Пояснительная записка




Скачать 74.94 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата15.10.2012
Размер74.94 Kb.
ТипПояснительная записка




Пояснительная записка

Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека. Каждый день в генетических лабораториях мира совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и, в частности, молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное знакомство учащихся с методами генетики человека, которые вызывают, как правило, наибольший интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.

Данная программа предназначена для учащихся 11-х классов средних школ. Предлагаемый курс углубляет и расширяет рамки действующего курса биологии. Он предназначен для учащихся медико- биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике. Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимся опыта поиска информации, закрепление навыков решения генетических задач различных уровней сложности. Курс должен способствовать углублению и расширению знаний учащихся по наиболее сложным и важным темам изучаемого предмета.

В основу программы курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному приобретению знаний, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога.

Основной акцент сделан на помощь ученику в определении интересующих его проблем. Содержание курса расширяет знания, объединяет научные знания с обыденными, житейскими, как бы поднимает личный жизненный опыт ученика на научный, теоретический уровень.

Усвоение учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, решения генетических задач.

Цели и задачи программы

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о генетике на современном этапе ее изучения.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умений и навыков решения генетических задач;

-отработка навыков применения генетических законов;

- удовлетворения интересов учащихся, увлекающихся генетикой;

- формирование представления о современных достижениях и перспективах генетики в практической деятельности человека;

Развивающие:

- развитие логического мышления учащихся;

-совершенствование умения ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию.

Воспитательные:

-воспитание умения самостоятельно добывать знания.


Данная образовательная программа рассчитана на 16 часов: 1 занятие в неделю по 1 часу.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: анатомия и физиология человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, гистологии, эмбриологии и современной теории эволюции.

Занятия строятся по степени усложнения рассматриваемого материала, по степени усложнения задач. Основные методы обучения: словесные (лекция), практические (решение задач).

Элективный курс может быть адресован тем учащимся, которые хотели бы качественно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам по биологии, в том числе и  к ЕГЭ.

Ожидаемые результаты:

После изучения курса учащиеся:

- расширят знания об основных генетических законах;

- овладеют специальной генетической терминологией;

- научатся решать генетические задачи различной сложности;

- научатся применять различные генетические законы при решении задач:


Учебно- тематический план




Название темы

Кол – во часов

Теорет. часть

Практич. часть

1.

Введение. Генетика, задачи генетики и методы изучения.

1

1

-

2.

Цитогенетика.

5

4

1

3.

Генетика человека.

5

4

1

4.

Изменчивость

3

3

-

5.

Генетика как научный фундамент биотехнологии

2

2

-




Итого:

16

14

2


Содержание тем.

Тема 1. Введение. Генетика, задачи генетики и методы изучения. 1 ч.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Наследственность – способность организмов порождать себе подобных; свойство организмов передавать свои признаки и качества из поколения в поколение; свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями.

Изменчивость – появление различий между организмами (частями организма или группами организмов) по отдельным признакам; это существование признаков в различных формах (вариантах). Задачи генетики. Методы исследования генетики: гибридологического анализа, цитогенетический, генеалогический, близнецовый, популяционно-статистический, молекулярно-генетический, мутационный, биохимические методы и др.

Тема 2. Цитогенетика. 5 ч.

Деление клеток. Митоз. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Кариотип. Геном. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Цитологические основы дигибридного скрещивания. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Механизм кроссинговера. Генетические карты. Двойной и множественный кроссинговер. Биологическое значение кроссинговера. Эволюционное значение кроссинговера и сцепленного наследования. Основные положения хромосомной теории наследственности. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропия. Решение задач на моно-, ди- и полигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, сцепленное наследование.

Тема 3. Генетика человека. 5 ч.

Генетическое определение пола и его хромосомный механизм. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на наследование сцепленное с полом.

 Генетика человека – особый раздел генетики. Методы изучения генетики человека: генеалогические, близнецовые, цитогенетические, биохимические и популяционные. Картирование хромосом человека. Методы генетики мутагенеза. Генные мутации. Генетические заболевания. Хромосомные и геномные болезни (синдромы). Генетика онкологических заболеваний. Генетика злокачественных опухолей. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики.

Тема 4. Изменчивость. 4 ч.

Две основные формы изменчивости: фенотипическая (ненаследственная) и генотипическая (наследственная). Норма реакции признака. Неконтролируемая (остаточная) изменчивость. Мутационная изменчивость. Основные положения мутационной теории. Общие свойства мутаций. Классификации мутаций. Генные мутации. Последствия мутаций. Методы выявления генных мутаций. Методы выявления генных мутаций: методы генетического анализа, биохимические методы выявления мутаций. Общие закономерности мутационного процесса. Механизмы возникновения генных мутаций. Опасность загрязнения окружающей среды мутагенами

Проблемы генетической безопасности.

Тема 5. Генетика как научный фундамент биотехнологии. 2 ч.

Основы биотехнологии. Задачи биотехнологии. Традиционные биотехнологии. Использование микроорганизмов для повышения плодородия почв. Биологическая очистка сточных вод. Производство биотоплива. Структура современной биотехнологии. Генетическая безопасность. Микробиологический синтез (МБС). Клеточная инженерия: достижения и перспективы. Значение клеточной инженерии. Генная инженерия: достижения и перспективы. Возможности коррекции генотипа при генетических заболеваниях. Повышение безопасности для человека и окружающей его среды.


Список литературы для детей:


1. В.К. Шумный, Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский. Учебник для 10-11 класса с углублённым изучением биологии в школе. М. Просвещение 2002 г.

2. М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса с углублённым изучением биологии.

3. В.Ю. Крестьяников, Г.Б. Вайнер. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей» 2000г.

4. Н.Лемиза, Л.Камлюк, Н.Лисов. Биология в экзаменационных вопросах и в ответах.

М. Айрис- пресс. 2003 г.

5. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. «Готовимся к ЕГЭ» Общая биология. М. Дрофа. 2004 г.

6. Генетика Н.Н.Чучкова, В.А. Глумова, Н.Е. Морозова, И.А. Черенков. Ижевск 2004г.

7. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечкин Учебник для 10-11 класса. Дрофа 2005 г.


Список литературы для педагога:

  1. Захаров А.Ф., Бенюш В.А., Кулешов Н.П., Барановская Л.И. Хромосомы человека (атлас). - М.: Медицина,1982.

  2. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

  3. Корочкин Л.И. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. – Фрязино: “Век 2”, 2004. – 224 с.

  4. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 368 с.

  5. Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 392 с.

  6. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека: В 3-х т. – М.: Мир, 1989.

  7. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.

  8. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

  9. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка iconПояснительная записка Посылаем материал на конкурс "Дистанционный урок"
...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 пояснительная записка
Охватывает: требования, предъявляемые к персоналу
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования к врачу-хирургу 17 Информационная часть 20 пояснительная записка программа клинической ординатуры по специальности «Хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Примерный тематический план 7 Содержание учебного материала 8 Информационная часть 11 4 пояснительная записка общая характеристика дисциплины «Моделирование технологических процессов полиграфического производства»
«Белорусский государствен­ ный технологический университет», кандидат физико-математических наук
Пояснительная записка iconПояснительная записка 17 Цели и задачи образовательной программы 18 Содержание программы 19 Учебный план 29 «Модель»
I. Пояснительная записка к образовательной программе моу сош №5 г. Баксана. 4
Пояснительная записка iconПояснительная записка По итогам работы оформляется пояснительная записка по шаблону дипломной работы студентов специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Исполняемый код должен запускаться на любой рабочей станции и не требовать установки дополнительных библиотек. Принимает и оценивает...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 стр. Требования к уровню подготовки учащихся 4 стр. Тематическое планирование 6 стр. Содержание курса 7 стр. Список литературы 9 стр. Пояснительная записка. Элективный курс «От простых неравенств к замечательным»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница