Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История»




Скачать 250.42 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История»
страница1/3
Дата04.10.2012
Размер250.42 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3
Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории


Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории»


для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Автор программы:


Смилянская Е.Б. д-р ист. н., проф.


Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

«__»____________2012 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский


Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2012 г.

Председатель Н.А. Проскурякова


Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2012



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (первый год обучения) являются:

    • Овладение первичными навыками академической работы и научной деятельности;

    • Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения;

    • Знакомство с основными принципами научной этики;

    • Овладение навыками конспектирования лекций и научной литературы;

    • Овладение навыками работы с образовательными сайтами университетов, сайтами библиотек и научных учреждений;

    • Овладение навыками библиографического описания; правилами цитирования;

    • Знакомство с жанрами исторического письма;

    • Освоение технологии работы с научной литературой.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать жанры исторического письма, правила цитирования, оформления библиографических ссылок

    • Понимать значение научной этики в академической деятельности и для поддержании корпоративных отношений

    • Различать жанры исторического письма, составлять библиографические описания, осуществлять поиск библиографической информации

    • Обрести навыки конспектирования и реферирования научной литературы


В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формиро-

ванию и развитию компе-

тенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторического исследования; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию



ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Дает определение жанров исторического письма, обосновывает методологию, выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности

Семинарские и практические занятия, дискуссии, написание реферата




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин вариативной части.

Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы

  • Понимать термины и категории исторической науки

  • Умение работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.


  1. Тематический план учебной дисциплины

«Исследовательский семинар: Изучение человека в истории»




Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел


Всего часов

Семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

История человека как предмет междисциплинарных исследований.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

8

4

4

2

Историческая антропология – ведущее направление исследования человека в истории.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

12

6

6

3.

Личность в истории: персональная история и историческая психология




18

8

10

4

Индивид как часть сообщества, «индивидульное» и «массовое» в культуре социума

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

20

8

12

5

Изучение микросоциума и повседневной жизни человека прошлого

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

30

10

20

6

Исследовательский проект по изучению «частного человека» в истории: подведение итогов, представление студенческих работ

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

20

8

12





Итого:





108


44


64




  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Реферат




КПИ




Промежуточный

Доклад




КПИ




Итоговый

Экзамен




КПИ







    1. Критерии оценки знаний, навыков

Реферат – письменная работа, содержащая изложение содержания опубликованного научного исследования либо же современного состояния определенного научного вопроса и демонстрирующая владение студентом первичными навыками реферирования научной литературы.

Доклад самостоятельное научное исследование, выполненное на основе анализа исторического источника, представленное в письменном виде в соответствии с правилами оформления научных публикаций.

Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, понимание значения исторического источника в изучении прошлого; знание особенностей разных видов исторических источников, умение работать с научной литературой, способность ориентироваться в проблематике исторического изучения политических церемоний и ритуалов.



  1. Содержание дисциплины

Раздел 1. История человека как предмет междисциплинарных исследований

Тема 1. Что дают междисциплинарные подходы в истории

Междисциплинарность как основной принцип обновления гуманитарного знания. Расширение проблематики исторических исследований во второй половине XX – нач. XXI в. на базе освоения достижений других социальных наук (прежде всего этнологии, филологии, демографии, религиоведения, психологии). Влияние социальной антропологии К.Леви Стросса. Культурная антропологии и переосмысление проблем истории и культуры человечества. Интерпретативная антропология К. Гирца. «Лингвистический поворот» – интерес к истории «смыслов» и категорий культуры. Анализ морфологии понятия во времени. Энциклопедии и словари исторических категорий.


Тема 2. Мастерская историка-1: как не утонуть в море научной литературы. Библиографический поиск и библиографические описания.

Что такое библиография. Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Карточные и электронные библиотечные каталоги. Электронные базы данных периодики. Карточные и электронные библиотечные каталоги. Электронные базы данных. Библиографические справочники по историческим наукам. Биобиблиографические справочники. Методика работы со справочной литературой. Правила и методика составления библиографии по теме. ГОСТ 71-2003 http://www.bookresearch.ru/gost712003.htm

Ресурсы Интернета. Каталоги крупнейших библиотек. Сводные библиотечные каталоги. Архивы в Сети: справочники, описи фондов и комплексы документов. Собрания изображений, кино и фотодокументов, аудиоархивы. On-line словари. Справочники по специальным дисциплинам. Издания источников. Научная периодика.


Раздел 2. Историческая антропология – ведущее направление исследования человека в истории

Тема 3. Становление и тенденции развития исторической антропологии в отечественной и зарубежной историографии

Рождение историко-антропологического направления: признание принципиальных отличий культур минувших эпох, обостренное внимание к символике культуры и повседневной жизни. Становление исторической антропологии (М.Блок, Л.Февр, школа «Анналов»). Оживление интереса к исторической антропологии во Франции, в Англии, США в 1960-1970-е гг. (журналы «Анналы», «Past and Present”, Принстонская школа Н.Земон-Дэвис), в России (работы А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного и др.). Пути «интегративного» анализа прошлого. Спор о предмете исторической антропологии: «история человека в его целостности», изучение «картин мира», история ментальностей. Анализ теоретических работ М.Вовеля, Ж.Ле Гоффа, А.Я.Гуревича и П.Бёрка.

Актуальная проблематика современных историко-антропологических исследований. История изображений (исследования Ж.Баше, Ж.-К.Шмитта, С.И.Лучицкой). История письма и чтения (исследования Р.Дарнтон, Р.Шартье, А.И.Рейтблат, И.Н.Данилевский). История телесности, здоровья и болезней. Гендерные исследования.

Основные направления историко-антропологического изучения России в трудах отечественных и зарубежных ученых (на примере сравнительного анализа британской, американской и российской историографии).


Тема 4. «Оптика» исторического исследования: история «сверху» и история снизу

Две оптические перспективы исторического исследования: история «сверху» и история «снизу». Противопоставление и сравнение в исследовании прошлого: плодотворность сравнительного изучения свидетельств «героев» и «людей из толпы», «ученых» описаний и «народных» рассказов для углубленного понимания исторического прошлого. Опыт изучения дихотомий в мировой историографии (элитарное – народное, ученое – профанное, языческое – христианское, праздничное – будничное, духовное – телесное и др.) его критическое осмысление. Опасности на пути исследователя бинарных оппозиций.


Тема 5. Мастерская историка-2: Обоснование актуальности и избрание методологии конкретного исторического исследования

Возможности изучения многообразия сфер жизнедеятельности человека в истории. Причины и особенности подъемов и спадов исследовательского интереса к тем или иным историческим проблемам. Выбор темы исторического исследования и инструментов ее содержательного анализа. Обоснование актуальности и избрание методологии исторического исследования.

Источники историко-антропологических исследований и понятие источниковедческой критики. Исторический архив: архивный поиск, новое прочтение известных источников и введение новых источников в научный оборот. Материальные памятники прошлого и изобразительные источники в работе историка.

Полевые этнологические, археологические и археографические исследования: расширение баз данных для исторической антропологии.


Раздел 3. Личность в истории: персональная история и историческая психология.

Тема 6. Новые подходы к изучению исторической биографии и автобиографии.

«Реконструкция исторической личности в историко-культурном контексте эпохи» (Ж. Ле Гофф): цели и задачи современной персональной истории.

Источниковедение персональной истории (биографический и автобиографический нарратив, источники личного происхождения, документальные данные, визуальные источники и проч.). «Устная история» и задачи собирания и изучения устного автобиографического повествования. Информационные ресурсы историко-биографических исследований: справочный аппарат.

Сравнительный анализ исторических биографий (например, Ж. Ле Гофф. Людовик Святой (русский перевод: 2003 г.) и А.М.Песков. Павел I).


  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»  для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Технология исторического исследования» Часть для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»  для направления 030600. 68 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Общая и историческая география» для направления 030600. 62 «История» (бакалавриат)
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Специальные исторические дисциплины» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Изучение человека в истории» для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История правовых и политических учений» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница