Федеральная целевая программа книгоиздания россии




Скачать 12.93 Mb.
НазваниеФедеральная целевая программа книгоиздания россии
страница1/99
Дата04.10.2012
Размер12.93 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   99

Delia Lipszyc

Делия Липцик


Droit d'auteur

et droits voisins

Авторское право

и смежные права


EDITIONS UNESCO

Научно-издательский центр

«Ладомир» Издательство ЮНЕСКО


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ

Перевод с французского Предисловие М. А. Федотова

Автор несет ответственность за отбор и представление фактов,

содержащихся в данной книге, а также за высказанные в ней мнения,

которые не обязательно отражают мнения ЮНЕСКО

и ни к чему не обязывают Организацию.

Используемые в данной публикации обозначения и материалы

в целом не являются отражением какого бы то ни было мнения

ЮНЕСКО относительно юридического статуса любой из стран, территорий,

городов и местностей, в том числе их властей,

а также определения их границ и пределов.

Посвящается Карлосу Альберто Еильяльбе



ISBN UNESCO 92-3-202837-9 ISBN 5-86218-395-7

UNESCO 1997

Русское издание. UNESCO 2002


Предисловие к русскому изданию

Предлагаемая вниманию читателей книга — не просто учебник по авторскому праву и смежным правам. Это — конкретный вклад ЮНЕСКО в формирование глобальной системы защиты прав и законных интересов писателей, композиторов, архитекторов, художников, ученых, режиссеров, артистов — всех тех, чьим творческим трудом по­полняется мировая сокровищница науки, литературы и искусства. Содействуя разви­тию образования в данной сфере через распространение накопленного мировым со­обществом опыта, ЮНЕСКО тем самым стимулирует совершенствование националь­ного законодательства, способствует уважительному отношению к авторским и смеж­ным правам, становлению эффективной практики управления ими и их защиты.

Авторские и смежные права являются одним из важнейших составляющих ин­теллектуальной собственности, распространяясь на научные, литературные, драма­тические, музыкальные, хореографические, фотографические, аудиовизуальные про­изведения, произведения архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, компьютерные программы, банки данных и т. д. И хотя принадлежат они, как пра­вило, частным лицам, но в целом составляют интеллектуальный ресурс своих госу­дарств и творческое наследие всего человечества. Именно творчество является од­ной из главных движущих сил устойчивого развития. Поэтому задача всякого госу­дарства — всемерно поощрять творчество, в частности, посредством эффективной автореко-правовой охраны и параллельного становления и развития индустрии куль­туры, способствующей широкому распространению произведений и обеспечению авторов средствами к существованию. Без этого невозможно формирование интел­лектуального потенциала, а следовательно, устойчивое развитие.

Напротив, недостаточное внимание к защите прав создателей интеллектуаль­ного продукта ведет к значительным убыткам как материального, так морального и политического свойства. По данным Международного альянса интеллектуальной собственности, общие убытки от незаконного использования произведений (пират­ства) в 1998 г. составили более 12 млрд долларов США. Если учесть, что авторские общества, входящие во всемирную конфедерацию CISAC, ежегодно собирают и выплачивают авторам около 25 млрд долларов, то становится понятно, сколь ве­лико соотношение потерь от пиратства и реальных доходов. Вот почему Исполни­тельный Совет ЮНЕСКО по инициативе России и других государств-членов принял ряд решений, посвященных мерам борьбы с этим злом1. Учитывая, что незаконное

1 Решения 144 ЕХ Исполнительного совета ЮНЕСКО 144 ЕХ/36 и 145 ЕХ/19 от 1994 г., итоговые документы Международного коллоквиума ЮНЕСКО «Авторское пра­во и коммуникация в информационном обществе» (Мадрид, 11—14 марта 1996 г.).

Предисловие к русскому изданию

использование произведений, охраняемых авторским правом, нарушает права авто­ров, подрывает творческие усилия по созданию культурных ценностей, мешает ста­новлению и развитию национальной индустрии культуры (издательств, фирм звуко­записи, киноиндустрии и т. д.), ЮНЕСКО признала необходимость принятия коллек­тивных и индивидуальных мер по искоренению этого явления, включая разработку соответствующих рекомендаций, учебных программ, учебников и т. д.

Для ЮНЕСКО в ее программной деятельности в области культуры тематика творчества, авторского права и смежных прав далеко не посторонняя. ЮНЕСКО — как самостоятельно, так и совместно с ВОИС и МОТ — управляет шестью конвен­циями и двумя рекомендациями в данной области. Именно принятая под эгидой ЮНЕСКО Всемирная конвенция об авторском праве позволяет развивающимся странам на льготных условиях использовать охраняемые авторским правом произ­ведения в интересах прогресса науки и образования.

Генеральная конференция ЮНЕСКО на своей 29-й сессии (1997 г.) нацелила организацию на поощрение творческой деятельности, в том числе путем создания ус­ловий, благоприятных для творчества, распространения и охраны произведений, в частности, посредством развития эндогенных отраслей индустрии культуры, пред­полагающих творческую деятельность, охраняемую авторским правом. Она реши­ла, ч го ЮНЕСКО должна и далее содействовать охране авторского права и смежных прав путем оказания поддержки их изучению на университетском уровне, подготовке специалистов по отправлению прав и улучшению информированности специалис­тов и общественности, а также научному осмыслению проблем, возникающих в области авторских и смежных прав в связи с широким использованием новых интер­активных средств2.

Появление новых информационных и коммуникационных технологий револю­ционизировало те естественные процессы старения и обновления, которые вяло протекали в сфере авторского права. В этой ситуации ЮНЕСКО, объединив свои усилия с другими международными организациями, подвигла ученых и практиков на обсуждение вопроса: нужно ли приспособливать авторское право к очередному техническому новшеству или оно само способно адаптироваться к новым реалиям естественным путем — через правоприменительную практику, доктринальные тол­кования и т. д.3 Действительно, адаптационные ресурсы авторского права весьма велики, что подтверждено неизменностью его принципиальных основ на протяже­нии почти целого века. Однако сегодня оно, достаточно статичное по своей приро­де, довольно медленно и дискретно эволюционирующее, сталкивается с ускоряю­щимся развитием технологий, оперирующих в виртуальной реальности.

Сможет ли в этой совершенно новой среде авторское право и дальше сохранять свою природу, или ему на смену должна будет прийти принципиально иная схема правового регулирования? Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. свидетельству­ет о том, что совершенствование международного инструментария протекает пока в традиционном русле. В любом случае, исчезновение правового механизма, стиму­лирующего творчество, имело бы катастрофические последствия для интеллектуаль­ного потенциала нынешнего и будущих поколений.

Но это лишь одна сторона проблемы. Другая — экономические ставки в игре, связанной с нормативным ре!улированием авторских и смежных прав в условиях

2 См.: Документ 29 С/5. Утвержденные Программа и бюджет на 1998—1999 гг.
ЮНЕСКО, 1998.

3 См., напр., итоговые документы Международного коллоквиума ЮНЕСКО «Автор­
ское право и коммуникация в информационном обществе» (Мадрид, 11—14 марта 1996 г.).

Предисловие к русскому изданию

резкого роста их коммерческой ценности. Вот почему так важна сохраняющаяся роль ЮНЕСКО как одного из главных мировых переговорных форумов, на которых формируются и получают признание общие для всех стран нормы и правила игры. В обсуждении данной проблемы в ЮНЕСКО превалируют не коммерческие, а имен­но гуманитарные, творческие соображения, что предопределено специфической уставной целью этой межправительственной организации семьи ООН — достиже­нием интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

Подготовка квалифицированных специалистов в области авторского права является в течение многих лет одним из важных направлений деятельности ЮНЕСКО. Осуществив большое количество мероприятий по подготовке специ­алистов на национальном, региональном и международном уровнях, ЮНЕСКО тем не менее сознает, что эта деятельность, хотя и очень полезная, не изменила ситуацию радикально. Сохраняется острая нехватка, а в некоторых странах пол­ное отсутствие, квалифицированных специалистов для работы во всех инфра­структурах, имеющих отношение к авторским и смежным правам (правитель­ственные учреждения, суды, полиция, таможня, авторские общества, учреждения культуры, юридические фирмы и т. д.).

Опыт свидетельствует, что без таких специалистов даже совершенный закон остается только на бумаге и незаконное присвоение продукта интеллектуальной деятельности продолжает подрывать творческий процесс и эффективное функцио­нирование индустрии культуры. Эта ситуация может быть радикально изменена только тогда, когда все страны начнут на регулярной основе готовить на универси­тетском уровне собственных специалистов по интеллектуальной собственности.

Чтобы привлечь внимание мирового сообщества к этим проблемам, ЮНЕСКО организовала 14—16 сентября 1987 г. в Париже Международный конгресс по во­просам образования и информации в области авторского права. Консультации, про­веденные перед Конгрессом с государствами-членами ЮНЕСКО, показали, что пре­подавание и исследования в области авторского права осуществляются в основном только в индустриально развитых странах, причем число преподавателей и иссле­дователей очень невелико. Ограниченный характер носит и межуниверситетское сотрудничество в этой области.

Стремясь исправить сложившееся неблагоприятное положение, ЮНЕСКО разработала учебный курс по авторскому праву, предназначенный для преподавания этой дисциплины в юридических вузах. Тем самым было положено начало реализа­ции специальной Программы преподавания авторского права в университетах, явив­шейся результатом реализации рекомендаций упомянутого Конгресса. Программой предполагается также и определенная организационная деятельность: создание в учебных заведениях кафедр авторского права, с тем чтобы данная дисциплина ста­ла постоянным элементом обязательного учебного курса юридических факультетов; введение факультативного специализированного курса в аспирантуре; организация ознакомительных учебных курсов для правообладателей и пользователей.

Начиная с 1988 г. ЮНЕСКО организовала совещания со специалистами-препо­давателями права во всех регионах мира с целью адаптации Программы к местным реалиям. В июле 1996 г. такая конференция прошла в Московском государственном университете при участии преподавателей юридических вузов из всех стран СНГ. Текст адаптированной к региональным условиям программы ЮНЕСКО направила министрам высшего образования всех стран региона для использования в юридиче­ских вузах. Был также сформулирован ряд рекомендаций, цель которых — обеспе­чить лучшую адаптацию процесса обучения в области авторского права к условиям высшего образования на постсоветском пространстве.

Едва ли не центральным пунктом Программы стало решение ЮНЕСКО об

10

Предисловие к русскому изданию

издании учебника по авторскому праву и смежным правам, который был бы подго­товлен на основе учебного курса в формате сравнительно-правового исследования. Эту задачу блестяще решила профессор Дэлия Лигтцик (Аргентина), чей труд в пер­воначальном варианте был опубликован на испанском языке в 1993 г. В связи с ос­трой нехваткой литературы по авторскому праву в развивающихся странах учебник составлен с изложением многих подробностей. Он включает не только теоретиче­ские рассуждения, но также большой объем практической информации и междуна­родную библиографию, исключительно полезную для составления специализиро­ванных библиотечных фондов. Кроме того, такой подход к составлению учебника позволит развивающимся странам достаточно быстро решить проблему нехватки преподавателей данной дисциплины, поскольку книга может служить хорошим под­спорьем для освоения авторского права с целью преподавания специалистами смеж­ных отраслей юриспруденции.

Разумеется, читатель должен иметь в виду, что с момента первой публикации учебника авторско-правовые законы Бразилии, Эквадора и ряда других стран бы­ли пересмотрены. В целях актуализации содержащегося в учебнике материала ЮНЕСКО намеревается опубликовать специальное приложение к этому учебнику.

В последние годы ЮНЕСКО приступила к реализации новой стратегии в дан­ной области — созданию в университетах всех регионов мира специализированных кафедр ЮНЕСКО по авторскому праву. В 1998 г. в Москве была учреждена первая подобная структура в регионе Центральной и Восточной Европы и Централь­ной Азии — Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права ин­теллектуальной собственности при Институте международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. Сделаны первые шаги по организации аналогичных кафедр ЮНЕСКО в Республике Беларусь и Узбекистане.

Конечная цель такой стратегии состоит в налаживании сотрудничества по во­просам интеллектуальной собственности между высшими учебными заведениями, исследовательскими центрами, авторскими обществами и иными творческими ас­социациями, а также органами законодательной, исполнительной и судебной вла­стей на субрегиональном, региональном, и в перспективе, и глобальном уровнях. Достижению этой цели должны способствовать учреждение образовательных и ио следовательских программ, организация курсов повышения квалификации для пре­подавателей и специалистов, публикация учебных и научных материалов, участие в разработке проектов законов и международных договоров, сравнительный анализ национальной правоприменительной практики, создание баз данных о нормативных актах, судебных решениях и научных исследованиях.

Важное место в реализации всех этих начинаний призван сыграть учебник по авторскому праву и смежным правам, предлагаемый вниманию читателей.

Михаил Федотов,

Чрезвычайный и полномочный посол

Российской Федерации,

руководитель кафедры ЮНЕСКО

по авторскому праву

и другим отраслям права

интеллектуальной собственности,

доктор юридических наук, профессор


Предисловие

Настоящая работа не является еще одной монографией по авторскому праву (АП) и смежным правам. Она представляет собой фундаментальный вклад в изучение этой дисциплины, который был осуществлен по инициативе ЮНЕСКО видным спе­циалистом в данной области профессором Делией Липцик.

Со времени своего создания ЮНЕСКО, учитывая основополагающее значение этой дисциплины для культурного и экономического развития стран, играла перво­степенную роль в содействии укреплению юридической защиты АП и смежных прав на национальном уровне и в области международных отношений.

Начиная с 1988 г. усилия ЮНЕСКО в большей степени были направлены на развитие преподавания этой дисциплины на университетском уровне. Действитель­но, опыт показал, что в современной жизни недостаточно просто принять закон о защите АП и смежных прав. Необходимы сопутствующие меры, обеспечивающие надлежащие знания об этом специфическом законодательстве, касающемся культур­ной жизни и, в частности, с учетом национальной правовой среды. Для уважения и разумного осуществления прав, признаваемых за авторами и другими обладателя­ми прав, требуется, чтобы адвокаты, судьи и другие юристы, отвечающие за соблю­дение закона, были знакомы со всеми аспектами данной дисциплины. Именно бла­годаря широкому ознакомлению с нормами, регулирующими осуществление АП и смежных прав, страны смогут лучше обеспечить сотрудничество между различными партнерами, участвующими в культурной жизни и мобилизовать их усилия на созда­ние и публикацию произведений, обогащающих культурное наследие.

Программа ЮНЕСКО по содействию преподаванию АП и смежных прав, при­званная внести важный вклад в решение этой задачи, участвует в разработке проек­тов соответствующих программ преподавания, стимулируя открытие учебных ка­федр по этой дисциплине в университетах.

Предлагаемый учебный курс уже приведен в соответствие с правовыми норма­ми, существующими в Латинской Америке, франкоязычной Африке, арабских госу­дарствах, азиатско-тихоокеанском регионе и англоязычной Африке, благодаря вза­имодействию с видными экспертами, представлявшими каждый из этих регионов.

Обновленное французское издание этой работы, которая была первоначально выпущена на испанском языке в 1993 г., стало дополнительным вкладом в эту дея­тельность. Оно отвечает насущной заинтересованности университетов в том, чтобы утверждаемые программы обучения опирались на пособие, обобщающее весь мате­риал, начиная с позитивного права в мире и опыта его осуществления.

Работа профессора Делии Липцик является замечательным вкладом в этой

Предисловие

области, эффективным средством, содействующим преподаванию АП и смежных прав с учетом глобальной перспективы.

В данной работе, составленной в виде учебного пособия, четко и ясно излага­ются многочисленные аспекты этой важной юридической дисциплины в свете раз­личных законодательств во всем мире, соответствующих международных конвенций и текущего анализа на международном уровне с учетом технологического прогресса в отношении форм творчества, публикации и публичного распространения интел­лектуальной продукции. В ней доходчиво и доступно разъясняются юридические понятия, ранее известные только экспертам. В целом это произведение может стать ценным подспорьем для студентов и специалистов в области АП и смежных прав и полезным пособием для деятелей культуры в плане организации их профессиональ­ных взаимоотношений на разумной и справедливой основе.

Благодаря обилию и ясности содержащихся в этой работе сведений, служащих укреплению активных сил создания, производства и распространения культурных ценностей, она несомненно стала классическим произведением в этой области, ко­торое, мы надеемся, будет пользоваться заслуженным успехом у широкой обще­ственности.

Мияагрос дель Коррал, директор отдела книжного дела и авторских прав

ГЛАВА 1 Введение

  1. Определение и содержание авторского права. Место авторского права в ряду прав на ин­
    теллектуальную собственность: авторское право и промышленная собственность
    1.1.1. Понятие и юридическая природа авторского права

  2. История авторского права

  3. Различие правовых концепций авторского права' «copyright» и «droit d'auteur»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   99

Похожие:

Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconУчебное пособие Петрозаводск «Карелия» 2002 Федеральная целевая программа «Культура России»
Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconР. Докинз Перевод с английского Н. О. Фоминой
Редакция литературы по биологии Федеральная целевая программа книгоиздания России
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию
...
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: Доктора психологических наук М. Ю. Кондратьев (Психологический институт рао), А. Л. Реан
З-62 Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд второе, доп., испр и перераб. —М.: Издательская корпора­ция «Логос», 1999....
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconКомпьютерные технологии в науке и образовании история информатики и информатизации. Развитие информатизации в России Федеральная целевая
Развитие информатизации в России (Федеральная целевая программа «Электронная Россия»)
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кафедра педагогики ргпу им. А. И. Герцена; Институт общего образования Минобразования России; Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
С 41 Социальная экология: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 280 с
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconУчебник для студ сред пед учеб заведе­ний удк 159. 9 (075. 32) Ббк 883 я 723 Д79 Федеральная целевая программа книгоиздания России Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»
Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconФедеральная целевая программа книгоиздания России Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы
Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей»
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconФедеральная целевая программа
Постановление Правительства РФ от 03. 03. 2012 n 186"О федеральной целевой программе "Культура России (2012 2018 годы)"
Федеральная целевая программа книгоиздания россии iconО. В. Трошкин Содержаниекурс а
Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» 2009-2013 гг., направление "Математика",...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница