Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование)




НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование)
страница1/3
Дата15.10.2012
Размер0.53 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


ФИЛОСОФИЯ


(часть II)


Темы контрольных работ. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса

всех специальностей

(первое высшее образование)


Москва-2006




Методические указания по выполнению контрольной работы



При изучении дисциплины «Философия» студентам необходимо выполнить две контрольные работы соответственно по 1-ой и 2-ой частям курса в течение двух семестров. Контрольная работа является важнейшим видом самостоятельного изучения студентами системы философского знания.

Выбор темы контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента:


А-1, 22

З-8, 21

П-15, 2

Ц-22, 9

Б-2, 14

И-9, 20

Р-16, 3

Ч-23, 10

В-3, 13

К-10, 19

С-17, 4

Ш,Щ-24, 11

Г-4, 25

Л-11, 18

Т-18, 5

Э-25, 12

Д-5, 24

М-12, 17

У-19, 6

Ю-5 ,13

Е-6, 23

Н-13, 21

Ф-20, 7

Я-20, 14

Ж-7, 22

О-14, 1

Х-21, 8





Студент выбирает по своему усмотрению любую из двух указанных тем. Определившись с номером темы, студенту необходимо внимательно ознакомиться с вопросами темы, обстоятельно изучить всю рекомендованную к теме литературу, материалы лекций и КОПРы. В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями философии, а также применять их в процессе теоретических рассуждений и обоснования своих мировоззренческих позиций. В ходе раскрытия содержания вопросов темы студенту важно обнаружить: умение творчески мыслить, решать разнообразные философские проблемы и показать достаточно высокий уровень философской культуры.

Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на первой странице контрольной работы. Ответы на вопросы темы должны быть, по возможности, полными, носить развернутый характер. Контрольная работа предполагает наличие введения, основной части и заключения. Изложение темы должно носить самостоятельный характер. В каждом задании содержатся указания на то, в каком направлении следует раскрывать вопросы темы. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, приниматься не будет.

Обратите внимание на правильное оформление текста контрольной работы. Его рекомендуется представлять в печатном виде. Если это по каким-либо причинам невозможно, то текст контрольной работы должен быть написан аккуратно, четким, разборчивым подчерком (если тетрадь в клеточку, то текст должен быть написан через клеточку). Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице. Если в тексте приводятся цитаты, они должны содержать ссылки на источники.

При выполнении практического задания (3-ий вопрос темы) студенту необходимо показать умение систематизировать и анализировать материал изученной темы и творчески применять его при решении вопросов, содержащихся в практическом задании.

В конце текста контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату написания работы и свою подпись.

Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц печатного текста.

По итогам выполнения контрольной работы, проводится собеседование и проставляется зачет.

Студент, не выполнивший контрольную работу и не получивший по ней зачета, к сдаче экзаменационного зачета или экзамена не допускается.


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Социальная философия.


Тема 1. Социальная философия в поиске построения и обоснования                                      теоретической модели общества.


                  1. Специфика и методология социальной философии.                    

2. Три стороны социального познания (онтологическая,                   гносеологическая и ценностная).

3. Возможна ли единая наука об обществе и в чем заключается                       трудность социального познания?


1. Следует дать определение социальной философии, раскрыть социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения. Надо указать, каков круг ее проблем и место среди других общественных наук, а также специфику социальной философии и роль в познании социальных явлений.

2. Необходимо раскрыть содержание указанных трех сторон социального познания, показать роль мировоззрения и ценностных ориентаций исследователя в процессе изучения им общественных явлений. При выполнении задания следует иметь в виду, что имеется множество точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни, что указывает на сложный характер общественных явлений и особенности различных сторон социального познания.

3. При ответе на третий вопрос, студенту надо знать, что социальная философия имеет дело с изменяющейся, динамичной социальной реальностью, в которой, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием, волей, эмоциями, по-своему удовлетворяющие свои потребности и интересы, и влияющие на ход событий.


Литература.


1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия             «Золотой фонд российских учебников»). С.372-383 .

         2. Философия в вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,               Ратников  В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-           ДАНА,  2003. С. 291-448.

         3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

         4. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. –               М.: Норма, 2006, с. 443-539.

         5. Шаповалов В.П. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, доп.:               Учебн. пособие для вузов. – М.: Фаир-Пресс, 2001. С. 457-596.

         6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:               Республика, 2001. – 719 с.


Тема 2. Историческое развитие социальной философии.


1. Позитивистская социальная философия О. Конта.

2. Суть органической теории общества Г. Спенсера.

3. Какова роль современного позитивизма и постпозитивизма, во              многом исходящих из идей О.Конта и Г. Спенсера о гармонии и            равновесии в обществе как основе его стабильности?

1. Отвечая на первый вопрос, следует учесть, что основателем социологии как науки является О. Конт, защищавший необходимость объективности социальных исследований. Эту науку он называл еще социальной философией. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Ввел в социальную науку понятия «социальной статики» и «социальной динамики». Выделил в обществе такие важнейшие институты как семья, религия, государство. Сформулировал закон трех стадий общественного развития, соответствующих трем ступеням умственного развития человечества. Конт называл свою социальную философию позитивной, поясняя, что она базируется на данных науки.

2. При ответе на второй вопрос следует сделать акцент на том, что многие идеи и позитивистские установки О. Конта развил Г. Спенсер – основатель органической школы в социологии. Он рассматривал общество как объединение индивидов, различия, в развитии которых создают первичные условия его эволюции. Спенсер показал объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей, ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе.

3. Студенту необходимо выяснить первоначальные установки позитивизма, почему он и сегодня актуален. Обратить внимание на то, что на основе позитивизма сложилось направление структурно-функционального анализа в социальной теории, представителями которого являются американские социологи Т. Парсонс и Р. Мертон. Показать, что современный позитивизм решает актуальные проблемы существования и развития общества.


Литература


1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С.390-417.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,                Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.

4. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов              н/Д.: «Феникс», 2003. С. 305-307.

5. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2 тт., т. 1. – СПб., 1898.

6.Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с


. Тема 3. К. Маркс о материалистическом понимании истории.


1. Переход от идеалистического к материалистическому пониманию            развития общества и в целом исторического процесса.

2. Материальные побудительные силы деятельности людей и их            общественных отношений.

3. Какие идеи К.Маркс и Ф. Энгельс получили свое развитие в ХХ             веке  и, какую роль в истории сыграл догматизированный марксизм             советского периода?

1. Студент должен показать, что материальное производство (обмен веществ между обществом и природой) характеризуется двумя отношениями: – отношение людей к природе, обозначаемое понятием «производительные силы», и отношение людей друг с другом, обозначаемое понятием «производственные отношения». В своем единстве производительные силы и производственные отношения составляют определенный способ производства. История, таким образом, есть движение от одних способов производства к другим: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический… Что дальше? – Это одна из современных социально-теоретических и социально-философских проблем.

2. Направление, которое абсолютизирует определяющую роль производительных сил и не учитывает обратное воздействие на них со стороны производственных отношений, получило название технологический детерминизм, представленный целым рядом технократических теорий. По Марксу, производственные отношения определяют все остальные общественные отношения, то есть всю социальную жизнь. Соответственно они обозначаются как базис, а все остальные отношения – как надстройка. Базис определяет надстройку, но подвергается с ее стороны обратному воздействию. Направление, которое абсолютизирует определяющую роль базиса и не учитывает обратного воздействия на него со стороны надстройки, получило название экономический детерминизм, принадлежность к которому незаслуженно приписывают Марксу. Необходимо показать роль материальных потребностей и интересов людей как побудительных сил их деятельности и общественных отношений.

3. При выполнении этого задания следует указать на то, какие идеи К. Маркса о развитии общества актуальны сегодня, а какие устарели, а также показать, какую роль в развитии советского общества сыграл догматический марксизм.


Литература


1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.             Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия -

«Золотой фонд российских учебников»). С. 390-420.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учеб. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,             Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-           ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф.            Рахманкулова и др.; Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-           во Проспект, 2003. С. 119-131.

4. Философия: Учебник / Под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. С. 318-321.

5. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи: Учебник для вузов. –            М.: Норма, 2006. С. 461-473.

6. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов            н/Д.: «Феникс», 2003. С. 323-331.

7. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К, Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 3.

8.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:           Республика, 2001. – 719 с.

Тема 4. Психологическое направление в социальной философии.


1. Психологический эволюционизм Л. Уорда.

2. «Законы подражания» Г. Тарда и  теория человеческих действий  В.            Парето.        

3. Психологическое направление как субъективный метод в объяснении            явлений общественной жизни в русской социологической мысли.

1. Следует проанализировать содержание психологического направления в социальной философии, представленного, прежде всего, трудами Л. Уорда, Г. Тарда и В. Парето. Для Л. Уорда законы психики людей, в конечном счете, выступают как законы человеческой эволюции, осуществляющие под влиянием таких психических сил, как человеческие желания и воля. Их он называет основными психическими факторами цивилизации.

2.  Покажите смысл перехода от психологического эволюционизма

Л. Уорда к законам психического подражания Г. Тарда. Одна из фундаментальных проблем его теории – взаимодействие личности и общества, роль подражания в деятельности людей и социальных групп. По Тарду, человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру в геометрической прогрессии. Покажите оригинальные идеи В. Парето в рамках психологического направления: логический экспериментальный метод исследования социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей; учение о чистой экономии, дающее возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства; теорию элит, показывающую социальную неоднородность как следствие психологического неравенства людей.

3. В данном вопросе следует охарактеризовать социально- философские воззрения П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, обоснование ими субъективного метода в объяснении общественных явлений, социальной активности личности, ведущей роли идеала в прогрессивном развитии общества, идеи движения от «правды-истины» к «правде-справедливости» в общественной жизни.

Литература


1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С. 371-420.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,               Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА, 2003. С. 326-337.

3. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.

4. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов              н/Д.: «Феникс», 2003. С. 305-307.

5. Психология толп. – М.: Институт психологии РАН, Издательство КСП+, 1999.              С. 9-256.               

6. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Психология масс. Хрестоматия. –              Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 592 с.

7. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН,              «Академический проект», 1999. С. 6-15.

8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с.

Тема 5. Философско-социологические взгляды М. Вебера.


1. «Теория социального действия» М. Вебера.

2. «Понимающая социология» и концепция «идеальных типов»

М. Вебера.

3. М. Вебер – апологет капитализма и бюрократии.


1. Необходимо исходить из того, что, по убеждению М. Вебера, социальная философия должна изучать поведение и деятельность людей и групп, составляющих предмет теории социального действия. Социолог должен разобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на духовных ценностях. В этом случае веберовская социология выступает как «понимающая».

2. Следует раскрыть исходную посылку М. Вебера о том, что понимание социальных действий и внутреннего мира субъектов может быть логическим и эмоционально-психологическим. Показать процесс сопереживания как «вчувствование», «вживание» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Тем не менее, более важным является логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Особую роль в социальной философии М. Вебера играет проблема ценностей, обобщаемая в концепции идеальных типов. При этом он исходил из того, что в историческом процессе растет степень осмысленности и рациональности действий людей.

3. В данном вопросе следует исходить из положения М. Вебера о рационализации во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, науке, культуре, а также в мышлении людей и их образе жизни в целом. Наиболее чистым воплощением принципа рациональности М. Вебер считал науку, правовое государство, базирующихся на рациональном взаимодействии интересов граждан и их подчинении закону. Студенту необходимо проанализировать веберовскую позицию и развить свою по данному вопросу.


Литература


1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С. 372-420.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,              Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 550-552.

5. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные              произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-603, 625-626 и др.

6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. Избр. п.роизв.              М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.

7. Кравченко А.И. Социология труда и производства / Ядов В.А. (ред.). Социология в              России. М.: На Воробьевых, 1996. С. 291-322.

8. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:               Республика, 2001. – 719 с.


Тема 6. Социальные концепции фрейдизма и неофрейдизма.


1. Социобиологическая направленность фрейдизма и неофрейдизма.

2. Фрейдистское понимание культуры.

3. Фрейдо-марксизм о человеке и обществе.


1. Учение З. Фрейда и его последователей следует рассматривать в рамках социобиологии, недооценивающей социальные факторы общественной жизни. Движущие силы поведения людей усматриваются в их биологических потребностях и инстинктах. Особое значение З. Фрейд придает психосексуальному развитию человека. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

2. Важно исходить из фрейдистского понимания культуры как совокупности социальных свойств людей (их знаний, умений, норм поведения, ценностей и социальных институтов). При этом, по мнению Фрейда, культура выполняет репрессивную функцию, состоящую в подавлении инстинктов и влечений людей социальными нормами, ценностями т установками.

3. При рассмотрении последователей Фрейда, в первую очередь, необходимо проанализировать взгляды А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма,

Г. Маркузе.

А. Адлер перенес акцент с «сексуально-бессознательного» на «бессознательное» стремление к власти как основном побуждении людей.

К. Юнг создал учение о коллективном бессознательном как исторически накопленном «психическом опыте» того или иного народа (исторически сформировавшейся совокупности архетипов). Этот психический опыт усваивается каждым новым поколением людей. Э. Фромм и Г. Маркузе, наряду с ролью подсознательного в поведении людей, придавали большое значение социальным факторам.

Учение З. Фрейда, развиваемое в таком направлении, получило название фрейдо-марксизм (эклектическое соединение марксизма с фрейдизмом на гуманистической основе). Студент должен знать эти концепции и ориентироваться в данном вопросе.

Литература


1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С. 579-602.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,              Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.. Гл. 10.

5. Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Тбилиси. 1991.

6. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. Часть третья.

8. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. С. 218-358.

9. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с.


Тема 7. Природные основы общественной жизни.


1. Природа как предпосылка и условие человеческой истории.

2. Исторические формы отношения человека к природе.

3. Обоснуйте единство и противоречия природного и социального                   бытия человека.

1. Необходимо раскрыть, что природа – это совокупность естественных условий существования человечества. Общество явилось результатом пересечения двух линий саморазвития материи: естественной эволюции неживой и живой природы и искусственной, только в обществе реализуемой эволюции, которая осуществляется благодаря человеческой деятельности. Направление, которое абсолютизирует роль географических факторов, то есть признает их решающими, получило название географического детерминизма. Его история восходит к античной философии, а в настоящее время оно представлено различными моделями геополитики. Направление, которое абсолютизирует роль демографических факторов, можно обозначить как биологический детерминизм, представленный, в частности, мальтузианством и неомальтузианством.

2. Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. Студент должен показать, как исторически менялось отношение человека к природе, начиная с античности и заканчивая сегодняшним днем. Может ли человечество преодолеть зависимость от природы?

3. Человеческое общество включено в природу и противостоит ей миром культуры. Каковы природа и генезис общественных потребностей и, может ли труд явиться способом разрешения противоречия «природа-общество»? Студенту следует ответить на вопрос, с чем связано обострение противоречий в системе общество-природа в современную эпоху? Как влияет техника (информация) на развитие общества и как в связи с этим разрушается целостный характер природного мира. Необходимость гармонизации отношений человечества и среды его обитания.


Литература.

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С. 421-438.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,              Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА,  2003. С. 291-448.

3. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 1999. Гл. 1Х.

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для              вузов. Изд. 5-е перераб.и доп. – М.: Логос, 2005. Гл. 2, 5.

5. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир.              2001. Часть П, Ш, 1У.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с.

Тема 8. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.


1. Основные группы глобальных проблем.

2. Особенности современных глобальных проблем.

3. Покажите, почему глобальные проблемы представляют                              угрозу всему человечеству?


1. Необходимо выделить три основные группы глобальных проблем. Связанные с аспектами взаимодействия общества и природы (прежде всего, экологические). Затрагивающие аспекты взаимодействия социальных общностей и проблемы, отражающие взаимосвязи человека и общества – антропосоциальные. Все они отражают коренные противоречия современной цивилизации.

2. Следует отметить, что современные глобальные проблемы носят планетарный характер, затрагивают интересы всех народов мира. Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. Нуждаются в неотложных и эффективных решениях, требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов. И здесь необходимы экологическое воспитание, образование и законодательство, соответствующая перестройка сознания людей.

3. Обратите внимание, что современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее «партнерских» отношений с ней. Потребность в новой ценностной переориентации человечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности «Римского клуба» и других общественных организаций. Глобальный, планетарный характер экологических проблем рождает новые формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле и пути их решения. Студент должен ориентироваться в этом вопросе.

         Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.  (Серия             «Золотой фонд российских учебников»). С. 421-438.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,              Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА,  2003. С. 291-448.

3. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 1999. Гл. 1Х..

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для              вузов. Изд. 5-е перераб.и доп. – М.: Логос, 2005. Гл. 2, 5.

5. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир.              2001. Часть П, Ш, 1У.

6. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

7. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. – М.: ТК              Велби, Изд-во Проспект, 2005. Гл. 1, 1У.

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической          революции. М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. – 349 с.

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с.


Тема 9. Единство человека и природы.


1. Природа - и храм, и мастерская.

2. Этапы взаимодействия природного и социального бытия человека.

3. Обоснуйте соотношение систем «человек – биосфера», «техносфера –             ноосфера», понятие «коэволюции».

1. В первом вопросе следует обратить внимание на определение целостной системы природы, выявить ее роль в становлении человеческого общества.

2. Необходимо обосновать природное целое как основу жизни, и как естественную основу развития общества. Покажите необходимость изучения соотношения биологического и социального в человеке и обществе. В связи с этим надо проанализировать теории, отражающие различные точки зрения по этому вопросу в историческом контексте.

3. При ответе на этот вопрос обратите внимание на понятие «среда обитания» живых организмов, которая в своем обобщенном предельном понимании есть ничто иное, как часть биосферы. С появлением человека возникает еще более сложная система – «биосфера-человек». Своей целенаправленной деятельностью человек изменяет ее, оказывает прямое и косвенное влияние на все формы жизнедеятельности в масштабах всей планеты. На основе технических достижений общество и природа должны гармонично эволюционировать в одном направлении. Данный тип согласованного развития именуется коэволюцией природы и общества и имеет своим итогом достижение ноосферы.


Литература

             

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.               Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия               «Золотой фонд российских учебников»). С. 423-438.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,               Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-              ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И.. Философские               мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. С. 120-160.

  4. Киселев А. И. Человек: экологическое измерение. СПб., 2001.

 5. Кохановский В.П. Философия: Учебник для высших учебных заведений. –              Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. С. 305-370.

6. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001.             –  200 с.

 7. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. – М.: ТК              Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической             революции. М., 2004.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., СПб., 2003.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с.


                        Тема 10. Общество как развивающаяся система.


1. Генезис историко-философских воззрений на общество.

2. Субъекты и движущие силы исторического развития.

3. В чем состоит различие «формационной» и «цивилизационной»                      концепций анализа общества?


1. Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение основных этапов развития общества как обособившейся от природы исторически развивающейся формы жизнедеятельности людей. В истории философии существует многообразие воззрений на общество. В античном мире общество отождествлялось с государством и рассматривалось как результат естественного неравенства людей. В Средневековье господствовал религиозный взгляд на общество как результат его творения Бога. В Новое время общество анализируется с позиций теорий естественного права и «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.). Важную роль в становлении социальной философии сыграл Гегель с его идеей «хитрого Разума» и введением в научный оборот понятия объективного закона общественного развития. Маркс гегелевской идее придал материалистический характер и выдвинул концепцию формационного развития общества. Студент должен знать основные понятия формационного подхода к анализу общества и его влияние на последующие концепции.

2. Следует отметить, что ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов. Отсюда вырастает проблема движущих сил исторического развития. Уже анализ многообразия концепций общественного развития выявил различные подходы к вычленению тех сил, которые творят историю. Среди них доминирующее положение занимают народные массы и выдающиеся личности. Сложная диалектика их взаимодействия не должна остаться вне внимания студента.

3. Огромное влияние Маркса на концепцию индустриального развития общества, популярную в 60-е годы ХХ века, постепенно трансформировалось в концепцию постиндустриального общества, в котором решающая роль отводится науке, а в наши дни она постепенно переросла в теорию информационного общества.

Надо показать, что наряду с теориями, в которых обнаруживается доминирование материально-экономического фактора общественного развития, существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора. В связи с этим заслуживают внимания идеи О. Шпенглера и А. Тойнби. Их культурно-цивилизационный подход реализует идею прерывности общественного развития. Студенту необходимо знать основные положения этих концепций и самостоятельно судить об их достоинствах и недостатках.


Литература.

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С. 439-458.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,              Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА,  2003. С. 291-448.

3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

4. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс; Учебник для              вузов. Изд. 5-е перераб.и доп. – М.: Логос, 2005. Гл. 2, 4.

5. Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М.: 1991. Часть первая.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005. Гл. 13-15.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с.


Тема 11. Социальная философия о смысле и                        направленности исторического процесса.


1. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского и                          О. Шпенглера.

2. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса А. Тойнби.

3. Понятие цивилизации. «Формационный» и «цивилизационный»                    подходы  в понимании исторического процесса.

1. В ответе на этот вопрос надо показать неоднозначность моделей исторического развития. В частности, русский мыслитель Н.Я. Данилевский

обосновал идею множественности и разнокачественности человеческих культур, отрицающую европоцентристскую однолинейную схему общественного прогресса. Основой его концепции является теория «культурно-исторических типов», которая в ХХ веке стала темой исследований О. Шпенглера и А. Тойнби.

По Н.Я. Данилевскому все культуры подобны биологическим организмам. Культурно-исторические типы уникальны, они не поддаются сравнению и не могут рассматриваться как ступени развития общечеловеческой культуры.

О. Шпенглер, как и Н.Я. Данилевский, - противник концепции единства исторического процесса в его прогрессивном движении, сторонник исторического релятивизма. Он одним из первых обратился к проблеме кризиса современной культуры. Каждая культура уникальна, взаимодействие между ними отсутствует. О. Шпенглер отрицает целостность и единство всемирной истории. Раскройте его тезис о гибели культуры и ее отношении к современной цивилизации.

2. Тезис о невозможности унификации всемирной истории был развит английским историком А. Тойнби. Во всемирной истории он насчитывает 21 цивилизацию, различая их в основном по религиозному признаку. Поясните положение А. Тойнби - «уникальность каждой цивилизации обусловлена своеобразием ее ответов на вызов истории, а генезис цивилизаций требует творческих усилий более чем одной расы».

3. Исходя из концепции К. Маркса об общественно-экономической формации, покажите, почему широко распространено мнение, о том, что «цивилизационная» и «формационная» модели исторического процесса являются альтернативными? Существует современная концепция, в соответствии с которой цивилизации неизбежно сталкиваются друг с другом. Как вы относитесь к этому тезису?


Литература

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.              Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия              «Золотой фонд российских учебников»). С. 548-564.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н.,              Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-             ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998.

5. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. С. 80, 214, 469.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., СПб., 2003.

7. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. Мн.: ООО             «Попурри», 1999. – 720 с.

8.. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:              Республика, 2001. – 719 с.

Тема 12. Социальная система как единство

подсистем и их взаимоотношений.

1. Структура общества как целостного социального организма.

2. Основные сферы жизни общества.

3. Выявите особые свойства общества как целого.


1. Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение такого общенаучного понятия как структура. Общество представляет собой единство и многообразие структурной организации. Это не простая сумма составляющих его индивидов, но, в первую очередь, их многообразные связи и реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, этносы, семьи, народности, нации, государства и в человеческое сообщество в целом. Структура общества многомерна и отличается от других, природных, систем как биологических, так и физических своей особой сложностью. Студенту следует проанализировать, как формировался понятийный аппарат для описания общества как единого организма .

2. Анализ общества с позиции выделения основных сфер, подсистем общества не вызывает особых трудностей у студентов. При рассмотрении материально-производственной сферы общества надо уделить внимание науке как непосредственной производительной сфере общества. При анализе социальной сферы определенные трудности возникают в связи с определением нации, следует обратить особое внимание на этот вопрос. Политическая сфера затрагивает область властных отношений, в связи с чем, встает вопрос о соотношении социальной и политической сфер жизни общества. Духовная сфера представляет собой совокупность духовных явлений, взятая в единстве с ее носителями, творцами, трансляторами. Все они одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом и обеспечивают условия человеческой деятельности.

3. При выполнении задания, прежде всего, необходимо раскрыть особые свойства общества как целостного организма. Проанализировать главное отличие общества – самодостаточность, от его составных частей. Обратить внимание на тот факт, что ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из социальных групп не может выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Здесь огромная роль принадлежит совокупности всех видов деятельности людей, социальных групп и институтов.
  1   2   3

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов I курса всех специальностей (первое высшее образование)
Выполнение контрольной работы направлено на углубление теоретических знаний студента по дисциплине «Концепции современного естествознания»...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для самостоятельной работы студентов IV курса
Территориальная организация населения. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (бакалавры) (первое высшее образование)
При изучении дисциплины «Философия» студентам бакалавриата необходимо выполнить две контрольные работы соответственно по 1-ой и 2-ой...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (бакалавры) (первое высшее образование)
Охватывает все сферы общественной жизни и изменяет сам характер человеческой деятельности и социальных отношений. Таким образом,...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению курсовой работы Для самостоятельной работы студентов V курса
Государственная экономическая политика. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 5 курса специальности 080504....
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов V курса по специальности 080507 (061100) «Менеджмент организации» (первое высшее образование)
Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса «Психология управления» и является...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению лабораторной работы на пэвм для самостоятельной работы студентов yi курса (первое высшее образование) и y курса (второе высшее образование) по специальности 060400 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент»
Учебной программой по дисциплине «Оценка и анализ рисков» предусмотрено выполнение лабораторной работы
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов 6 курса (1 образования) и 5 курс (2 образование) специальности 060400 «Финансы и кредит»
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению Контрольной работы Для студентов II курса по специальности 060200 «Экономика труда» и III курса специальностей 060400 «Финансы и кредит»
...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов II курса всех специальностей (первое высшее образование) iconМетодические указания по выполнению контрольной работы с использованием компьютерной обучающей программы для студентов I курса всех специальностей
Обязательным условием обучения студентов первого курса является выполнение контрольной работы по разделу «Микроэкономика» дисциплины...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница