Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы»




Скачать 234.14 Kb.
НазваниеТ. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы»
Дата26.11.2012
Размер234.14 Kb.
ТипИсследовательская работа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1 П. НАВЛЯ»

242130 БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПОСЕЛОК НАВЛЯ, УЛ. КРАСНЫХ ПАРТИЗАН, Д. 29

Т. 8(48342)25234


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ».

НОМИНАЦИЯ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО

РУССКОЙ ИЗБЫ»



РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ

АНИШИНА ДИАНА,

МАРОЧКИНА АНАСТАСИЯ,

УЧЕНИЦЫ 8 «А» КЛАССА

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ

БЛИНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА,

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ


Blinovameri1@mail.ru




БРЯНСК 2012

Содержание




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1 П. НАВЛЯ» 1

242130 БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПОСЕЛОК НАВЛЯ, УЛ. КРАСНЫХ ПАРТИЗАН, Д. 29 1

Т. 8(48342)25234 1

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ». 1

НОМИНАЦИЯ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ». 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 1

«ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО 1

РУССКОЙ ИЗБЫ» 1

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ 1

АНИШИНА ДИАНА, 1

МАРОЧКИНА АНАСТАСИЯ, 1

УЧЕНИЦЫ 8 «А» КЛАССА 1

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ 1

БЛИНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА, 1

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ ВЫСШЕЙ 1

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ 1

БРЯНСК 2012 1

Содержание 2

Введение 3

Основная часть 7

Внутреннее убранство русской избы 10

Мебель и утварь 12

Заключение 21

Ресурсы 22



Введение


В 8 классе мы изучаем географию России, ее население, историю Брянского края, нам стало интересно, как жили люди на территории Навлинского района много лет назад, чем они занимались, как одевались, как был устроен их быт. Мы нашли по этой теме различный материал: литературу по краеведению, обратились к Интернету, посетили музей в нашем поселке и мини- музей в детской библиотеке, выяснили, что в деревне Щегловка Навлинского района есть музей и посетили его, кроме того, провели анкетирование и конкурс рисунков среди учащихся нашей гимназии.

В Навлинском музее научные работники нам рассказали, что экспозиция «Быт нашего края» была открыта в 1993 году. Экспонаты собирали со всего Навлинского района. В музее мы узнали, что со временем быт человека менялся. И в современной жизни практически отсутствуют предметы быта, упоминаемые в произведениях русских писателей, русских народных сказках. Многие экспонаты выставки нам удалось подержать в своих руках, почувствовать энергетику этих вещей.




Фото 1. Экспозиция «Быт нашего края» в музее п. Навля

В детской библиотеке нам рассказали, что ребенку с его пытливым умом и любознательностью очень важно не только узнать, что означает тот или иной предмет, но еще исследовать и потрогать его. Поэтому в библиотеке был создан «Уголок крестьянского быта». Основателем этой выставки является Кретинина Варвара Ванифатьевна. В 2003 году она принесла первые экспонаты: ухват, кочергу, чугунок, утюг, ложки деревянные. Потом старинные вещи приносили сотрудники библиотеки, родители, жители поселка. На протяжении нескольких лет накапливались методический материал и экспонат: прялка из с. Клинское, самовар из поселка Навля, ухват, кочерга, серп, утюг, коромысло из деревни Приютово. В музее библиотеки регулярно проводятся интересные встречи с учащимися.




Фото 2. Мини- музей в Навлинской детской библиотеке

Особенно ценную и интересную информацию мы получили от директора Щегловского музея Артюховой Надежды Степановны. Она нам рассказала о том, как создавала этот музей, много нового мы узнали о русском быте.



Фото 3. Музей в д. Щегловка

Начиная работать по данной теме, мы выдвинули следующую гипотезу: нам кажется, что учащиеся нашей гимназии мало интересуются историей своего края.

Цель исследования:

  • познакомиться с истоками русской культуры,

  • почувствовать свою принадлежность к традиционной культуре на примере русской избы;

  • учиться самостоятельно добывать знания об убранстве русской избы;

  • развивать интерес к прошлому и настоящему своей страны.

Задачи:

-изучить материал по данной теме;

- провести анкетирование среди учащихся;

-провести анализ научной литературы в аспекте исследования;

- провести конкурс рисунков;

- увидеть связь между прошлым и современностью.

Предмет исследования: русская изба, ее внутреннее убранство.

Метод проведения исследования:

  • посещение музеев, изучение литературы;

  • анкетирование;

  • сравнение;

  • поиск информации;

  • на основе полученной информации выполнение рисунков.

С целью выявления интереса учащихся к поднятой нами теме проводился опрос среди 4, 5, 8 и 10 классов (Приложение 1). В анкете мы задали следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы что такое прялка, ухват, коромысло, цеп, лукошко, кочерга, серп, рушник, пральник, вилы, севалка? Чем связаны эти предметы между собой?

  2. Есть ли эти предметы у вас дома?

  3. Используете ли вы эти предметы в быту?

На основании анкетирования мы сделали следующие выводы.

Выводы 1.Учащиеся начальной гимназии знают названные нами предметы. Учителя начальных классов объяснили, почему у них ведется предмет «Окружающий мир» с изучением темы «Русская изба».

2. Больше всего учащиеся нашей гимназии знают о вилах, рушнике, лукошке, прялке и серпе.

4. Дома имеются в основном вилы и рушники.

5. Умеют пользоваться вилами, в быту используют лукошко, серп.

О некоторых предметах вообще никогда не слышали- это пральник, цеп, севалка.

6.Учащиеся не знают многих предметов крестьянского быта, не знакомы с внутренним убранством русской избы.

Наши планы продолжить изучение русского крестьянского быта и создать работу по русскому костюму, обрядам славян.

Конкурс рисунков проводился среди учащихся 5 классов и вызвал большой интерес, ребята приняли в нем активное участие (Приложение 2).

У нас в гимназии на уроках технологии наши учащиеся создают прекрасные работы о русской избе(Приложение 3).

Кроме того, мы выяснили, что многие русские художники посвящали свои работы старинному русскому быту.

Весь собранный материал решили представить на малой научно- практической конференции в гимназии, на конференции в районе и области.


Основная часть


В библиотеке, изучая местную газету «Наше время» («Колхозная стройка», «Знамя коммунизма»- так раньше она называлась) мы выяснили, что издревле славянские племена селились по рекам, в удобных местах, окруженных дремучим лесом. Лес и вода кормили и поили людей, давали кров и одежду, оружие и тепло. А реки, кроме того, служили путями сообщения между племенами.

Река Навля была полноводной, а в период разливов к тому же и коварной. Могучие потоки пробивались на поворотах под корни дубов, размывали почву, и деревья падали в реку, создавая завалы или навалы. По этим приметам «навал» народ образно окрестил реку, название которой в силу языковых законов трансформировалось и теперь называется Навля. Одноименное название получило и селение, возникшее на правом берегу реки.

Кто же были первые люди, поселившиеся на территории нашего края, среди живописных лугов и пастбищ, на берегах чарующей красоты реки Навли?

Первыми людьми, поселившимися на территории нашего края, были вятичи.

Красота природы нашего края, ее нетронутые уголки из-за непроходимости лесов, своеобразный рельеф местности, нетронутый ледниковым периодом, богатый растительный и животный мир, определили род занятий наших предков. Занимались они земледелием, скотоводством, рыболовством и, конечно же, широко были развиты народные промыслы: прядение, ткачество, вышивание.

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Первоначально это были земляные дома (землянки), затем по мере развития человечества появились деревянные и каменные. Из истории России мы знаем, что уже в ХVI - XVII веках большинство зданий на Руси строилось из дерева.

Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение.

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских - сохранялся термин "истопка" и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей или жилая изба крохотных размеров, но непременно с печью.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым, и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей, где раньше проходила дорога или стояла баня.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.

В крестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана.


Внутреннее убранство русской избы


Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Её ставили в одном из углов, отступив, во избежание пожара, от стен. Небольшое пространство в углу между печью и стенами – запечье – использовалось для хозяйственных нужд. Угол, противоположный печи по диагонали, назывался красным. Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов.

Под окнами избы делались лавки, которые не принадлежали к мебели, но составляли часть пристройки здания и были прикреплены к стенам неподвижно. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.

Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков

Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.


Мебель и утварь


Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели, хотя наиболее ранние столы были глинобитными и неподвижными.

Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

В русском быту различали следующие виды скамей: переметную, переносную и приставную. Скамья переметная - скамья с перекидной спинкой ("переметом") служила для сидения и спанья.

Скамья переносная - скамья с четырьмя ножками или двумя глухими досками, по мере необходимости приставлялась к столу, использовалась для сидения. Если не хватало места для спанья, скамью можно было перенести и поставить вдоль лавки, чтобы увеличить пространство для дополнительной постели. Переносные скамьи являлись одной из древнейших форм мебели у русских.

Скамья приставная - скамья с двумя ножками, расположенные лишь на одном конце сиденья, другим концом такую скамью клали на лавку. Нередко такого типа скамьи изготавливали из цельного куска дерева таким образом, что ножками служили два корня дерева, обрубленные на определенной длине.

Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек.

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние полки, более узкие, ставили мелкую посуду.

Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Она располагалась всегда в красном углу избы. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник. Такого рода полочка или шкафчик были распространены во всех русских избах, так как, по мнению крестьян, иконы должны были стоять, а не висеть в углу избы. Божник представлял собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевом. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывали лики.

Для праздничного убранства избы использовались рушники- полотенца белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, блестками, позументом, тесьмой, бахромой. В день свадьбы полотенце использовалось невестой в качестве фаты. Накинутое на голову, оно должно было предохранить ее от дурного глаза, порчи в самый ответственный момент ее жизни. Такая символика полотенца исключала использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником и т.д.


Фото 4. Рушники. Музей д. Щегловка.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи.

Для подачи на стол кушаний использовалась такая столовая утварь, как блюдо. Оно было обычно круглой или овальной формы, неглубоким, на невысоком поддоне, с широкими краями. В крестьянском быту были распространены главным образов деревянные блюда.

Для питья и приема пищи служила чаша. Деревянная чаша представляет собой сосуд полусферической формы на небольшом поддоне, иногда с рукоятями или кольцами вместо ручек, без крышки. Часто по краю чаши делали надпись.

Для питья различных напитков применяли кружку. Кружка - это цилиндрическая посуда разного объема с ручкой. Глиняные и выточенные из дерева кружки украшались росписью, а деревянные - резьбой, поверхность некоторых кружек покрывалась плетением из бересты. Их использовали в повседневном и праздничном обиходе, были они и предметом обрядовых действий.

Для питья хмельных напитков пользовались чаркой. Она представляет собой небольшой сосуд круглой формы, имеющий ножку и плоское дно, иногда могла быть ручка и крышка. Чарки обычно расписывались или украшались резьбой. Этот сосуд употреблялся как индивидуальная посуда для питья браги, пива, хмельного меда, а позднее - вина и водки в праздничные дни, так как пить разрешалось только по праздникам и подобного рода напитки были праздничным угощением для гостей. Пить было принято за здоровье других людей, а не за себя. Поднося гостю чарку вина, хозяин ждал от него ответной чарки.

Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой.

Ступы могут иметь различную форму и размеры, от неглубокой миски до высоких, более метра в высоту, ступ для размалывания зерна.

Традиционной утварью для русского застолья являлись ендовы, ковши, братины, скобкари. Ендовы не считались ценными предметами, которые необходимо выставлять на самое лучшее место в доме, как это, например, делалось с братиной или ковшами.

Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

Цеп (чеп, молотило) — примитивное орудие для обмолота, состоит из двух подвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая часть, ударяющая по злакам.

Бочка (бачонок, кухвель, кухля) представляла собой деревянную емкость, выпуклой формы, применяемую для хранения воды и прочих сыпучих веществ. Традиционно она состояла из дубовых «клепок». Мастера старались, как можно надежнее, стянуть обручами сосновые, еловые, ольховые, кленовые и осиновые «клепки».

В начале прошлого века одни из лучших «бондарей» в нашей местности были мастера, проживавшие в окрестностях с. Литовня Апраксинской волости Севского уезда. Модернизированные бочки и бочонки используются в хозяйствах жителей нашего района до настоящего времени.

Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

Плетухи, севалки и кошели были сами распространенными видами плетеной тары, которую применяли для доставки урожая на хранение, а также на рынки и базары. Основным материалом для этих целей служила речная ивовая лоза или верба, которая росла вдоль побережья рек, озер и других водоемов. В нашем крае художественное лозоплетение было развито слабо, поэтому заготовленные прутья после специальной «отмочки» в кипящей воде и очистки, чаще всего пускали на изготовление утилитарных предметов крестьянского быта.

Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением.

В деревнях были свои гончары. Изготавливали вот такую глиняную посуду.

Кувшин (глечик, жбан) был одним из видов глиняной посуды, немного расширенной в нижней части, с прямыми стенками и высоким горлом, иногда с ручкой и носиком, который с давних пор применялся для хранения молока и молочных продуктов.

Коромысло —дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Держали скот: изготавливали масло, сметану. Масло получали при помощи маслобойки.

Вилы (рогачи, рагули, ямки, бармаки, бурмаки) предназначались, в основном, для укладывания в копы («капения») сена и соломы. Также при помощи них складывали в кучи навоз и на песчаных почвах выкапывали картофель. Следует отметить, что «рогачами» и «ямками» жители нашего края именовали также ухват, при помощи которого доставали горшки из печи. Название «рогачи» закрепилось за вилами от внешнего вида, напоминающего рога животных, «вилы» - от глагола «навивать», а «ямки» - от «имать», то есть «брать» или «отнимать».

Возможно, что в более древние времена «ямки» были не только орудием труда, но и предметом быта. Для копки и погрузки картофеля, а также других овощей в с. Салтановка и д. Щегловка применялись специальные железные вилы с тупыми, закругленными и расплюснутыми на концах зубьями.

Коса (касцы, литовка) была одним из древних и самых распространенных крестьянских орудий труда, применяемых при летних и осенних полевых работах. Обычно в нашей местности коса состояла из двух частей: железной рабочей части – «косицы» и деревянной ручки с выбранным «гнездышком» под пяточный выступ на широком конце, которую также называли «касье» или «держаки».

Серп-орудие труда для уборки зерновых культур.

Всю одежду крестьяне делали сами. Ее так и называли- домотканая. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли льна сначала долго вымачивали в воде. Когда наружная оболочка сгнивала, внутреннюю часть стебля сушили, а затем мяли и трепали во дворе, чтобы избавиться от ненужной части ствола.

Делали это при помощи специальных приспособлений- мялки и трепалки. После этого лен чесали гребнем с редкими и длинными зубьями. Постепенно получали льняную кудель- волокно для прядения нитей.

Пряли кудель вручную, использую прялку.

Прялка (самапрядка, самапрялка, санапрядка) на территории нашего края по данным ряда этнографов прошлого века была двух видов: «лежак» и «стояк».

В Навлинском музее есть древняя прялка-лежак из д. Святое (ныне Партизанское).

Эта прялка первоначально была привнесена в наш край старообрядцами, и лишь с XVIII в. получила распространение в большинстве населенных пунктах. В начале прошлого века прялка-«лежак» сохранилась на территории современного Навлинского района.

В прялке-«лежаке» или «самапрядке» «вьюшка» (катушка) с нитью была расположена по горизонтали, на одной линии с колесом. Такой вид прялки, по мнению ряда историков и этнографов, считается «более древним».

И прялка-«стояк» была более распространена в начале прошлого столетия, в которой катушка с нитью располагалась над колесом.. Более позднего происхождения – прялка – стояк из д. Гремячее.

Прялки всех типов изготавливали из кленового дерева и состояли из различных частей.

Верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни была прялка. С детства, с 6-8 лет девочки в крестьянских семьях начинали готовить себе приданое к свадьбе: пряли нитки на прялке для того, чтобы потом наткать полотна для полотенец, рубах и сарафанов.

Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец- дочери. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Творческая фантазия не имела границ. Считалось: у кого самая красивая прялка, ту больше всех любит жених. Прялка была гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушке к внучке.

Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, ткали полотно. Обычно они собирались в доме по несколько человек, пряли, пели песни, вели разговоры.

Обычно к весне прядение заканчивалось. Прялку откладывали и принимались за ткачество. Из сарая приносили ткацкий стан.

Из готового полотна шили одежду.

Одежду гладили при помощи рубеля. На круглые палки наматывалось полотно и при помощи рубчатого верхнего элемента, разглаживали полотно. Значительно позже появляется тяжелый железный утюг.

Пральник (валька, валек) применялся с давних времен для ручного обмолота зерна, в основном льна и конопли, Со второй половины прошлого века «пральники» в нашей местности стали применять только для стирки белья, а в сельском хозяйстве их также вытеснили молотилки.

На полу обычно лежали домотканые половики.

Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Заключение


Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Изучая тему «Внутренние убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках

Мы считаем, что знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в последние годы происходит переосмысление всего исторического наследия, переоценка всех духовно – нравственных ориентиров, рост национального самосознания и восстановление исторической и культурной памяти. Создаются новые ценности, на фоне еще сохранившихся старых. Этим обстоятельством, в первую очередь, обусловлена актуальность исследуемой проблемы. Знание истоков отечественной культуры, нравов, обычаев своего народа необходимо для того, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны. Чтобы пробудить интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое и настоящее. Посмотреть на себя, как на прямых потомков и наследников крестьянской России.

Наша гипотеза не нашла своего подтверждение, поэтому и была создана и представлена в гимназии наша работа. В ходе работы мы узнали много интересного о прошлом и настоящем своей страны, о традициях строительства и обустройстве русской избы.

Конечно, пожилое население сохраняет в домах часть старых вещей, но большинство, особенно молодое поколение, в том числе наши мамы и папы предпочитают обзаводиться современными вещами. К ним относятся современная мебель, аппаратура, всевозможные украшения для внутреннего убранства квартиры.

Эта работа дала нам возможность соприкоснуться с историей нашего края. Конечно, на этом изучение не заканчивается. Впереди у нас большая работа по созданию исследовательских работ о русском костюме, обрядам и создание историко- краеведческого музея в нашей гимназии.

Ресурсы


  1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.

  2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900

  3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988

  4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.

  5. М.В. Короткова. Путешествие в историю русского быта.- М.: Дрофа, 2003.

  6. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г.  М., 1990.

  7. С.К. Шамбинаго, "Древнерусское жилище по былинам", Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900

  8. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор.

  9. rusizba.ru

  10. ru.wikipedia.org

  11. revolution.allbest.ru

  12. referatplus.ru

  13. images.yandex.ru





Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Ребята, предлагаем вам принять участие в анкетировании.

Цель: выяснить, знаете ли вы предметы русского быта.



  1. Знаете ли вы что такое прялка, ухват, коромысло, цеп, лукошко, кочерга, серп, рушник, пральник, вилы, севалка? Чем связаны эти предметы между собой?

  2. Есть ли эти предметы у вас дома?

  3. Используете ли вы эти предметы в быту?

Приложение №2




Приложение 3




Похожие:

Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconИсследовательская работа на тему «Проблемы оптимизации двигательного режима гимназистов»
Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» (Предметная область Экология)
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Часто науку математику характеризуют как «сухую» логическую дисциплину, развивающую интеллект, но не душу
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Участие Брянцев в снабжении русской армии во время Отечественной войны 1812 г
Участие простых граждан в материальной поддержке русской армии
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconНаучно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» исследовательская работа ортотреугольник и его свойства Математика
В геометрии многие задачи можно решать различными способами. Одни из них проще, другие сложнее. И часто для более простого решения...
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Организация снабжения русской армии в период Отечественной войны 1812 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска с углубленным изучением...
Т. 8(48342)25234 научно-практическая конференция «первые шаги в науку». Номинация «культурное наследие». Исследовательская работа «внутреннее убранство русской избы» iconМеждународная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"
Эффективность использования игровых технологий на занятиях объединения "загадочный мир природы"
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница