Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных




Скачать 203.03 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных
Дата15.10.2012
Размер203.03 Kb.
ТипПояснительная записка
1. Пояснительная записка

Цель курса зоологии позвоночных:

На примере позвоночных животных сформировать у студентов основные представления о биологическом разнообразии, о фундаментальных принципах, определяющих эволюционное развитие животного мира, о формировании взаимосвязей в живой природе. Способствовать формированию у слушателей курса научного мировоззрения.

Основные задачи курса зоологии позвоночных:

- показать многообразие животного мира позвоночных, сформировать представление о роли животных в биосфере;

- ознакомить студентов с важнейшими представителями основных классов типа хордовых животных;

- на основе изучения конкретных классов позвоночных животных дать представления об основах морфологии, систематики и экологии различных групп позвоночных;

- составить представление о закономерностях филогенеза позвоночных животных;

- показать многообразие связей позвоночных животных с окружающей средой, ознакомить с основными экологическими группами животных;

- сформировать у студентов навыки натуралистической и природоохранной деятельности.

Место дисциплины в основной образовательной программе, межпредметные связи.


Тема 1. Предмет зоологии позвоночных. Связь с другими науками. Методы исследования. История развития.

Задания на СРС:

Написать реферат «Основные этапы развития зоологии» или

подготовить доклад: «Значение зоологии для решения задач селекции, медицины, биотехнологии, экологии».

Ознакомление с программой курса, кредитной технологией обучения. Консультация и рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов по Зоологии. Ознакомление и работа с ЭОР по курсу.

Конспект самоподготовки студентов по темам. С последующим выступлением на лабораторных занятиях. СРС

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11.


План семинара СРСП.

1 – тема. Введение зоологиии позвоночных, этапы развития зоологии .

Вопросы семинара:

  1. Введение, методы и задачи.

  2. Этапы развития зоологии.

  3. Разделы зоологии.

  4. Связь зоологии с другими науками.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 12.


Тема – 2. Хордовые. Происхождение хордовых. Филогенетические отношения подтипов бесчерепных, оболочников. Значение работ А.О.Ковалевского, А.Н.Северцова.

Задания по теме на СРС:


Подготовить доклад на тему «Значение работ А.О.Ковалевского, А.Н.Северцова».

Подготовить конспект самоподготовки по теме.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. Хорда развивается из какого зародешевого листа.

  2. Основные теории происхождения хордовых: теория Гарстанга, теория А.Н. Северцова.

  3. Как проходит эволюция нервной системы представителей подтипа хордовых.

4. Сравнение теорий происхождения хордовых.

План лабораторных работ в объеме СРСП.

Тема: Общая характеристика типа хордовых.

Задание – 1. Ознокомив теоритическим материалом указать схему подразделение и дать сравнительную характеристику 3 подтипам хордовых.

Заполнить таблицу - 1.

1 – таблица. Сравнительная характеристика подтипа бесчерепных, личинка-хордовых, позвоночных.


Признаки

Морфо-функциональные ссобенности

Бесчерепные

Личинка- хордовые

Позвоночные


Тема - 3. Подтип Бесчерепные. Морфологические и биологические особенности.

План лабораторной работы.

Тема – 3. Внешняя и внутренняя строение ланцетника.

Задание 1. Рассмотреть внешний вид фиксированного ланцетника, а затем под лупой и микроскопом – строение систем его органов.

Задание 2. Рассмотрите и зарисуйте поперечный разрез ланцетника в области глотки.

Задание 3. Сделать следующие рисунки:

  1. Расположение внутренних органов на продольном разрезе миноги (рис.8).

  2. Поперечный разрез миноги в области жаберных мешков (рис.9 А).

Контрольные работы на СРС.

Задание 1. При помощи муляжей ознокомиться развитием ланцетника, обратите внимание на форму бластомеров, определите тип дробление оплодотворенной яйцеклетки и формирование зародыша гаструлы.

Задание 2.

Ответить на следующие вопросы и заполнить таблицу.

1. Подтип бесчерепные как наиболее примитивные хордовые. Строение и развитие бесчерепных на примере обыкновенного ланцетника.

2. В чем сходства выделительной системы бесчерепных с беспозвоночными животными?

3. Почему глотка выполняет функции пищеварения и выделительной системы?


Эмбриональное развитие ланцетника.

Виды оплодотворение

Дробление

Гаструляция

Зародешевые листки


Тема – 4. Раздел Челюстноротые. Надкласс рыбы. Класс хрящевые рыбы. Особенности морфо-физиологического организации.

План лабораторных работ.

5 – тема. Строение скелета хрящевых рыб

Задание 1. Рассмотреть особенности строения черепа, позвоночника, парных и непарных конечностей акулы. Составить таблицу 3. Сделать следующие рисунки:

При помощи таблиц определить основные отделы скелета хрящевых рыб. Определите мозговом черепе затылочную капсулу, объясните различие мозгового черепа отвисцерального черепа.

Задание 2. Определите отделы позвоночного столба. Обратите внимание на различие туловещных и хвостовых позвонков. Зарисовать поперечный разрез туловищного позвоночника.

Задание 3. Определить элементы плечевого пояса с грудным плавником (рис.23).

Хвостовой плавник (рис.25). Зарисовать.

(8 р.)


План лабораторных работ.

5 – тема. Внешнее и внутреннее строение хрящевых рыб.

Задание 1. При помощи таблиц и влажных препаратов ознакомиться формой тела акул, расположением парных и непарных плавников.Обратить внимание на гетероцеркальный хвостовой плавник.

Задание 2. Рассмотреть внешний вид и расположение внутренних органов колючей акулы Рассмотреть внешний вид и расположение внутренних органов колючей акулы. Сделать следующие рисунки:

  1. Общее расположение внутренних органов, включая сердце и отходящие от него сосуды (рис.14).

  2. Мочеполовая система самца и самки (рис.17 и рис.18)

СРСП коллоквиум

  1. Классификация типа хордовых.

  2. Систематика подтипа позвоночных.

  3. Основные признаки подтипа бесчерепных.

  4. Основные принципы классификации животных.

  5. Биологические и морфологические особенности ланцетника.

  6. Общая характеристика подтипа позвоночные.

  7. Морфологическая эволюция дыхательной системы позвоночных.

  8. Морфо-функциональная характеристика пищеварительной системы позвоночных.

  9. Эволюция нервной и органы чувств позвоночных.

  10. Строение кровеностной системы ланцетника.

  11. Появление атриальной полости и их функции.

  12. Эмбринальное развитие ланцетника.

  13. Механизм дыхание ланцетника.

  14. Строение пищеварительной системы асцидии.

  15. Особенности личинки асцидии.

  16. Различие анамнии от амниот.

  17. Особености почек пронефрос, мезонефрос.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12.


План семинарской занятии СРСП

Тема: Подкласс Лопастеперые рыбы.

Вопросы семинара:

  1. Особенности строение кистеперых рыб.

  2. Надотряд Двоякодышащие, распространение, биология, систематика.

  3. Строение однолегочных, практическое значение.

  4. Особенности внешнего и внутренего строение двулегочников.

  5. Филогения ниско организованных черепных.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11.


Контрольная работа на СРС.

1 Ответе на следующие вопросы и заполните таблицу.

1. На какие поклассы делятся хрящевые рыбы.

2. Какие слои входят кожные покровы акулы?

3. Чем отличается гетероцеркальный хвостовой плавник от гомоцеркального хвостового плавника?

Таблица. Сравните строение скелета колючей акулы и речной миноги.



Строение скелета колячей акулы

Отличие скелета речной миноги

1

2

3

4

Основной скелет

Мозговой череп

Скелет парных конечностей и их пояса.

Непарные плавники






Омыртқалылар тип тармағының морфологиялық және биологиялық сипаттамасы.

Рабораторная работа на СРС.

1 задание. Написать конспект на следующие темы: появление экзо и эндоскелетов позвоночных. Возникновение позвоночника. Морфо-функциональное характеристика –делам пищеварительной системы. Строение почек водных и наземных позвоночных. Водно-солевой обмен.


План лабораторных работ на СРСП.

4 – тема. Внешнее и внутреннее строение круглоротых

1 задание. Рассмотреть внешний вид миноги и изучить особенности строения внутренних органов сначала на продольном, а затем на поперечных разрезах тела. Составить таблицу 2. Сделать следующие рисунки:

  1. Расположение внутренних органов на продольном разрезе миноги (рис.8).

  2. Поперечный разрез миноги в области жаберных мешков (рис.9 А).

Заключительный урок в объеме СРСП.

  1. Из какого зародешего слоя образованно хорда?

  2. У каих групп животных сохранен в течениий всей жизни жаберные отверстие?

  3. Какие сходства между позвоночными и беспозвоночными животными?

  4. Систематика и биология подтипа личинкахордовых.

  5. Характеристика подтипа хордовых.

  6. Отделы нервной системы.

  7. Систематика и биология класса круглоротых.

  8. Отряды миноги и миксины.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11.


5 - тема. Класс костные рыбы. Надотряд Костистые рыбы. Общая характеристика и особенности строения.

План лабораторной работы СРСП.

Задание 1. Ознакомиться теоритическим материалом. Рассмотреть скелет судака в целом. Найти его основные части: череп, позвоночник, скелет парных конечностей и их поясов, скелет непарных конечностей. Рассмотреть детали строения отдельных частей скелета. Сделать следующие рисунки:

  1. Осевой череп сбоку (рис.36А).

  2. Висцеральный череп сбоку (рис.38).

  3. Грудной пояс с плавником (рис.39).

  4. Туловищный позвонок спереди (рис.35А).

  5. Хвостовой плавник (рис.41).

Задание 2. Познакомиться с особенностями внешнего вида костной рыбы. Произвести вскрытие; рассмотреть строение основных систем внутренних органов.

Контрольные задание на СРС.

Реферат на следующие темы: Виды миграции рыбі. Экологические группы рыб, жизненные циклы, питание, размножение, хозяйственное значение.

Рекомендуемая литература: 1-12, 37, 38.


7 - тема. Систематический обзор класса костистые рыбы. Основные отряды подкласса лучеперых. Надотряды Двоякодышащиеи кистеперые рыбы. Экология рыб.

План лабораторной работы.

Определение костистых рыб.

1 задание: Определить последовательно класс, подкласс, надотряд и отряд, к которому принадлежит данная особь. Нарисовать контур ее тела, отметив стрелками «ключевые» признаки отряда, к которому принадлежит определяемое животное. Записать ход определения.

2 задание: Разобрать имеющийся коллекционный материал по жизненным формам (донные и пелагические, хищники и «мирные» рыбы и т.п.).

3 задание: По указанию преподавателя определить некоторых рыб до вида, пользуясь для этого специальными определителями.

Рекомендуемая литература: 1) Б.А.Кузнецов 1 часть Определитель позвоночных животных фауны СССР.- М, Просвещение 1974

2) И.М.Олигер. Краткий определитель позвоночных животных. М, Учпедгиз 1956.

План лабороторных работ СРСП.

1 задание. Заполнить таблицу. В выводе описать основные признаки каждого отряда.

Таблица – 1.

Систематика костистых рыб

Подкласс

Надотряд


Отряды



Семейство


Представители


















Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10.


Контрольная работа на СРС

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Подклассы хрящевых рыб.

  2. Отделы позвоночного столба акулы.

  3. Строение грудных плавников акулы.

  4. Пояса передних и задних конечностей.

  5. Строение нерной системы акулы.

  6. Строение кровеносной системы.

  7. Признаки отряда скаты.

  8. Особенности стороение лососеобразных.

  9. Представители отряда сельдеобразных, распространение.

  10. Представители отряда трескообразных, биология.

  11. Миграция угреобразных.

  12. Особенности стороение камбалообразных.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10.


Тема – 8. Надкласс наземные позвоночные. Класс Земноводные. Особенности морфо-физиологической организации земноводных. Отряды бесхвостые, хвостатые, безногие.

План лабораторных работ.

Строение скелета земноводных.

1 задание. Изучить особенности строения скелета земноводных. Сделать следующие рисунки:

  1. Череп лягушки сверху (рис.56А).

  2. Череп лягушки снизу (рис.56Б).

  3. Пояс передних конечностей снизу (рис.61).

  4. Тазовый пояс сбоку (рис.62.Б).

  5. Скелет задней конечности (рис.62А).

2 задание. Заполнить таблицу

1 – таблица




Отделы скелета

Элементы входящий в их состав

1

Пояс передних конечностей




2

Тазовый пояс




3

Передний конечности




4

Задний конечности






План лабораторных работ на СРСП

Тема: Определение земноводных.

1 – задание. Определить фикцированный коллекционный материал земноводных. Написать в рабочий тетрадь систематические признаки таксонов, показать путь определение.

Рекомендуемая литература: 8. 109-120 стр.


Контрольная работа СРС

Ответьте на слудующие вопросы:

  1. Отделы позвоночного столба лягушки.

  2. Хондральные кости покрывающие мозговой череп.

  3. Покровные кости входящий в состав мозгового черепа.

  4. Плечевой пояс и строение передних конечностей.

  5. Тазовый пояс и строение задних конечностей.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10.


Тема - 9: Сравнительно анатомический обзор земноводных. Основные экологические группы.

План лабораторных работ.

9 – тема. Внешнее и внутреннее строение земноводных.

1 – задание. Познакомиться с особенностями внешнего вида лягушки, понаблюдать на живой лягушке, как она дышит.

2 – задание. Вскрыть лягушку, рассмотреть строение систем органов. Сделать следующие рисунки:

  1. Общее расположение внутренних органов (рис.49).

  2. Мочеполовая система самца и самки (рис.51 и рис.52).

Рекомендуемая литература: 8.


План семинарского занятия СРСП.

Тема 9. Систематика земноводных и вопросы для обсуждения:

  1. Особенности строения отряда хвостатые земноводные.

  2. Семейство, представители, распространение и биология отряда хвостатых земноводных.

  3. Осбенности размножение хвостатых земноводных.

  4. Семейство, представители, распространение и биология отряда бесхвостатых земноводных.

  5. Приметивные признаки бесногих земноводных.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 17.


Контрольные задание на СРС

1 задание. Написать конспект по следующим темам: Особенности строение представителей хвостатых земноводных, подотряды, биология, распространение.

2 задание. Особенности строение представителей бесхвостых земноводных, подотряды, биология, распространение

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 17.


10 Тема. Класс Пресмыкающиеся. Годовой цикл, географическое распространение и положение в биоценозе пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся

План лабораторных работ.

Тема: Строение скелета пресмыкающихся.

Задание – 1. Ознакомиться теоритическим материалом. Рассмотреть скелет варана в целом. Найти его основные части: череп, позвоночник, скелет парных конечностей и их поясов. Рассмотреть особенности строения скелета змеи и черепахи. Рассмотреть детали строения скелета варана и черепов варана, крокодила и черепахи. Сравнить строение черепа крокодила, варана, змеи и черепахи. Сделать следующие рисунки:

  1. Череп варана сбоку (рис.83А).

  2. Плечевой пояс варана (рис.87).

  3. Тазовый пояс варана (рис.88).

  4. Задняя конечность варана (рис.89Б).

  5. Череп крокодила (рис.84А и рис.84Б).

Дать определение следующим терминам: атлант, эпистрофея, процельные и опистоцельные позвонки, хондральные кости, гиомандибуляре, гиоид.

Рекомендуемая литература: (1 – 12).

Методические разработки к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных



План лабораторных работ на СРСП.

Тема: Строение скелета пресмыкающихся.

Задание – 1. Рассмотреть скелет варана в целом. Найти его основные части: череп, позвоночник, скелет парных конечностей и их поясов. Рассмотреть особенности строения скелета змеи и черепахи. Рассмотреть детали строения скелета варана и черепов варана, крокодила и черепахи. Сравнить строение черепа крокодила, варана, змеи и черепахи. Составить таблицу

Задание – 2. Ознакомиться строением скелета черепахи, определить часть скелета присоединившиеся к карапаксу. Выделить отделы присоединившиеся к пластрону. Определить элементы входящий в состав плечевого и тазового пояса, показать сходства плечевого и тазового пояса ящерицы.

Рекомендуемая литература: 1-8, 10-12, 13.

Контрольные задание на СРС

Ответьте на слудующие вопросы:

  1. Из каких отделом состоят позвоночник пресмыкающихся.

  2. Какие элементы скелета пресмыкающихся участвуют образовании грудной клетки.

  3. Для формирование мозгового черепа участвуют какие хондральные и покровные кости.

  4. В чем отличие скелета змей от скелета ящерицы?

  5. Особенности скелета черепахи?

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13.


11 – Тема. Отряд Крокодилы. Высокоорганизованная группа рептилий. Приспособительные черты строения в связи с полуводным образом жизни.

План лабораторных работ.

Тема: Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся.

Задание – 1. Познакомиться с особенностями внешнего облика ящерицы. Обратить внимание на отделы тела, строение покровов, внешнее строение глаз, наружные отверстия ноздрей, ушные отверстия и т.п. Произвести вскрытие. Ознакомиться с общим расположением внутренних органов, начиная с кровеносной системы

Сделать следующие рисунки:

  1. Общее расположение внутренних органов (рис.74).

  2. Мочеполовая система самца, либо самки (рис.75 или рис.76).

Рекомендуемая литература: (1 – 12).


План семинарского занятия СРСП.

Тема: Класс пресмыкающихся.

Вопросы семинара.

Общий обзор группе амниотты.

1. Происхождение и эволюция пресмыкающихся.

2. Системы пресмыкающихся.

3. Подкласс Анапсиды.

4. Биология и георафическое распространение черепах.

5. Биология и георафическое распространение основных представителей семейство Лепидозавров.

6. Подкласс Архозавры.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 13.


Контрольные задание на СРС.

Тема: Класс пресмыкающихся.

1. Строение кожных покровов.

2.Отделы позвоночника.

3. Органы кровообращения.

4. Строение органов дыхания.

5.Строение органов выделения.

6.Органы пищеварения и питание.

  1. Лепидозаврлар класс тармағының системасы.

  2. Крокодолдің жүйке жүйесінің құрылысы.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13.


12 – тема. Класс Птицы. Приспособленость к полету.

План лабораторной работы.

Тема – 12. Строение скелета птиц.

Задание – 1. Изучить особенности строения скелета птиц. Сделать следующие рисунки:

  1. Череп вороны сбоку (рис.108А).

  2. Череп вороны снизу (рис.108Б).

  3. Скелет туловища сбоку (включая позвоночный столб, пояс передних конечностей, грудину, ребра, тазовый пояс рис.106).

  4. Скелет крыла (рис.111).

  5. Скелет задней конечности (рис.112).


Рекомендуемая литература (1 – 12).


План лабораторных работ на СРСП.

Тема: Кожные покровы и их производные.

1 – задание. Ознакомиться теоритическим материалом и методическими указаниями., освоит методику изготовление временных микропрепаратов. Выделить бородки первого порядка от боротки второго порядка.

2 – задание. При помощи ручной лупы сравните и найдите сходство и различие между контурными и пуховыми перьями. Зарисовать рисунки пера (маховое или рулевое) (рис.95А или 95Б).

Рекомендуемая литература: 1-12, 15, 16, 25, 34, 41.


План семинарского занятия СРСП.

Тема 12. Құстар классы.

Вопросы на обсуждения:

  1. В связи с приспособлением птиц полету осбенности сроения.

  2. Роль воздушных мешков.

  3. Механизм двойного дыхание птиц.

  4. Происхождение птиц.

  5. Размножение птиц и ососбенности развития зародыша.

Рекомендуемая литература: 1-12, 15, 16, 22, 25, 35.

Контрольные работы по теме СРС.

12 – тема. Экологические группы птиц.

Ознакомиться теоритическими материлами и конспектом лекции. Выявить экологические группы птиц и законспектировать.

Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 41, 35, 34.


Тема 13. Подкласс Настоящие птицы. Характеристика и ситематика основных отрядов, семейств птиц.

План лабораторной работы.

13 – тема. Внешнее и внутреннее строение птиц

Задание – 1. Определите типы перьев покрывающие тело птиц. Познакомиться с особенностями внешнего вида птицы, вскрыть ее и рассмотреть особенности строения основных систем органов, начиная с кровеносной.


Коллеквиум СРСП . Тема: Систематика класса птиц.

Вопросы:

  1. Подкласс Настоящие птицы.

  2. Надотряд плавающие. Распространение, биология.

  3. Жаңа таңдайлылар отряд тобы.

  4. Отряд Американские страусы.

  5. Отряд Казуары.

  6. Отряд Гагарообразные, представители, биология.

  7. Отряд Пеликонообразные.

  8. Отряд Аистообразные.

  9. Отряд Соколообразные, практическое значение.

  10. Отряд Гусеобразные.

  11. Отряд Курообразные.

  12. Отряд Журавлеобразные.

  13. Отряд Кулики.

  14. Отряд Совообразные.

  15. Отряд Кукушкообразные.

  16. Отряд Дятлообразные.

  17. Отряд Воробьинообразные.

Рекомендуемая литература: 1-12, 15, 16, 22, 25, 30, 34, 35, 41.


Контрольная работа на СРС.

Многообразие птиц.

Систематику птиц заполнить в виде таблиц.

Надотряды


Отряды


Семейство


Представители














После заполнение таблицы место вывода записать основные признаки каждого отряда.

Рекомендуемые литература:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 22, 30, 34, 35.


14 – тема. Класс Млекопитающие. Морфологическая и биологическая характеристика.

План лабораторной работы.

Тема: Строение скелета млекопитающих.

1 задание. Изучить скелет. Объясните причину увеличение мозгового черепа.

2 задание. Найти кости мозгового черепа, укажите название этих костей. Определите типы зубов расположенные зубных костей на нижней челюсти. Напишите формулу зубов каждого отряда. Сделать следующие рисунки:

  1. Череп сбоку (рис.167А).

  2. Череп снизу (рис.167Б).

Рекомендуемые литература: (1 – 12).

14 – тема. Внешнее и внутреннее строение млекопитающих.

Задание – 1. Познакомиться с особенностями внешнего облика белой крысы. Вскрыть крысу и рассмотреть расположение внутренних органов. Последовательно изучить строение отдельных систем органов. Составить таблицу 14. Сделать следующие рисунки:

  1. Общее расположение внутренних органов (рис.163).

  2. Мочеполовая система самца, либо самки (рис.164А, или 164Б).

Рекомендуемые литература:1-12, 22, 25, 30, 34.


План семинарского занятия СРСП.

Тема: Морфологические и биологические особенности млекопитающих.

Вопросы семинар:

  1. Строение кожного покрова. Производные эпидермиса.

  2. Типы и функции кожных желез.

  3. Отделы позвоночника.

  4. Строение пищеварительной системы.

  5. Малые и большие круги кровообращение.

  6. Экологические группы млекопитающих.

  7. Особенности эмбрионального развитие.

Рекомендуемые литература: 1-12, 14, 20, 21, 23, 27, 31, 39.


Контрольные работы СРСП.

1 задание. Написать конспект по слудующим темам: наземные звери; группа животных приспособленные жизни под землей; водные звери; летающие звери; дивергентная и конвергентная эволюция млекопитающих.

Рекомендуемые литература:1-12, 14, 20, 21, 23, 27, 28, 31, 39,44.


Тема – 15. Подклассы млекопитающих.

План лабораторной работы.

15 – тема. Определение млекопитающих.

Задание – 1. Определить по одному экземпляру (по черепам) всех имеющихся в наборе отрядов млекопитающих; кратко записать основные «ключевые» признаки каждого отряда.

По указанию преподавателя провести определение до вида, последовательно устанавливая отряд, семейство, род и вид.

Обратить внимание на связь особенностей внешнего облика с образом жизни (приспособления к водному, древесному, роющему образу жизни и т.д.). Распределить виды по их образу жизни. Следует учитывать, что при изготовлении тушек промеры значительно изменяются. Поэтому надо пользоваться промерами тела, указанными на этикетке.

Рекомендуемые литература:1, 2, 3, 6, 8, 12, 28.


План семинарского занятия СРСП.

Тема: Систематика инфрокласов высших млекопитающих.

Вопросы семинара:

  1. Отряд Насекомоядные.

  2. Отряд Рукокрылые.

  3. Отряд приматты.

  4. Отряд Неполнозубые.

  5. Отряд Зайцеобразные.

  6. Отряд Китообразные.

  7. Отряд Хищные.

  8. Отряд Хоботные.

  9. Отряд Парнокопытные.

10. Отряд Непарнокопытные.

Рекомендуемые литература: 1-12, 15-16, 20, 25, 27, 31, 39.


Контрольные работы СРСП.

15 – тема. Систематика класса млекопитающих.

Заполните таблицу

Подкласс

Инфракласс

Отряды


Семейство


Представители

















Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 20, 21, 23, 44.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература.

  1. Курс экологии /Под ред. Матвеева Б.С. – М.: Высшая школа, 1966, т.2

  2. Наумов С.П. Зоология позвоночных. – М.: Просвещение, 1973

  3. Огнев С.И. Зоология позвоночных. – М.: Советская наука, 1945

  4. Н.П.Наумов, Н.Н.Карташев. Зоология позвоночных. – М.: Высшая школа, 1979 ч.I, II.

  5. В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. Зоология позвоночных – М.: издательский центр академия», 2000

  6. Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. практическая зоотомия позвоночных – М., ч.I-1976; ч.II-1978; ч. III-1992

  7. Жизнь животных – М.; 1980-1989 – Т. 4-6

  8. Карташев Н.Н., соколов В.Е., Шилов И.А. практикум по зоологии позвоночных – М., 1969

  9. Красная книга РСФСР. Животные – М., 1983

  10. Лявушкин С.И., Шилов И.А. общая зоология – М.,1994

  11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных – М., 1992 – Т. 1-2

  12. Шмальгаузен И.И. Основы стравнительной анатомии позвоночных. – М.: Советская наука, 1947


Дополнительная работа.

  1. Ананьева Н.Б. и др. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России. – М., 1998

  2. Барабаш-Никифоров И.И., Формозов А.Н. Териология. – М., 1963

  3. Беме Р.Л. и др. Птицы. Энциклопедия природы России. – М., 1996

  4. Благосклонов К.Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки. – М., 1993

  5. Банников А.Г., Денисова М.Н. Очерки по биологии земноводных. – М.: Учпедгиз, 1956

  6. Гинецинский А.Г. Физиологические механизмы водно-солевого равновесия. – М.: Наука, 1964

  7. Грифиин Д.Э., Новик Э. Живой организм. – М.: Мир, 1973

  8. Гептнер В.Г., Наумов Н.П. Млекопитающие Советского Союза. – М., 1961-1976 – Т. I-II

  9. Громов И.М. и др. Млекопитающие фауны СССР. – М.; Л., 1963 – Т. I-II

  10. Дементьев Г.П., Гладков Н.А. Птицы Советского Союза. – М., 1951-1954 – Т. I-VI

  11. Динец В.Л., Родшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М., 1996

  12. Друшиц В.В., Обручева О.Л. Палеонтология. – М.: Издательство МГУ, 1962

  13. Дольник В.Р. Миграционное состояние птиц. – Л.: Наука, 1975

  14. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. – М.: Прогресс, 1968

  15. Зедлаг У. Животный мир Земли. – М.: Мир, 1975

  16. Ливанов Н.А. Пути эволюции животного мира. – М.: Советская наука, 1955

  17. Калабухов Н.И. Спячка животных. – Киев: Изд-во Харьков. Ун-та, 1956

  18. Карташев Н.Н. Систематика птиц. – М.: Высшая школа, 1974

  19. Колосов А.М., Лавров Н.П., Наумов С.П. Биология охотничье-промысловых зверей СССР. – М., 1979

  20. Колосов А.М., Лавров Н.П. Обогащение промысловой фауны СССР. – М.: Лесная промышленность, 1969

  21. Кэррол Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. – М., Т. I – 1992; Т. 2,3 – 1993

  22. Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд. – М., 1996

  23. Михеев А.В. Перелеты птиц. – М., 1981

  24. Никитенко М.Ф. Эволюция и мозг. – Минск: Изд-во наука и техника, 1969

  25. Никольский Г.В. Экология рыб. – М.: Высшая школа, 1974

  26. Огнев С.И. Экология млекопитающих. – М.: Изд-во МОИП, 1957

  27. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1960

  28. Проссер Л. Сравнительная физиолгия животных. – М., 1977-1978 – ч.1-3

  29. Северцев А.Н. Морфологические закономерности эволюции. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939

  30. Соколов В.Е. Систематика млекопитающих. – М., 1973-1979. – Т. 1-3

  31. Терентьев П.В. Герпетология. – М., 1961

  32. Шмальгаузен И.И. Происхождение наземных позвоночных. – М., 1964

  33. Шмидт-Ниельсон К. Физиология животных. – М., 1982. – Т. 1,2

Похожие:

Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconРабочая программа дисциплины «методики зоологических исследований»
Целью настоящего курса является знакомство студентов, специализирующихся по кафедре зоологии позвоночных и экологии, с общими организационно-методическими...
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconПояснительная записка: Цель курса
Цель курса: формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconПояснительная записка После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Цель курса
Цель курса открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты,...
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconПояснительная записка I. Цель и задачи дисциплины. Основная цель курса биохимии сообщить студентам фундаментальные знания в области биохимии как базовой составляющей современной физико-химической биологии.
Коничев А. С. Программа курса. Биологическая химия. (Моск. Гор. Пед. Университет. Москва)
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconПрограмма дисциплины «Зоология позвоночных»
Цель – вооружение студентов знаниями по биологии и экологии позвоночных животных
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconПояснительная записка к уроку биологии в 7 классе
Тема: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconПояснительная записка курса Объем различных форм учебной работы: всего занятий 17 часов. Цель программы
Цель программы: создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора профиля обучения в старшей...
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconПояснительная записка рабочая программа предпрофильного курса для 9 класс «Развитие умений письменной речи»
...
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconІ. пояснительная записка основная цель курса
Митрахович П. А., кандидат биологических наук, доцент кафедры физической географии мира и образовательных технологий
Пояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных iconАвторская программа элективного курса по географии «Мой край» автор программы
Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница