности концентрировать внимание учащегося в процессе чтения нот с листа); развитие внутреннего слуха учащегося.

Воспитательные:

Воспитание потребности к музицированию, как основной формы ознакомления с любым музыкальным произведением; воспитание волевых качеств и умений учащегося: усидчивости, внутренней дисциплины, добросовестности и трудолюбия.


Развивающие:

Развитие музыкальных способностей (ритм, слух, память); творческой и познавательной активности ребенка.

Программа по предмету «Музицирование» является модифицированной, разработанной на основании примерной программы для ДХШ и ДМШ, МК МЦХО, М. 2006 год.


Программа рассчитана на детей в возрасте 7-12 лет. Срок реализации программы 5 лет.

Учебный план образовательного учреждения подразумевает занятия с первого по пятый классы по предмету «Музицирование» 0,5 часа в неделю. С 6 класса «Музицирование» включает ансамбль, поэтому чтением с листа, подбором по слуху, транспонированием преподаватель занимается с учащимися на уроках по специальности (разбор новых произведений, чтение с листа в ансамбле и др. задания).

2.Примерный тематический план

темы

Наименование тем

Количество
часов


1


2


3


4

5


6


Обучение первоначальным навыкам музицирования: подбору по слуху мелодий, простых песенок, чтению с листа, транспонированию (1класс).

Подбор по слуху мелодии на 3-5 ступенях в мажоре и миноре от любых звуков.

Использование ритмических формул на основе четвертей, восьмых, половинных длительностей.

Знакомство с музыкальной грамотой.

Упражнения на развитие чувства ритма (чтение ритмокарточек, проговаривание ритмослогов, со счетом, с опорой на хлопок, шаг, стук).

Упражнения на развитие зрительно-слуховой связи учащегося (графическое обозначение мелодии).

8,0 ч.–

I полугодие


10,0 ч.–

II полугодие



7


8


10

 Подбор по слуху мелодий на 5 ступенях, с постепенным использованием 5-6 ступеней мажора и минора в аккомпанементе, в одной аппликатурной позиции (2 класс).

Чтение нот с листа с небольшим расширением диапазона клавиатуры (до двух октав).

Знакомство со знаками альтерации, ключевые и случайные знаки.


8,0 ч.–

I полугодие


10,0 ч.–

II полугодие


11


12


13

Использование мелодий для подбора по слуху в диапазоне семи ступеней мажора и минора, в пределах одной тональности

(3 класс).

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 2-х знаков мажора и минора.

Чтение с листа произведений с расширением тонального плана, усложнением ритмической функции. Игра пьес с различной интерваликой («кляксы»- секунды, кварты, квинты). Знакомство с полифоническими произведениями, крупной формой, пьесами жанрового характера.


8,0 ч.–

I полугодие


10,0 ч.–

II полугодие



14


15


16

Использование интонационно развитых мелодий для подбора по слуху, использование поступенного и скачкообразного движения мелодии, усложнение ритмических формул. (4 класс).

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 3-х знаков мажора и минора.

Усложнение мелодического рисунка, расширением фактурных приемов игры, артикуляции в произведении.

8,0 ч.–

I полугодие


10,0 ч.–

II полугодие

17


18


19

Транспонирование знакомых песен, легких пьес, отрывков из разучиваемых произведений (5 класс).

Знакомство с понятиями: секвенция, альбертиевы басы в аккомпанементе, «зеркальная симметрия», остинато.

Чтение с листа в ансамбле с преподавателем, игра переложений вокальной музыки, чтение с листа популярной музыки.

8,0 ч.–

I полугодие


10,0 ч.–

II полугодие



3. Методы проведения урока и формы контроля:


Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, их музыкальных данных, возможностей развития.

Формы контроля:

- еженедельная проверка выполнения домашних заданий (по чтению с листа дается список произведений, обычно, на 1-2 класса ниже по уровню сложности, которые учащийся выполняет самостоятельно, на уроке преподаватель проверяет, насколько учащийся успешно справляется с данными произведениями, выставляя оценку);

- контрольный урок проводится в конце каждой четверти в форме зачета, (ученику предлагается чтение нот с листа нескольких новых произведений, а также подбор по слуху 2-4-х песенок). Оценка по предмету «музицирование» выставляется в ведомость каждую четверть.

- конкурсное прослушивание самостоятельно выученного произведения (в течение одного часа) учащихся 4-х классов. Этот вид проверки направлен на умение учащегося самостоятельно прочитать нотный текст, определить тональность, форму, характер произведения, выявить знания музыкальных терминов и других обозначений в нотном тексте. В связи с тем, что к четвертому году обучения учащийся уже имеет определенную музыкальную базу, приобретает необходимые знания музыкальной грамоты и имеет определенную степень овладения фортепианной клавиатурой, то целесообразно проводить этот конкурс именно в 4-5 классах.

4. Содержание программы:

1 КЛАСС


1. Подбор по слуху.

Подбор по слуху мелодии на 3-5 ступенях в мажоре и миноре от любых звуков. Материал для подбора – несложные попевки и песенки, игра в ансамбле с преподавателем, начиная с игры одного - двух звуков. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, её ритмические особенности. Использование ритмических формул с использованием четвертей, восьмых, половинных длительностей.


Развитие творческих навыков:

1.Сочинение и запись ритмического рисунка к тексту песен.

2.Игра различных комбинаций подобранных мелодий.


2. Чтение с листа

-знакомство с музыкальной грамотой, изучение нотной грамоты, длительностей;

-подготовительные упражнения на развитие чувства ритма (чтение ритмокарточек, проговаривание ритмослогов, со счетом, с опорой на хлопок, шаг, стук);

-развитие зрительно-слуховой связи учащегося (графическое обозначение знакомой мелодии);

-игра с листа мелодий в пределах одной аппликатурной позиции, в пределах октавы.

-игра на двух нотных станах в двух ключах, начиная с простейших примеров на несколько звуков.

2 КЛАСС


1. Подбор по слуху.

Подбор по слуху мелодий на 5 ступенях, с постепенным использованием 5-6 ступеней мажора и минора в аккомпанементе, в одной аппликатурной позиции. Использование мелодий с интонационными и ритмическими усложнениями (четверть с точкой, шестнадцатые).

Транспонирование простейших мелодий от всех звуков с определением тональности, в пределах 5 ступеней мажора и минора.


2. Чтение с листа.

-чтение с листа с небольшим расширением диапазона клавиатуры (до двух октав);

-знакомство со знаками альтерации, ключевые и случайные знаки;

-игра мелодий с различным направлением движения, знакомство с басовым ключом;

-использование параллельного движения мелодии в обеих руках, игра мелодии в остинатном сопровождении.

3 КЛАСС

1. Подбор по слуху.

Использование мелодий для подбора в диапазоне семи ступеней мажора и минора, в пределах одной тональности. Объем мелодий- 4-8 тактов. Усложнение ритмической функции мелодии - использование пунктирных ритмов, восьмые с шестнадцатыми.

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 2-х знаков мажора и минора.


2. Чтение с листа.

-расширение тонального плана произведений;

-произведения с использованием трезвучий в гармоническом и мелодическом виде;

-усложнение ладогармонических оборотов в пьесе;

-усложнение ритмической функции в произведении (преобладание пунктирных ритмов, залигованных нот, пауз);

-использование всех артикуляционных приемов игры.

4 КЛАСС

1. Подбор по слуху.

Мелодии для подбора по слуху интонационно развиты, использование как поступенного так и скачкообразного движения мелодии, усложнение ритмических формул.

Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 3-х знаков мажора и минора.


2. Чтение с листа.

-усложнение мелодического рисунка в произведении;

-расширение фактурных приемов игры (использование скачков, мелодических пассажей);

-расширение интервалики в пьесах (секунды, терции, кварты, квинты);

-знакомство со скрытым двухголосием;

-усложнение аккомпанемента, в соответствии с усложнениями в подборе по слуху.

5 КЛАСС

1. Подбор по слуху.

Продолжение данного вида работы. Возможны следующие формы проведения занятий:

- запоминание мелодии и подбор по слуху;

-выучивание мелодии и ее транспонирование;

-подбор по слуху знакомой мелодии;

-подбор по слуху своего аккомпанемента к выученной мелодии.


Транспонирование знакомых песен, легких пьес, отрывков из разучиваемых произведений, этюдов - с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах, на фоне постепенного усложнения мелодического и гармонического материала.


2. Чтение с листа.

-преобладание секвенций в произведении;

-альбертиевы басы в аккомпанементе;

-понятие «зеркальная симметрия»;

-принцип игры остинато, арпеджато, двойные ноты, аккорды;

-чтение с листа в ансамбле с преподавателем, игра переложений вокальной музыки, чтение с листа популярной музыки.

5. Методические пояснения


Подбор по слуху.

Начальные занятия первого года обучения включают в себя некий комплекс, в котором все методы и формы обучения взаимосвязаны.

На первых уроках начинаем с подбора простейших мелодий, состоящих из 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти звуков. Работа по принципу “пою-играю” побуждает слух ученика к активному вниманию, вносит в урок элемент творчества. Сначала ребенок играет только одним пальцем, в дальнейшем важно использовать пятипальцевую позицию, которая позволяет отрабатывать аппликатурное правило, когда соседние звуки исполняются соседними пальцами, через звук – через палец и т.д.

В качестве одной из форм подбора можно использовать слуховые загадки. (Когда ребенок отгадывает, в каком диапазоне клавиатуры берется звук, затем его находит и играет продолжение мелодии). Легче всего детям отгадывать попевки с постепенным движением мелодии вниз, завершающейся на тонике. (Например, «Василек»). При слабой слуховой ориентации ученика можно применить прием «подбор с рук».

Важно обращать внимание ученика на движение мелодии (поступенное, скачкообразное, восходящее, нисходящее).

Таким образом, опыт подбора по слуху становится первым опытом транспонирования. Транспонирование играет большую роль в развитии слуха и координации движений на фортепиано. Все подобранные мелодии записываются в тетрадь (элемент “вижу – слышу”). Обязательным моментом при транспонировании является определение учеником ступени, с которой начинается песня.

Важным этапом подбора песни по слуху является гармонизация мелодии. Первый опыт подбора аккомпанемента должен быть простым – один звук. Далее необходимо включать в работу песни с использованием главных ступеней лада. Основная цифровка для гармонизации мелодии на данном этапе T- S- D- T.

На основе этой формулы учащийся осваивает жанровую музыку (марш, вальс, полька, колыбельная), разделяя аккорд на бас и интервал, по-разному их комбинируя. В работе можно использовать творческие задания: изменить мелодию, придумать аккомпанемент, сочинить вступление, заключение, используя при этом повтор, вариационный или секвентный прием развития мелодии.

В старших классах для подбора по слуху можно использовать мелодии с отклонениями в параллельную тональность, в аккомпанементе учащийся знакомится с кадансовым оборотом и доминантсептаккордом. Для подбора аккомпанемента можно использовать песенные сборники с изложением вокальной строчки и буквенным обозначением гармонии.

Важно, чтобы поставленные задачи были посильны ученику, приносили ему пользу и удовлетворение от проделанной работы.


Чтение с листа.


Чтение с листа – сложный навык, требующий взаимосвязи зрительной, звуковысотной и ритмической графики, развитых слуховых представлений.

Основные задачи:

  • развить быструю реакцию, скорость в чтении нот;

  • сконцентрировать внимание в чтении нотного текста;

  • выделить основную мысль в музыкальном тексте;

  • уметь отделить в фактуре произведения главное и второстепенное;

  • приобрести навык зрительно определять интервалику в пьесах;

  • уметь читать ноты целостными оборотами, прививая навык «смотреть вперед»;


Предварительно, учащийся должен сделать анализ нотного текста:

  1. Назвать все ноты подряд.

  2. Простучать ритмический рисунок.

  3. Выяснить аппликатуру.

  4. Выяснить штрихи в пьесе.

На протяжении занятий одна пьеса читается по схеме, вторая – по нотам, третья – сдается на оценку.


На начальном этапе с учащимся можно использовать различные упражнения на развитие чувства ритма: обращение к словесной речи и ее ритмизации; использование системы ритмослогов (та, ти, ти-ри); для ощущения равномерной пульсации в произведении, использовать элементарные движения (шаг, хлопок, жест).


Прививать учащемуся представление о высотной направленности нотного рисунка. С первых уроков вырабатывается связь между звуком, взятым на клавиатуре и его графическим изображением. Использование обозначений движения мелодии («в гору», «спуск с горы», «впадина», «подъем в гору»).

Фактура произведений, рекомендуемых для чтения с листа, должна быть предельно проста для исполнения. (Удобное фортепианное изложение, одинаковый ритмический рисунок на протяжении всей пьесы, медленные и средние темпы, тональности с небольшим количеством ключевых знаков).

В старших классах произведения для чтения с листа необходимо подбирать таким образом, чтобы уровень сложности в них постепенно возрастал. Происходит расширение диапазона клавиатуры; усложняются ладогармонические обороты; усложняется ритмическая функция (преобладание пунктирных ритмов, залигованных нот); использование всех артикуляционных приемов игры; расширение тонального плана произведения.

В процессе приобретения навыков чтения с листа, необходимо знакомить учащегося с различными приемами игры, наиболее часто встречающихся в произведениях, такими как:

зеркальная симметрия, остинато, секвенция, «альбертиевы басы», двойные ноты, аккорды, арпеджато.

6. Примерный репертуарный список произведений по классам


1-2 класс


Музыкальный материал для подбора по слуху


«Первые шаги» сборник для начинающих Составитель С.И. Голованова ч.1

издание второе, Изд. «Крипто Логос», М., 2002 год.

«В музыку с радостью» О. Геталова, И. Визная. Изд. «Композитор» Санкт-петербург, 2003 год.

«Пианист-фантазер» ч. 1. Э. Тургенева, А. Малюков.

«Школа игры на фортепиано» Ред. А.Николаев, В. Натансон, Л.Рощина, под общей редакцией А.Николаева. Изд. «Музыка» Москва 2002 год.

«Пора играть, малыш!» для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ Составитель С.А. Барсукова. ФГУИПП «Курск» 2004 год.

«Крохе-музыканту» 1,2 тетрадь. И. Королькова. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 2004 год.№1-42; №1-35.

«Музыкальная азбука» Пособие для детей дошкольного возраста, Сост. Н. Перунова, Изд. «Советский композитор», 1990 год.

«Чудесные клавиши» Пособие для начинающего пианиста, Сост. Т. Симонова, Изд. «Композитор Санкт- Петербург», 2005 год

«Котенок на клавишах» Фортепиано для самых маленьких, Сост. Е. Туркина, Изд. «Композитор Санкт- Петербург», 2004 год.


Мелодии для подбора по слуху.

Русские народные песенки:

«Ходит зайка», «Липка», «Звоны», «Два кота», «Белые гуси», «Коровушка», «Метелица», «Две тетери» и др.

«Елочка» М. Красев, «Две лягушки» А. Филиппенко, «Зима» Л. Карасева, «Листопад», «Елка» Т. Попатенко, «Санки», «Конь» М. Красев, «Веселые матрешки» Ю. Слонов, «Новогодняя», «Цыплята» А. Филиппенко.


Музыкальный материал для чтения нот с листа


«Крохе-музыканту» 1,2 тетрадь. И. Королькова. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 2004 год.№1-42; №1-35.

«Азбука игры на фортепиано» Учебно-методическое пособие, изд. «Феникс» 2003 год №1-20,37-50,51-68,76-88.

«Школа игры на фортепиано» Ред. А.Николаев, В. Натансон, Л.Рощина, под общей редакцией А.Николаева. Изд. «Музыка» Москва 2002 год. №13-33,41-56.

«Первая встреча с музыкой» А.Артоболевская Учебное пособие, Подготовка к изданию Ю. Челкаускаса. Российское Музыкальное Издательство. Первое издание 1996 год. «Вальс собачек», «Живем мы на горах», «Казачок» Укр. нар. песня, «Дразнилка» С. Ляховицкая, «Воробей» А. Руббах, «Курочка» Н. Любарский.

«В музыку с радостью» О. Геталова, И. Визная. Изд. «Композитор» Санкт -Петербург, 2003 год.

«Пора играть, малыш!» для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ Составитель С.А. Барсукова. ФГУИПП «Курск» 2004 год.

«Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып.1 Составитель М. Глушенко, 2-е издание, Ленинград «Музыка» 1990 год.

«Первые шаги» сборник для начинающих Составитель С.И. Голованова ч.1

издание второе, Изд. «Крипто Логос», М., 2002 год.

«Новая школа игры на фортепиано», подготовлена в соответствии с «Программой», утвержденной «Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры РФ», Изд. «Феникс», Ростов – на - Дону 2007 год.

«Я музыкантом стать хочу» Альбом начинающего пианиста ч.1, Составители В. Игнатьев, Л. Игнатьева, Всесоюзное издательство «Советский композитор» Ленинград, 1986 год.

«Музыкальный алфавит» Фортепианные пьесы и ансамбли для детей младшего возраста, Составитель С. Крупа- Шушарина, Новосибирск Изд. «Сибирский родник»,2007 год.

«Новый музыкальный букварь для самых маленьких» сост. О.Иванова И. Кузнецова, Учебно-методическое пособие: Изд. 3-е :Ростов на Дону, «Феникс», 2007.

«Альбом ученика-пианиста» 1 класс, Учебно-методическое пособие, Сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова. Ростов на Дону: Изд. «Феникс», 2005 год.


3-4 класс


Музыкальный материал для подбора по слуху

Детский песенник «Музыкальная шкатулка» ч. 1,2 составители: М. Беленькая, С. Ильинская.

«Котенок на клавишах» Фортепиано для самых маленьких, Сост. Е. Туркина, Изд. «Композитор Санкт- Петербург», 2004 год.


Сборники детских песен для детей младшего школьного возраста.

Пьесы и песни.

«Я на солнышке лежу» Г. Гладков

Детская песня «Птичка над моим окошком»

Детские песни «Козлик», «Мышата»

«Осенний вальс» Д. Кабалевский

«Паровоз» З. Компанеец

«Падают листья» М. Красев

«Рыбка» М. Красев

«Веселые музыканты» Ю. Литовко

«Поезд» Н. Метлов

«Вальс», «Солнышко» Т. Потапенко

Русская народная песня «Как у наших у ворот»

«Осень пришла» В. Гиллок

«Песенка друзей» Г.Гладков, слова Ю. Энтина

«Червячок» В. Ефимов

«Ежик и барабан» В. Ефимов

«По малину» Ю. Литовко

«Выйди, солнышко», «Сонная песенка» Р. Паулс

«Ландыши», песенка про Карлсона И. Пономарева

Русская народная песня «Ходила младешенька»

«Осенние листья» Ю. Слонов

«Добрый жук» А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца

«Родная песенка» Ю. Чичков, слова П. Синявского

«Когда мои друзья со мной» В. Шаинский, слова М. Танича


Музыкальный материал для чтения нот с листа


«Рождение игрушки» Школа игры на фортепиано А.Мыльников. Москва «Композитор» 2000 год. «Экзерсисы» №1-13,Четыре этюда (Шуман-этюды), «Колокольчики», «Звоны».

«Фортепиано» Б. Милич 2 класс, изд. Москва «Кифара» 2005 год. «Марш» Р.Шуман, «На опушке» И.Беркович, «Кукуют кукушки» Э. Тамберг, «Прелюдия» Б. Дварионас, «Марш» Э. Сигмейстер, «Петух-драчун» Ю. Щуровский, «Болезнь куклы» П.Чайковский, «Скакалка» А.Хачатурян, «Менуэт» Б. Барток, «Кот и мышь» Ф. Рыбицкий, «Скерцино» В. Косенко, «Петрушка» Л. Альперин.

«Первая встреча с музыкой» А.Артоболевская Учебное пособие, Подготовка к изданию Ю. Челкаускаса. Российское Музыкальное Издательство. Первое издание 1996 год.

«Дождик» С. Майкапар, «Полюшко-поле» Л. Книппер, «Новогодняя полька» А. Александров, «Медведь» Г. Галынин, «Менуэт» В.А.Моцарт, «Немецкий танец» Л.Бетховен.

«Сонатины и вариации» 1-2 класс Выпуск-2.Учебно-методическое пособие. Составитель С.А. Барсукова Ростов-на-Дону, изд. «Феникс» 2002 год. «Сонатина» До-мажор И. Плейель, «Сонатина» До-мажор И.Беркович.

«Маленький музыкант» Фортепианный альбом Автор-составитель М.А. Шух. Донецк Изд. «Сталкер», 2003 год.

«Менуэт» Фа-мажор, «Менуэт» Си-бемоль мажор В.А. Моцарт, «Танец прыгающих утят», «Приятное настроение», «Дождик-дождик, перестань» М. Шух.

«Музыкальная мозаика» 2-4 классы, выпуск 4.Учебно-методическое пособие. Составитель С.А. Барсукова Изд. «Феникс» 2006 год.

«В музыку с радостью» О. Геталова, И. Визная. Изд. «Композитор» Санкт-петербург, 2003 год.

«Менуэт для труб» В. Данкамб, «Бурре» Я.Сен-Люк, «Пляска ковбоев» М. Шмитц, «Прелюдия» Э. Тетцель, «Танец медвежат» Ю.Виноградов, «Задиристые буги» Э. Градески,

«Школа игры на фортепиано» Ред. А.Николаев, В. Натансон, Л.Рощина, под общей редакцией А.Николаева. Изд. «Музыка» Москва 2002 год.

«Я музыкантом стать хочу» Альбом начинающего пианиста ч.2, Составители В. Игнатьев, Л. Игнатьева, Всесоюзное издательство «Советский композитор» Ленинград, 1986 год.

«Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано», Выпуск 2, Редакторы - составители Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая , Ленинград: Изд. «Музыка», 1988 год

«Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» часть 2,Учебное пособие, Составитель С.С. Ляховицкая, Музыкальное издательство Ленинград, 1962 год.

«Юному музыканту- пианисту» Хрестоматия для учащихся ДМШ: 2 класс: учебно-методическое пособие, Сост. Г.Г.Цыганова и И.С. Королькова – Изд. 3-е, перераб.- Ростов на Дону : Феникс, 2007.

«Французская фортепианная музыка для детей», Выпуск 1, 1-3 класс, Сост.С.А. Чернышков, Изд. «Классика -XXI», 2002 год.


5 класс


Музыкальный материал для подбора по слуху


Детский песенник «Музыкальная шкатулка» ч. 1,2 составители: М. Беленькая, С. Ильинская.

«Детские песни о разном» М. Марченко, выпуски 1,2,3

«Музыкальный алфавит» Фортепианные пьесы и ансамбли для детей. Новосибирск. Сост. С. Крупа-Шушарина.«Издательский центр «Сибирский родник», 2007 год.

«Веселый слоненок» Фортепианные ансамбли, Сост. О. Геталова, Издательство «Композитор Санкт- Петербург», 2005 год.

Сборники детских песен для детей младшего школьного возраста.


Музыкальный материал для чтения нот с листа


«Сборник пьес для фортепиано» 3-4 класс выпуск 1. Учебно-методическое пособие. Составитель С.А. Барсукова Изд. «Феникс» 2006 год.

«Менуэт» И.Кребс, «Прогулка медвежонка» А. Пылдмяэ, «Спящий крокодил», «Вальс» М. Парцхаладзе.

«Рождение игрушки» Школа игры на фортепиано А. Мыльников. Москва «Композитор» 2000 год

«Послание Шопена», «Мелодия с квинтами», «Романтический этюд», «Лунные зайчики».

«Пьесы западноевропейских композиторов 15-17 веков» для фортепиано Москва «Кифара» 2002 год.

Три нанцевальные пьесы А. Нормигер, «Прелюдия» Дж.Булл, «Тьенто» А .Мударра.

«Фортепиано» Б. Милич 3 класс, изд. Москва «Кифара» 2005 год «Маленькая прелюдия» До-мажор И.С.Бах, «Фугетта» ля-минор С. Павлюченко, «Сарабанда» А. Корелли, «Ария» Д. Скарлатти, «Легкие вариации на тему рус. нар. песни» Д. Кабалевский, соч. 51, «Сонатина №1» 3 часть А. Диабелли соч. 151, «Маленькая пьеса» А. Гедике соч. 6 №20, «Мышки» А. Жилинский, «Уличные игры» Э. Сигмейстер, «Медленный вальс» Д. Кабалевский соч.39, «Андантино» А.Хачатурян, «Марш» С.Прокофьев соч.65.

«Хрестоматия маленького пианиста» А.Артоболевская Учебное пособие

Подготовка к изданию Ю. Челкаускаса. Российское Музыкальное Издательство. Первое издание 1996 год.

«Вальс» Э. Григ соч.12 №2, «Токкатина» Д. Кабалевский соч.27 №12, «Новелла» Д. Кабалевский соч.27 №25, «Андантино» А.Хачатурян, «Отрывок из симфонии№94 (2ч.) Й. Гайдн.

«Детский альбом» Учебно-методическое пособие, В. Коровицин, Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 год.

Шесть пьес из цикла «Русская тетрадь»: «Емеля на печке едет», «Прогулка»,

«Вечер у реки», «Девичий хоровод», «Хорошее настроение», «Два клоуна»,

«Первая проталинка», четыре танца из цикла «Очарование ушедших эпох», ансамбль «Куклы сеньора Карабаса».

«Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для фортепиано», Выпуск 3, Редакторы - составители Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая , Ленинград Изд. «Музыка», 1988 год.

«Библиотека юного пианиста» Золотой репертуар, тетрадь 2.Сост. А.В. Катанский, Изд. В. Катанского, Москва, 2000 год.

«Веселые нотки» сборник пьес для фортепиано: 3-4 классы детских музыкальных школ. Выпуск 2.Учебно-методическое пособие, сост. С.А, Барсукова.-Ростов на Дону: Феникс, 2008 год.

«Танец гномов» Л. Шитте, «Вальс» М. Парцхаладзе, «Осенний эскиз» В. Купревич.

«Французская фортепианная музыка для детей», Выпуск 1, 1-3 класс, Сост.С.А. Чернышков, Изд. «Классика -XXI», 2002 год.


7. Список рекомендуемой литературы:


  1. Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста».-М., Классика-XXI, 2005.

  2. Голубовская Н.И. «О музыкальном исполнительстве». - Л.: Музыка, 1985.

  3. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М.: Классика-XXI, 2002.

  4. Милич Б. «Воспитание ученика- пианиста». – М.: «Кифара», 2002.

  5. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». Издание 5-е. – М.: Музыка, 1987.

  6. Фейнберг С.Е. «Пианизм как искусство». – М.: Классика-XXI, 2001.

  7. Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе». - М.: Классика-XXI, 2004.

  8. Камаева Т., Камаев А. «Чтение с листа на уроках фортепиано» игровой курс. -М.: Классика- XXI, 2006.

  9. Барембойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство».- Л.,1969.

  10. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано».- М.: Просвещение,1984.

Похожие:

По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconПрограмма по предметам музыкально эстетического цикла «Коллективное музицирование»
«Коллективное музицирование», «Беседы о музыке», «Сольфеджио. Основы музыкальной грамоты», «Музыкальный инструмент. Фортепиано»
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconОбразовательная программа Коллективное музицирование
«Коллективное музицирование» (ансамбль, хор, оркестр и др.) в объеме 3 часа в неделю. Эти часы используются как на занятия в хоре,...
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение «Государственное музыкальное училище имени Гнесиных»
Одобрена предметно-цикловой комиссией «Фортепиано» и Методическим советом гму имени Гнесиных и рекомендована в качестве рабочей программы...
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconТике к учебнику «Математика» по образовательной системе «Школа 2000-2100»
Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconРабочая программа по английскому языку в 10 классе
Рабочая программа разработана на основе: Примерной программы общего среднего образования по иностранным языкам ( английский язык)(базовый...
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconПрограммы и технологии тарасова К. Новые программы и методики Радынова О. Работаем по программе "Музыкальные шедевры" авторские методики
Программа "Элементарное музицирование с дошкольниками" родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности...
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconПрограмма по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconОсновная образовательная программа 3 > Нормативные документы для разработки основной образовательной программы 3 > Общая характеристика основной образовательной программы специальности 3 > Требования к абитуриенту 4
Характеристики среды вуза, обеспечивающие выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии...
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconСодержание образовательной программы Введение. Краткая аннотация образовательной программы. Пояснительная записка к образовательной программе школы
Информационно-аналитические данные о моу «оош с. Жестянка Пугачевского района Саратовской области», паспорт
По предмету «Музицирование» в классе фортепиано образовательной программы iconПлан образовательной программы Негосударственного образовательного учреждения общего образования
Краткая аннотация программы (назначение образовательной программы, ее структура и модель)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница