Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология»
страница1/4
Дата15.10.2012
Размер0.69 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА БИОЛОГИИ


Сергей Никитич САФРОНОВ


Учебно-методический комплекс по дисциплине

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ




Специальность: 020201.65 - «биология»




Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


Южно-Сахалинск




Автор составитель:

САФРОНОВ С.Н., к.б.н., доцент, профессор кафедры биологии.


Учебно-методический комплекс «ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «биология».


(шифр) 20201.65 - «биология».


Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных предметов по специальности «биология» и является обязательной для изучения.


Согласовано:


Декан обучающего факультета В.Н. Ефанов


Директор научной библиотеки Е.В. Квитченко


ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

II курс

(лекций - 54 часа, лабораторных занятий – 51 час)


Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

В связи с тем, что большинство студентов младших курсов университетов в последствии не специализируются в области зоологии, от этого предмета требуется не столько конкретное описание морфологии и систематики, сколько изложение общих принципов эволюции и функционирования различных форм организации хордовых животных, а также общих экологических закономерностей.

На примере одного типа (хордовые) рассматривается морфофункциональная эволюция в связи с особенностями обитания и общими принципами повышения активности, энергетики, характером высшей нервной деятельности и гомеостазирования организмов. Значительное внимание уделено классификации, которая составлена не только с учетом рецентных, но и вымерших форм, что облегчает понимание систематического положения отдельных групп позвоночных и отвечает современным представлениям об их эволюции. Приведенная в программе система костных рыб, разделение на подклассы и надотряды класса птиц, выделение подклассов млекопитающих несколько отличаются от классификаций, используемых в некоторых учебниках последних лет издания, но соответствуют филогенетическим представлениям автора и имеют свое обоснование в работах известных отечественных и зарубежных зоологов.

Основные проблемы, которые решает современная зоология позвоночных, многообразны: они имеют теоретический и практический интерес.

В систематике сохраняют значение три основные задачи: а) уточнение видового состава современных и вымерших животных, б) изучение изменчивости видов и факторов видообразования, в) совершенствование системы типа на основе выделения родственных связей входящих в него групп.

Развитие фаунистических и зоогеографических исследований помимо научного интереса важно для прогноза изменений живого покрова Земли под воздействием расширяющейся хозяйственной деятельности человека.

Одна из основных проблем – выяснение динамики численности вредных и полезных животных, что открывает возможность прогнозирования изменения численности хозяйственно важных видов животных и создает научную основу управления численностью и рациональной эксплуатации промысловых видов, а с другой стороны – борьбы с вредителями сельского хозяйства, хранителями и переносчиками болезней. Без таких исследований невозможно решать задачи охраны и обогащения природы, создания устойчивых и продуктивных культурных биоценозов.

Отдавая должное огромному практическому значению изучения современных позвоночных (как неотъемлемого компонента окружающей нас среды, основного источника белковой пищи для человека, сырьевой базы и т.д.), необходимо вместе с тем сосредоточить внимание на закономерностях эволюционного процесса, проявляющихся в последовательном возникновении все более совершенных систем организации животных и в результате – в появлении новых, более высоко организованных групп.


Объем дисциплины


Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

№№ семестров

3 и 4

-

-

Аудиторные занятия:

105

-

-

лекции

54

-

-

практические и семинарские занятия

-

-

-

лабораторные работы (лабораторный практикум)

51

-

-

Самостоятельная работа

93

-

-




ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

198

-

-




Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

контр, раб. №№ 3,4 сем.

-

-




Курсовая работа

(№ семестра)

6 сем.

-

-




Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен – 3, 4 сем.

-

-






РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная


п/п

Наименование и содержание тем


Всего часов

Виды учебных занятий

аудиторные

самост.

работа

лекции

лабораторн.

1

Введение. Зоология позвоночных (хордовых) как заключитель­ный раздел зоологии; причины выделения ее в самостоя­тельный курс. Значение материалов курса для решения общих биологических проблем и применения зоологии в практике сельского, лесного, рыбного, охотничьего и других хозяйств; в области народного здравоохранения и ветеринарии.

Задачи зоологии в связи с решениями правительства “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” и Законом об охране природы. Соотношение материалов курса с другими учебными дисциплинами университетов: экологией животных, географией животных, физиологией человека и животных, эволюционным учением, охраной природы и со школьными предметами: зоологией и общей биологией.

6

2

-

4

2

ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) Общая характеристика типа. Специфические черты организации и признаки, общие с некоторыми беспозво­ночными животными (вторичная полость тела, вторич­ный рот, метамерия и т. д.). Место хордовых среди дру­гих типов животного царства.

8

2

2

4

3

Подтип I. Бесчерепные (Acrania) Общая характеристика подтипа. Бесчерепные как наи­более примитивные хордовые. Организация бесчерепных на примере обыкновенного ланцетника. Приспособительные особенности строения у обыкновенного и глубоководных ланцетников в связи с особенностями усло­вий и образа их жизни. Развитие ланцетника как отра­жение меняющихся условий существования.

8

2

2

4

4

Подтип, II. Личиночнохордовые, или оболочники (Urochordata, или Tanicaia) Краткий обзор организации взрослых особей и онто­генетического развития преимущественно на примере одиночной асцидии.

Происхождение хордовых. Филогенетические отноше­ния подтипов бесчерепных, оболочников и других вторичноротых. Значение работ А. О. Ковалевского, А. Н. Северцова и И.И. Мечникова.

8

2

2

4

5

Подтип III. Позвоночные, или черепные (Vertebrata, или Craniata) Позвоночные как прогрессивная ветвь хордовых, перешедшая к подвижному образу жизни, активному питанию и широко распространенная в разнообразных' жизненных условиях.

Основные черты организации позвоночных, возник­шие в связи с указанными условиями существования (нервная система, органы чувств, приспособительное значение нервной деятельности; осевой и висцеральный скелет и др.). Классификация подтипа.

8

2

2

4

6

ПОЗВОНОЧНЫЕ БЕЗ ЗАРОДЫШЕВЫХ ОБОЛОЧЕК (ANAMNIA) НАДКЛАСС А. БЕСЧЕЛЮСТНЫЕ (AGNATHA) Примитивность морфологии и поведения: органы чувств, движения, захвата пищи, тип питания.

Класс 1. Круглоротые (Cyclostomata)

Анатомо-морфологическая и биологическая характе­ристика круглоротых как наиболее примитивных совре­менных позвоночных, специализированных в связи с полупаразитическим образом жизни. Развитие миноги; изменения организации в связи с меняющимися условия­ми жизни.

Подкласс 1. Миноги (Petromyzones). Отряд Миногообразные (Petromyzoniformes).

Подкласс 2. Миксины (Myxini). Отряд Миксинообразные (Myxiniformes). Особенности организации и биологии. Распространение и хозяйственное значение.

Сопоставление круглоротых с вымершим классом щитковых (Ostracodermi).

6

2

2

2

7

НАДКЛАСС Б. РЫБЫ (P1SCES) Характеристика рыб как первичных водных челюстноротых. Развитие челюстей и парных конечностей. Оценка прогрессивных особенностей морфологии и пове­дения в связи с условиями существования.

Класс 2. Хрящевые рыбы (Chondrichthyes) Общая характеристика хрящевых рыб как группы, сочетающей черты примитивной организации (скелет, жаберный аппарат и др.) с прогрессивными особенно­стями (нервная система, размножение).

Подкласс 1. Пластинчатожаберные (Elasmobranchii). Основные черты строения и экологии пластинчатожаберных. Отряды акул и скатов, их характеристика в связи с приспособлением к пелагическому и придонному обра­зу жизни. Основные виды, экология, промысловое зна­чение.

Подкласс 2. Цельноголовые (Holocephala). Основные черты организации и экологии.

10

3

3

4

8

Класс 3. Костные рыбы (Osteichthyes) Общая характеристика костных рыб как основной группы всего класса. Ее многочисленность и многообра­зие в связи с различными условиями существования. Деление на подклассы.

Подкласс 1. Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii). Древняя, почти целиком вымершая группа. Значение лопастеперых рыб для выяснения вопроса о происхождении наземных позвоночных. Современные лопастеперые.

Надотряд 1. Кистеперые рыбы (Crossopterygimorpha). Древняя, почти целиком вымершая группа. Особенности организации в связи со своеобразием условий жизни в пресных водоемах в конце палеозоя. Современные кистеперые.

Отряд Целакантообразные (Coelacanthiformes). Общая характеристика. Специфические черты организации, распространение, биология.

Надотряд 2. Двоякодышащие рыбы (Dipneustomorpha). Древняя группа костных рыб, приспособленных не только к жаберному, но и к легочному дыханию и придонному образу жизни. Отряды Рогозубообразные (Однолегочные) (Ceratodiformes) и двулегочнообразные (Lepidosireniformes). Распространение. Особенности биологии. Хозяйственное значение.

9

2

3

4

9

Подкласс 2. Лучеперые рыбы (Actinopterygii) – наиболее многочисленная и разнообразная группа костных рыб. Особенности организации. Деление на надотряды.

Надотряд 1. Ганоидные (Ganoidomorpha). Сборная группа наиболее древних костных рыб, прямых потомков палеонисков. Особенности организации. Деление на отряды.

Отряд осетрообразные (Acipenseriformes). Хрящекостные ганоиды, как древняя группа рыб, занимающая в некоторой степени промежуточное положение между хрящевыми и костными рыбами. Основные виды их распространения, биология и хозяйственное значение.

Отряд Многоперообразные (Polypteriformes) – специализированная малочисленная группа ганоидных рыб, краткая характеристика.

Отряд Амиеобразные (Amiiformes) и отряд Панцирникообразные (Lepisosteiformes) – специализированная немногочисленная группа костных ганоидов. Особенности организации. Распространение, биология, хозяйственное значение.

Группа костистых рыб (Teleostei) – наиболее процветающая ветвь, включающая более 20 тыс. видов ныне живущих рыб, объединяемых в 8-10 надотрядов, включающих 30-40 отрядов. Деление на надотряды.

Надотряд 2. Клюпеоидные (Clupeomorpha) – 5 отрядов, в том числе отряд сельдеобразных (Clupeiformes) – 3 семейства, около 300 видов.

Отряд лососеобразных (Salmoniformes) – 7 подотрядов, в том числе лососевидных (Salmonoidei) и др. Всего в отряде 26 семейств, около 150 видов.

Надотряд 3. Ангвиловидные (Anguillomorpha) – 3 отряда, 28 семейств (в том числе семейство пресноводных угрей), более 300 видов.

Надотряд 4. Циприноидные (Cyprinomorpha) – 2 отряда, 36 семейств (в том числе карповых, чукучановых, вьюновых, сомообразных и др.), около 6000 видов.

Надотряд 5. Параперкоидные (Parapercomorpha) – 2 отряда, 13 семейств, с более 700 видами (в том числе тресковых, мерлузовых, макрурусовых и др.).

Надотряд 6. Перкоидные (Percomorpha) – 11 отрядов, более 150 семейств, в том числе:

отряд колюшкообразные (Gasterosteiformes) – 9 семейств, около 200 видов;

отряд кефалеобразных (Mugiliformes) – 3 семейства, около 150 видов;

отряд окунеобразных (Perciformes) – более 100 семейств, свыше 6000 видов;

отряд скорпенообразных (Scorpaeniformes) – 5 семейств, несколько сотен видов;

отряд камбалообразных (Pleuronectiformes) – 6 cемейств, более 500 видов и др. Общая характеристика основных отрядов и семейств и их признаки. Распространение. Биологические особенности, экология и особенности распределения. Хозяйственное значение.

13

4

3

6

10

Филогения низших черепных Вероятные филогенетические связи низших черепных с бесчерепными. Две ветви в развитии черепных: бесчелюстные и челюстноротые. Резкая обособленность хрящевых и костных рыб, их предковые группы.

Экология рыб Условия жизни рыб в водной среде. Биологические группы рыб: нектонные, планктонные, придонные и абис­сальные, особенности их организация. Основные биологические периоды в жизни рыб и связанные с ними осо­бенности распространения, поведения и организации рыб. Звуковая сигнализация у рыб и ее вероятное значение. Эхолокация. Размножение, его особенности у разных групп рыб в связи с особенностями условий обитания. Миграции, их причины и типы. Рост и возраст, возрастные признаки. Возрастной состав стада и его промыслово-хозяйственное значение.

7

3

-

4

11

Промысловое значение рыб География рыбных промыслов России. Биологические основы рыбного хозяйства; выявление сырьевой базы рыболовства, промысловая разведка, биологическое обоснование приемов добычи. Современная техника рыболовства. Воспроизводство сырьевой базы рыбной промышленности, мелиорация рыбных угодий, рыбораз­ведение, акклиматизация и охрана рыб. Роль русской и советской науки в развитии промысловой ихтиологии (Н. М. Книпович, П. Ю. Шмидт, В. К. Солдатов, В. Н. Врасский, П. Г. Борисов, Г. В. Никольский). Об­щие перспективы развития рыбного хозяйства в России и мирового рыболовства.

3

1

-

2

12

НАДКЛАСС В. ЧЕТВЕРОНОГИЕ, ИЛИ НАЗЕМНЫЕ, ПОЗВОНОЧНЫЕ TETRAPODA) Важнейшие особенности организации в связи с легоч­ным дыханием и передвижением по суше.

Класс 4. Земноводные (Amphibia) Общая характеристика класса в связи с земновод­ным образом жизни. Основные черты организации в за­висимости от условий существования; строение и функ­ционирование главнейших систем органов. Размножение и развитие. Последовательная смена стадий строения в связи с изменениями условий жизни (на примере мета­морфоза лягушки).

10

2

4

4

13

Систематика земноводных Отряд хвостатые—наименее специализирован­ная группа.Отряд безногие—наиболее специализированная и примитивная группа.Отряд бесхвостые—наиболее многочисленная и широко распространенная группа.

5

1

1

3

14

Происхождение земноводных Условия существования в девонском, каменноуголь­ном и пермском периодах. Появление стегоцефалов (панцирноголовых амфибий), их связь с рыбами и сов­ременными земноводными.

Экология и практическое значение земноводных Зависимость распространения амфибий от условий существования. Особенности размножения в различных условиях среды (наружное и внутреннее оплодотворение, откладывание яиц на суше, «живорождение» и др.). Неотения. Питание. Значение амфибий для сельского, ле­сного, рыбного и охотничьего хозяйства и как лабораторных животных.

4

2

-

2

15

ПОЗВОНОЧНЫЕ С ЗАРОДЫШЕВЫМИ ОБОЛОЧКАМИ (AMNIOTA)

Класс 5. Пресмыкающиеся (Reptilia) Характеристика рептилий как низших амниот. Приспособительные к наземному существованию особенно­сти организации рептилий (кожные покровы, скелет, нервная система, внутренние органы). Особенности раз­вития, появление яйцевых и зародышевых оболочек как результат приспособления к размножению на суше.


7

1

4

2

16

Систематика пресмыкающихся Подкласс 1. Ящерогады (Prosauria). Примитивность организации. Особенности распространения.

Подкласс 2. Чешуйчатые (Squamata). Наиболее мно­гочисленная и ныне процветающая группа рептилий. От­ряды: ящерицы, змеи и хамелеоны. Главнейшие предста­вители. Распространение и биология.

Подкласс 3. Крокодилы (Crocodilia). Наиболее вы­сокоорганизованные рептилии. Приспособительные чер­ты строения в связи с полуводным образом жизни. Био­логия и распространение.

Подкласс 4. Черепахи (Chelonia). Древняя и специ­ализированная группа. Особенности организации. Рас­пространение и биология. Отряды.

7

2

2

3

17

Происхождение и эволюция пресмыкающихся Условия существования в конце палеозоя и в мезо­зое. Причины быстрого развития рептилий и господст­вующего их положения в мезозое. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины вымирания большинства групп рептилий; значение изменившихся условий суще­ствования.

Экология и хозяйственное значение пресмыкающихся Условия существования и распространения. Биологи­ческие группы и особенности организации рептилий этих групп в связи с условиями жизни. Размножение. Пита­ние. Значение рептилий для человека. Ядовитые змеи.

3

1

-

2

18

Класс 6. Птицы (Aves) Общая характеристика птиц как прогрессивной ветви позвоночных животных, приспособившихся к полету.

Обзор организации и основных черт жизнедеятельно­сти птиц: кожные покровы, нервная система и органы чувств; голосовой аппарат и его роль; особенности приспособительного поведения; скелет; органы дыхания; кровообращение; особенности терморегуляции; органы пищеварения, их особенности в связи с составом пищи и приемами ее добывания; мочеполовая система; строе­ние и развитие яйца

12

2

5

5

19

Систематика птиц, Подкласс настоящие птицы (Neornithes) Надотряд 1. Бескилевые птицы (Ratitae). Их основ­ные отличительные особенности. Деление на отряды. Распространение, представители и главнейшие их био­логические черты.

Надотряд 2. Пингвины (Impennes). Особенности ор­ганизации; распространение;образ жизни.

Надотряд 3. Килегрудные птицы (Carinatae). Их ха­рактерные черты. Общее распространение и многообра­зие. Деление на основные отряды.

Отряды гагарообразные и поганки. Приспособи­тельные особенности организации и образа жизни. Рас­пространение. Промысловое значение.

Отряд веслоногие. Особенности организации и био­логии, распространение и хозяйственное значение.

Отряд аистообразные. Особенности организации и биологии. Распространение. Сельскохозяйственное зна­чение.

Отряд гусиные. Основные семейства и представи­тели. Особенности организации и биологии. Распростра­нение. Значение в дичном промысле и в спортивной охо­те. Происхождение домашних пород.

Отряд дневные хищники. Особенности организации и биологии. Значение для сельского и охотничьего хо­зяйства.

Отряд куриные. Особенности организации. Основ­ные представители; их биология и распространение. Куриные как основа дичного промысла в России и как предмет спортивной охоты. Происхождение домашних пород.

Отряд гоацины. Своеобразие общей организации, развития и географического распространения.

Отряды журавлиные, пастушковые и дрофы. Осо­бенности организации, биологии и распространения. Промысловое значение.

Отряд кулики. Особенности организации, биологии и распространения. Значение в охотничьем хозяйстве.

Отряды чайки и чистики. Значение для сельского хозяйства и рыбного хозяйства. Рациональное использо­вание «птичьих базаров».

Отряд голуби. Особенности организации и биоло­гии. Основные породы домашних голубей; голубевод­ство.

Отряд кукушки. Особенности биологии и хозяйственное значение.

Отряд попугаи. Особенности образа жизни и распространения.

Отряды козодои и длиннокрылые. Особенности ор­ганизации и биологии; хозяйственное значение.

Отряд дятловые. Значение дятлов для лесного хо­зяйства.

Отряд совы. Совы как истребители вредителей сель­ского хозяйства.

Отряд воробьиные—наиболее разнообразная и многочисленная группа птиц. Роль в сельском и лесном хозяйстве.

10

4

2

4

20

Происхождение и филогения птиц Вероятные предки птиц. Первичные птицы. Птицы мелового периода. Особенности их организации и образа жизни.

Экология птиц Условия существования птиц; их общее географиче­ское и экологическое распространение.

Экологические группы, птиц; их адаптивные особенности. Питание. Размножение, выводковые и гнездовые птицы; моно- и полигамы. Различные типы гнездования;

гнездостроение. Линька. Биологические периоды; особенности их проявления у различных групп птиц. Оседлость; кочевки; перелеты. Причины перелетов. Характер и пу­ти перелетов. Вероятные механизмы ориентации и нави­гации птиц. Места и условия зимовок. Кольцевание птиц и его значение для изучения перелетов и других сторон жизни птиц.

8

2

2

4

21

Хозяйственное значение птиц Основные черты жизнедеятельности птиц, определяю­щие их хозяйственное значение. Биоценотическое значе­ние птиц (например, в опылении и расселении расте­ний). Птицы как истребители вредных животных. Охра­на, привлечение и увеличение численности полезных птиц. Роль заповедников. Направленное воздействие на фауну птиц. Эпизоотическое и эпидемическое значение птиц. Важнейшие промысловые группы птиц и их использование. Происхождение домашних птиц.

3

1

-

2

22

Класс 7. Млекопитающие (Mammalia) Общая характеристика класса млекопитающих как высших позвоночных животных. Обзор организации и основных черт жизнедеятельности. Прогрессивные осо­бенности центральной нервной системы, нервная дея­тельность и приспособительные формы поведения у мле­копитающих. Органы чувств. Внутренние системы 'орга­нов; скелет; покровы и их производные; характер термо­регуляции у млекопитающих. Особенности организаций в связи с различием в условиях существования. Основ­ные черты эмбрионального развития. Плацента.

16

4

6

6

23

Подкласс 1. Первозвери, или яйцекладущие (Prototheria). Примитивные черты организации, сближающие их с рептилиями. Особенности развития Географическое распространение и экология.

Подкласс 2. Настоящие, или живородящие, звери (Theria). Основные отличительные черты организации.

Инфракласс 1. Сумчатые (Metatheria). Характерные морфологические и биологические особенности сумчатых. Развитие. Геологическая древность и современное распространение сумчатых. Многообразие современных австралийских сумчатых и причины этого явления.

Инфракласс 2. Плацентарные, или высшие, млекопи­тающие (Placentalia). Быстрый расцвет и специализация высших млекопитающих в третичный период. Прогрес­сивные особенности организации. Деление на основные отряды.

Отряд насекомоядные как группа, сохранившая наибольшую близость к древним высшим млекопитающим, Отдельные представители (кроты, выхухоли, ежи, землеройки). Особенности их, строения в связи с: обра­зом жизни. Распространение насекомоядных; их промыс­ловое и сельскохозяйственное значение.

Отряд рукокрылые. Общая характеристика. Специ­фические черты организации в связи с летающим образом жизни (в частности, звуковая локация и ее роль в ориентации).

Отряд неполнозубые как древняя угасающая груп­па млекопитающих. Особенности организации, распро­странения и биологии.

Отряд грызуны. Общая биологическая и анатомо-физиологическая характеристика. Основы классифика­ции. Грызуны как вредители сельского и лесного хозяй­ства. Эпизоотическое и эпидемиологическое значение грызунов. Биологические основы борьбы с вредными грызунами и основные ее приемы. Промысловые виды грызунов.

Отряд зайцеобразные. Характеристика. Практиче­ское значение основных видов.

Отряд хищные. Основные семейства. Главнейшие представители; их распространение; биология; хозяйст­венное значение. Вредные хищные и борьба с ними.

Отряд ластоногие. Общая характеристика отряда. Ушастые тюлени. Настоящие тюлени. Моржи. Их про­мысловое значение. Котиковое хозяйство.

Отряд китообразные; Строение тела в связи с при­способлением китов к водной жизни. Главнейшие про­мысловые виды. Промысел китов и его значение для на­родного хозяйства России.

Отряд хоботные. Общая характеристика. Прошлое и современное географическое распространение.

Отряд сиреновые. Общая характеристика. Распро­странение.

Отряд парнокопытные. Общая характеристика. Раз­деление на подотряды; нежвачные, жвачные. Значение в промысловой и спортивной охоте. Дикие виды парно­копытных как источник выведения новых пород домаш­них животных.

Отряд непарнокопытные. Общая характеристика. Тапиры, носороги, лошади. Дикие лошади и их приру­чение.

Отряд полуобезьян, или лемуров. Общая характе­ристика. Распространение.

Отряд приматы. Общая анатомическая характери­стика. Систематика и экология. Положение человека в системе животных.

8

2

2

4

24

Происхождение и филогения млекопитающих Вероятные предки млекопитающих. Монофилитичность их происхождения. Основные линии исторического развития. Явления конвергенции между сумчатыми и плацентарными и их причины.

Исследования В. О. Ковалевского по адаптивной эво­люции непарнокопытных.

4

1

-

3

25

Экология млекопитающих Условия существования и общее распространение. Экологические группы зверей и особенности их органи­зации в связи с условиями жизни. Сигнализация и зву­ковая локация. Биологические периоды приспособления к переживанию неблагоприятных условий (спячка, миг­рации, собирание запасов корма, ожирение, линька). Питание и способы добывания пищи. Особенности размножения у зверей разных экологических групп. Колебания численности и их практическое значение.

7

2

2

3

26

Хозяйственное значение млекопитающих Основные черты организация и жизнедеятельности млекопитающих, определяющие их хозяйственное значе­ние. Промысловые звери России. Пушной, дичный, мор­ской зверобойный промыслы, их биологические основы и значение в народном хозяйстве. Охрана и акклимати­зация полезных видов. Клеточное пушное звероводство. Пантовое оленеводство. Млекопитающие—истребители вредителей сельского и лесного хозяйства. Эпизоотологическое и эпидемиологическое значение млекопитающих. Биологические основы борьбы с вредными видами. До­машние животные, их происхождение; биологические предпосылки одомашнивания млекопитающих.

3

1

-

2

27

Позвоночные животные Сахалинской области Основные черты природной обстановки края. Состав животного мира позвоночных и его особенности. Полез­ные и вредные виды; воздействие на фауну позвоночных животных.

5

1

2

2

Всего

198

54

51

93



ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ



Занятие 1. Внешнее и внутреннее строение баланоглосса. Общая характеристика хордовых.

Подтип бесчерепные

Занятие 2. Внешнее и внутреннее строение ланцетника.

Подтип оболочники, или личиночнохордовые

Занятие 3. Внешнее и внутреннее строение асцидии.

Подтип позвоночные или черепные

Занятие 4. Общая характеристика позвоночных.

Надкласс бесчелюстные

Занятие 5. Внешнее и внутреннее строение миноги.

Надкласс рыбы

Класс хрящевые рыбы

Занятие 6. Внешнее и внутреннее строение акулы.

Занятие 7. Скелет акулы. Особенности строения ската.

Класс костные рыбы.

Занятие 8. Внешнее и внутреннее строение костистой рыбы.

Занятие 9–10. Висцеральный скелет костистой рыбы, невральный череп костистой рыбы.

Занятие 11. Посткраниальный скелет костистой рыбы.

Занятие 12-13. Определение рыб.

Надкласс наземные позвоночные, или четвероногие

Класс земноводные

Занятие 14. Внешнее и внутреннее строение земноводных.

Занятие 15. Строение черепа и висцерального скелета земноводных.

Занятие 16. Строение посткраниального скелета земноводных.

Занятие 17. Определение земноводных.

Класс пресмыкающиеся

Занятие 18. Покровы пресмыкающихся.

Занятие 19. Череп пресмыкающихся.

Занятие 20. Посткраниальный скелет пресмыкающихся.

Занятие 21. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся.

Занятие 22. Определение пресмыкающихся.

Класс птицы

Занятие 23. Покровы птиц.

Занятие 24. Скелет птиц.

Занятие 25. Внутреннее строение птицы.

Занятие 26-27. Определение птиц.

Класс млекопитающие

Занятие 28. Покровы млекопитающих.

Занятие 29. Строение черепа млекопитающих.

Занятие 30. Посткраниальный скелет млекопитающих.

Занятие 31. Внешнее и внутренее строение млекопитающих.

Занятие 32. Определение млекопитающих.


ЛИТЕРАТУРА
Основная

Гуртовой Н.Н. Систематика и анатомия хордовых животных: Краткий курс. М., 2004. 142 с.

Карташов Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. 2004. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.Н. Карташов, В.Е. Соколов, И.А. Шилов.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс.- 383 с.

Константинов В.М. и др. Зоология позвоночных: Учебник для студ. биол. фак. пед. Институтов / В.М.Константинов, С.П.Наумов, С.П.Шаталова. - М.:Издательский центр «Академия», 2000. - 496 с.

Константинов В.М. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Учеб. по­собие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. М. Константинов, С. П. Шаталова, В. Г. Бабенко и др.; Под ред. В. М. Константинова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

Левушкин С.И. Общая зоология / Левушкин С.И., Шилов И.А. М.: Высшая школа. 1994. 432 с.

Наумов Н.П. Зоология позвоночных / Наумов Н.П., Карташев Н.Н. - Ч.1. – Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные. 1979. – 333 с. Ч. II. – Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. – Учебник для биолог. спец. университетов. – М.: Высш. Школа. 1979. – 272 с.

Ромер А.. Анатомия позвоночных / Ромер А., Парсонс Т.: В 2 т. Т. I. М. «Мир»,

1992. 358 с. Т. II. М. «Мир», 1992. 406 с..


Дополнительная

Афанасьев В.А., Перельдик Н.Ш. Клеточное пушное звероводство. М., «Колос», 1966.

Банников А. Г., Даревский И. С, Мщенко В. Г. и др. Определитель земно­водных и пресмыкающихся СССР. М., 1977.

Барабаш-Никифоров И.И., Формозов А.Н. Териология. М., «Высшая школа», 1963.

Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.Р. Определитель млекопитающих СССР. М., «Просвещение», 1965.

Гладков Н.А., Дементьев Г.П., Птушенко Е.С., Судиловская А.М. Определитель птиц СССР. М., «Высшая школа», 1964

Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы. – М.: Высшая школа. 1976. 351 с.

Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Земноводные, пресмыкающиеся. – М.: Высш. школа. 1978. 407 с.

Гуртовой Н.Н., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Птицы, млекопитающие. – М.: Высшая школа, 1992, 414 с.

Дементьев Г.П. Руководство по зоологии. Т. 6. – М.: Изд-во АН СССР, 1940, 856 с.

Друшиц В.В., Обручева О.П. Палеонтология. Изд-во МГУ, 1962.

Жизнь животных. Т. IV-VI.-М.: Просвещение. 1969-1971, 655 с., 487 с., 611 с., 623 с.

Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.А. Общая орнитология. – М.: Высшая школа. 1982. 464 с.

Колесов А.М., Лавров Н.П., Наумов С.П. Биология промысловых зверей СССР. М., «Высшая школа», 1965.

Курс зоологии / Под ред. Матвеева Б.С.- М.: Высш. школа, 1966, т. 2.

Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология. М.: Высшая школа. 1994. 432 с.

Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд. М. «Цитадель», 1996. 460 с.

Наумов С.П. Зоология позвоночных. М.: Просвещение, 1973.

Наумов С.П. Зоология позвоночных. – М.: Просвещение. 1982. 464 с.

Никольский Г.В. Частная ихтиология. М., «Советская наука», 1964.

Никольский Г.В. Экология рыб. М., «Высшая школа», 1963.

Огнев С.И. Зоология позвоночных. – М.: Советская наука, 1945.

Промптов А.Н. Птицы в природе. М., Учпедгиз, 1960.

Пучков Н.В. Физиология рыб. М., Пищепромиздат, 1964.

Терентьев П.В. Герпетология. М., «Высшая школа», 1961.

Формозов А.Н. Спутник следопыта. М., Детгиз, 1959.

Шмальгаузен И.И. Происхождение наземных позвоьочных животных. М., «Наука»», 1964.

Шмальгаузен И.И. Основы сравнительной анатомии позвоночных. М.: Советская наука. 1947.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


КАФЕДРА БИОЛОГИИ


Сергей Никитич САФРОНОВ


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине биогеография специальность: 020201. 65 «биология»
Учебно-методический комплекс «биогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоогеография специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоогеография» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «зоология позвоночных»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 «Биология» Квалификация: биолог
Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 “Биология”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65 «биология» iconУчебно методический комплекс дисциплины «зоология» Специальность 050102. 65-Биология
Александровская Т. О., Васильева Е. Д., Орлова В. Ф. Рыбы, амфибии. Рептилии Красной книги СССР. – М., 2000
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница