Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей




Скачать 98.96 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей
Дата16.10.2012
Размер98.96 Kb.
ТипМетодическое пособие
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностях, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах; иметь представление об условиях формирования личности, знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе; уметь осознавать свое место и роль в обществе, цель и смысл социальной и личной активности, ответственности за свои поступки; иметь совокупность научных представлений о различных школах, направлениях и концепциях, аккумулирующих достижения мировой философии; знать содержание и своеобразие западной, восточной и русской философской мысли, а также основные идеи ее выдающихся представителей, определивших лицо философии рубежа XX – XXI веков.

Студент в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришёл в этот мир и что я должен в нём делать, чтобы оправдать своё назначение человека? В чём заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? Необходимо понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

Дисциплина изучается в течение семестра. По завершению курса аттестация установлена в форме экзамена.


Примерная программа учебной дисциплины с перечнем рекомендуемой

Литературы и вопросами для самоконтроля.


Введение. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ СМЫСЛ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ


Философия как учение о мире в целом, соотношение философии, науки, религии, искусства; ее функции, основной философский вопрос; значение философии в сегодняшней жизни.


Раздел I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Тема 1. Философия античного мира и Средних веков.


Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики.

Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.


Тема 2. Философия Нового и новейшего времени.


Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж.Локк) и рационалистов (Р.Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс).

Постклассическая философия второй половины XIX – начала XX века (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон).

Русская философия XIX –XX веков.

Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).


Литература:


Учебная:


  1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество «Знание» России, 1997.

  2. Губин В.Д. Основы философии: Учеб. Пособие. –М.: ФОРУМ – ИНФРА – М, 2003.

  3. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.

  4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.

  5. Елисеев Г.А. История религий. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.

  6. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений: - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

  7. Философия истории в России. Хрестоматия, М.: Логос, 1996.

Дополнительная:


    1. Библер В.С. Что есть философия.// Вопросы философии, 1995, №1.

    2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии, М.1996.

    3. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.1996.

    4. Современная западная философия. М.1991.

    5. Соколов В.В.Европейская философия XV-XVII вв.М.1984.

    6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.1991.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Когда возникла философия?

  2. Какое определение можно дать философии?

  3. Является ли философия наукой?

  4. Назвать функции философии.

  5. Каков основной вопрос философии?

  6. Каково значение философии?

  7. Как люди постигали мир до возникновения философии?

  8. Назвать этапы развития философии.

  9. Как развивалась философия Древнего Китая?

  10. Каковы особенности формирования философии Древней Индии?

  11. Каков вклад в философию древнегреческих мыслителей: Гераклита, Парменида, Демокрита?

  12. Кто такие сократики?

  13. Каково значение философии Платона, Аристотеля?

  14. Кто такие эпикурейцы, стоики, киники, скептики?

  15. В чем величие античной философии?

  16. В чем своеобразие философии средневековья?

  17. В чем суть патристики и схоластики?

  18. В чем отличие рационализма и сенсуализма?

  19. Что такое «немецкая классическая философия»?

  20. Каковы отличительные особенности постклассической философии? (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, К.Маркс, Ф.Ницше)

  21. Охарактеризовать направление современной философии (неопозитивизм, аналитическая философия, экзистенциализм, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

  22. В чем особенность русской философии? Рассказать о русских философах (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, К.Н.Леонтьев, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Л.Франк, А.Ф.Лосев, А.Л.Чижевский, М.К.Мамардашвили).



Раздел II. ЧЕЛОВЕК – СОЗНАНИЕ– ПОЗНАНИЕ


Тема 1. Человек как главная философская проблема


Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.


Тема 2. Проблема сознания.

Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.


Тема 3.Учение о познании.

Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.


Литература:


Учебная:


1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.:

Общество «Знание» России, 1997.

  1. Губин В.Д. Основы философии: Учеб. Пособие. –М.: ФОРУМ – ИНФРА – М, 2003.

  2. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.

  3. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.

  4. Елисеев Г.А. История религий. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.

  5. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений: - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

  6. Философия истории в России. Хрестоматия, М.: Логос, 1996.



Дополнительная:


  1. Айер А.Дж. Человек как предмет научного исследования.//Философские науки,

1991, №1.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности М.,1990.

  2. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М.,1997.

  3. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.

  4. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.

  5. Смысл жизни: Антология. М., 1994.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что изучает философская антропология?

  2. В чем проявляется уникальность человека?

  3. Можно ли считать личностью каждого человека?

  4. Назвать социальную структуру личности.

  5. Назвать составляющие образа «Я».

  6. Раскрыть фундаментальные характеристики человека.

  7. В чем проявляется богатство внутреннего мира человека?

  8. Почему сознание является высшей ступенью развития жизни? Почему сознание можно считать продуктом деятельности головного мозга?

  9. Каково отношение сознания, мышления, языка?

  10. Что такое феномен бессознательного?

  11. Как человек познает окружающий мир?

  12. Что такое познание? Каковы особенности научного познания?

  13. Назвать уровни и методы научного познания.

  14. Назвать основные законы диалектики.

  15. Как понимать истину? Каков главный критерий истины?



Раздел III. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (наука, религия, искусство)


Тема 1. Философия и научная картина мира.

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.


Тема 2. Философия и религия.


Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.


Тема 3. Философия и искусство.

Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.


Литература:


Учебная:


1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских

знаний. М.: Общество «Знание» России, 1997.

  1. Губин В.Д. Основы философии: Учеб. Пособие. –М.: ФОРУМ – ИНФРА – М, 2003.

  2. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.

  3. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.

  4. Елисеев Г.А. История религий. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.

  5. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений: - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

  6. Философия истории в России. Хрестоматия, М.: Логос, 1996.


Дополнительная:


  1. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980.

  2. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998.

  3. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.

  4. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскрыть основные категории научной картины мира. Какова их философская

интерпретация в различные культурные и исторические эпохи?

  1. Что такое религия как феномен человеческой культуры?

  2. В чем смысл учения Будды?

  3. Как родилось христианство и почему оно имеет всемирно-историческое значение?

  4. В чем смысл мусульманства?

  5. Каковы функции религии в обществе?

  6. Как можно определить искусство?

  7. Каково происхождение искусства и его назначение?

  8. Охарактеризовать психологическое и визионерское искусство.

  9. В чем выражается специфика художественного творчества?



Раздел IV. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ


Тема 1. Философия и история.


Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития ( К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».


Тема 2. Философия и культура.


Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.


Тема 3. Философия и глобальные проблемы современности.


Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.


Литература:


Учебная:


1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских

знаний. М.: Общество «Знание» России, 1997.

  1. Губин В.Д. Основы философии: Учеб. Пособие. –М.: ФОРУМ – ИНФРА – М, 2003.

  2. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.

  3. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004.

  4. Елисеев Г.А. История религий. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.

  5. Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений: - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Философия истории в России. Хрестоматия, М.: Логос, 1996.


Дополнительная:



  1. Борисов В.К. Теория политической системы. М., 1992.

  2. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1997.

  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

  4. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

  5. Философия истории: Антология. М.,1995.

  6. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризовать философские концепции исторического развития, назвать имена философов, придерживавшихся этих концепций.

  2. Русская философия об исторической самобытности России. Западники и славянофилы о русской истории.

  3. Что такое культура и почему существует многообразие её определений?

  4. Чем культура отличается от цивилизации?

  5. Назвать формы и разновидности культуры.

  6. Чем угрожает нам «массовая культура»?

  7. Каково соотношение культуры и природы?

  8. Что такое научно-техническая революция и каковы ее отрицательные последствия?

  9. Как возникли глобальные проблемы? Какова их классификация?

Похожие:

Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconМетодическое пособие по курсу «отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие составлено для студентов заочного отделения пгсха доцентом кафедры истории и социологии Шкалябиной Надеждой...
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconМетодическое пособие по выполнению контрольных заданий для студентов заочного отделения
Методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения члк и составлено в соответствии с действующей программой. Цель...
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconEnglish Culture Английская культура Учебно-методическое пособие по английскому языку
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения I и II курсов гуманитарных специальностей высших учебных...
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconМетодические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей Казань 2007
С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А. А. Скибинская, А. В. Шарафутдинова....
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconУчебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений
М31 New Highway : учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочного отделения высших учебных заведений / Ж....
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconУчебно-методическое пособие для студентов-юристов
Английский язык для студентов 1-го курса заочного отделения (1 семестр): Учебно-методическое пособие. Оренбург: ои мгюа, 2010. 60...
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009
Социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей / Составитель: к ф н. Мирошников О....
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconМетодическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности «Историко-архивоведение»
Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconУчебно-методическое пособие по курсу «отечественная история» (для студентов заочного отделения) пенза 2007
Учебно-методическое пособие по курсу «Отечественная история» для студентов заочного отделения
Методическое пособие для студентов заочного отделения для всех специальностей iconМетодическое пособие для студентов дневного отделения всех специальностей Черкесск, 2008
Малеева Мария Ахмедовна, к ф н., доцент Карданова Нэли Александровна, ст преподаватель
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница