Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис




НазваниеОсновы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис
страница1/40
Дата16.10.2012
Размер4.94 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
А. ПО3ОВ

ОСНОВЫ

ДРЕВНЕ-ЦЕРКОВНОЙ

АНТРОПОЛОГИИ


ТОМ 2

АПОКАТАСТАСИС

Мадрид 1966 г.


© 1966 by the Author Alle Rechte vorbehalten


Склад издания:

Dr. A. Posoff, Stuttgart - Feuerbach. Kyffhäusserstr. 71

Printed in Spain

Número de Registro: 2324 – 66

Depósito Legal: M. 7450-1965 (2)

Imp. R. T. Suc. de Galo Sáez, Mesón de Paños, 6, Madrid


ОБРАЗ и АРХЕТИП 4

АРХЕТИП 4

ОБРАЗ БОГА 10

Онтология. 10

Феноменология. 15

Созерцание образа. 17

Изменение. 19

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ 20

Я. 20

Индивидуальность. 23

Личность. 28

ЧЕЛОВЕК-АРХЕТИП 35

Логос-Архетип. 40

АРХЕТИПЫ 40

Херувимские архетипы. 40

Стихийные, планетные и временные архетипы. 41

Зодиак. 43

Душа Мира. 44

Дух земли. 47

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ 48

АДАМ 48

Естественная история падения. 48

Релятивизм. 52

Возможность и действительность. 54

Райское состояние. 55

ЗМЕЙ 57

Морфология и психология змея. 57

Змей-Архетип. 58

Змее-человек. 60

Растление. 61

КАИН 62

Каин. 62

Цивилизация. 64

Каинизм. 65

Теософия. 69

Тантризм. 72

Нео-гностицизм. 73

МЕССИАНИЗМ 74

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ-ГУМАНИЗМ 79

ВОЗВРАЩЕНИЕ РАЯ 85

ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ 92

ВОЗРОЖДЕНИЕ 101

НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК 101

Рождество Христа. 101

Вселение Христа. 103

Сокровище. 105

Новое рождение. 105

Обновление. 106

Эносис-Единение. 108

Усыновление. 109

Мистика Христа. 110

Спасение. 111

Искупление. 112

Воскресение. 114

БЛАГОДАТЬ 116

Благодать. 116

Благодать и свобода. 119

ПУТЬ ЦАРСТВИЯ 120

ОБРАЩЕНИЕ 121

ТРЕЗВЕНИЕ 123

УМЕРЩВЛЕНИЕ ПЛОТИ 133

Немощь тела. 136

Виды делания. 140

Мышление и делание. 141

Теория и практика. 142

Аскеза. 145

Делание духа. 146

Мирское делание. 147

Неделание. 148

Телесное делание. 149

АПОКАТАСТАСИС 151

Апокатастасис. 151

Разум. 159

Рассудительность. 161

Вера и разум. 162

УТВЕРЖДЕНИЕ и ОТРИЦАНИЕ 164

РАЗЛИЧЕНИЕ 170

ВМЕЩЕНИЕ 178

ВРАЧЕВАНИЕ 182

ПСИХОАНАЛИЗ 184

Психические элементы. 184

Комплексы. 185

Энграммы. 186

Подавление и вытеснение. 188

Напряжение. 190

Экфория. 191

Сновидения. 192

Трансцендентная функция. 192

Отреагирование. 193

Осознание. 193

Психотерапия. 195

Гипноз. 195

Внушение. 196

Самовнушение. 196

Бодрственная терапия. 198

Медицинский психоанализ. 201

Психоанализ и медитация. 204

Аскетический психоанализ. 208

Брань. 213

Самоанализ. 214

Катарсис. 216

Исповедь. 216

Покаяние. 217

ИНТРОВЕРЗИЯ 219


ОБРАЗ и АРХЕТИП

АРХЕТИП


Архетип идентичен с идеей Платона, логосом Аристотеля и стоиков, монадой стоиков, Джордано Бруно и Лейбница, субстанцией Парацельса, модусом Спинозы, species intelligibilis Альберта Великого и Фомы Аквинского, вещью в себе Канта, самодвижущимися понятиями Гегеля и субстанциальным двигателем Н. Лосского. Общность концепций указывает на близость различных течений к древней истине Логоса-Христа, а различие наименований объясняется не только капризом философа, но и различным подходом к древней истине. В наименовании Аристотеля отмечена связь с Логосом, у Платона, как образ, вид, подлинник. В стоической монаде отмечается отношение к Божественной Монаде, в субстанции Парацельса – изначальность или глубинность, модус Спинозы говорит о способе бытия или бывания, определение Фомы говорит о разумной природе, у Канта отмечен внутренний или интимный характер, а самодвижение Гегеля и движение у Лосского указывает на духовный характер или духовную природу идеи-логоса-архетипа.

Наименование архетип богаче всех других, перечисленных выше, наименований, так как вскрывает многие аспекты различных ступеней релятивного бытия. Корень «архе» указывает на изначальность, первозданность этих бытийных форм. Архетипы были первыми мыслями Бога-Творца, первыми проектами твари и с них начинаются бытийные ряды. Они в то же время и генниторы-производители различных животных, растительных и минеральных форм. Корень «тип» понятен сам по себе, указывает на отмеченность, наличие печати, наложенной Самим Богом. Архетипы представляются носителями типов-печатей, которые передаются по родам и видам, и переходят на особи-индивидуумы.

Архетипизм предполагает двойную связь или двойственность взаимоотношений. В восходящем направлении это связь с центром Бытия и истоком архетипизма, Богом, Логосом и Св. Духом, с Божественной Троицей в целом. В нисходящем направлении это связь с периферией, со всеми разветвлениями релятивного бытия, с множественностью бытия. Архетипы являются представителями онтических рядов перед Богом, заступниками и ангелами хранителями и несут огромную ответственность за поведения вверенных им индивидов. Они – воспитатели и наставники в Истине, Добре и Красоте.

Двойственность взаимоотношений архетипов отражается и на их личном бытии, и на их судьбе. Архетип живет двойною жизнью, личною в себе и в Боге, и жизнью в своих генерациях, как в некоем своем потомстве, в особях-индивидах, как носитель и даятель типа-печати. Если первая жизнь архетипа полная и явная, то вторая жизнь его – скрытая, латентная, почти неощутимая для большинства его духовного потомства. Нельзя не видеть в этой непризнательности неблагодарного потомства личной драмы самоотверженного отца-архетипа. Другая его более глубокая драма заключается в его личной ответственности за свое недостойное и греховное потомство. И здесь он несет свой крест, как и верховный Глава и Творец всех архетипов, Архетип Логос-Христос. Таким образом архетип есть личное Я в своем индивидуальном бытии, в то же время он есть коллективное Я своего архетипического ряда.

Слово архетип означает не только изначальность и первозданность в смысле времени своего возникновения, но и начало, принцип, основу. Архетип есть понятие онтическое, бытийное и есть существо метафизическое и трансцендентное. Архетип есть первообраз и по времени, и по его духовной сущности,

Слово архетип встречается у Платона в диалоге «Федр», есть и в «Пимандре» Гермеса Трисмегиста, но творения его были впервые записаны в 1-2 вв. христианской эры, а до этого передавались в устном предании, так что не исключена возможность эллинистических влияний. Затем встречается это слово у Дионисия Ареопагита в его творении «О Божественных именах», и не только в смысле печати-типа, но и в смысле первичных форм и различных образов (Cap. 2, § 6). Один из основателей западно-церковной науки Августин называет архетипы начальными идеями, несомненно под влиянием Платона или неоплатонизма, и говорит:

«Они суть формы некие или постоянные и неизменные основы всех вещей, не будучи сами сформированы, но извечно и одинаковым образом пребывающие в Божественном разуме... Душа не может их воспринимать» (в переводе с латинского Patr. M. lat. 42).

Но еще задолго до Августина понятие архетипа становится достоянием ранних представителей древне-церковной науки. Климент Александрийский говорит:

«Человек образуется вообще по идее родственного ему духа, творится не без формы и вида в лаборатории природы, где таинственно совершается рождение человека, общее по искусству и сущности. Человек характеризуется по тому отпечатку, который совершается по душе, им избранной» (Стромат., Патр. M. 8/1, кн. 4, гл. 23, 1360).

Человек рождается по типу производящего духа, с наложением печати духа. Архетип был для Климента не только понятием, но и объектом созерцания, мистического переживания. Климент приоткрыл завесу над таинственным процессом духовного рождения человека, проник в духовную лабораторию Логоса-Христа своим духовным оком.

Мистическое созерцание позволяет Иосифу Бриенскому говорить более детально о внешности и значении архетипов:

«Это блаженное созерцание красоты архетипов, это – восхождение сердец, руководство, совершенство возрастающих (духовно), просветление и очищение от пятен. У них блестящая внешность, от них – все предсказания, откровение тайн, распределение радостей, пение с ангелами и уподобление Богу» (Сочинения, Та евретента, Лейпциг, 1768, т. 2, стр. 327).

Благородство человека, говорит Иосиф Бриенский, заключается в том, чтобы «хранить данный ему образ архетипа и уподобится ему» (т. ж. 129). Климент Александрийский, ученик философа Афинагора, говорит:

«Хочу, чтобы вы (ученики) исправились по архетипу» (т. ж. гл. 12, стр. 240).

Дух-личность снабжена печатью архетипа, «родственного духа», печатью идеи, ангельской печатью. Личность делает человека ангелом. Поэтому обращение человека-личности есть радость для архетипа.

Об архетипическом происхождении духа человеческого говорится в обоих Заветах, ап. Павел повторяет из псалма 163, 4:

«Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Твоими – огонь пылающий» (Евр. 1, 7).

Достоинство человека обусловлено пребыванием в нем образа Бога, но Христос говорит и об ангельском аспекте человеческого достоинства:

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Матв. 18, 10).

Множественность архетипов предполагает иерархию, гармонию и симфонию в их взаимоотношениях и каждый архетип ответственен за их сохранение. Всякое нарушение этих духовных законов релятивного бытия означает переход в стан «сынов противления».

Совокупность архетипов составляет в целом интеллигибельный мир в смысле Платона, космос ноэтос У ап. Павла это мир невидимый:

«Верою познаем, что веки (архетипы времени) устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11, 13).

Дионисий Ареопагит называет ангельский собор «Небесной Иерархией», посвятил ей особую книгу. В древне-церковной науке утвердилось также наименование «Плирома» (полнота, собор).

Древняя онтологэма Логоса об архетипах стала достоянием науки и главная заслуга принадлежит Карлу Густаву Юнгу. Предшественником Юнга был Буркгард (Burkhardt), который вышел, как и Юнг, из школы Зигмунта Фрейда. Буркгард заимствовал понятие архетипа из герметической литературы и из сочинения Дионисия Ареопагита. Он называл архетипы «первообразами», начальными образами, а позднее назвал их «доминантами коллективного бессознательного», чтобы подчеркнуть их латентное состояние в обычном, дневном сознания. Юнг прочно удержал понятие архетипа в своем научном обиходе, но начинает с глубин неразумной души, видя первые проявления архетипизма в человеческих инстинктах. В этом пункте Юнг и его школа расходятся с точкой зрения Платона, видевшего в воплощенной идее проявление высшего совершенства. Юнг расходится и с древне-церковной концепцией архетипа, он приписывает ему биполярность, видит в нем и светлую и темную сторону. Юнг считает архетип метафизическим и трансцендентным, то есть лежащим по ту сторону обычного сознания. Осознание или восприятие архетипического содержимого Юнг ставит в связь с развитием личности, необходимо более высокое, глубокое или широкое сознание. Чем выше и совершеннее личность, тем совершеннее осознание архетипа.

Язык бессознательного, по Юнгу, есть образный язык или язык притч, и архетипы представляются личными, персонифицированными, например солнце в виде короля, льва или дракона и т. д. Совокупность архетипов составляет содержание коллективного бессознательного. Их мотивы представлены во всех культурах, мифологиях, сказках, религиозных преданиях и мистериях. Таковы все мифы о героях, змеях, рыбах, сфинксах, покровительствующих животных, о древе миров, рае, великой Матери, волшебнике, маге и т. д. В каждой индивидуальной душе эти мотивы коллективного бессознательного пробуждаются к новой жизни и оказывают на душу магическое действие.

Сумма архетипов, по Юнгу есть лишь сумма латентных возможностей человеческой души, огромный и неистощимый материал древнего знания о глубоких взаимоотношениях между Богом, человеком и миром. Пробудить этот материал к новой жизни в душе, значит устранить одиночество индивида, указать путь, поднять архетип до сознания. В этом заключается задача и долг. В архетипизме заключен источник априорных или врожденных идей, отрицаемых Кантом. С теоретико-познавательной точки зрения система Юга представляет значительный шаг вперед в сравнении с мертвой системой Канта, архетип есть для Юнга познавательная форма «априористического душевного распорядка», постигаемая в самосозерцании1.

Архетипы, по Юнгу, были и остаются жизненными силами души, нужно их принимать всерьез, заботиться о них. Они были защитниками и целителями и их исчезновение в сознании народов влекло к их гибели. Но они во то же время являются несомненными возбудителями нервных и психических расстройств, так как они ведут себя так, как телесные органы и органические функции, когда ими пренебрегают и плохо с ними обращаются. И не случайно эти архетипические образы и переживания были достоянием всех религий на земле. Хотя они и подвергались временами догматическим переработкам, тем не менее они и теперь действует в душе там, где есть еще вера. Когда же догма и вера переходят в пустые формы, как это имеет место в наше цивилизованное и технизированное время, тогда эти душевные силы теряют свою магическую силу. Задача воспитания души в духе Юнга заключается в стремлении помочь современному человеку войти в великое жизненное течение и восстановить его цельность путем прояснения его темного подсознания.

Интересно в изложении Юнга и его школы это усвоение древне-церковной антропологэмы Логоса и ее научно-философское толкование. И здесь с Юнгом произошло то, что случалось со всеми предшественниками его в области науки и философии. Религиозная истина секуляризируется, обретает светский, мирской характер, выхолащивается, теряет свое духовное содержание и становится объектом спекуляции и эксперимента. Уже тот факт, что Юнг и его школа собирают всех архетипов в одну группу, не отличая светлых архетипов от темных, показывает, до какой степени Юнг отошел от церковно-религиозной точки зрения. А по существу нет никакого основания приписывать темное содержание подсознания (или бессознательного) всем архетипам, в человеке достаточно много темных, злых демонских архетипов, которые одни ответственны за черноту и нечистоту человеческого подсознания, за нервные и психические расстройства.

Другая ошибка Юнга заключается в том, что он приписывает им безличное существование в человеческой душе, отказывая им в личном, надземном, самобытном существовании. В религиозной концепции архетипы суть ангелы, которые уделяют человеку свои частицы в виде микрокосмических принципов, а для Юнга это только «душевные силы», вечные заключенные в тюрьме человеческой души, которые рвутся на свободу и иногда ломают все преграды, вызывая у своего тюремщика неврозы и психозы.

Безрелигиозная спекуляция ведет к заблуждениям в теоретической области, а в практической сфере экспериментирование с демонским подсознанием человека есть опасная игра с чертом. Было время, когда Юнг предостерегал своих учеников от увлечений в экспериментировании, но его предостережения были забыты. Неизвестно еще, чем кончится это массовое развязывание демонских сил в современной Европе, но среди психотерапевтов наблюдаются некоторые черты отрезвления.

В христианско-религиозной теории и практике злые архетипы обречены на полное бездействие и выбрасываются вон, пробуждаются только добрые архетипы, которые не покидают верующего, а чувствуют себя в очищенной душе, как в раю, блаженствуют в сердечном свете и тепле, начинают служить человеку, как их ангелы-генниторы служат Богу. Выброшенные злые архетипы безвредны, как духовные паразиты, и возвращаются в инфернальные депо своих злых генниторов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconПеречень вопросов к экзамену по антропологии введение в антропологию
Предмет антропологии, основные разделы и методы. История антропологии, ее современное состояние. Специфика человека как объекта естественнонаучного...
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconЮ. Е. Березкин Содержание курса
Изменение представлений о содержании и задачах антропологии уже после ее становления как науки. Доказательства в антропологии. Невозможность...
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconИстория Христианской Церкви Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931). Часть I
Источники церковной истории. Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории...
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconОтцы и Учители Церкви, Церковные Писатели
Церкви, Церковные Писатели. Издания и переводы памятников церковной письменности. Основные этапы развития Патрологии. Эпохи Церковной...
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconПеречень литературы 1
Алексидзе Э. Г. Формоизменяемые слова в древне-индийским. Тбилиси, "Мецниереба", 1978
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconМуниципальное учреждение управления образованием
Лабораторный практикум к элективному курсу «основы антропологии с элементами генетики человека»
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconА. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие)
Рецензенты – С. В. Чернышов канд ист наук, доцент кафедры Истории Отечества в 2
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconДве модели социально-философской антропологии: альтернатива или синтез?
Данный вопрос является актуальной задачей философской антропологии
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconКонкурс дорогие коллеги! 17-20 августа 2010 г
Институт этнологии и антропологии ран организует VI международную летнюю школу по юридической антропологии «Суд и альтернативное...
Основы древне-церковной антропологии том 2 апокатастасис iconПрограмма курса Тема Предмет политической антропологии
Естественные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, возрастное неравенство, половая стратификация
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница