Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист»




Скачать 261.41 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист»
страница1/3
Дата04.10.2012
Размер261.41 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова города Буинска Республики Татарстан»


Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса


«Юный лингвист»


Выполнила


Сунгатуллина А.Ф.,


учитель русского


языка и литературы


II квалификационной


категории


2009


Пояснительная записка


Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.


В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классы).


Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.


К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.


Данный элективный курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Курс является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в области языкознания, нацелен на поддержание навыков правописания, на расширение знаний учащихся об истории языка, о функционировании слова в речи.


Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов(дефисные, слитные, раздельные написания) и принцип написания отдельных частей слов( правописание корней, суффиксов, окончаний).Учебный материал сопровождается заданиями,направленными на совершенствование письменной речи учащихся.При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется этимологии слова (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем( корней, суффиксов, окончаний).


Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.


Данный элективный курс ставит перед собой следующие цели:


1.Образовательные: восстановление и закрепление знаний , полученных в 5-7 классах, обобщение и

систематизация знаний учащихся о различных разделах

языкознания(фонетике,лексике,словообразованию,морфологии,синтаксису),углубление

знаний о лингвистике как о науке,функционально-стилистической системе русского

языка,применение полученных знаний и умений на практике;

2.Развивающие: развитие познавательной активности,творческих способностей,связной речи

учащихся,расширение словарного запаса, совершенствование навыков устной и

письменной речи;


3.Воспитательные: повышение речевой культуры учащихся,привитие чувства любви к русскому

языку,воспитание духовно-нравственной личности.


Задачи элективного курса «Юный лингвист»:

-формировать орфографическую грамотность и общую речевую культуру

старшеклассника;

-уметь находить в слове изученную орфограмму, уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова, правильно писать изученные в 5-7 классах слова с непроверяемыми орфограммами;

-обобщить и закрепить полученные знания и умения по правописанию и сосредоточить внимание учащихся на употреблении рассматриваемых языковых явлений и фактов как в текстах разных стилей, так и в собственной речи;

-углубить представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и

происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками;

-совершенствовать речевые умения учащихся, практическое владение нормами произношения,

словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста,

владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-

выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

-научить свободно оперировать понятиями на системном уровне;

-анализировать на занятиях результаты тестирования, выясняя причины ошибок.


При изучении данного элективного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями , задачами, спецификой предлагаемого языкового материала. Целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:


- проблемное изложение теоретического материала;

- мыслительная деятельность по выбору и аргументации альтернативных решений;

- поисковая и частично-поисковая работа учащихся на практических занятиях;

- метод устного контроля и самоконтроля (устного и письменного);

- иллюстративно-объяснительный метод на лекционных занятиях.


Формы деятельности:


  1. индивидуально-ориентированная;

  2. групповая;

  3. фронтальная.



Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие методические приемы:

- лекции;

- обобщающие беседы;

-семинары;

- практикумы;

- консультации;

-презентации;

-составление таблиц, памяток;

-игры;

- анализ тестовых заданий, диктантов;

- лингвистический(фонетический,словообразовательный,синтаксический)разбор;

- творческая работа;

- компьютерное тестирование.


Ожидаемые результаты обучения и развития детей по данной программе.


После окончания элективного курса учащиеся должны уметь :


- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой

деятельности;

- проводить фонетический, лексический, орфографический анализ слова;

- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных

орфоэпических,лексических,морфологических,синтаксических норм русского

литературного языка,письменные высказывания с точки зрения языкового

оформления,эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- определять принадлежность слова к

определенной части речи по его грамматическим признакам, определять

основные способы образования слов;

- объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;

- применять знания по фонетике,лексике,морфемике,словообразованию,морфологии и синтаксису в

практике правописания;

- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое

богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами

литературного языка.


Элективный курс «Юный лингвист» составлен в соответствии с концепцией предпрофильного обучения и направлен на углубленное изучение русского языка. Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов учащихся 9 класса, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания учащихся о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.

Изучение курса способствует воспитанию у учащихся любви и интереса к родному языку, к истории и культуре родного края, освоению традиционных ценностей русского народа, заложенных в языке.

Элективный курс дополняет содержание школьного курса русского языка. Реализация данной программы позволяет успешно решать общеучебные и предметные задачи, среди которых в качестве наиболее значимых можно выделить следующие: овладение нормами русского литературного языка, в том числе и навыками грамотного письма; формирование умений и навыков изложения мыслей в письменной и устной форме.

Программа рассчитана на 34 часа (17 часов при объединении тем).


Форма оценки.


Ученик получает «Зачет» при условии выполнения не менее трех работ в форме теста, представляющего материалы Единого государственного экзамена( задания А и В), приближенного к реальным экзаменационным заданиям.


Календарно-тематический план





Виды орфограмм

Тема занятий

Дата проведения

1(1)

Орфография

Принципы русской орфографии. Части речи в русском языке




2




Состав слова. Части речи, их синтаксическая роль




3(2)

Орфограммы в корнях слов

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением




4




Гласные, не проверяемые ударением




5(3)




Чередующиеся гласные в корне слова




6(4)




О,Ё после шипящих в корне слова




7




Правописание согласных в корнях слов




8(5)

Правописание приставок

Правописание приставок, не изменяющихся на письме





9




Правописание приставок, изменяющихся на письме. Приставки на –З, -С




10(6)




Правописание приставок, зависящих от значения. Приставки ПРЕ-, ПРИ-




11




Правописание на стыке приставки и корня. Ы, И после приставок




12(7)

Орфограммы в суффиксах

О, Ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. Суффиксы –ЕК (-ИК)




13




Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К-, -СК-




14(8)




Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных




15




Правописание Н и НН в суффиксах причастий




16(9)




Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА-(-ЕВА-), –ИВА-(-ЫВА)




17




Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий




18




Правописание суффиксов наречий. Правописание Н и НН в суффиксах наречий




19(10)

Орфограммы в окончаниях

Правописание Е и И в окончаниях существительных




20




О, Ё после шипящих в окончаниях слов




21




Падежные и родовые окончания




22




Правописание личных окончаний глаголов




23(11)

Правописание сложных слов

Соединительные гласные в сложных словах




24




Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных




25(12)

Правописание предлогов

Правописание производных и непроизводных предлогов




26




Слитное и раздельное написание предлогов




27(13)

Правописание союзов

Слитное и раздельное написание союзов




28(14)

Правописание частиц

Различение частиц НЕ и НИ




29




Слитное и раздельное написание частицы НЕ




30




Правописание частицы НИ




31(15)




Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи




32(16)

Правописание слов с Ъ И Ь

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных; разделительные Ъ и Ь; Ь правописание Ь на конце слов после шипящих




33

Перенос слов

Правила переноса слов




34(17)




Итоговая работа (тестирование)





  1   2   3

Похожие:

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconЭлективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Этот пестрый, многообразный мир» предназначена для учащихся 9 класса
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconПрограмма элективного курса по технологии для 7 класса в рамках предпрофильной подготовки Название
Программа элективного курса «Домашние обереги в русской культуре. Технологии изготовления» предназначена для учащихся 7 класса
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconПрограмма межпредметного элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconПрограмма тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество»
Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconПрограмма элективного курса «Процентомания» для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса
Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconПрограмма межпредметного элективного курса для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconАвторская программа элективного курса
Программа элективного курса в 9 классе «Наш край» разработана в соответствии с требованиями предпрофильной подготовки учащихся 9...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconПояснительная записка Программа элективного курса «Юный исследователь экранного искусства»
Программа элективного курса «Юный исследователь экранного искусства» предназначена для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ,...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса «Юный лингвист» iconТайны живой природы
Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся по биологии (9 класс)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница