Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области




Скачать 338.14 Kb.
НазваниеПрограмма мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области
страница1/5
Дата16.10.2012
Размер338.14 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
Программа мониторинга

деятельности классного руководителя

в Костромской области

(пятая редакция)

Актуальность разработки мониторинга обусловлена сложившимися в последние годы не достаточно эффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванных низким статусом школьного воспитания и внеучебной деятельности в общественном сознании.

С 1 января 2006 года в нашей стране назначено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ. Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию: с одной стороны повышение оплаты труда вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, а с другой размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Неоднозначно повышение было воспринято учительской общественностью. Действительно на реальное повышение уровня воспитательной работы в школах за счет одной принятой меры рассчитывать не стоит.

Возникает необходимость содействовать урегулированию возникающих противоречий и с одной стороны обеспечить эффективность государственных вложений в образование, а с другой мотивировать педагогов –воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности.

Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:

Федеральный закон РФ «Об образовании» (с изменениями на 16 марта 2006 года) Федеральный закон от 10.7.1992 № 3266-1;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года,

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.,

Федеральная Целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы , утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803,

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»,

Приказ Департамента образования и науки Костромской области № 1782 от 16 11.2006 «О проведении мониторинга».

Анализ названных документов позволяет выделить следующие положения.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года).

В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи (Из концепции модернизации российского образования на период до 2010 года).

Ориентирами в современном отечественном образовании являются: высокое качество результатов обучения и воспитания, эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе, обеспечение доступности качественного образования, программирование развития образовательных учреждений, продуктивность реализации программ развития, сочетание принципов единоначалия с демократичностью уклада учреждения, отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся, позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению, обеспечение условий безопасности, участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах (Национальный проект «Образование»).

История проекта – связана с деятельностью, осуществленной в рамках задания Департамента образования и науки с июля 2006 по сентябрь 2007 гг.

Июль 2006 г. – создание временного научно-исследовательского коллектива(ВНИК), разработка проекта «Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области».

Октябрь 2006 г. – январь 2007г. - Организация пилотных площадок по теме «Разработка и внедрение процедур мониторинга в деятельность общеобразовательных школ» (МОУ СОШ № 1, 22, 24, 32 г. Костромы, МОУ Шолоховская СОШ Красносельского района Костромской области); разработка методических рекомендаций по проведению мониторинга деятельности классного руководителя. Публикация программы мониторинга на сайте: http://www.ucheba.com (первая редакция)

30 января 2007 г. - проведение семинара «Организация мониторинга деятельности классного руководителя» (КОИПКРО, представители органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Костромской области); запуск мониторинга деятельности классного руководителя в 100 общеобразовательных учреждениях Костромской области.

Февраль – апрель 2007 г. – для проведения мониторинга деятельности классного руководителя органами управления образования муниципальных районов и городских округов Костромской области были выбраны в общей сложности 100 средних и крупных основных общеобразовательных школ. Публикация статьи: Куприянов Б.В. Мониторинг деятельности классных руководителей: региональный вариант // Воспитание школьников.– 2007.– № 2.– С. 40 -45. (первая редакция)

Май 2007 г. Предоставление отчетов о мониторинге школами в отделы образования муниципальных районов и городских округов Костромской области. Предоставление отчетов отделами образования в Департамент образования и науки. Всего предоставили результаты 19 муниципальных образований, по 74 общеобразовательным учреждениям, где в мониторинге приняло участие более 900 классных руководителей.

Июнь 2007 г. Проведение семинара «Практика мониторинга деятельности классного руководителя». Анализ практики мониторинга деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях Костромской области. Методика мониторинга деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях.

Июнь- июль 2007 г. - Обработка отчетов, поступивших из районов и городов области, подготовка силами ВНИКа итогового отчета о мониторинге деятельности классного руководителя в Костромской области.

Анализ материалов, предоставленных по результатам первого этапа мониторинга – анализу планов воспитательной работы классных руководителей дает право утверждать, что качество планирование в воспитательной работе классных руководителей может быть признанно удовлетворительным, на хорошем уровне заместители директоров школ по воспитательной работе осуществляют повседневный контроль. Обобщение результатов проведения первого этапа мониторинга показало существенные различия в положении дел в муниципальных образованиях, как по отдельным направлениям воспитательной работы, так и в плане организационно-методического обеспечения воспитания в школе.

Реализация программы мониторинга не позволила получить исчерпывающую информацию о деятельности классных руководителей в регионе, а лишь обозначила тенденции, позволила сформулировать актуальные вопросы. Судя по анализу полученных материалов, наибольшее внимание классные руководители в регионе уделяют обеспечению реализации образовательных программ и также традиционным направлениям воспитания: воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданского поведения, развитию социальной и правовой компетентности. Наиболее общими проблемными зонами в планировании работы классного руководителя видится целеполагание, разработка авторского компонента воспитательной работы с классом, планирование профилактической работы. Ряд отчетов по мониторингу органов управления образования указывают, что в планах классных руководителей слабо просматривается:

- комплекс классных часов, мероприятий, направленных на стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся,

- гражданско-правовое и патриотическое воспитание.

Общими недостатками в информации, предоставляемой органами управления образования, являлись следующие:

- нет качественной характеристики результатов мониторинга, акцент при оценивании сделан не на проблемы работы, а на качество работы каждого классного руководителя (эти данные важны для школы, но не позволяют получить статические данные по региону),

- специалисты органов управления образования не смогли обработать материалы, предоставленные образовательными учреждениями и прислали справки, подготовленные в школах.

Как показывает осмысление результатов работы программа мониторинга деятельности классного руководителя это: средство совершенствования воспитательной работы в школе, инструмент изучения деятельности классных руководителей, инновационный проект для тех образовательных учреждений, которые согласятся дальше в этом участвовать.

Перспективы внедрения мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области связаны с преодолением таких недостатков программы как:

- проведенный мониторинг касался только плана работы, еще предстоит внедрить изучение итогового отчета,

- в самой программе мониторинга существуют содержательные недостатки,

- не зафиксирован официальный статус общеобразовательных учреждений включившихся в реализации программы мониторинга.

Для повышения эффективности работы по внедрению программы мониторинга деятельности классного руководителя деятельность будет переведена в формат областной опытно-экспериментальной площадки.


Концептуальные основы программирования

мониторинга деятельности классного руководителя

Теоретической основой программы мониторинга является ориентация управления на сам образовательный процесс (как основной процесс), на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности. Этот подход представлен в научной литературе работами А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова Т.И. Шамовой и других.

Понимание роли классного руководителя. Классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Классный руководитель не может преимущественно отвечать за результаты воспитания учащихся вверенного класса. Поэтому не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами как успехи в воспитании учащихся, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.

Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах. Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о состоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, совместно с врачом и родителями разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью, организуется охват учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений учащимися класса и ведущих в классе учителей, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогическую службу),

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе, координация деятельности учителей- предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с с одаренными, с неуспевающими учащимися,

4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, осуществляется планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся),

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) специфический компонент воспитательной работы (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),

6) профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработан, согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом и реализуется комплекс профилактических мер, к профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций).

В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:

- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,

- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,

- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,

- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,

- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная саморганизация.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconПланирование деятельности классного руководителя
Большое значение в работе классного руководителя является проектировочная деятельность, которая строится на основе результатов педагогического...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconПоложение о классном руководителе в моу «сош №20» 1
Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области об организации воспитательной...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconПримерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя
Большое внимание классный руководитель должен уделять своей аналитической деятельности. Аналитическая деятельность классного руководителя...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconДиагностика в работе классного руководителя
...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconПоложение о плане воспитательной работы классного руководителя Общие положения
...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconЛичность классного руководителя и его отношения с детьми
Личность ха­рактеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности классного руководителя...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconРекомендации по составлению плана работы классного руководителя
Всем известно, что в плане работы классного руководителя определяется перечень дел с группой или с отдельными учениками, а также...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconЗакон Костромской области «О наградах и почётных званиях Костромской области»
Время культуры: Информационно-аналитический бюллетень/ Департамент культуры Костромской области. – Вып Кострома, 2009. – 77 с
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconПрезентация историко-краеведческого журнала «Страницы времени»
Губернатор Костромской области Игорь Николаевич Слюняев сердечно поздравляет вас с 65-летием Костромской области (воссозданием Костромской...
Программа мониторинга деятельности классного руководителя в Костромской области iconИнструкция классного воспитателя (освобожденного классного руководителя)
Должностная инструкция классного воспитателя (освобожденного классного руководителя)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница