Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных»




Скачать 95.81 Kb.
НазваниеДемонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных»
Дата04.10.2012
Размер95.81 Kb.
ТипДокументы
Демонстрационная версия рабочей программы по ОПД.Ф.

«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ»

1. Выписка из учебного плана:

Семестр - 7 , 8

курс – 4

Лекции – 36

Практические (лабораторные) – 82

СРС – 80

Форма контроля – зачет (7 сем), экзамен (8 сем)


2. Составитель: ст. преподаватель каф.общей биологии С.А. Эрдынеева

  1. ТРЕБОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА


1.1. По требованию госстандарта по дисциплине «Физиология человека и животных» студент должен:

1. знать принцип системной организации, диффиренциации и интеграции функций организма

2. знать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;

3. знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной, нервной, дыхательной, двигательной, сенсорной, эндокринной, репродуктивной;

4. иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;

5. владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма, методами экспериментальной работы с лабораторными животными.

1.2. Образовательный минимум содержания образовательной программы по курсу «физиология человека и животных».

ОПД.02 Физиология:

—строение и функции основных систем организмов животных и человека; принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза, сравнительный аспект становления функций;

—формирование иммунитета животных и человека;

—молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества;

—электрофизиологические и другие диагностические методы на лабораторных животных.


  1. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ


2.1.Дисциплина «Физиология человека и животных читается на 7 и 8 семестрах студентам-биологам БГФ ЯГУ.

Главной целью преподавания курса является:

—дать общеинтеллектуальное развитие;

—дать специальные, профессиональные знания в пределах обязательного минимума.

Ядро курса составляет весь объем тем, включенный в типовую программу. Содержание состоит из двух блоков: частной и общей физиологии. В частной физиологии рассматривается по разделам физиология отдельных систем органов. Притом каждый раздел содержит вопросы регуляции этих функций. Такой порядок преподавания вполне соответствует требованиям Госстандарта и является традиционна наиболее отработанной системой.

Изучение физиологии человека и животных, как интегративного курса, базируется на курсах зоологии, анатомии, гистологии, цитологии, физики, химии, биохимии.

Преподавание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает лекционные и семинарские занятия по всем разделам физиологии, по этим же разделам проводится контроль знаний. Практическая часть состоит из лабораторных работ. Где студенты приобретают навыки работы с лабораторными животными и учатся ставить эксперимент. По итогам полученных результатов делают соответствующие выводы.


Контроль освоения курса состоит из трех этапов:

—контроль первоначального уровня знаний. Осуществляется на первом практическом занятии в пределах объема школьного курса.

—промежуточный контроль. Представляет собой тестовый контроль по каждому разделу, который проводится после семинарских занятий;

—итоговый контроль. Состоит из тестовых заданий для сдачи зачета в 7-м семестре и сдачи экзамена в 8-м семестре.


2.2. Цели курса




Уровень усвоения

Требования стандарта

Цель курс

1.

Иметь представление

Общеинтелектуальные требования

О современных достижениях данной науки (особенно нейробиологии)

2.

Уметь




Ориентироваться в специальной и научно-популярной литературе по вопросам физиологии.

3.

Знать и уметь

Использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем

-знать об основных сферах применения получаемых знаний;

- пользоваться получен-ными знаниями как теоретической основой патофизиологии.

4.

Знать

Принципы системной организации, дифференциации и интеграции функций организма

-основные принципы организации регуляторных систем организма- нервной и гуморальной

-развитие регуляторных систем в филогенезе и онтогенезе

5.

Знать

Особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной.

выделительной, кровеносной, дыхания, двигательной, сенсорной, эндокринной, репродуктивной.

- Особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной.

выделительной, кровеносной, дыхания, двигательной, сенсорной, эндокринной, репродуктивной.

6.

Иметь представление

О молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно физиологических аспектах становления функций. О принципах восприятия, передачи и переработки информации.

-О молекулярных ме-ханизмах физиологичес-ких процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно физио-логических аспектах становления функций. О принципах восприятия, передачи и переработки информации

7.

Знать и использовать




-основные понятия и термины, определения по дисциплине.

8.

владеть

Электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма, методами работы с лабораторными животными.

-навыками работы с лабораторными животными

-электрофизиологичес-кими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма.

9.

Уметь




-правильно ставить эксперименты

10.

Оформлять




-правильно результаты опытов

11.

Интерпретировать




-правильно полученные данные и на их основе делать выводы.


Пояснительная записка к целям курса:

1. Пункты 1, 2 и 3 достигаются в ходе изучения курса, т.е. они приобретаются самим изучением курса. При этом применение знаний (пункт 3) основываются на хорошем усвоении предмета как теоретической основы патофизиологии, понимании сути отклонения физиологических параметров от нормы. Что невозможно без четкого представления о нормальном функционировании всех систем организма.

2.Усвоение пунктов 4 и 5 контролируются тестовыми заданиями.

3.Для понимания требований 6 пункта необходимы знания курсов зоологии, цитологии, биохимии, молекулярной биологии.

4.Понятийный аппарат (пункт 7) приобретается путем ведения словаря терминов, устным выступлениям, отчетами, докладами на семинарских занятиях.

5.Требования пунктов 8, 9, 10, 11 приобретаются в лабораторных занятиях.

ПЕРВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ"

1V КУРС БО 30 БГФ

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ" РАБОТ

ВАРИАНТ 1

1. Раздражимость – всеобщее свойство живых организмов. Биологическое значение.

2. Объясните причину появления следовых потенциалов. Какое значение они имеют в работе нейронов?

3. На какие типы делят мышечные волокна? Строение гладких, сердечных

волокон.

4. Как регулируется со стороны нервной системы работа гладких мышц?

5. На чем основаны классификации нейронов? Классификация.

6. Понятие о нервных центрах и элементарных нервных цепях.

7. Функции вегетативной нервной системы.

8. Спинной мозг. Общая схема строения. Расположение афферентных, эфферентных и промежуточных нейронов.

9. Двигательная система ствола головного мозга: коры и ядер мозжечка, среднего мозга


ВТОРАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Физиология человека и животных

IV курс БО ЗО БГФ

Вопросы контрольных работ

Вариант 1

1. Эндокринная система и ее регуляторные физиологические функции.

Понятие "внутренняя секреция" и "гормон".

2. Химическая структура гормонов и ее связь с функцией.

3. Количество и состав крови. Объем циркулирующей крови и его изменение. Кровопотеря и ее последствия.

4. Центральные аппараты, участвующие в регуляции сердца.

5. Замкнутость сердечно-сосудистой системы у высших организмов. Большой и малый круг кровообращения.

6. Рецепторы органов дыхания, их роль в создании оптимального режима дыхания. Периферические и центральные хеморецепторы, их роль в создании адекватного уровня легочной вентиляции.

7. Клубочковая фильтрация. Состав первичной мочи. Реабсорбция. Механизмы реабсорбции глюкозы и других соединений.

8. Пищеварение в кишечнике. Ферменты кишечных желез. Полостное и пристеночное пищеварение.

9. Физиологические подходы к изучению обмена веществ. Типы обмена: азотистый.

10. Значение изучения терморегуляции для экологической физиологии и практической медицины.

11. Агглютинация эритроцитов. Методы и практическое значение переливания крови.

12. Глаз, его строение и функция. Преломление света в оптических средах глаза.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х книгах. Учебник под ред. А.Д.Ноздрачева. М.1991

Физиология человека. Учебник (под ред. Г.И.Косицкого. М., Медицина, 1985, 500 с.

Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. Учебное пособие, М., Высшая школа, 1979, 312с.

Костюк П.Г. Физиология Центральной нервной системы: Учебное пособие. Киев, Вища школа,1977, 318 с.

Дополнительная

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968. 547 с.

Астратян Э.А. Иван Петрович Павлов: Жизнь, творчество, современное состояние учения. М., Наука, 1981, 438 с.

Бреслав И.С., Глебовский В.Д. Регуляция дыхания. Л., Наука 1981., 280 с.

Катц Б. Нерв, мышца и синапс. М., Мир, 1968, 220 с.

Котляр Б.И., Щульговский В.В. Физиология ЦНС. Изд-во Моск. Университета, 1979, 343 с.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., Изд-во Моск. Университета, 1977, 270 с.

Кудряшов Б.А. Биологические проблемы регуляции жидкого состояния крови и ее свертывание. М., Медицина, 1975, 488 с.

Куффлер С., Никольс Дж. От нейрона к мозгу. М., Мир. 1979, 439 с.

Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., Наука, 1973, 659 с.

Полтырев С.С., Курцин И.Т. Физиология пищеварения: Уч.пос., М., Высшая школа, 1980, 356 с.

Розен В.Б. Основы эндокринологии: Уч. Пос., 2-е изд., переработанная и дополненная, М., Высшая школа, 1980, 356 с.

Удельнов М.Г. Физиология сердца. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1975, 301 с.

Фолков Б., Нил Э. Кровообращение. М., Медицина, 1976, 462 с.

Физиология человека и животных (под ред.А.Б. Когана. М., Мир, 1984)

Основы сенсорной физиологии (под ред. Р. Шмидта. М., Мир, 1984, 267 с.

Батуев А.С. Физиология ВНД. 1991.


.

Похожие:

Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы по опд ф. Рабочей программы по курсу «экология и рациональное природопользование» по специальности: О11600-биология
Формирование у студентов достаточного уровня знаний, позволяющих ему ориентироваться в трактовке современных методологических подходов...
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы по опд ф. «Микробиология с основами вирусологии»
Обязательный минимум содержания образовательной программы по микробиологии с основами вирусологии
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы По опд ф04 “генетика с основами селекции”
Реквизиты разработчика: Рафаилов Адюм Михайлович, доцент каф общей биологии, кандидат биологических наук, выпускник мгу
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы по опд в. 01. «Арктическое материаловедение»
Попов Савва Николаевич, профессор кафедры высокомолекулярных соединений и органической химии Биолого-географического факультета Якутского...
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы
Мордосов Иннокентий Иннокентьевич, профессор кафедры зоологии, доктор биологических наук
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы «Общая химия»для специальности 011600 Биология Выписка из учебного плана: > Выписка из учебного плана
Демонстрационная версия рабочей программы «Общая химия»для специальности 011600 Биология
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы спецкурса для госуниверситетов
О методах изучения жизнедеятельности организма в экстремальных климатических условиях
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» icon1. Выписка из учебного плана: Курс: 2 Семестр: 5 Лекции: 36 ч. Индивидуальные занятия: 4 ч
Демонстрационная версия рабочей программы естественно- научной дисциплины «Хемометрика»
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы по курсу Геоинформационные системы 1
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки эколога-природопользователя по специальности...
Демонстрационная версия рабочей программы по опд. Ф. «Физиология человека и животных» iconДемонстрационная версия рабочей программы
Попова Лилия Ивановна, ст преподаватель кафедры зоологии, выпускница биолого-географического факультета Якутского государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница