Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования




НазваниеУниверситетский образовательный стандарт высшего профессионального образования
страница1/12
Дата04.10.2012
Размер1.12 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство образования Российской Федерации

Тамбовский государственный университет

Имени Г.Р. Державина


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


052400 «ДИЗАЙН»


Квалификации: 01. Дизайнер (графический дизайн)


03. Дизайнер (дизайн костюма)

04. Дизайнер (дизайн среды)


Тамбов 2003


УТВЕРЖДАЮ

Ректор ТГУ им. Г.Р. Державина

________________ В.М. Юрьев

________________ 200 __ г.


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Требования

к минимуму содержания и уровня подготовки

Выпускника по специальности


052400 «ДИЗАЙН»



УТВЕРЖДЕН

На Ученом совете

Академии управления и сервиса

20 сентября 2003 г., пр.№1

Вводится в качестве

Университетского стандарта

с даты утверждения



Тамбов 2003


1. Общая характеристика специальности

052400 «Дизайн» и уровня подготовки

дизайнера

1.1. Университетский образовательный стандарт составлен на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 052400 «Дизайн», утвержденного 14 марта 2003 г.

12. Нормативная деятельность обучения по специальности при очной форме обучения – 6 лет. Квалификации: дизайнер (графический дизайн); дизайнер (дизайн одежды); дизайнер (дизайн среды). Специальность «Дизайн». Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности по специальности 052400 «Дизайн».

1.3.1. Область профессиональной деятельности.

В соответствии с подготовкой дизайнер может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалистов с квалификациями “Дизайнер (графический дизайн)”, “Дизайнер (дизайн костюма)” являются образцы промышленной продукции, среди которых: различные виды полиграфических изданий, средств транспорта и предметов культурно-бытового назначения, эстетические качества и конкурентоспособность которых обеспечиваются процессом дизайн-проектирования, направленным на создание новых образцов промышленной продукции, с помощью анализа основных закономерностей развития дизайна в теоретических, исторических, культурных, инженерно-технических, творческих и других аспектах.

Для специалиста с квалификацией “Дизайнер (дизайн среды)” объектами проектной и практической деятельности являются предметно-пространственные комплексы, внутренние пространства зданий и сооружений, открытые городские пространства и парковые ансамбли, предметные, ландшафтные и декоративные формы и комплексы их оборудования и оснащения.

Дизайн среды представляет собой процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека.


1.3.3. Виды профессиональной деятельности:

В соответствии с подготовкой дизайнер может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.

1.4. Возможности продолжения образования выпускников с квалификациями 01.Дизайнер (графический дизайн), 03.Дизайнер (дизайн одежды), 04.Дизайнер (дизайн среды), освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052400 Дизайн.

Специалист подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


2. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 052400 Дизайн

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.

В области гуманитарного и социально-экономического знания:

  • выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

По общепрофессиональным дисциплинам:

  • ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

  • обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

  • понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

  • владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.

По специальным дисциплинам:

  • обладать теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми дизайнеру;

  • уметь анализировать произведения в различных видах дизайна;

  • обладать знаниями методов организации творческого процесса дизайнеров;

  • иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности дизайнера;

  • иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

  • иметь навыки научно-исследовательской деятельности в области искусства дизайна.




Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1808

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1271

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Программа: специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.

Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Требования: специалист должен знать лексико-грамматический материал, владеть различными видами речевой деятельности и формами речи, уметь реферировать и аннотировать научную литературу и делать научно-технический перевод. специалист должен знать лексико-грамматический материал, владеть различными видами речевой деятельности и формами речи, уметь реферировать и аннотировать научную литературу и делать научно-технический перевод.

Основная литература:

  1. Зайцева Л.А. Английский язык в рекламе: учеб. пособие. – М.: Флинта: МПСИ. 2006. – 112 с.

  2. Мэрфи Р. Практическая грамматика английского языка. Кэмбридж, 2005.

  3. Пароятникова А.Д., Полевая М.Ю. Английский язык для гуманитарных вузов: Учебник. – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 1998. – 367 с.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Программа: физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Основная литература:

  1. Ульянов В.И. Методические основы профессиональной направленности физического воспитания будущих учителей. – пятигорск: ФиС, 1996.

2.Худякова В.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов педвузов/ методические рекомендации для преподавателей и студентов вузов. – Тамбов, 1996.

376

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Программа: сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХП вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХШ-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.

Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80 гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Требования: специалист должен знать основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей, иметь представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии, уметь выражать и обосновать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

Основная литература:

  1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 1997.

  2. Алексеев В.П. Возникновение человека и общества. Первобытное общество: основные проблемы развития. М., 1959.

  3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. Брянск, 1995.

  4. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

  5. Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства. М., 1971.

Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги. М., 1986

108

ГСЭ.Ф.04

Философия

Программа: предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Требования: специалист должен знать и иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношений истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Основная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А. В. Философия. М., 1996.

2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993.

3. Введение в философию. М., 1989.

4. История философии в кратком изложении. М., 1991.

108
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconУниверситетский образовательный стандарт высшего профессионального образования
Михайлова Е. М., к п н. Котова Н. А., к п н. Родин О. П., к п н. Забавникова Т. Ю., к ф м н. Жуликов С. Е., к т н. Зауголков И. А.,...
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconУниверситетский образовательный стандарт высшего профессионального образования
Михайлова Е. М., к п н. Котова Н. А., к п н. Родин О. П., к п н. Забавникова Т. Ю., к ф м н. Жуликов С. Е., к т н. Зауголков И. А.,...
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconУниверситетский образовательный стандарт высшего профессионального образования требования
О. В., Федоров В. А., Ползунов Н. И., Сертакова И. И., Шаронова А. А., Рябых В. Н., Мукин С. В., Золотухина В. М., Жуков Д. С., Медведева...
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки
Сос впо –собственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Государственный образовательный стандарт по специальностям 121000 «Конструирование и производство изделий из композиционных материалов»,...
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования гоу «Улгпу им. И. Н. Ульянова»
Гос впо — Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт
Разработан кафедрой технологии автоматизированных производств Атгту им. И. И. Ползунова
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт по данной дисциплине : Государственный образовательный стандарт по специальности «Международные отношения»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 161400 Интегрированные системы летательных аппаратов (квалификация (степень) «специалист»
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (фгос впо) представляет собой...
Университетский образовательный стандарт высшего профессионального образования iconФедеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образ ования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница